Математика и математики
в Великой Отечественной войне
Война для советских людей длилась 1418 дней и ночей. Каждый день мы теряли 14104 соотечественника, в каждый час погибали 588 человек, каждую минуту - 10, каждые шесть секунд уносили одну человеческую жизнь. 20 миллионов – такими были наши потери в страшной, самой разрушительной за всю историю человечества войне. И потому наш народ всегда будет ненавидеть поджигателей войны, будет и впредь настойчиво отстаивать дело мира на земле.
Какую помощь внесли наши математики на войне?
Роль математики в войне
История военных лет показала, что математика сыграла большую роль в осуществлении оборонной мощи страны во время Великой Отечественной войны и играет огромную роль теперь. Обратимся к фактам.
Великая Отечественная Война.
23 июня 1941г.
Состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук. Учёные заявили, что отдадут «все свои знания, силы, энергию и свою жизнь за победу над врагом».
Отложив свои привычные дела, многие математики возводили оборонительные сооружения, с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах .
Помощь математиков
Профессор С. В. Бахвалов, известный геометр, разработал теорию приборов управления артиллерийским огнем.
Помощь математиков
Важная для ПВО задача об устойчивости формы аэростата воздушного заграждения, а также прочности тросов заграждения была решена профессором
Х. А. Рахматулиным.
Помощь математиков
Н. Е. Кочин академик мехмата МГУ дал практическое решение задачи по теории полетов самолетов на малой высоте.
Помощь математиков
В начале войны молодые ученые мехмата А.А.Космодемьянский и Л.П.Смирнов выполнили исследования, имеющие непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет, получивших название «катюш».
МАТЕМАТИКИ НА ВОЙНЕ
Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях выдающийся математик и педагог, член-корреспондент АН А.А. Ляпунов.
Ляпунов создал первые учебные курсы программирования и разработал операторный метод программирования. Заложил основы машинного перевода и математической лингвистики, биологической кибернетики и математических методов в биологии.
С 1958 руководил изданием периодического сборника «Проблемы кибернетики», серии книг «Кибернетика в монографиях», выпуском на русском языке зарубежных работ по этой проблематике.
Последние годы жизни работал в Сибирском отделении АН СССР (Новосибирск), участвовал в становлении Новосибирского университета, преподавал там кибернетику и математику.
Храбрым воином был известный математик акаде-мик, директор артиллерии на Пулковских высотах воевал выдающийся специ-алист в области теории чисел, теории вероятностей академик Ю. В. Линник.
Проверка боеприпасов
Только во время операций на Курской дуге было израсходовано несколько миллионов патронов для пулеметов и автомобилей и многие миллионы артил-лерийских снарядов. Их нужно было не только изготовить, но и проверить качество. Проверка же порой занимает больше времени, чем изготовление.
Методы проверки качества боеприпасов были предложены математиком М.В. Остроградским, и широко применялся в период Великой Отечественной войны.
Активное участие в этой работе принял академик А.Н. Колмогоров и его ученики.
В апреле 1942г. коллектив математиков под руководством академика С.Н. Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности.
Академик Бернштейн С.Н
(1880-1968), российский математик, академик АН СССР (1929) и АН Украины (1925). Основные труды по теории дифференциальных уравнений (условия аналитичности решений), теории функций (приближение функций многочленами), теории вероятностей (аксиоматика, предельные теоремы). Государственная премия СССР (1942).
Медсестры, летчицы и
артиллеристы
Герой Советского Союза Екатерина Рябова перед боевым вылетом
Математические
задачи — для фронта
Академик М.А. Лаврентьев за изучением пробивного
действия взрывчатых веществ 1944г.
САМОЛЁТЫ
ЯКОВЛЕВ
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
(1906-89), российский авиаконструктор, академик АН СССР (1976), генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). Под руководством Яковлева созданы многие типы самолетов: поршневые (Як-1, Як-3 и др.) и реактивные (Як-15, Як-28 и др.) истребители, реактивные пассажирские Як-40, Як-42, спортивные, учебно-тренировочные Як-18, Як-50 и др. Автор ряда книг, в т. ч. «Цель жизни» (5 издание, 1987). Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977).
ЛАВОЧКИН Семен Алексеевич (Айзикович)
(1900-60), российский авиаконструктор, член-корреспондент АН СССР (1958), генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956). Под руководством Лавочкина созданы истребители ЛАГГ-3, Ла-5, Ла-7, ряд реактивных самолетов. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1948).
Илюшин Сергей Владимирович
участвовал в разработке многих самолетов, занимал важные руководящие посты. Но в историю он вошел главным образом благодаря своему знаменитому штурмовику Ил-2 .
С.В. Илюшин
Штурмовики атакуют
В 1943 году коллектив ОКБ Ильюшина в инициативном порядке начал разрабатывать пассажирский самолет. Ильюшин был сторонником создания специальных машин, а не использования в мирном варианте бомбардировщиков .
Илюшин полагал, что будущий самолет должен превосходить американский «Дуглас» ДС-3 и английский «Викинг». Летом 1945 года самолет Ил-12 был построен. 9 мая 1946 года самолет поднялся в воздух .
Развитием данного типа самолетов стал Ил-14, проектирование которого было начато в 1946 г. Илюшин поставил задачу создать машину, способную взлетать даже при отказе одного из двух двигателей. На самолете установили современное навигационное оборудование, впервые появившуюся систему слепой посадки. Самолет взлетел 13 июля 1950 года. Весной 1953 года началось серийное производство второго образца Ил-14П.
Весной 1945 года Сергей Владимирович начал проектирование 4-х моторного Ил-18. Этот самолет строили впервые в нашей стране с цилиндрическим герметичным фюзеляжем объемом около 130 кубометров. 17 августа 1946 года самолет совершил первый полет. в 1957 году было закончено изготовление нового, теперь оснащенного турбовинтными двигателями Ил-18. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе за Ил-18 С.В. Илюшину присудили «Гран при» и золотую медаль.
На Ил-18 с 1958 по 1969 год было установлено 22 мировых рекорда. В апреле 1960 года С.В. Илюшину и группе его сотрудников за Ил-18 присвоили Ленинскую премию.
Страна высоко оценила заслуги Илюшина. С 1956 года он был генеральным конструктором. В 1967 году его произвели в генерал-полковники-инженеры, в 1968 году – избрали академиком АН СССР. Ильюшин был трижды Героем Социалистического труда, получал Ленинскую и Государственные премии. Наградили авиаконструктора 8 орденами Ленина, Орденом Октябрьской Революции, двумя орденами красного Знамени, орденами Суворова I и II степеней, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды и медалями.
ТУПОЛЕВ
Андрей Николаевич
(1888-1972), российский авиаконструктор, академик АН СССР (1953), генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). В 1937-41 был репрессирован. Под руководством Туполева создано св. 100 типов военных и гражданских самолетов, в т. ч. АНТ-25, Ту-104 (первый реактивный пассажирский), Ту-114, Ту-134, Ту-154. На самолетах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в т. ч. В. П. Чкалова и М. М. Громова на АНТ-25 через Северный полюс в США. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972).
ПОЛИКАРПОВ
Николай Николаевич
(1892-1944), российский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). Под руководством Поликарпова созданы истребители И-1, И-15, И-16, И-153 («Чайка»), учебный самолет и легкий ночной бомбардировщик У-2 (По-2), разведчик Р-5 и др. Государственная премия СССР (1941, 1943).
А каков был бы исход войны, если математики не решили бы этих задач?
Если бы наши танки имели меньшую скорость, чем немецкие;
Если бы наши самолеты не были лучше, чем немецкие;
Если бы наши люди были не самоотверженные, умные, ловкие, сильные, то вряд ли мы победили в этой войне, то вряд ли мы жили с вами на этой счастливой земле.