МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 9»
Мастер - класс
«Вышивка по тюлю»
(Фрагмент вышивки мотива салфетки)
Для учителей технологии
Составила:
педагог дополнительного образования
Ильина Елена Викторовна
г. Вилючинск, Камчатский край
2015 г.
Пояснительная записка.
Мастер-класс проводится для педагогов дополнительного образования по декоративно-прикладному и художественному творчеству, учителей технологии общеобразовательных учреждений.
Участникам мастер-класса предлагается ознакомиться с методикой вышивки фрагмента салфетки швом «вперед иголку». В ходе мастер-класса они познакомятся с исторической справкой «Возникновение вышивки». Педагогам будет предложено вышить фрагмент маленькой салфетки, а на ее основе самостоятельно можно выполнить комплект разных по форме салфеток.
Представленная методика может быть полезна педагогам, работающим с детьми 7-11 лет.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе освоения опыта работы по вышивке фрагмента мотива салфетки.
Задачи:
знакомство с историей возникновения вышивки;
обучение основным приемам вышивания шва «вперед иголку
овладение практическими умениями и навыками работы с необходимыми инструментами;
знакомство с различных видами материалов, которые можно использовать для данного вида работы;
развитие художественного вкуса, фантазии и творческого воображения.
На занятии используются следующие методы обучения:
Работа по данной теме рассчитана на два учебных часа и включает в себя:
1. Организационная часть:
Объявление темы мастер-класса.
Подготовка рабочего места и рабочего материала.
Размещение образца набора салфеток на демонстрационной доске.
2. Теоретическая часть:
Использование различных видов материалов (разные виды сетки, крупная канва, оконная сетка и др.) и ниток для вышивания в этой технике.
Сообщение познавательных сведений (знакомство с историей возникновения вышивки).
Рекомендации по оформлению салфеток, выполненных в данной технике.
3. Практическая работа
Заключительная часть.
Мини-выставка работ.
Обмен мнениями.
Оборудование и материал
количество человек 10-12;
кабинет с хорошим освещением;
стол для каждого участника мастер-класса;
оборудование: ткань (канва, тюль без рисунка с квадратными ячейками, сетка и др.), нитки для вышивания 4 или 6 оттенков (можно использовать мулине, ирис и др.), острые ножницы для вышивания, игла для вышивания, пяльцы, любая фурнитура для оформления края салфетки.
Раздаточный материал: отрез жесткой канвы, ирис 5 оттенков, игла, ножницы, технологическая карта.
Выполнение мотива натолкнет на создание индивидуальных интересных изделий.
II. Методические рекомендации.
Нитки для работы необходимо подбирать в зависимости от ткани или канвы. Оттенки ниток используют от более темного к светлому.
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно усваивать новую информацию, оторванную от изображения.
Для наглядности рекомендуется использовать вышитые образцы, выполненные в представленной технике.
Четко излагайте порядок действий для изготовления образца. Используйте индивидуальный подход к каждому ребенку.
Рекомендуется проводить 10-минутный перерыв в середине занятия с использованием игровых моментов.
В результате выполнения работы «Вышивка по тюлю» участники мастер-класса приобретут следующие знания, умения и навыки:
Познакомятся:
- с историей возникновения вышивки;
- с разнообразием техники вышивки швом «вперед иголку» ;
- с правилами объяснения технологии изготовления.
Научатся:
- подбирать материал, соответствующий будущей работе;
- совмещать теоретический материал с практикой.
III. План-конспект мастер-класса.
Организационная часть
Объявление темы мастер-класса.
Подготовка рабочего места и рабочего материала.
Размещение образца набора салфеток на демонстрационной доске.
Теоретическая часть
- Вышивка- это художественное оформление или украшение изделия, выполненное иголкой и ниткой.
Немного разноцветных ниток, кусочки тюля или канвы с крупными ячейками, простой шов «вперед иголку», чуть-чуть терпения – и вот уже готовы нарядные салфетки или скатерть, которыми можно украсить и обеденный стол на кухне, и журнальный столик в гостиной.
Предлагаем Вам попробовать этот вид искусства! Добро пожаловать в мир вышивания простыми швами!
Демонстрация разных видов сетки, тюля, жесткой канвы, ниток, которые могут использоваться при работе в данной технике.
Знакомство с историей возникновения вышивки (можно провести в процессе вышивание, то есть во время практической части)
Люди начали заниматься искусством намного раньше, чем сложилось само понятие об искусстве. Наши далекие предки еще не понимали, да и не задумывались о его значении и пользе. Уже в эпоху палеолита возник орнамент в виде параллельных линий, зубчиков и спиралей, которыми покрывались орудие труда. Возможно, что эти рисунки – условное изображение предмета. Возможно, но никто еще не может с достаточной убедительностью их объединить. Первоначально орнамент самым тесным образом был связан с культовыми и религиозно – магическими представлениями человека о мире в далеко прошлом. Его первоначальное назначение – уберечь человека от злых сил природы, от чар, болезнй. Слабый, незащищенный человек искал все возможные формы защиты, и именно орнамент должен был его защитить: для этого его помещали на стенах пещеры, где жил человек, на предметах быта, или на одежде. Развиваясь, эти орнаментальные образы у многих народов дошли и до наших дней, утратив уже свою магическую силу. Чисто декоративный украшающий орнамент, лишенный смысловой нагрузки появляется только в 16-18 вв.
Одним из самых древних видов орнаментации тканей является вышивка.
Искусство художественного вышивания известно человеку с незапамятных времен, так же как и ткачество. Легенды приписывают искусство вышивки фригийцам, было оно широко распространено в Древней Греции. Большого развития и расцвета мастерства в технике использования достигла вышивка в Византии и странах Востока, где вышитые ткани были тесно связаны с самим укладом жизни, что касается славян, то у них вышивка – это один из самых древних видов орнаментации. О расцвете художественного вышивания на Руси 14-17 вв. свидетельствуют письменные источники и сами памятники шитья того времени, дошедшие до нас. В этих мы находим сохранившиеся изображения древних языческих представлений. В русских исторических источниках 16-17 вв. часто упоминается о вышитых предметах у разных социальных слоев населения, включая и крестьян. Это свидетельствует о большом развитии бытовой вышивки в то время.
С развитием вышивки развилась и особая отрасль древнерусского искусства – «живопись иглой». Когда вышивались целые художественные полотна в основном для церкви. Существовало много разных приемов и швов, которыми пользовались мастерицы. Так, в летописи 1147 г. Указывалось, что при разграблении Путивля были уничтожены предметы шитья золотом. Следовательно, уже в первой половине 12 в. Существовал на Руси вид вышивки, именовавшийся золотым шитьем.
Постепенно исторически сложилось, что отдельным областям и народностям присущ свой определенный шов при выполнении вышивок или определенное сочетание швов.
Например, в начале 19 в. В Костромской и Ярославской губерниях полушубки украшались особым вышитым орнаментом. В Московской губернии использовались тамбурные вышивки. В Костромской и Нижегородской губерниях развился строчевой и гладьевой промысел. В Торжке развилось золотошвейное производство.
С конца 19 – начала 20 вв. развился промысел гладьевой вышивки. Зародился он во Владимирской области в селе Мстера и известен под названием «мстерской вышивки» - тонкой и романтической. Этот промысел существует и сейчас.
Одним из крупных очагов художественных промыслов была Вологда, где процветало кружевоплетение, получившее всемирную известность, а также вышивание. Широкие размеры приняло производство ручной вышивки строчной и тамбуром.
В Советское время вышивки стали выполнять на специальных машинах. Это было связано с развитием текстильной промышленности. На швейных фабриках стали производить изделия украшенные машинной вышивкой. В ателье мод вышивку выполняют по индивидуальным заказам. В моду вошли такие виды вышивки, как ришелье, вышивка гладью, вышивка тамбурным швом, вышивание люрексом, выполнение ручной вышивки гладью, шерстяными нитками, мулине.
3.Практическая часть. Технологическая карта
Последовательность работы:
1. Для изготовления первого ряда мотива возьмите ирис самого темного цвета длиной 1 метр 20 см и, сложив их пополам, вденьте в иглу сложенными концами (рис. 1а).
2.Закрепите нить на тюли. Для этого отступите от двух соседних краев по 1 см, проведите нить под одним из столбиков сетки и пропустите ее в петлю, образовавшуюся от складывания нити пополам (рис.1б).
3. Аккуратно натяните нить, придерживая закрепление пальцами, чтобы не растянуть ячейки сетки. Выполните 5 стежков швом «вперед иголку» (считая первым стежком закрепление нити на сетке), проводя иглу с нитью то под столбиком сетки, то над ним. Выполнив стежок под столбиком, отступите на 4 ячейки сетки вниз и сделайте вытянутый стежок, закрепив его за столбик сетки (рис. 2а).
4
. Вернитесь на прежний уровень и выполните еще 5 стежков (рис. 2б).
5. Поверните работу и выполните такой же ряд стежков под прямым углом к предыдущему ряду (рис. 2в). Постоянно поворачивая работу, вышейте остальные две части по внешнему периметру цветка. Закончив выполнение первого ряда, закрепите рабочую нить на изнаночной стороне, повторив 3-4 первых стежка, и обрежьте нить.
6. Смените нить на более светлую длиной 1метр 10 см и закрепите ее на сетке в следующем ряду ячеек на столбике между первыми двумя стежками предыдущего ряда, затем выполните второй ряд
стежков, параллельный первому, повторяя вытянутые стежки (рис. 2г).
7. Во втором и последующих рядах берите нить на тон светлее и короче на 10 см, вышивайте на 1 стежок меньше, чем в предыдущих. Последний ряд выполните только протянутыми и закрепляющими изнаночными стежками (рис. 2д).
Дополнительные рекомендации по изготовлению салфетки:
Продвигаясь от края к центру мотива, берите для каждого последующего ряда нить на один тон светлее предыдущей (рис. 2е). Е
сли у вас нет такого количества тонов, можете использовать нитки 3 тонов. В этом случае каждым тоном выполняйте по 2 ряда.

При выполнении салфетки с двух сторон от первого мотива можно добавить еще по два цветка. Причем у цветов, расположенных рядом с первым, поменяйте последовательность перехода тонов – первый внешний ряд выполните самыми светлыми нитками, а последний – самыми темными.
Отступив от крайнего цветка 1 столбик сетки, вышейте ряд из 10 стежков шва « вперед иголку», выполните вытянутый стежок через 2 ячейки сетки и закрепите его одним стежком шва « вперед иголку» (рис. 3а).
Вернитесь на прежний уровень и продолжайте выполнять шов « вперед иголку» (рис. 3б).
Вышейте вторую цепочку симметрично первой (рис. 3в,г).
Можно по краю салфетки вышить орнамент на рис 4 а,б,в. Для его выполнения берите нитку длиной около 1,5 м.
Закончив вышивку, украсьте край салфетки шнуром, лентой или другой фурнитурой.
Все зависит от вашей фантазии! Желаем Вам творческих успехов!

4.Заключительная часть.
Педагоги составляют из выполненных работ мини-выставку и обмениваются мнениями о работах.
10