Конспект ООД «День воды» в подготовительной группе
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами воды.
2. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
3. Формировать навыки проведения лабораторных опытов.
4. Дать детям знания о том, что вода – это составная часть всего живого на Земле; расширять знания детей о воде (реки, озера, родники...)
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водных ресурсов.
2. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру.
3. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Воспитательные:
1.Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
Предварительная работа.
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.
4. Чтение художественной литературы.
5. Наблюдение за водой во время прогулок.
6. Чтение познавательных рассказов о реках, озерах
7. Чтение детской художественной литературы: Э. Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце", Е. А. Баратынский "Весна", сказка народов Сибири "Живая вода"
Ход занятия:
Вос-ль: Здравствуйте, ребята. К нам сегодня на занятие пришли воспитатели, давайте поздороваемся с ними.
Дети: здравствуйте! Давайте произнесем приветствие:
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, и послушаем.
(Включить запись «журчание воды»)
Ребята, слышите, что это такое? А что льется в ручье? (вода)
Что можно сказать о воде, которую мы слышим? (плещется, журчит, переливается, бежит, течет)
Вос-ль: Чистой воды на нашей планете становится всё меньше и меньше, поэтому нам с вами - жителям Земли - необходимо её беречь.
Люди загрязняют воду: выливают в реки мазут, химические вещества, сбрасывают в озера мусор. От этого наши ручейки, реки, озера перестают быть чистыми и прозрачными, становятся не предназначенными для жизни. В них сразу гибнут рыбки, маленькие организмы и другие существа, обитающие в воде.
Вос-ль: а как вы думаете, мы можем поддерживать чистоту рек, водоемов? Как?
Ответы детей:…
Если каждый из вас постарается никогда не бросать в воду мусор, на нашей планете сохранится чистая вода.
Ребенок читает стихотворение:
Воду нужно уважать!
Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться,
Ни природой, ни пейзажем,
Без воды угаснет каждый!
Вос-ль: а сейчас мы с вами подойдем к интерактивной доске, я вам буду загадывать загадки, вы отвечать и проверять ответы. (Включить
интерактивную доску)
Загадки:
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Вода
Когда меня нет – ждут,
Когда приду – бегут
Дождь
Прозрачный, как стекло,
А не вставишь в окно
Лёд
Утром бусы засверкали,
Всю страну собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём.
Роса
Вышла туча на прогулку
И взяла с собой шкатулку.
Туча бегала, резвилась,
И шкатулочка открылась.
И рассыпался вниз – ох! –
Круглый, ледяной горох
Град
Сквозь густую пелену
Ничего я не пойму.
Дом, деревья, водоём
Серый гость накрыл плащом
Туман
Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой.
А весною на весу
Превращается в росу.
Иней
Свисает с крыши длинный гвоздь –
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт
Сосульки
Зимой лежит,
А весной побежит.
Снег
Последний стих читает воспитатель под музыку.
Вос-ль: Мы сегодня с вами узнаем, в каком состоянии может находиться, вода.
Ребенок рассказывает стихотворение:
Бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Только вода, единственное существо, на свете которое может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.
Вос-ль: Сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Мы проведем с вами опыты с водой. А прежде чем попасть в лабораторию нужно знать правила.
Не шуметь, без разрешения не к чему не прикасаться.
Опыт №1 «ЕСЛИ СМЕШАТЬ ЦВЕТА?»
Ход опыта: Ребенок смешивает два-три цвета и наблюдает, как получается тот или иной новый оттенок, например, при смешивании желтого, красного и синего вполне может получиться черный раствор. Смешивание лучше проводить в прозрачной посуде – так опыт будет более наглядным.
Опыт №2 «ВОДА И МАСЛО»
Ход опыта: Нальем в бутылку в равных пропорциях воду и масло. Встряхнем ее хорошенько.
- Что произошло с водой и маслом? (вода опускается на дно, а масло всплывает на поверхность). Да, молекулам воды не нравится смешиваться с молекулами масла. Добавим краситель. Что произошло? (вода окрасилась в цвет красителя, а масло не изменило свой цвет)
Теперь добавим таблетку аспирина и наблюдаем… У нас получилась бурлящая лава. Вывод: Вода и масло не смешиваются. Масло плавает на поверхности воды, потому что вода тяжелее масла.
Опыт №3 «ЗАМЕРЗШАЯ ВОДА»
Цель: Формирование представления о том, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, иллюстрация с изображением айсберга.
Ход опыта. Перед детьми — миска с водой.
- Какая вода, какой она формы? (вода меняет форму, потому что она жидкость).
- Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед)
Рассматривают кусочки льда.
- Чем лед отличается от воды? (ответы детей)
- Лед можно лить, как воду? Попробуйте это сделать…
- Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.
- Ребята, как вы думаете, плавает ли лед?
Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают.
- Какая часть льда плавает? (верхняя)
- В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. Если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.
- Посмотрите на лед, который лежит в тарелке. Что с ним произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло)
- Во что превратился лед? Из чего состоит лед? (состоит из воды)
Вывод: лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Опыт №4 «ЛЕД ЛЕГЧЕ ВОДЫ»
Ход опыта: Ребята, как вы думаете, что будет с кубиками льда, если его поместить в воду?
- Он утонет, будет плавать или сразу растворится?
Давайте проверим. Опустим кусочки льда в тазик.
- Что мы видим? (лед плавает)
Вывод: лёд легче воды, поэтому и не тонет.
Опыт №1 «ЕСЛИ СМЕШАТЬ ЦВЕТА?»
Ребенок смешивает два-три цвета и наблюдает, как получается тот или иной новый оттенок, например, при смешивании желтого, красного и синего вполне может получиться черный раствор. Смешивание лучше проводить в прозрачной посуде – так опыт будет более наглядным.