Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Традиции родного края»
для обучающихся 5 «А», 5 «Б», 5 «В» классов
Направление: интеллектуальное
(5 класс, 1-й год обучения, возраст 10-11 лет)
Разработала:
Смахтина Татьяна Анатольевна,
высшая квалификационная категория
2024 год
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
воспитание уважительного отношения к своему краю, городу, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результаты:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Содержание курса
Курс «Традиции родного края» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Данный курс рассчитан на преподавание в 5 классах, 34 часа в год .
Цель программы: формирование личности ученика, бережно относящегося к
прошлому своей Родины, стремящегося к активному участию в жизни общества.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
научить видеть и понимать красоту живой природы;
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
развивать потребности общения с природой;
развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Объекты изучения:
История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее города, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира области; природные ресурсы области; охраняемые территории; памятники природы.
Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.
Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;
Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 34 часов
Периодичность занятий – 1 раз в неделю
Календарно – тематическое планирование «Традиции родного края» 5 класс.
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Электронные цифровые образовательные ресурсы | |
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |
| Родина начинается с семьи. | 2 | | | | | |
1. | Моя семья. | 1 | | | 06.09 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/ | |
2. | Моё родовое дерево. | | | | 13.09 | |
| Мы - россияне | 7 | | | | | |
3. | Россия на карте мира. | 1 | | | 20.09 | http://www.krugosvet.ru/cMenu/04_00.htm | |
4. | Практическая работа: «Россия на карте» | 1 | | | 27.09 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/ | |
5. | Россия – многонациональная страна | 1 | | | 04.10 | Образавр https://obrazavr.ru/geografiya/5-klass-geografiya/ | |
6. | Особенности народностей страны. | 1 | | | 11.10 | http://edu.km.ru/projects/vschool/uroki_2022_geo6.htm | |
7. | Природные ресурсы нашей страны. | 1 | | 1 | 18.10 | videouroki.net Видеоуроки по географии 5 | |
8. | Чудеса России. | 1 | | 1 | 25.10 | Тесты, опросы, кроссворды https://app.onlinetestpad.com/tests | |
9. | Чудеса России. | 1 | | | 07.11 | |
| Курский край | 11 | | | | | |
10. | Курский край на карте России. | 1 | | | 24.10 | http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html | |
11. | Географическое положение области. Соседи нашей области | 1 | | | 14.11 | http://edu.km.ru/projects/vschool/uroki_2005_geo6.htm. | |
12. | Курск – легендарный город нашего края. | 1 | | | 21.11 | |
13. | Ресурсы нашего края. | 1 | | | 28.11 | http://edu.km.ru/projects/vschool/uroki_2005_geo6.htm. | |
14. | Достопримечательности нашего края. | 1 | | 1 | 06.12 | Тесты, опросы, кроссворды https://app.onlinetestpad.com/tests | |
15. | Обычаи и, традиции и обряды нашего края. | 1 | | | 13.12 | ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/geografiya#program-5-klass | |
16. | Игры нашего края. | 1 | | | 20.12 | Образавр https://obrazavr.ru/geografiya/5-klass-geografiya/ | |
17. | Практическая работа: «Игры нашего края» | 1 | | | 27.12 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/ | |
18. | Экскурсия в музей: «Костюм курской губернии» | 1 | | | 10.01 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/ |
19. | Практическая работа: «Зарисовка традиций нашего края» | 1 | | | 17.01 | Образавр https://obrazavr.ru/geografiya/5-klass-geografiya/ |
20. | Практическая работа: «Зарисовка традиций нашего края» | 1 | 1 | | 24.01 | videouroki.net Видеоуроки по географии 5 класс https://videouroki.net/video/geografiya/5-class/ |
| Наш город - Щигры | 14 | | | | |
21. | История нашего города. | 1 | | | 31.01 | Internetурок https://interneturok.ru/subject/geografy/class/5 |
22. | Экскурсия в музей: «История нашего города» | | | | 07.02 |
23. | Растительность и животный мир малой родины. | 1 | 1 | | 14.02 | videouroki.net Видеоуроки по географии 5 класс https://videouroki.net/video/geografiya/5-class/ |
24. | Экскурсия к реке Щигор. | | | | 21.02 |
25. | Экскурсия к реке Щигор. | | | | 28.02 | |
26. | Быт, традиции нашего города. | 1 | | | 07.03 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/ |
27. | Природные ресурсы г. Щигры. | 1 | | | 14.03 |
28. | Достопримечательности нашего города. | 1 | 1 | | 21.03 | videouroki.net Видеоуроки по географии 5 класс https://videouroki.net/video/geografiya/5-class/ |
29. | Достопримечательности нашего города. | | | | 04.04 |
30. | Улица на которой я живу! | 1 | | 1 | 11.04 | Тесты, опросы, кроссворды https://app.onlinetestpad.com/tests |
31. | Практическая работа: «Улица на которой я живу!» | | | | 18.04 |
32. | Экскурсия по г.Щигры | 12 | | | 25.04 | Образавр https://obrazavr.ru/geografiya/5-klass-geografiya/ |
33. | Экскурсия по г.Щигры | 1 | | | 16.05 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/ |
34. | Урок - обобщения | 1 | 1 | | 23.05 | videouroki.net Видеоуроки по географии 5 класс https://videouroki.net/video/geografiya/5-class/ |
Лист
корректировки календарно-тематического планирования
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата |
| |
| Родина начинается с семьи. | 2 | |
1. | Моя семья. | 1 | 06.09 |
2. | Моё родовое дерево. | 1 | 13.09 |
| Мы - россияне | 7 | |
3. | Россия на карте мира. | 1 | 20.09 |
4. | Практическая работа: «Россия на карте» | 1 | 27.09 |
5. | Россия – многонациональная страна | 1 | 04.10 |
6. | Особенности народностей страны. | 1 | 11.10 |
7. | Природные ресурсы нашей страны. | 1 | 18.10 |
8. | Чудеса России. | 1 | 25.10 |
9. | Чудеса России. | 1 | 07.11 |
| Курский край | 11 | |
10. | Курский край на карте России. | 1 | 24.10 |
11. | Географическое положение области. Соседи нашей области | 1 | 14.11 |
12. | Курск – легендарный город нашего края. | 1 | 21.11 |
13. | Ресурсы нашего края. | 1 | 28.11 |
14. | Достопримечательности нашего края. | 1 | 06.12 |
15. | Обычаи и, традиции и обряды нашего края. | 1 | 13.12 |
16. | Игры нашего края. | 1 | 20.12 |
17. | Практическая работа: «Игры нашего края» | 1 | 27.12 |
18. | Экскурсия в музей: «Костюм курской губернии» | 1 | 10.01 |
19. | Практическая работа: «Зарисовка традиций нашего края» | 1 | 17.01 |
20. | Практическая работа: «Зарисовка традиций нашего края» | 1 | 24.01 |
| Наш город – Щигры | 14 | |
21. | История нашего города. | 1 | 31.01 |
22. | Экскурсия в музей: «История нашего города» | 1 | 07.02 |
23. | Растительность и животный мир малой родины. | 1 | 14.02 |
24. | Экскурсия к реке Щигор. | 1 | 21.02 |
25. | Экскурсия к реке Щигор. | 1 | 28.02 |
26. | Быт, традиции нашего города. | 1 | 07.03 |
27. | Природные ресурсы г. Щигры. | 1 | 14.03 |
28. | Достопримечательности нашего города. | 1 | 21.03 |
29. | Достопримечательности нашего города. | 1 | 04.04 |
30. | Улица на которой я живу! | 1 | 11.04 |
31. | Практическая работа: «Улица на которой я живу!» | 1 | 18.04 |
32. | Экскурсия по г.Щигры | 1 | 25.04 |
33. | Экскурсия по г.Щигры | 1 | 16.05 |
34. | Урок – обобщения | 1 | 23.05 |