СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку литературы в 5 классе «Стихотворение Д.Б.Кедрина "Алёнушка". От образного слова к смыслу текста»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены материалы для анализа стихотворения Д.Кедрина "Алёнушка".

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку литературы в 5 классе «Стихотворение Д.Б.Кедрина "Алёнушка". От образного слова к смыслу текста»»

Материалы к уроку литературы в 5 классе «Стихотворение Д.Б.Кедрина "Алёнушка". От образного слова к смыслу текста»


Выясняем после выразительного чтения стихотворения первоначальное понимание учащимися текста. Как правило, оно отличается приблизительностью. Начнём подготовку к углублённому чтению с определения понятия «метафора».

Метафора – средство изобразительности, средство создания яркого образа. Как создаётся метафора? Свойства одного предмета переносятся на другой предмет (А есть Б). Получается словосочетание, рисующее словами образ. «Стойбище тумана». Стойбище – временное поселение кочевников. Туман – атмосферное явление, скопление воды в воздухе, образованное мельчайшими частичками водяного пара. Туман осенью, словно кочевник, перемещается из одного места в другое. Причудливые белые образования напоминают жилища, людей, животных. Клубы тумана повисают над водоёмом, стелются по деревенской дороге, окутывают белым мехом избы и деревья. Метафора – это картина, она красочнее, содержательнее, объёмнее, чем слова, составляющие её. Слова – это краски, а метафора – это готовый пейзаж, этюд, натюрморт. «Вотчина соловья». Вотчина (от слова отец) – наследственное земельное владение. Соловей известен своим пением. Россия – место обитания соловья. В ночной тишине особенно приятно слушать соловья. Про него есть много пословиц. Человек без родины – соловей без песни. Невелик соловей, да голос золотой. Не надобна соловью золотая клетка, ему лучше зелёная ветка. Кабы куст был не мил, соловей гнезда бы не вил. Бор сожгли, а соловушка по гнёздышку плачет. Слово молвит – соловей поёт.

Соловей – такой же символ России, как и берёза. Проходят времена, поколения сменяются поколениями, а земля, где поют ночные соловьи, растут берёзы, бытуют сказки про Алёнушку и царевну Несмеяну, остаётся русской землёй, наследственной вотчиной русского народа.

Послушайте сказку про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку.

Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.

Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинешеньки.

Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.

- Сестрица Алёнушка, я пить хочу!

- Подожди, братец, дойдем до колодца.

Шли-шли, - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.

- Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!

- Не пей, братец, телёночком станешь!

Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.

- Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!

- Не пей, братец, жеребёночком станешь!

Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.

Иванушка говорит:

- Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

- Не пей, братец, козлёночком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком...

Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.

Залилась Алёнушка слезами, села на стожок - плачет, а козлёночек возле неё скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

- О чём, красная девица, плачешь?

Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит:

- Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в златосеребро, и козлёночек будет жить с нами.

Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.

Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки.

Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и такто ласково начала звать её купаться на реку.

Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду.

А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся - и тот не распознал.

Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:

- Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок...

Узнала об этом ведьма и стала просить мужа зарежь да зарежь козлёнка.

Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему А ведьма так пристает, так упрашивает, - делать нечего, купец согласился:

- Ну, зарежь его...

Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.

Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:

- Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.

- Ну, сходи.

Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал:

- Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Алёнушка из реки ему отвечает:

- Ах, братец мой Иванушка!

Тяжёл камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на груди легли.

А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:

- Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.

Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобнёшенько зовет:

- Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

А из реки ему отвечают:

- Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на груди легли.

Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была.

А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.

Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.


Сказка про царевну Несмеяну.

Как подумаешь, куда велик божий свет! Живут в нём люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их призирает и рассуждает господь. Живут роскошные — и празднуют. Живут горемычные — и трудятся. Каждому своя доля!

В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.

Горько было царю-отцу глядеть на печальную дочь. Открывает он свои царские палаты для всех, кто пожелает быть его гостем.

— Пускай, — говорит, — пытаются развеселить Несмеяну-царевну. Кому удастся, тому она будет женою.

Только это вымолвил, как закипел народ у княжьих ворот! Со всех сторон едут, идут — и царевичи и княжевичи, и бояре и дворяне, полковые и простые; начались пиры, полились меды — царевна все не смеётся.

На другом конце в своём уголке жил честной работник. По утрам он двор убирал, вечерами скот пас, в беспрестанных был трудах. Хозяин его — человек богатый, правдивый, платою не обижал. Только покончился год, он ему мешок денег на стол:

— Бери,— говорит, — сколько хочешь!

А сам в двери и вышел вон.

Работник подошёл к столу и думает: как бы перед богом не согрешить, за труды лишнего не положить? Выбрал одну только денежку, зажал её в горсть да вздумал водицы напиться, нагнулся в колодезь — денежка у него выкатилась и потонула на дно.

Остался бедняк ни при чём. Другой бы на его месте заплакал, затужил и с досады б руки сложил, а он нет.

— Все, — говорит, — бог посылает. Господь знает, кому что давать: кого деньгами наделяет, у кого последние отнимает. — Видно, я худо рачил, мало трудился, теперь стану усердней!

И снова за работу — каждое дело в его руках огнём горит!

Кончился срок, минул ещё год, хозяин ему мешок денег на стол:

— Бери, — говорит, — сколько душа хочет!

А сам в двери и вышел вон.

Работник опять думает, чтоб бога не прогневить, за труд лишнего не положить. Взял денежку, пошёл напиться и выпустил невзначай из рук — денежка в колодезь и потонула.

Ещё усерднее принялся он за работу: ночь недосыпает, день недоедает. Поглядишь: у кого хлеб сохнет, желтеет, а у его хозяина все бутеет. Чья скотина ноги завивает, а его по улице брыкает. Чьих коней под гору тащат, а его и в поводу не сдержать. Хозяин разумел, кого благодарить, кому спасибо говорить.

Кончился срок, миновал третий год, он кучу денег на стол:

— Бери, работничек, сколько душа хочет. Твой труд, твоя и деньга!

А сам вышел вон.

Берёт работник опять одну денежку, идёт к колодезю воды испить — глядь: последняя деньга цела, и прежние две наверх выплыли. Подобрал он их, догадался, что бог его за труды наградил. Обрадовался и думает:

— Пора мне бел свет поглядеть, людей распознать!

Подумал и пошёл куда глаза глядят. Идёт он полем, бежит мышь:

— Ковалёк, дорогой куманёк! Дай денежку. Я тебе сама пригожусь! Дал ей денежку. Идёт лесом, ползёт жук:

— Ковалёк, дорогой куманёк! Дай денежку. Я тебе сам пригожусь!

Дал и ему денежку. Поплыл рекой, встретился сом:

— Ковалёк, дорогой куманёк! Дай денежку. Я тебе сам пригожусь!

Он и тому не отказал, последнюю отдал.

Сам пришёл в город. Там людей, там дверей! Загляделся, завертелся работник на все стороны, куда идти — не знает. А перед ним стоят царские палаты, серебром-золотом убраны, у окна Несмеяна-царевна сидит и прямо на него глядит. Куда деваться? Затуманилось у него в глазах, нашёл на него сон, и упал он прямо в грязь.

Откуда ни взялся сом с большим усом, за ним жучок-старичок, мышка-стрижка. Все прибежали. Ухаживают, ублажают: мышка платьице снимает, жук сапожки очищает, сом мух отгоняет.

Глядела, глядела на их услуги Несмеяна-царевна и засмеялась.

— Кто, кто развеселил мою дочь? — спрашивает царь. Тот говорит: Я, другой: Я.

— Нет! — сказала Несмеяна-царевна. — Вон этот человек! — И указала на работника.

Тотчас его во дворец, и стал работник перед царским лицом молодец — молодцом! Царь своё царское слово сдержал. Что обещал, то и даровал.

Я говорю: не во сне ли это работнику снилось? Заверяют, что нет, истинная правда была,— так надо верить.

Сказкам можно посвятить отдельный урок. За что, в конце концов, счастье улыбнулось Алёнушке? За её терпение, любовь, смирение. Царевна Несмеяна – награда работнику за трудолюбие, за те же самые почитаемые народом терпение и смирение.

Перифраз – замена слова (предмета), его описанием, оборотом речи. Например. Солнце русской поэзии (Пушкин). Слово, которое заменяется перифразом, обозначающим то же самое, что и слово, - это часто наименование, имя собственное, какое-то символическое слово. Скажем, такое как «Родина». Автор употребляет три перефраза, но они не каждый в отдельности обозначают родину, а все три в единстве, объединяя мир неживой природы («стойбище осеннего тумана»), живой («вотчина ночного соловья») и мир людей с их культурой («тихая царевна Несмеяна»). Почему одним из знаков родины стала царевна Несмеяна? Этот образ символ умного, серьёзного отношения к жизни, надежда на лучшее в жизни для человека, занятого тяжелым трудом.

Эпитет – образное определение. Тихая царевна. Подберём контекстные синонимы: молчаливая, спокойная, загадочная, неброская. Неяркая родина. Синонимы: неброская, спокойная, тихая. Как видим, эпитеты в своём семантическом содержании перекликаются.

В первой строфе появляется с помощью притяжательного местоимения «моя» образ лирического героя. Он на языковом уровне выражен в каждой строфе: во второй - с помощью определенно-личного глагола «знаю», в третьей – личным местоимением «ты», которое предполагает наличие «собеседника», последняя строфа полностью посвящена лирическому героя («я»). Личностное, сокровенное отношение к родине таким образом прослеживается через весь текст.

Образные перифразы характерны и для второй строфы: «лихая сила» (враги), «глухая околица» (граница), «ножичек сапожный» (агрессия, вооруженное нападение). Враги всегда действовали как разбойники (ассоциация – лихая сила, лихие люди), как насильники:

…Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.

Обратим внимание на эпитет «нетленная» (краса). В этом слове – вера лирического героя в вечное, неистребимое существование России. Этой теме посвящена третья строфа. Здесь вновь облюбованный автором перифраз: песенка Алёнушки – это русская песня, русская речь, русская культура. В системе образов стихотворения Алёнушка – это символ России.

В последней строфе намеренно нет образных средств выразительности. Лирический герой прямо, непосредственно высказывается о своём желании:

Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!