СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы музея "Боевой славы" в изучении истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с материалами музея на уроках и во внеурочное время приобщает школьников к высоким нравственным идеалам, учит их ценить и уважать прошлое нашей страны.

Просмотр содержимого документа
«Материалы музея "Боевой славы" в изучении истории.»


МАТЕРИАЛЫ МУЗЕЯ «БОЕВОЙ СЛАВЫ» В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ.

О.П.Кузнецова, МБОУ СОШ №46 г.Воронежа.


Близится 75-летие нашей Победы в Великой Отечественной войне. Разнообразная работа по подготовке к этому юбилею развернулась в школах. Естественно, она затянула и работу му­зеев боевой славы.

Наш музей возник в 1965 г. на базе Подгоренской средней школы. Инициатором его создания выступил бывший директор, краевед, Астафуров Александр Михайлович. Круг интересов инициаторов создания музея и характер документов, материалов определили военно-исторический профиль экспозиции.

Музей создавался силами всей школы; активную помощь оказывали родители учеников. Были собраны интересные и оригинальные экспонаты, которые стали основой экспози­ции: альбомы и фотографии военных лет, солдатские письма, осколки снарядов, мин, каски, противогазы, стволы пушек и противотанковых орудий и многое другое. Силами школы и родителей были изготовлены застеклённые витрины, где и разместились первые экспонаты.

Экспозиция музея посвящена боевому пути 107-й, 161-й, 303-й стрелковым дивизиям, сформированных в конце 1941 — начале 1942 г. и прошедшей по дорогам войны от Воронежа до стен Праги. Этот путь был отмечен безвозвратными потерями и обелисками, героизмом и тяжкими страданиями.

Участники войны, оставшиеся в живых, оказали нам огромную помощь в сборе первых материалов. В течение нескольких лет музейное собрание пополнялось новыми поступлениями. Ученики стар­ших классов под руководством совета ветеранов составили фотолетопись полков входящих в эти дивизии. В застекленных витринах разместились полевые сумки, личные вещи бойцов. Был организован совет музея, в который вошли ветераны, учащиеся старших классов, учителя истории. Завязалась переписка с ветеранами дивизий, проживающими в различных горо­дах; мы постоянно разбирали присланные в музей материалы, обновляли экспозицию, включали в нее очерки о выпускниках школы, отслуживших в армии, участвовавших в афганской войне, их фотографии.

В музее по традиции проводились встречи школьников с ветеранами дивизий. Материалы об этих встречах включены в музейные фонды.

Фонды музея продолжают пополняться; нынешняя экспозиция включает в себя средства связи, во­енную форму, знаки отличия, обломки снарядов, полевые сумки, компасы, гильзы, стволы карабинов, ножи-штыки, фотоматериалы, солдатские письма, фотолетописи полков и батальонов.

Ежегодно в музее проводятся уроки мужества. Постоянно осуществляется подготовка экскурсоводов. Материалы музея помогают школьникам в работе над докладами, сообщениями, рефератами, презентациями.

На протяжении нескольких лет развиваются наши контакты с Музеем-диорамой; на­иболее удачные ученические работы по военной тематике передаются в его фонды. На уроки, посвящённые событиям 1941—1945 гг., мы приглашали ветеранов войны, а сейчас дедушек наших учеников.

Материал по истории этих дивизий я регулярно использую на уроках. На занятии, посвящённом началу войны, я цитирую воспоминания бывших фронтовиков и солдатские пись­ма, помогающие составить представление о настроениях тех дней, о мобилизации 1941 г., о том, каковы были первые фронтовые впечатления новобранцев. Изучая боевые действия лета 1942г. и события начала 1943 г., школьники узнают о боях за село Подгорное, город Воронеж, о героических подвигах защитников нашего города.

Урок «Военные действия летом и осенью 1942 г.» включает в себя материал о бойцах 40 и 60-й армий, обеспечивших надежную оборону вверенного им рубежа на воронежском направлении. Немалое эмоциональное воздействие оказывает на ребят рассказ о Косте Феоктистове - ныне известном всему миру космонавте – не раз ходившему в разведку, о Геннадии Вавилове и Михаиле Бовкуне, которые предвосхитили на улицах г.Воронежа подвиг А.Матросова, бросившиеся с гранатами на пулеметные дзоты противника.

Говоря о событиях зимы 1943 г., я упоминаю о вкладе дивизий в освобождение Воронежа и Воронежской области. На уроке «Советский тыл в годы войны» учащиеся рассказывают о судьбе своих семей в военные годы, демонстрируют реликвии военных лет.

Еще одна интересная для учащихся форма работы — это составление портрета солдата в годы войны. Ведь военное время — это не только сражения и их подготовка, не только увечья и смерть; это, помимо всего прочего, жизнь людей в экстремальных условиях фронта. Сообщения, доклады, рефераты ребят о фронтовой жизни бойцов составляются по солдатским письмам, рисункам и карикатурам, материалам армейских газет.

У войны, как известно, не женское лицо, и все же в рядах Красной Армии сражались жен­щины. О них повествуют материалы одной из витрин музея. Всегда интересны школьникам рассказы о Зинаиде Михайловне Туснолобовой-Марченко, старшине медицинской службы 303-й дивизии. Она на своих плечах вынесла с поля боя за 8 месяцев пребывания на фронте 123 раненых бойца. За проявленные мужество и героизм в боях с захватчиками Зинаиде Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза.

Знакомство с материалами музея на уроках и во внеурочное время приобщает ребят к высоким нравственным идеалам, учит их ценить и уважать прошлое нашей страны.