Бухарова Ирина Витальевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ имени К.Н. Новикова
I квалификационная категория
Мастер-класс по теме «Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников»
Цель Продемонстрировать
использование
современного деятельностного
метода обучения,
в основе которого
лежит технология
проблемного диалога.
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
На страницах могут быть размещены
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
Тема и цель мастер-класса
«Ставьте ребенку вопросы,
доступные его пониманию
и предоставьте ему
решать их.
Пусть он узнает не тому,
что сказали,
а что сам понял».
Французский философ Ж.Ж. Руссо
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
На страницах могут быть размещены
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
Слова философа, взятые за основу выступления.
2
- Какой Вы предпочитаете хлеб?
Какой вариант наиболее результативный?
Кафе «Ромашка»
1. Какой Вы предпочитаете хлеб?
1. Что у Вас есть?
2. Что из этого свежее?
2. Какая нужна начинка?
3. Что Вы мне посоветуете?
3. Каким соусом заправить?
4. Что у Вас обычно берут?
4. Что будете пить?
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
На страницах могут быть размещены
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
Включение слушателей в проблемную ситуаци.
Деятельностный
подход –
главное условие
реализации ФГОС
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
На страницах могут быть размещены
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
Сегодня нельзя давать готовую информацию. Необходимо организовать работу так, чтобы ученик сам добывал знания.
4
Технология
проблемного
диалога
Цель:
обучить самостоятельному
решению проблем . Средство :
открытие знаний
вместе с детьми.
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
На страницах могут быть размещены
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
Цель используемой технологии
5
Технология
проблемного
диалога
Технология
проблемного
диалога
Отвечает
на главный вопрос
КАК
УЧИТЬ?
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
На страницах могут быть размещены
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
Главный вопрос обучения.
6
Технология
проблемного
диалога
Технология
проблемного
диалога
ПРОБЛЕМНЫЙ
ДИАЛОГ
постановка поиск
проблемы решения
проблемы
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
На страницах могут быть размещены
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
На уроке новых знаний решаются два звена.
7
Технология
проблемного
диалога
Технология
проблемного
диалога
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
На страницах могут быть размещены
текст,
ДИАЛОГ
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
постановка поиск
проблемы решения
проблемы
Выполняется в специально организованном учителем диалоге
Роль диалога.
8
Технология
проблемного
диалога
Технология
проблемного
диалога
ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ
побуждающий подводящий
диалог диалог
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
На страницах могут быть размещены
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
Два вида диалога
9
Технология
проблемного
диалога
Технология
проблемного
диалога
Побуждающий диалог
Этап постановки проблемы
Этап поиска решения проблемы
- Создает проблемную ситуацию
- Помогает осознать противоречие и сформулировать проблему
- Обеспечивает открытие новых знаний путем проб и ошибок
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
На страницах могут быть размещены
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
Роль побуждающего диалога.
Технология
проблемного
диалога
Технология
проблемного
диалога
Подводящий диалог
Этап постановки проблемы
- Пошагово подводит к формулированию темы урока
Этап поиска решения проблемы
-выстраивает логическую цепочку
(обеспечивает открытие нового)
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
На страницах могут быть размещены
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
Роль подводящего диалога.
Технология
проблемного
диалога
Традиционный урок
- Проверка д/з учеников учителем.
2. Объявление темы учителем.
3. Объяснение темы учителем.
4. Закрепление знаний учениками
На страницах могут быть размещены
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
Бесконечный монолог учителя.
12
Нельзя
не понимать
то, до чего
ты додумался
лично
Технология
проблемного
диалога
Проблемно-диалогический урок
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
2. Актуализация учениками своих знаний.
3. Поиск решения проблемы учениками.
4. Выражение решения.
5. Применение знаний учениками .
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
На страницах могут быть размещены
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
Постановку проблемы и ее решение выполняют ученики
13
Этап
постановка
проблемы
Имитационная
игра
1ч + 2ч = Ц
Ц – 1ч = 2ч
1ч х 2ч = Ц
Ц : 1ч = 2ч
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
На страницах могут быть размещены
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
Включение в проблемную ситуацию на математике.
14
Что изменилось?
А + 2ч = Ц
1ч х F = Ц
Y– 1ч = 2ч
Ц : S = 2ч
Проблемная
ситуация
1ч + 2ч = Ц
1ч х 2ч = Ц
Ц – 1ч = 2ч
Ц : 1ч = 2ч
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
На страницах могут быть размещены
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
При сложении и умножении - целое в конце. При вычитании и делении – целое вначале.
15
Проблемная
ситуация
Сформулируйте
Тему
урока
Проблемная
ситуация
Найдите лишнее
Х + 78 = 120
37 - у = 390
А : 16 = 48
Z х 7 = 7000
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
На страницах могут быть размещены
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
Лишнее уравнение. Определи тему урока.
16
увести в сторону от темы.
рассчитать время на уроке.
Технология
проблемного
диалога
Преимущества технологии проблемного диалога
· Повышает интерес к учебе;
· Обеспечивается развивающий эффект;
· Создается атмосфера сотрудничества;
· Происходит развитие речи, логического мышления;
· Вырабатывается активная позиция детей.
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
На страницах могут быть размещены
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
Преимущества технологии и минусы.
17
Динамика
роста
учебных
достижений
На страницах могут быть размещены
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!
Эффект перелистывающейся книги Автор: учитель информатики МОУ Лицей №6 Попова С.Г. Начало: по щелчку
На страницах могут быть размещены
текст,
списки, гиперссылки,
графические изображения,
видео и звук.