СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер класса: Познакомить учителей с приемами словарной работы на любых предметных уроках 

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс по русскому языку»

МАСТЕР-класс. СЛОВО – КЛЮЧ, КОТОРЫМ ОТКРЫВАЮТСЯ СЕРДЦА .

МАСТЕР-класс.

СЛОВО – КЛЮЧ, КОТОРЫМ ОТКРЫВАЮТСЯ СЕРДЦА .

СЛОВАРНАЯ работа строится на следующих принципах:  1. СЛОВО ЕСТЬ ОТНОШЕНИЕ;    2. МОЗГОВАЯ ТРЕНИРОВКА;  3 ПРИНЦИП ИГРЫ;  4. ОБУЧЕНИЕ НОРМЕ.

СЛОВАРНАЯ работа строится на следующих принципах:

    1. СЛОВО ЕСТЬ ОТНОШЕНИЕ;

    2. МОЗГОВАЯ ТРЕНИРОВКА;

    3 ПРИНЦИП ИГРЫ;

    4. ОБУЧЕНИЕ НОРМЕ.

    СЛОВА-СИНОНИМЫ:  РЕКА, ОЗЕРО, РОДНИК- это тематическая группа слов.   ВОДОПРОВОД – может входить в эту тематическую группу?   АКВЕДУК – мост, по которому течёт  вода для жителей города .  КАНАЛ, АРЫК – искусственные источ-  ники воды.   РЕКА, ОЗЕРО, РОДНИК- это тематическая группа слов.   ВОДОПРОВОД – может входить в эту тематическую группу?   АКВЕДУК – мост, по которому течёт  вода для жителей города .  КАНАЛ, АРЫК – искусственные источ-  ники воды.   РЕКА, ОЗЕРО, РОДНИК- это тематическая группа слов.   ВОДОПРОВОД – может входить в эту тематическую группу?   АКВЕДУК – мост, по которому течёт  вода для жителей города .  КАНАЛ, АРЫК – искусственные источ-  ники воды.   РЕКА, ОЗЕРО, РОДНИК- это тематическая группа слов.   ВОДОПРОВОД – может входить в эту тематическую группу?   АКВЕДУК – мост, по которому течёт  вода для жителей города .  КАНАЛ, АРЫК – искусственные источ-  ники воды.

    СЛОВА-СИНОНИМЫ:

    РЕКА, ОЗЕРО, РОДНИК- это тематическая группа слов.

    ВОДОПРОВОД – может входить в эту тематическую группу?

    АКВЕДУК – мост, по которому течёт

    вода для жителей города .

    КАНАЛ, АРЫК – искусственные источ-

    ники воды.

    • РЕКА, ОЗЕРО, РОДНИК- это тематическая группа слов. ВОДОПРОВОД – может входить в эту тематическую группу? АКВЕДУК – мост, по которому течёт вода для жителей города . КАНАЛ, АРЫК – искусственные источ- ники воды.
    • РЕКА, ОЗЕРО, РОДНИК- это тематическая группа слов. ВОДОПРОВОД – может входить в эту тематическую группу? АКВЕДУК – мост, по которому течёт вода для жителей города . КАНАЛ, АРЫК – искусственные источ- ники воды.
    • РЕКА, ОЗЕРО, РОДНИК- это тематическая группа слов. ВОДОПРОВОД – может входить в эту тематическую группу? АКВЕДУК – мост, по которому течёт вода для жителей города . КАНАЛ, АРЫК – искусственные источ- ники воды.
    СЛОВО  А Р Б У З. В какие тематические отношения может входить со словами? Земля, горошина, апельсин? Пирожное, конфеты… Изумруд, папоротник,зелёнка…  «ГЕРБАРИЙ». С удивленьем гляжу на гербарий: Медуница с иваном-да-марьей, Грустный ландыш с весёлою кашкой И фиалка с высокой ромашкой, Мать–и–мачеха с чертополохом, Лук гусиный с мышиным горохом На одной расцвели опушке И не знали они друг о дружке. Дождь осенний за окнами хлынул. Я сухие растения вынул, Положил на листы полукругом И цветы познакомил друг с другом.  (Берестов). Задание: Найти слова одной тематической группы. Работа с тематическими группами важна для того, чтобы понять, что язык-это отношение.

    СЛОВО А Р Б У З.

    • В какие тематические отношения может входить со словами?
    • Земля, горошина, апельсин?
    • Пирожное, конфеты…
    • Изумруд, папоротник,зелёнка…
    • «ГЕРБАРИЙ».
    • С удивленьем гляжу на гербарий:
    • Медуница с иваном-да-марьей,
    • Грустный ландыш с весёлою кашкой
    • И фиалка с высокой ромашкой,
    • Мать–и–мачеха с чертополохом,
    • Лук гусиный с мышиным горохом
    • На одной расцвели опушке
    • И не знали они друг о дружке.
    • Дождь осенний за окнами хлынул.
    • Я сухие растения вынул,
    • Положил на листы полукругом
    • И цветы познакомил друг с другом.
    • (Берестов).
    • Задание: Найти слова одной тематической группы.
    • Работа с тематическими группами важна для того, чтобы понять, что язык-это
    • отношение.
    ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ ИЛИ ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ. Данные слова лучше изучать парами. Их необходимо ввести в словосочетание,чтобы увидеть разницу между ними.  НЕ всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки, Смысл запрятан в серединке, Сходным лицам вопреки Мы по смыслу – далеки.  Абонент - абонемент Адресат—адресант Дипломат –дипломант Контингент – континент Признание – признательность Факт – фактор Экскаватор – эскалатор Преемник – приёмник Таблица – табло Эффективность - эффектность

    ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ ИЛИ ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ.

    • Данные слова лучше изучать парами.
    • Их необходимо ввести в словосочетание,чтобы увидеть
    • разницу между ними.
    • НЕ всегда нужна поспешность,
    • Ты до смысла доберись.
    • Наподобие начинки,
    • Смысл запрятан в серединке,
    • Сходным лицам вопреки
    • Мы по смыслу – далеки.
    • Абонент - абонемент
    • Адресат—адресант
    • Дипломат –дипломант
    • Контингент – континент
    • Признание – признательность
    • Факт – фактор
    • Экскаватор – эскалатор
    • Преемник – приёмник
    • Таблица – табло
    • Эффективность - эффектность
    МОЗГОВАЯ АТАКА.  Начинаем с разминки.  - Превратите муху в слона, потом слона- в клопа.  Дрожжи, аттракцион, кросс, агрессия, искусство, жжённый, аттестат, миллион, параллельный, вожжи, идиллия, эффект, диссертация, оперетта, коэффициент, миссионер, гроссмейстер, процесс, шоссе,балл, иллюминация, параллельный, холл,  территория, баррикады, корректный, терраса, эффективный. Запишите по памяти 7 слов.

    МОЗГОВАЯ АТАКА. Начинаем с разминки. - Превратите муху в слона, потом слона- в клопа.

    Дрожжи, аттракцион, кросс, агрессия, искусство, жжённый, аттестат, миллион, параллельный, вожжи, идиллия, эффект, диссертация, оперетта, коэффициент, миссионер, гроссмейстер, процесс, шоссе,балл, иллюминация, параллельный, холл,

    территория, баррикады, корректный, терраса, эффективный.

    • Запишите по памяти 7 слов.
    Отбор по одинаковому написанию  или по смыслу .    Процесс, агрессия, миссионер, искусство, кросс, шоссе, диссертация.  Шоссе, холл, оперетта, иллюминация, терраса, искусство, идиллия.  Ещё запишите 3 слова (любые). А теперь продиктуйте записанные вами слова соседу по парте.

    Отбор по одинаковому написанию или по смыслу .

    Процесс, агрессия, миссионер,

    • искусство, кросс, шоссе, диссертация.
    • Шоссе, холл, оперетта, иллюминация,
    • терраса, искусство, идиллия.
    • Ещё запишите 3 слова (любые).
    • А теперь продиктуйте записанные вами
    • слова соседу по парте.
     УСВОЕНИЕ СЛОВ  через ИГРУ . Математика. Назовите слова, в состав которых входят числительные. Три-умфальная, Пяти-горск, Три-фон, сорок-а, семь-я, две-рь, шести-гранник, один-очество… Ботаника «ОТГАДАЙ-КА». Назовите имена людей, совпадающие с названиями цветов или растений. Лилия, Нарцисс, Василёк, Ромашка, Роза, Липа, Анютины глазки, Виолетта (лат. Фиалка).

    УСВОЕНИЕ СЛОВ через ИГРУ .

    • Математика.
    • Назовите слова, в состав которых входят
    • числительные.
    • Три-умфальная, Пяти-горск, Три-фон,
    • сорок-а, семь-я, две-рь, шести-гранник,
    • один-очество…
    • Ботаника «ОТГАДАЙ-КА».
    • Назовите имена людей, совпадающие с названиями цветов или растений.
    • Лилия, Нарцисс, Василёк, Ромашка, Роза, Липа,
    • Анютины глазки, Виолетта (лат. Фиалка).
    Игра «ВОПРОШАЙКА». Слово ГЛАДИАТОР. -Что оно обозначает? -От каких слов образовано? (гладить или  гладиолус). -Когда появилось в языке? -Из какого языка заимствовано? -Есть ли что-то общее со словом гладиолус?

    Игра «ВОПРОШАЙКА».

    Слово ГЛАДИАТОР.

    -Что оно обозначает?

    -От каких слов образовано? (гладить или

    гладиолус).

    -Когда появилось в языке?

    -Из какого языка заимствовано?

    -Есть ли что-то общее со словом гладиолус?

    АССОЦИАТИВНЫЕ РЯДЫ Циркуль, инцидент, абстракция, цикорий,  Циркуль, инцидент, абстракция, цикорий,   бацилла, цикл, агитация, цитрусовый,  геноцид, цианистый, циркуляция, очарование, дистанция, гербицид, щупальцы, артикуляция… -Составьте ассоциативные ряды. -Достройте слова. … сутствовать, …лючение,…влекательный, …способление, …ятель, …вычка.

    АССОЦИАТИВНЫЕ РЯДЫ

    Циркуль, инцидент, абстракция, цикорий,

    • Циркуль, инцидент, абстракция, цикорий,

    бацилла, цикл, агитация, цитрусовый,

    геноцид, цианистый, циркуляция, очарование, дистанция, гербицид, щупальцы, артикуляция…

    -Составьте ассоциативные ряды.

    -Достройте слова.

    … сутствовать, …лючение,…влекательный, …способление, …ятель, …вычка.

    Игра «Найди свою пару». Условия игры: играющий вытаскивает карточку, читает доставшееся ему слово,  откликнуться должен тот, у кого на карточке подходящее слово или определение. Н/р: ПРЕДСТАВИТЬ (фирму, коллекцию)  ПРЕДОСТАВИТЬ (отчёт, слово)  СКРЫТЫЙ (подтекст, интерес)  СКРЫТНЫЙ (человек, характер)

    Игра «Найди свою пару».

    • Условия игры: играющий вытаскивает карточку, читает доставшееся ему слово,

    откликнуться должен тот, у кого на карточке подходящее слово или определение.

    • Н/р: ПРЕДСТАВИТЬ (фирму, коллекцию)
    • ПРЕДОСТАВИТЬ (отчёт, слово)
    • СКРЫТЫЙ (подтекст, интерес)
    • СКРЫТНЫЙ (человек, характер)
    Следуем норме, которая используется во многих языках.   АВИА-птица, АВТО-сам, АКВА-вода, АНТИ-против, АЭРО-воздух, ВИТА-жизнь, ГИПЕР-сверх, ДРОМ-бег, ИНТЕР-между, ОРФО-прямой, МЕДИ-середина, ОКУЛ-глаз, КОНТР-против, МОНО-единый, ТЕКА-хранилище, СКОП-смотреть, ПРО- впереди, ПОЛИ-много, ЦИКЛ-круг,ЭКС-вне, ЛОГ-слово,ПОРТ-носить…

    Следуем норме, которая используется во многих языках.

    • АВИА-птица, АВТО-сам, АКВА-вода,
    • АНТИ-против, АЭРО-воздух, ВИТА-жизнь,
    • ГИПЕР-сверх, ДРОМ-бег, ИНТЕР-между,
    • ОРФО-прямой, МЕДИ-середина, ОКУЛ-глаз, КОНТР-против, МОНО-единый,
    • ТЕКА-хранилище, СКОП-смотреть, ПРО-
    • впереди, ПОЛИ-много, ЦИКЛ-круг,ЭКС-вне,
    • ЛОГ-слово,ПОРТ-носить…