Мастер-класс ИЗО с использованием ИКТ на тему: «Золотая Хохлома»
Цели:
1. Знакомство с художественной росписью по дереву мастеров из Хохломы: виды узоров и способы нанесения.
2. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию.
3. Воспитывать интерес к традициям, к творчеству народных мастеров.
Задачи:
а) научить детей выполнять орнамент в круге, в полосе, правильно составлять композицию, усвоить основные виды хохломского орнамента "травка", "под фон", "кудрина";
б) развивать чувство гармонии, чувство материала, цветовой и линейный ритм.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Оборудование:
а) для учителя: компьютерный класс или мультимедийный проектор, таблица с элементами травного орнамента, таблицы "Травный" орнамент; работы учащихся; наборы хохломской посуды, мел, классная доска;
б) для ученика: таблица "Травный" орнамент, краски гуашевые, кисти беличьи, учебные принадлежности.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
Проверить готовность к занятию, наличие необходимых принадлежностей: кисти, гуашь, вода.
II. Подготовительный момент (повторение)
Здравствуйте, уважаемые гости!
Мы рады приветствовать Вас
Мы пригласили Вас на мастер-класс, который называется «Золотая хохлома».
В сказочную песню просится она.
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней… НАША ХОХЛОМА!
Велика Россия наша…
И талантлив наш народ…
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет…
Издавна русский народ славился своими традициями и промыслами. Эти изделия ярки и красочны, словно пронизаны солнцем.
Расписывали посуду кистью по золотому (желтому) фону. Эту посуду знают во всем мире.

А какие цвета художники используют в хохломской росписи?
Ученики: Красный, черный, золотой.
Учитель: Да, три основных цвета и дополнительно к ним желтый и зеленый.
Приготовьте свое рабочее место, откройте краски. Правильно возьмите кисть, макните ее в воду, на палитре проверьте, чтобы краска была не очень густая, но и не очень жидкая, если необходимо промакните кисть о тряпочку. Положите перед собой белы лист бумаги, мы попробуем написать элементы хохломской росписи.
Мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, напоминающими стебли трав. У каждой травинки есть свое название. (Показываю таблицу с элементами травного орнамента.)

Учитель: Самые маленькие и тонкие травинки называются – "Осочки". "Травинки" рисуем сверху вниз без нажима. Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это "Капельки", "Завитки" – это то же, что и "Усики" только уже с нажимом на кисть. Все элемента орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке). В орнаменте ритмично чередуются "Травинки", "Осочки", "Усики", "Ягодки", веточки рябины, крупные листья.

Учитель: Посмотрите внимательно на таблицу, как поэтапно рисуется "Травный" орнамент. Все элементы орнамента располагаются на основном "Завитке" (или стебле, веточке). Плавной линией начинаем вести "Усик" слева направо, закругляем, второй "Усик" ведем так же неотрывно, и кончик снова закругляем, и т.д.

Учитель: В орнаменте ритмично чередуются "Травинки", "Завитки" и "Кустики".


Давайте еще раз внимательно посмотрим на хохломскую роспись. Вы будете смотреть, а я с доброй помощью мастеров Хохломы, их мудрых советов постараюсь помочь вам проникнуть в таинство рождения прекрасной росписи и вооружимся приемами работы. Сами мастера говорили: "Учись у стариков, да у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество!"
Презентация «РУССКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ – ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ». (Просмотр презентации)
Учитель: Согласны ли вы с этими мудрыми словами? А если согласны, то и за работу пора приниматься!
IV. Самостоятельная работа
Выбирайте, какой из видов хохломы вам больше приглянулся. Можете наметить сначала карандашом, а потом, не забывая смотреть на таблицу, выполняем элементы, составляя свою композицию. С работ и изделий не срисовываем и создаем свою композицию. Все, приступаем, не забываем про основные цвета, используемые в Хохломе.
Во время самостоятельной работы проводим индивидуальную работу.
V. Итог урока
Учитель: Подводим итог занятия, сравниваем, что сделали за отведенное время, оцениваем по следующим критериям: а) целостность композиции; б) выразительность исполнения цвета, рисунка, объема; в) умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль; г) декоративность композиции; д) аккуратность исполнения. Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям отмечаем вместе с ребятами.
…Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские.
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные!..
Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Виктор Боков