СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку литературы. А.С. Пушкин. "Метель" . Презентация для 8 класса.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 8 классе по творчеству АС. Пушкина (к произведению "Метель")

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку литературы. А.С. Пушкин. "Метель" . Презентация для 8 класса.»

А.С. Пушкин. «Метель» Материалы к уроку литературы

А.С. Пушкин. «Метель»

Материалы к уроку литературы

 Одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Метель» была написана Пушкиным в 1830 году. Она стала последней в цикле.  Местом написания стало Болдинское имение поэта. Именно на этот период творчества, именуемый Болдинской осенью, приходится самая творчески активная пора в жизни Пушкина. В это время он находится вдали от дома, улаживая финансовые  вопросы перед свадьбой с Натальей Гончаровой,  но заставшая деревню  эпидемия холеры продлила пребывания  поэта в имении.

Одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Метель» была написана Пушкиным в 1830 году. Она стала последней в цикле.

Местом написания стало Болдинское имение поэта. Именно на этот период творчества, именуемый Болдинской осенью, приходится самая творчески активная пора в жизни Пушкина. В это время он находится вдали от дома,

улаживая финансовые

вопросы перед свадьбой

с Натальей Гончаровой,

но заставшая деревню

эпидемия холеры

продлила пребывания

поэта в имении.

Издана повесть была в 1831 году. Цикл «Повести Белкина» был опубликован не под именем Пушкина.

Издана повесть была в 1831 году.

Цикл «Повести Белкина» был опубликован

не под именем Пушкина.

Великого классика всегда интересовала роль случая, манила своими интригами и непредсказуемостью капризная судьба. Пушкин верил в Рок, предчувствуя, что и сам когда-то попадется в ловушку фатальных обстоятельств. Автору важно было продемонстрировать своему читателю, как самый простой человек превращается в настоящую куклу в руках Творца или же по капризу Судьбы становится пленником собственных необдуманных поступков.

Великого классика всегда интересовала роль случая, манила своими интригами и непредсказуемостью капризная судьба. Пушкин верил в Рок, предчувствуя, что и сам когда-то попадется в ловушку фатальных обстоятельств.

Автору важно было продемонстрировать своему читателю, как самый простой человек превращается в настоящую куклу в руках Творца или же по капризу Судьбы становится пленником собственных необдуманных поступков.

Литературное направление повести – сентиментализм Сентиментализм — литературное направление (в России — в конце XVIII и нач. XIX в.), возникшее как протест против оторванности классицизма от жизни и отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы.

Литературное направление повести – сентиментализм

Сентиментализм — литературное направление (в России — в конце XVIII и нач. XIX в.), возникшее как протест против оторванности классицизма от жизни и отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы.

В повести «Метель» Александр Сергеевич специально рассматривает жизнь самых обычных людей. Они не отличаются особо блистательным умом, восхитительной внешностью, не склонны к геройским поступкам. У них нет гениальных задатков, особых талантов, невероятной силы духа.

В повести «Метель» Александр Сергеевич специально рассматривает жизнь самых обычных людей. Они не отличаются особо блистательным умом, восхитительной внешностью, не склонны к геройским поступкам. У них нет гениальных задатков, особых талантов, невероятной силы духа.

Центральной темой являются взаимоотношения человеческой личности и Судьбы, ее каприза, значения в жизни каждого, ее непредсказуемой воли. Необдуманное согласие на женитьбу одного, опоздание на венчание другого решило судьбу Марьи Гавриловны. Тема судьбы, рока всецело раскрыта в самом конце повести, ведь сама судьба свела двух случайно обвенчанных молодых людей.

Центральной темой являются взаимоотношения человеческой личности и Судьбы, ее каприза, значения в жизни каждого, ее непредсказуемой воли. Необдуманное согласие на женитьбу одного, опоздание на венчание другого решило судьбу Марьи Гавриловны. Тема судьбы, рока всецело раскрыта в самом конце повести, ведь сама судьба свела двух случайно обвенчанных молодых людей.

Сюжетная линия, образы  Название повести сразу настраивает читателя на атмосферу произведения. В названии читатель может увидеть предвкушение острого, динамичного, тревожного действа, драматического развития, непредсказуемости сюжетной линии.  Подтверждает драматические упования читателя эпиграф, представляющий собой фрагмент из поэмы Жуковского «Светлана». Он продолжает развивать заявленную в названии тревожную, динамичную тему, настраивает на романтический лад. Интенсивное движение, пульс поэтических строк носит смятенный, вихревой характер.

Сюжетная линия, образы

Название повести сразу настраивает читателя на атмосферу произведения. В названии читатель может увидеть предвкушение острого, динамичного, тревожного действа, драматического развития, непредсказуемости сюжетной линии.

Подтверждает драматические

упования читателя эпиграф,

представляющий собой

фрагмент из поэмы Жуковского

«Светлана». Он продолжает

развивать заявленную в названии

тревожную, динамичную тему,

настраивает на романтический

лад. Интенсивное движение, пульс

поэтических строк носит

смятенный, вихревой характер.

С эпиграфом резко контрастирует начало повести, где царит эпическое спокойствие и подчеркнутая обыденность . Читателя сразу знакомят с главным персонажем. Молодая девушка, живущая в уездном повести, воспитана на французских романах. Она нежная, любящая, романтическая натура, влюбленная в бедного прапорщика Владимира Николаевича, который гостил у них в деревне по соседству. Тот искренне и пылко влюблен в Марью. Девушка понимает, что родители не позволят ей выйти замуж за несостоятельного человека, потому решается на рискованный шаг – тайное венчание.

С эпиграфом резко контрастирует начало повести, где царит эпическое спокойствие и подчеркнутая обыденность . Читателя сразу знакомят с главным персонажем. Молодая девушка, живущая в уездном повести, воспитана на французских романах. Она нежная, любящая, романтическая натура, влюбленная в бедного прапорщика Владимира Николаевича, который гостил у них в деревне по соседству. Тот искренне и пылко влюблен в Марью. Девушка понимает, что родители не позволят ей выйти замуж за несостоятельного человека, потому решается на рискованный шаг – тайное венчание.

  Внезапная метель, занесшая деревенские дороги, сыграла в повести одну из главных ролей. Именно разбушевавшаяся стихия стала причиной того, что Марья была обвенчана с другим мужчиной, а ее возлюбленный заблудился по дороге и отыскал церковь только на утро. Им овладевает отчаяние, когда он понимает, что  не может найти дорогу до церкви. Это стечение обстоятельств ничто иное, как неизбежный рок, что понимает читатель в конце произведения. Узнав о том, что избранница обвенчана с другим, Владимир возвращается в полк.  Вскоре поступает известие о том, что прапорщик погиб в Бородинском сражении.

Внезапная метель, занесшая деревенские дороги, сыграла в повести одну из главных ролей. Именно разбушевавшаяся стихия стала причиной того, что Марья была обвенчана с другим мужчиной, а ее возлюбленный заблудился по дороге и отыскал церковь только на утро. Им овладевает отчаяние, когда он понимает, что

не может найти дорогу до церкви. Это стечение обстоятельств ничто иное,

как неизбежный рок, что

понимает читатель в конце

произведения. Узнав о том,

что избранница обвенчана с

другим, Владимир возвращается

в полк.

Вскоре поступает известие

о том, что прапорщик

погиб в Бородинском сражении.

Тем временем Марья остается с богатым наследством от умершего отца. Она отказывает всем женихам, которые частенько сватаются к ней, храня, казалось бы, верность бывшему возлюбленному. Никто не знает, что она была по ошибке обвенчана с неизвестным ей человеком

Тем временем Марья остается с богатым наследством от умершего отца. Она отказывает всем женихам, которые частенько сватаются к ней, храня, казалось бы, верность бывшему возлюбленному. Никто не знает, что она была по ошибке обвенчана с неизвестным ей человеком

 Когда война заканчивается, в деревню приезжает полковник по фамилии Бурмин, чтобы погостить.  Они с Марьей нравятся друг другу, но между героями есть какая-то неловкость.  Полковник рассказывает девушке о той ситуации, в которой во время сильного ненастья он был обвенчан с неизвестной девушкой.  Он не знает ничего о своей «случайной» жене.  Оказывается, что обвенчаны были Марья и Бурмин.  Героев ожидает счастливый финал.

Когда война заканчивается, в деревню приезжает полковник по фамилии Бурмин, чтобы погостить.

Они с Марьей нравятся друг другу, но между героями есть какая-то неловкость.

Полковник рассказывает девушке о той ситуации, в которой во время сильного ненастья

он был обвенчан с

неизвестной девушкой.

Он не знает ничего о своей

«случайной» жене.

Оказывается, что обвенчаны

были Марья и Бурмин.

Героев ожидает счастливый

финал.

 Конфликт, который изображает в повести Пушкин: метель – человек.  Все основные действия героев происходят на фоне бушующей стихии. Именно она помогает Пушкину донести до читателя главную мысль: неотвратимость наказания.  Важные нравственные проблемы поднимает в повести Александр Пушкин. «Метель» — произведение, которое обличает эгоизм,  легкомыслие,  непочитание старшего поколения, родителей.  Каждый из героев повести повинен  в каком-либо из этих  проступков.

Конфликт, который изображает в повести Пушкин: метель – человек.

Все основные действия героев происходят на фоне бушующей стихии. Именно она помогает Пушкину донести до читателя главную мысль: неотвратимость наказания.

Важные нравственные проблемы поднимает в повести Александр Пушкин. «Метель» — произведение, которое обличает эгоизм,

легкомыслие,

непочитание старшего

поколения, родителей.

Каждый из героев

повести повинен

в каком-либо из этих

проступков.

 Чем провинились герои?  Владимир – тем, что попытался украсть единственную дочь из родительского дома. Сыграв на ее привязанности к любовным романам, он предлагает ей бежать из дома.  Маша провинилась тем, что собиралась выйти замуж без благословения родителей. В то время это считалось  большим грехом.  Бурмин тоже провинился перед  судьбой: он жестоко подшутил над неизвестной девушкой.

Чем провинились герои?

Владимир – тем, что попытался украсть единственную дочь из родительского дома. Сыграв на ее привязанности к любовным романам, он предлагает ей бежать из дома.

Маша провинилась тем, что собиралась выйти замуж без благословения родителей.

В то время это считалось

большим грехом.

Бурмин тоже

провинился перед

судьбой: он

жестоко подшутил

над неизвестной

девушкой.

В итоге все герои наказаны судьбой. Причем,  Владимир, как нераскаявшийся в «преступлении», несет самое жестокое наказание – умирает. Маша и Бурмин страдают в течение четырех лет. Повинившись в проступке, они обретают надежду на счастье – эти заканчивается повесть. Таким образом, конфликтом стихии и героев раскрывается нравственная тема. Метель Пушкин делает основой всего сюжета.

В итоге все герои наказаны судьбой. Причем,

Владимир, как нераскаявшийся в «преступлении», несет самое жестокое наказание – умирает. Маша и Бурмин страдают в течение четырех лет. Повинившись в проступке, они обретают надежду на счастье – эти заканчивается повесть.

Таким образом, конфликтом стихии и героев раскрывается нравственная тема. Метель Пушкин делает основой всего сюжета.

Место природной стихии в сюжете Описанию природной стихии, сыгравшей решающую роль в повествовании, уделяет особое внимание Пушкин. Метель является таким же действующим лицом повести, как и Маша, Владимир и Бурмин. Судьбоносный случай – вот что такое метель. Пушкин, герои повести которого ощутили на себе действие стихии, всегда верил, что именно случай играет основополагающую роль в жизни человека. Именно поэтому метель писатель выносит в название повести – так еще раз подчеркивается ее решающая роль в описываемых событиях и судьбах героев.

Место природной стихии в сюжете

Описанию природной стихии, сыгравшей решающую роль в повествовании, уделяет особое внимание Пушкин. Метель является таким же действующим лицом повести, как и Маша, Владимир и Бурмин.

Судьбоносный случай – вот что такое метель. Пушкин, герои повести которого ощутили на себе действие стихии, всегда верил, что именно случай играет основополагающую роль в жизни человека. Именно поэтому метель писатель выносит в название повести – так еще раз подчеркивается ее решающая роль в описываемых событиях и судьбах героев.

Особенности композиции Повесть Пушкина «Метель» имеет линейную композицию. Особенности композиции: 1.Несовпадение фабулы и сюжета повести (фабула – временная цепь событий; сюжет – это непосредственно повествование произведения). Этим писатель добивается интриги повествования. 2.Отсутствие пролога и эпилога. Эта особенность сделала повесть легкой, простой и точной — то, чего добивался Пушкин. «Метель», содержание которой сжато и лаконично, полностью соответствовала задумке автора. 3.Эпиграфом Пушкин выбрал строки стихотворения Жуковского. Они подготавливают Читателя к событиям повести: метели, которая сыграет главную роль в судьбе героев, вещим снам Маши, тайному венчанию в церкви.

Особенности композиции

Повесть Пушкина «Метель» имеет линейную композицию.

Особенности композиции:

1.Несовпадение фабулы и сюжета повести (фабула – временная цепь событий; сюжет – это непосредственно повествование произведения). Этим писатель добивается интриги повествования.

2.Отсутствие пролога и эпилога. Эта особенность сделала повесть легкой, простой и точной — то, чего добивался Пушкин. «Метель», содержание которой сжато и лаконично, полностью соответствовала задумке автора.

3.Эпиграфом Пушкин выбрал строки стихотворения Жуковского. Они подготавливают

Читателя к событиям повести:

метели, которая сыграет главную

роль в судьбе героев, вещим снам Маши,

тайному венчанию в церкви.

Чему учит повесть? Повесть учит верить в лучшее, планировать свою жизнь, но принимать во внимание возможные случайности. Учит быть верным и честным. Учит благородству и чистоте помыслов. Учит верить в судьбу. А вы что думаете?

Чему учит повесть?

Повесть учит верить в лучшее, планировать свою жизнь, но принимать во внимание возможные случайности. Учит быть верным и честным. Учит благородству и чистоте помыслов. Учит верить в судьбу.

А вы что думаете?