СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал по построению урока музыки в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Примерное построение урока музыки. Данная разработка расчитана на 2-3 классы. Использовалась мной на практике.

Просмотр содержимого документа
«Материал по построению урока музыки в начальных классах.»


Вход в класс под музыку И.С.Баха «Шутка».


Анализ музыки




















Вступительная беседа


Портрет И.С.Баха на доске






















Слушание «Токката фуга ре-минор»


Анализ произведения.



Повторное слушание







Трафаретки на доске







Орган на доске.





























































Портрет Т. Попатенко











Слушание песни «На утренней зарядке»


Анализ песни.











Трафаретка на доске



Разучивание песни «На утренней зарядке»




















Разучивание ритмических движений.



















Исполнение под грамзапись









Итог















Выход под музыку И.С.Баха «Шутка».


  1. Учащиеся входят в класс под музыку И.С.Баха «Шутка». Анализ музыки.

У- дети, сейчас вы вошли в класс под музыку И.С.Баха.

У- какой характер у этой музыки? В этом вам поможет словарь эстетических эмоций.

Д- веселый, жизнерадостный, шутливый,

У- еще она свободная, лёгкая, весёлая, игривая. Послушайте еще раз музыкальное произведение и скажите какие чувства вызвало прослушанное произведение?

Д- веселое, легкое, радостное

У- забавное звучание голосов подчеркивает шутливый характер пьесы.

Соответствует музыка названию произведения?

Д- да, потому что шутка такая же легкая, забавная, от хорошей шутки всегда весело.

У- Если шутка нам нравится то нам весело. С какой птицей можно сравнить эту музыку?

Д- маленькая птичка ( колибри)

У – Да, правильно, это музыкальное произведение можно сравнить с маленькой птичкой, которая часто машет крылышками и летит легко. Определите ее положение в пространстве

Д- кружащаяся в воздухе.

У- Правильно. Вот теперь посмотрите портрет. На этом портрете вы видите знаменитого немецкого композитора И.С.Баха. это сильный характером человек, переживший много трудностей. Он родился в 17 веке в Германии. Жизнь И.С.Баха была тяжелая. Когда ему не было еще 10 лет, отец его скончался, мать умерла еще раньше. Оставшись сиротой, Бах был вынужден искать приют у старшего брата, который был тоже органистом. С 15 лет он начинает свой трудовой путь. Он служил певчим и органистом в церквях, т.е. играл церковную музыку на органе. Музыку Баха- живую, яркую не понимали. Считали, что она слишком бурная, не настраивает на молитву. Музыка Баха вселяла людям уверенность в свои силы. Все Бахи были музыкантами: флейтистами, органистами, скрипачами, т.е. они играли на этих инструментах. Бах учился в школе церковных певчих. После окончания учебы он получил место придворного музыканта. Ему досталось место придворного музыканта у царя.

Тяжесть положения Баха несколько скрашивалась артистическими успехами. Он выступает в качестве исполнителя на концертах. Бах написал огромное количество разной музыки: оркестровой, вокальной. В вокальных сочинениях Бах свободно пользуется всеми формами сольного пения, пишет арии. А теперь, дети, послушаем еще одно полифоническое произведение И.С.Баха, и ответе на вопрос- какой характер у этой музыки?

Приняли позу слушателя.

У- и так, какой же характер у музыкального произведения? В этом вам поможет словарь эстетических эмоций.

Д- строгий, величавый, могущественный и т.д.

У- волнительный, строгий, . Послушайте это произведение еще раз и скажите- какой музыкальный инструмент исполнял это музыкальное произведение? Приняли позу слушателя.

Д-орган

У- почему орган называют «ваше величество»?

Д- очень большой музыкальный инструмент размером с 5 этажный дом. Звучит мощно.

У- Действительно, орган очень большой. Скажите, а на каких инструментах играл Бах?

Д- орган, скрипка, флейта, клавесин.

У- Правильно. Скажите, Бах писал исключительно серьезную церковную музыку?

Д- нет, у него есть муз. произведения танцевального, веселого характера.

У- Да, Бах писал не только строгую и серьезную музыку. Ребята, скажите что такое орган.

Д- орган- музыкальный инструмент.

У- Орган-это большой клавишно-духовой музыкальный инструмент. Действительно, по звуковому богатству и обилию музыкальных средств, орган занимает первое место среди всех инструментов и считается царем инструментов.

Орган устроен достаточно сложно. Он состоит из исполнительского стола, на котором находятся клавиши. У органа их от 2 до 7 рядов . Внизу 32 клавиши для ног- педали, которыми играют нажатьем на них носком и каблуком . Также в органе есть металлические трубы, которых очень много. Иногда это число доходило до нескольких тысяч. У современных органов число труб доходит до 30.000. Самые большие высотой  более 10 метров, самые маленькие – 10 мм. Органы всегда строились для определенного помещения. Мастера предусматривали все его особенности, акустику, размеры и т.д. Поэтому в мире нет двух одинаковых инструментов, каждый – уникальное творение мастера. Один из лучших – орган Домского собора в г. Риге (Латвия). Во всех церквях были построены органы. Их торжественное и мощное звучание как нельзя лучше подходило к архитектуре соборов уходящих вверх линиями, высокими сводами. Лучшие музыканты мира служили церковными органистами. Много великой музыки было написано для этого инструмента разными композиторами, в том числе И.С.Бахе. разумеется, далеко не вся музыка созданная для органа была культовой, связанной с церковью. Сочинялась для органа и музыка не связанная с церковью. В России орган не ставили в православной церкви, звучал он только в католической церкви.

В России орган находится в Москве в музее Глинки и Санкт- Петербурге в католической церкви св.Екатерины. Орган называют царем муз. Инструментов.

Итак, сегодня мы стали свидетелями жизни и творчества замечательного композитора И.С.Баха. Мне хочется, чтобы рассматривая этот портрет, вы поняли, какой это был человек, и в какое время он родился, жил, творил. Один музыкант Л.Бетховен о нем сказал: - не ручей, а море имя ему-. Фамилия Баха в переводе обозначает «ручей», а поскольку композитор очень много сделал в музыке, поэтому ему имя- море.

У- Ребята, И.С. Бах также как и вы был маленьким ребенком, который ходил в школу и по утрам делал зарядку.

У- скажите, что такое зарядка?

Д- комплекс упражнений.

У- Зарядка- это комплекс физических упражнений , выполняемых как правило утром.

У- А вы делаете зарядку по утрам?

Д- делаем

У- ребята, нужна ли зарядка по утрам?

Д- нужна.

У- а для чего нам нужна зарядка?

Д- чтобы быть бодрыми весь день, не болеть.

У- да, правильно, если не делать зарядку, то будешь вялым весь день. Ребята, а для чего мы делаем физ. Минутки на уроках?

Д- чтобы отдохнуть.

У- И сегодня мы с вами будем не только разучивать песню Тамары Попатенко «На утренней зарядке», но и участвовать в ее исполнении. Посмотрите на доску.( фото Тамары Попатенко за инструментом).

Ребята, Тамара Попатенко – это российский композитор. Жила и работала в 20 веке в Москве. Она была замечательным композитором. Она писала музыку для детей и юношества. Сочиняла детские оперы такие как - «На лесной опушке», «Зимняя сказка», «Пряничный человечек». Музыкальные сказки- «Теремок», «Лягушата и цыплята». «Скворушка», «На лесной опушке», «Дружба»- танцевальная сюита.

Сейчас вы послушаете запись песни «На утренней зарядке» и ответите на вопросы:

-О чем она?

-Какое настроение?

- Кто исполняет?

-Какой музыкальный инструмент сопровождает пение?

Примите позу слушателя. (слушание песни). И так, отвечаем на вопросы.

Д- о зарядке

- веселое

-детский хор

- фортепиано

У- правильно, эта песня о зарядке, ее исполняет детский хор, а муз. Инструмент фортепиано.

А сейчас перейдем к разучиванию песни по фразам. А что такое фраза?

Фраза- это отрывок из песни, после которого берется дыхание.

1 фраза(говорю текст вслух).

-Умеют все ребятки с носочка встать на пятки.

Давайте проговорим слова вместе.

Д- повторяют слова. ( по руке учителя)

У- А теперь послушайте мелодию.

Послушайте как я спою.

Теперь хорошенько открывайте рот и по моей руке начинаем петь.( пение 1 фразы).


Теперь 2 фраза: . «Присесть и подтянуться, вздохнуть и разогнуться» .(говорю текст).

Давайте проговорим вместе. Послушайте, как это будет звучать. Послушайте как я спою.

И так хорошенько открываем рот и по моей руке начинаем петь, давайте повторим еще раз.


Дальше мелодия строится так:

На эти слова ( 1-2) после разучивания песни будем выполнять ритмические движения.

Послушайте как надо. ( делаю показ всей песни). А теперь споем песню с аккомпанементом. У этой песни есть вступление послушайте его и начинаем петь по кивку моей головы.

Д- (поют)

У- теперь давайте разучим ритмические движения сопровождающие данную песню, т.к. это песня- игра.


На 1-2 будем выполнять ритмические движения.

У- поворот вправо, руки на пояс,

Д- на 1-2 выполняют аналогичные движения.

У -поворот влево, руки на пояс,

Д- повторяют

У- поднять руки вверх, опустить к плечам,

Д- повторяют

У- присесть и встать.

Д- повторяют.

У- ребята, главное выполнять движения в быстром темпе. На слова «Вот-так» я вам показываю, а вы только смотрите и в точности повторяете движения, когда я вам буду считать (1-2). Потом снова показываю я, а вы повторяете на 1-2 и т.д. И так нужно повторить 4 раза.


Ребята, давайте еще раз пока без музыки (со словами) повторим движения.

(отрабатываю под напевание и счет, пока не получится)


Теперь давайте споем и будем выполнять ритмические движения.

Но заметьте, что у грам.записи темп будет быстрее, т.е. вам нужно петь и выполнять ритмические движения в быстром темпе.

(вкл. грамзапись. Дети поют и выполняют ритмические движения. Я пою, дирижирую и показываю ритмические движения).

У- хорошо, ребята, вы успели спеть и выполнить движения под музыку. Садитесь.

Итог в игровой форме.

У- ребята, на доске вы видите изображение клавиатуры, на черных клавишах написаны вопросы( желающие по очереди читают вопросы и отвечают на них.)

Вопросы:

  1. С творчеством и жизнью, какого композитора вы сегодня познакомились? (И.С.Бах)

  2. В каком веке родился композитор? (в 18)

  3. В каком возрасте он начал играть? (еще не было 10 лет)

  4. Во сколько лет начал трудовую деятельность? (с 15 лет)

  5. Что писал И.С.Бах? (органную музыку)

  6. Какую песню мы разучивали?( на утренней зарядке)

  7. Кто автор песни «На утренней зарядке» (Тамары Попатенко)

У- молодцы, Всем кто работал на уроке и отвечал полными ответами я ставлю пять, а кто давал не полные ответа, тем четыре. Занятие окончено.