МОБУ « Центр образования № 46»
Технологическая карта урока математики 3 класс.
УМК « Школа России».
Учитель начальных классов : Франчева Ирина Николаевна
Технологическая карта урока «Единица площади – квадратный метр»
УМК: Школа России.
Тип урока: ОНЗ
Тема | Единица площади – квадратный метр |
Цель | Создать условия для ознакомления с новой единицей площади – квадратным метром. |
Задачи | Образовательные: ввести понятие «квадратный метр», дать представление о применении новой единицы измерения площади, ее связи с квадратным дециметром. Актуализировать знания о способах вычисления площади прямоугольника. Способствовать совершенствованию вычислительных навыков. Развивающие: способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации). Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы. Воспитательные: воспитывать культуру поведения, уважительное отношение друг к другу при работе в паре, группе. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт |
Планируемый результат | Предметные: знать названия единиц измерения площади, уметь находить площадь прямоугольника Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Прямоугольник, длина, ширина, площадь, квадратный дециметр, квадратный метр |
Ресурсы: - основные - дополни-тельные | М.И. Моро Математика. Учебник для 3-го класса. Часть 1. Стр. 70 -71 Презентация Microsoft Power Point Карточки с числами, с названиями единиц длины и площади Модели квадратных см, дм, м Карточки с заданиями для групп |
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная, работа в группах. |
Содержание взаимодействия педагога и учащихся.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Эмоциональный отклик на приветствие и настрой на урок. | Коммуникативные, личностные | |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | Использует задания для проведения интеллектуальной разминки, работу в парах для повторения пройденного материала | Выполняют индивидуальные задания с взаимопроверкой, затем работают в парах и фронтально, повторяя пройденный материал | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | |
3. | Выявление места и причины затруднений | Создает проблемную ситуацию, которая определяет цели урока. Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к выдвижению гипотез по принятию учебных задач. | Принимают проблемную ситуацию, конструируют учебные задачи урока. | Регулятивные, познавательные | |
4. | Построение проекта выхода из затруднения | Организует работу для решения проблемной ситуации через проблемный диалог. Побуждает учащихся к выдвижению гипотез, формулированию темы и целей урока. | Предлагают решения проблемы, становятся участниками проблемного диалога. Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки. Формулируют тему и цель урока. | Познавательные, регулятивные | |
5. | Реализация построенного проекта | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. | Знакомятся с новым материалом, практически находят площадь класса. | Познавательные, коммуникативные | |
6. | Первичное закрепление во внешней речи | Организует усвоение детьми нового способа действий при решении задачи с проговариванием во внешней речи. | Решают задачу с проговариванием во внешней речи | Познавательные, регулятивные | |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий по вариантам и в группах с последующей проверкой. | Работают по вариантам, в группах, проверяют работу( показывают решение ). | Регулятивные, познавательные, коммуникативные | |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Предлагает задание – собрать букет и сорвать груши , опираясь на знание таблицы умножения | Повторяют таблицу умножения( Собирают букет) | Регулятивные | |
9 | Рефлексия учебной деятельности | Организует фиксацию нового материала, изученного на уроке, рефлексивный анализ учебной деятельности, оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Проводит инструктаж по домашнему заданию. | Повторяют пройденный материал по вопросам учителя. Оценивают свою учебную деятельность на уроке, продолжая высказывания. При помощи значков оценивают собственную работу на уроке. | Познавательные, коммуникативные, регулятивные | |
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема «Единица площади – квадратный метр»
Цель: создать условия для ознакомления с новой единицей площади – квадратным метром.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Приготовились учиться.
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
- Сегодня на уроке математики я желаю вам сделать для себя открытие, получить новое знание. А сейчас продолжим постигать тайны этой сложной и интересной науки.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
А) Устный счет:1. Таблица умножения и деления на 8 и 9 ( Слайд 1)
2.Индивидуальная работа :
2х6 7х8 4х4 7х3+3х5-5х6 1дм…6см
54:9 72:9 27:9 (45+19):8+27 24см…4дм2см
18:3 8х5 4х7 30:5:3_18:9 10см…20мм
49:7 36:9 64:8 5дм3см…53см
3. Геометрическая таблица
а | 6 | 5 | 1 | 12 | 9 |
в | 5 | 9 | 20 | 2 | 9 |
Р | | | | | |
S | | | | | |
- В таблице нужно найти периметр и площадь прямоугольников.
-проверка индивидуальной работы.
3. Самоопределение к деятельности:
- Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Стали мерки строго в ряд.
Будто бы солдатики –
Ровные квадратики…
(выставляю на доске 1см кв, 1 дм кв)
С нами новый верный друг,
Появился он не вдруг,
С квадратной новой меркой
Он познакомил нас.
Загадочная мерка
Измерить может класс! ( 1м кв.)
-Какие знакомые мерки выставлены на доске?
- Что удобно измерить с помощью мерки 1 см кв?
-Что удобно измерить с помощью мерки 1 дм кв?
-Возьмите линейку и измерьте стороны мерки на доске ( 1 м). Что удобно измерять этой меркой?
-Сформулируйте тему урока.( Квадратный метр)
4. Работа по теме урока.
-Знакомство с новой меркой.
-Сейчас , используя меры длинны см кв, дм кв, м кв найдем площадь класса( Работают в парах).
- В чем затруднение? Почему не получается? ( Очень долго и неудобно, маленькие мерки, большая).
-Предлагайте решения этой проблемы.
- Какую геометрическую фигуру представляет собой класс? ( Прямоугольник)
-Как найти площадь прямоугольника? ( Формула на доске)
-Что надо сделать, чтобы найти площадь класса? ( Измерить длину и ширину класса. измеряют)
-Решим задачу:
Длина класса 8 метров, ширина -6 метров. Найди площадь класса.
-Молодцы с заданием справились.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА«Гимнастика для глаз» : « Поймай снежок»
_ Что измеряют квадратным метром?( Большие площади)
-Работа в группах
-Ребята , отгадайте загадку:
Чтобы дом жилой построить
Или школу, или сад.
На бумаге он рисует план дома и фасад.
Всё начертит, посчитает
И покажет, что и как.
Сколько комнат, где какая?
Где подвал, а где чердак?
Ничего не позабудет, всё продумает, решит,
Чтобы всем удобно было, чтобы дом удобным был. (Архитектор.)
- Архитектор должен уметь находить площадь объектов, для этого выполняя необходимые расчеты. Сейчас вы поработаете в роли архитекторов. Для этого разделимся на группы – проектные бюро (5 групп). (В каждой группе есть помощники – консультанты, которые получают конверты с заданием.)
-Работа в группах. Решение задач.
№1 Учебник с 70 №2 .Найди площадь сада.
№2 учебник с 70 №2. Найди площадь огорода.
№3. Рассчитайте площадь треугольной клумбы .
№4.Найди длину участка прямоугольной формы, если его площадь 45 кв м, а ширина 5м.
№5. Найди площадь коридора длиной 15м, а шириной 3м.
-Молодцы с работой справились.
-Самостоятельная работа : учебник с 71 №4. Самопроверка. Ответы на доске.
87, 84, 30, 29, 28, 9, 48, 72, 63.
5.Рефлексия учебной деятельности.
-Подведем итог урока. Вспомните, какую цель ставили перед собой. Продолжите предложения
Я узнал (а) ….. .
Я научился(ась)…… .
Мне понравилось …….. .
- Оцените свою работу на уроке.
- Кто уверен, что хорошо понял новый материал, отлично работал, был внимательным и старательным, нарисуйте желтый смайлик в тетради, кому было сложно сегодня на уроке нарисуйте – красный. Мы продолжим работать с единицами измерения площади на следующем уроке.
Домашнее задание по выбору: Найти площадь своей комнаты.
Список используемой литературы:
Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 3 класс.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2012.
Моро М.И., Бантова М.А. Математика: Учебник: 3 класс. 1 часть – М.: Просвещение, 2013.
Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику: Пособие для учащихся 3 класса. – Просвещение, 2013.
Рудницкая В.Н, Юдачева Т.В. Математика: Рабочая тетрадь №1 для учащихся 3 класса – М.: Вентана – Граф, 2005.
1