Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Школа России» по теме «Местоимение»
Цель: Развивать умения определять лицо, число и род (для 3 – го лица единственного числа ) местоимений, употреблять местоимения в речи.
Задачи: 1. Формировать умения определять род, число и лицо местоимений, употреблять местоимения в речи.
2. Развивать умения работать в паре, способствовать развитию внимания, мышления.
3. Воспитывать культуру общения, аккуратность.
Ход урока:
Орг. Момент
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу!
Актуализация
Запись числа и классной работы.
Прочитайте, вставьте пропущенные местоимения.
Ветер, ветер! … могуч.
Чем …, гости торг ведёте?
Обнимает … царицу, и сынка, и молодицу.
К муравью ползет … .
Добрый доктор Айболит!
… под деревом сидит.
Что за яблочко!
… соку спелого полно!
- Назовите вставленные местоимения. Определите их число и лицо.
Назовите местоимения 3- лица. Как изменяются местоимения 3 лица?
Так с какими местоимениями будем работать?
- Сформулируйте тему урока. Постановка целей, задач.
Местоимение.
Какие задачи должны решить?
Продолжим развивать умения определять лицо, число и род местоимений. Правильно использовать местоимения в речи.
Работа по теме
Следующее задание. ( работа в парах)
Прочитайте, спишите, вставляя пропущенные слова.
В воскресенье мы пришли в зоопарк. В пруду плавала уточка. … подплыла к берегу и закрякала. У клетки стоял павлин. … распушил свой красивый хвост. В здании живёт старый слон. … обедал. Сначала … съел морковь, потом сено.
Какие слова вставили?
Какого лица и числа местоимения?
Почему только вставили слово она, а не он, или оно в третьем предложении?
Потому что местоимение указывает на предмет, не называя его.
Почему не они?
Уточка одна, она ж. р.
А в пятом, какое вставили? Почему? Как доказать, а может птица она, ведь павлин птица? Почему не они, ведь птицы могут быть две?
Нет, вставили местоимение он, потому что павлин один и мужского рода.
В следующих? 7, 8
Какие вставили? А почему?
Эталон у кого также оборотной стороной с ошибкой
Закрасьте успешность на листке самооценки. Задание 1
Вставил сам. Не испытывал затруднений. Зелёным
Испытывал затруднения. Жёлтым.
Не смог сам подобрать. Сделал с помощью соседа. Красным.
Физминутка
Хлопаем в ладоши, если услышите местоимения.
Я, ты, он, она,
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» – сто тысяч «я»!
Над тобою солнце светит,
Льется с высоты.
Все на свете, все на свете
Сможем я и ты.
Закрепление изученного материала
А сейчас мы напишем творческий диктант. Я прочитаю текст, а вы внимательно прослушайте.
Лиса – хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда лиса таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища – лесные мыши. Мыши вредят хлебным растениям.
Понравился?
Какое повторяется?
Что в нём не так? Как сделать лучше, интереснее?
Заменить повторяющееся слово местоимением 3 лица, единственного числа, женского рода.
Я буду читать по-старому, а вы должны заменить слово лиса местоимением.
Проверка. Прочитываете свой изменённый текст.
Необходимые слова заменили?
Закрасьте успешность на листке самооценки. Задание 2
Я не испытывал затруднений. Зелёным.
Я испытывал затруднения. Жёлтым.
Не смог справиться с заданием. Красным.
И я тоже оценю вашу работу, когда проверю диктанты.
Рефлексия
Давайте вернёмся к цели урока, назовите.
Развивать умения определять лицо, число и род (для 3 – го лица единственного числа ) местоимений, употреблять местоимения в речи.
Просмотрите отметки в листе самооценки, проанализируйте свои результаты.
У кого всё получалось на уроке? Поднимите руку. Опустите.
Кто допускал ошибки? Поднимите руку.
Закрасьте успешность на всём уроке на листке самооценки.
Подведение итогов урока
А сейчас мы составим «КЛАСТЕР» это новое слово, но, составив кластер, мы поймём, что составлять его не трудно, так как мы очень многое знаем.
Он поможет нам обобщить знания о местоимении.
Что такое местомиение? (прикрепляется слово местоимение)
Дети отвечают – часть речи (прикрепл часть речи)
Указывают на предмет. ( Прикр.)
Заменяют имя существительное
Бывают ед. ч., мн. ч.
Бывают 1, 2, 3 лица
В 3 лице имеют род
В предложении бывают подлежащим.
Вот мы свами составили «КЛАСТЕР», когда будем изучать следующую часть речи, мы составим ещё один «КЛАСТЕР».