Работа на определение уровня сформированности
метапредметных умений учащихся
по естественным наукам
Разработчики Тарасюк Н.В., Маленкова Л.А., Дыдымова Р.Р., учителя МБОУ «СОШ №6» города Нефтеюганска
Пояснительная записка
Класс: 6а,б,в, г
Комплексная работа по естественным наукам проводится с целью определения уровня сформированности метапредметных умений у учащихся 6 класса, составлена в соответствии с ФГОС ООО.
УМК: География 5-6 классы: учебник / А. И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, под редакцией А.И. Алексеева. - М.: Просвещение, 2015
Биология 5-6 классы: учебник / С.В. Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г. Гапонюк, под редакцией В.В.Пасечник. – М.: Просвещение, 2016
Работа состоит из двух частей и содержит всего 15 заданий.
Время выполнения работы - 40 мин.
Каждое верно выполненное задание оценивается в 5 баллов. Максимальное количество баллов - 75.
Характеристика заданий в контексте формируемых УУД.
Задание № | Содержание | Проверяемые УУД |
Регулятивные УУД |
Планирование | Составьте план своих действий по выполнению лабораторной работы «Приготовление препарата чешуи кожицы лука». | Нахождение способов решения задачи |
Определение проблемы | В 2011 году по расчётам ООН на Земле появился 7 миллиардный житель. Сформулируйте, какие проблемы несет с собой перенаселение. | Формулирование проблемы на основе имеюще-гося противоречия |
Целеполагание | Опыт: Одну из двух одинаковых стеклянных банок Дима обернул шерстяным шарфом (см. рисунок). В обе банки он налил одинаковое количество горячей воды из чайника и оставил банки в прохладном помещении. Через 20 мин Дима измерил температуру воды в обеих банках и обнаружил, что в банке, обёрнутой шарфом, вода остыла меньше по сравнению с другой банкой. Сформулируйте цель эксперимента. | Самостоятельное формулирование познавательной цели |
Выдвижение гипотезы | Представьте, что на Земле исчезнут все растения. Как изменится состав атмосферного воздуха? Придумайте гипотезу согласно клише «Если..., то...» | Выдвижение гипотез с использованием опоры |
Оценка | Для обнаружения крахмала в муке необходимо: 1) приготовить исследуемый раствор – 1 ст.л. муки размешать в 1 стакане кипятка; 2) добавить 2-3 капли йода; 3) наблюдать изменение окраски раствора – темно-фиолетовое окрашивание указывает на наличие крахмала. Петя решил провести этот опыт дома самостоятельно. Из экономии он уменьшил требуемые количества вдвое: налил из крана полстакана воды, досыпал половину ложки муки и добавил 1 каплю йода. В результате у Пети мучной раствор стал желто-коричневым. Оцени, правильно ли Петя выполнил эксперимент. | Умение оценивать работу по заданным (выбранным) критериям |
Познавательные УУД |
| Вода бесцветная, в толстом слое голубая жидкость. При нагревании вода расширяется и сильнее испаряется, обращаясь в мельчайшие капельки – пар. При замерзании вода превращается в лед и тоже расширяется. Вода – хороший растворитель. Она растворяет различные минеральные вещества и некоторые органические. Вода океанов и морей горько-соленая из-за растворенных в ней веществ. Найди в тексте информацию, объясняющую, почему уровень льда в стакане выше, чем был уровень воды до замерзания. | Нахождение запрашиваемой информации в тексте Ориентирование в справочниках, словарях |
| Разделите эти атмосферные явления на две группы: ураган, дождь, засуха, метель, снегопад, гроза, роса, слабый ветер, град, туман, гололед. 1. Благоприятные: 2. Неблагоприятные: | Отнесение объекта к тому или иному понятию, предполагающее установление наличия у этого объекта признаков, необходимых для данного понятия |
| Пользуясь таблицей ниже и знаниями из области биологии и математики, ответьте на вопрос: Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 32°C, а запас воды у путника — 10 л? Расстояние, которое может пройти человек по пустыне Температура, °C | Расстояние, км, при запасе воды | 0 л | 4 л | 10 л | | 26 | 70 | 110 | 160 | | 32 | 30 | 60 | 80 | | 49 | 10 | 20 | 30 | | | Представление информации, извлеченной из таблицы, схемы |
| Солнечный свет, проходящий через капли воды, преломляется и распадается на разноцветные лучи. Это создает атмосферный эффект в небе, который мы и называем радугой. Почему радуга появляется после дождя? (Причина – оставшиеся в воздухе после дождя капельки воды) | Установление внешних прямых и обратных связей |
| Ученые изучают туземный язык. Они обнаружили, что части речи в этом языке определяются не так, как в нашем языке. Вот перевод некоторых фраз: Туземная фраза | Перевод | | Краску сделай из растений | | План покрашенного дома | Напишите на туземном языке фразу: «Сделай план дома» | Сворачивать информацию из текстовой формы в знаково - символическую. |
| В таблице указана высота некоторых гор. Распределите названия гор по группам: 1-средневысотные (от 1000 до 2000 м), 2-высокие (от 2000 до 5000 м), высочайшие (более 5000 м) Уральские | 1895 | Гималаи | 8848 | Альпы | 4807 | Анды | 6960 | Скандинавские | 2469 | Джугджур | 1906 | | Упорядочивание вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно существенным признакам |
| Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности физический нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у — количество использования глюкозы от других источников энергии в клетке (в %)). Через сколько минут значение использования энергии глюкозы будет составлять 60%? | Выделение и фиксация помощью схемы, рисунка наиболее общих отношений в предмете для его исследования |
| Если вы задумали построить дом у реки, то где вы выберете место для строительства: в пойме реки или на возвышенности? Почему? | Выстраивание цепочки логических рассуждений и связей объектов и явлений. (Выдвижение тезиса, аргумента, примера) |
| ______________ - это вид энергии, который течет по проводам и используется для работы ____________. Удар _____________ может причинить серьезный вред и даже убить. В природе это явление встречается в виде ________. Она возникает во время грозы и тоже опасна для людей и животных. (Электричество, или электрический ток; электроприборов; электричества; молнии) | Соединение выделенных в процессе анализа частей (признаков, свойств, отношений) некоторого объекта в единое целое |
| Прочитайте описание муссона и бриза. Муссон - крупномасштабный воздушный поток с соответствующим комплексом погоды. Этот сезонный ветер возникает на границе моря и континента в результате их неодинакового нагревания. Он меняет свое направление дважды в год: зимнему сухому континентальному муссону противоположен летний влажный океанический муссон. Этот сильный ветер нагоняет облака, и приносит с собой проливные дожди. В переходное время года при смене муссонов преобладает относительно тихая погода. Бриз - ветер, который дует на побережье морей и больших озёр. Направление бриза меняется дважды в сутки: дневной (или морской) бриз дует с моря на разогретое дневными лучами солнца побережье. Ночной (или береговой) бриз имеет обратное направление. Бриз заметен только в условиях слабого общего переноса воздуха. Морской бриз понижает температуру воздуха в дневное время и делает воздух более влажным. Бриз чаще бывает летом, когда разница температур между сушей и водоёмом достигает наибольших значений. Сравните муссон и бриз. В ответе укажите два признака, одинаковых для обоих ветров, и два признака, по которым они отличаются друг от друга. | Сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия |
Метапредметная работа по естествознанию
6 класс
1. Составьте план своих действий по выполнению лабораторной работы «Приготовление препарата чешуи кожицы лука».
2. В 2011 году по расчётам ООН на Земле появился 7 миллиардный житель. Сформулируйте, какие проблемы несет с собой перенаселение.
3. Опыт: Одну из двух одинаковых стеклянных банок Дима обернул шерстяным шарфом (см. рисунок). В обе банки он налил одинаковое количество горячей воды из чайника и оставил банки в прохладном помещении. Через 20 мин Дима измерил температуру воды в обеих банках и обнаружил, что в банке, обёрнутой шарфом, вода остыла меньше по сравнению с другой банкой.
Сформулируйте цель эксперимента.
4. Представьте, что на Земле исчезнут все растения. Как изменится состав атмосферного воздуха? Придумайте гипотезу согласно клише «Если..., то...»
5. Для обнаружения крахмала в муке необходимо:
1) приготовить исследуемый раствор – 1 ст.л. муки размешать в 1 стакане кипятка;
2) добавить 2-3 капли йода;
3) наблюдать изменение окраски раствора – темно-фиолетовое окрашивание указывает на наличие крахмала.
Петя решил провести этот опыт дома самостоятельно. Из экономии он уменьшил требуемые количества вдвое: налил из крана полстакана воды, досыпал половину ложки муки и добавил 1 каплю йода. В результате у Пети мучной раствор стал желто-коричневым.
Оцени, правильно ли Петя выполнил эксперимент.
6. Вода бесцветная, в толстом слое голубая жидкость. При нагревании вода расширяется и сильнее испаряется, обращаясь в мельчайшие капельки – пар. При замерзании вода превращается в лед и тоже расширяется. Вода – хороший растворитель. Она растворяет различные минеральные вещества и некоторые органические. Вода океанов и морей горько-соленая из-за растворенных в ней веществ.
Найди в тексте информацию, объясняющую, почему уровень льда в стакане выше, чем был уровень воды до замерзания.
7. Разделите эти атмосферные явления на две группы:
ураган, дождь, засуха, метель, снегопад, гроза, роса, слабый ветер, град, туман, гололед.
1) Благоприятные: 2) Неблагоприятные:
Температура, °C | Расстояние, км, при запасе воды |
0 л | 4 л | 10 л | |
26 | 70 | 110 | 160 | |
32 | 30 | 60 | 80 | |
49 | 10 | 20 | 30 | |
8. Пользуясь таблицей и знаниями из области биологии и математики, ответьте на вопрос: Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 32°C, а запас воды у путника — 10 л?
9. Солнечный свет, проходящий через капли воды, преломляется и распадается на разноцветные лучи. Это создает атмосферный эффект в небе, который мы и называем радугой.
Туземная фраза | Перевод |
| Краску сделай из растений |
| План покрашенного дома |
Объясните, почему радуга появляется после дождя?
10. Ученые изучают туземный язык. Они обнаружили, что части речи в этом языке определяются не так, как в нашем языке. Вот перевод некоторых фраз:
Напишите на туземном языке фразу:
«Сделай план дома»
11. В таблице указана высота некоторых гор. Распределите названия гор по группам:
Уральские | 1895 |
Гималаи | 8848 |
Альпы | 4807 |
Анды | 6960 |
Скандинавские | 2469 |
Джугджур | 1906 |
1) средневысотные (от 1000 до 2000 м),
2) высокие (от 2000 до 5000 м),
3) высочайшие (более 5000 м)
1
2. Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности физический нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у — количество использования глюкозы от других источников энергии в клетке (в %)).
Через сколько минут значение использования энергии глюкозы будет составлять 60%?
13. Если вы задумали построить дом у реки, то где вы выберете место для строительства: в пойме реки или на возвышенности? Почему?
14. Составьте текст, заполнив пропуски.
______________ - это вид энергии, который течет по проводам и используется для работы ____________. Удар _____________ может причинить серьезный вред и даже убить. В природе это явление встречается в виде ________. Она возникает во время грозы и тоже опасна для людей и животных.
15. Прочитайте описание муссона и бриза. Сравните муссон и бриз. В ответе укажите два признака, одинаковых для обоих ветров, и два признака, по которым они отличаются друг от друга.
Муссон - крупномасштабный воздушный поток с соответствующим комплексом погоды. Этот сезонный ветер возникает на границе моря и континента в результате их неодинакового нагревания. Он меняет свое направление дважды в год: зимнему сухому континентальному муссону противоположен летний влажный океанический муссон. Этот сильный ветер нагоняет облака, и приносит с собой проливные дожди. В переходное время года при смене муссонов преобладает относительно тихая погода.
Бриз - ветер, который дует на побережье морей и больших озёр. Направление бриза меняется дважды в сутки: дневной (или морской) бриз дует с моря на разогретое дневными лучами солнца побережье. Ночной (или береговой) бриз имеет обратное направление. Бриз заметен только в условиях слабого общего переноса воздуха. Морской бриз понижает температуру воздуха в дневное время и делает воздух более влажным. Бриз чаще бывает летом, когда разница температур между сушей и водоёмом достигает наибольших значений.
Ключи к заданиям
метапредметной работы по естествознанию в 6 классе
Задание № | Содержание | Проверяемые УУД |
Регулятивные УУД |
1 Планирование | Составьте план своих действий по выполнению лабораторной работы «Приготовление препарата чешуи кожицы лука». | Нахождение способов решения задачи |
Ключ 1 | 1.На предметное стекло наносим каплю воды.2.С луковицы снимаем кожицу чешуи .3.Помещаем кожицу в каплю воды.4.Готовый микропрепарат накрываем покровным стеклом. | 5 баллов |
2 Определение проблемы | В 2011 году по расчётам ООН на Земле появился 7 миллиардный житель. Сформулируйте, какие проблемы несет с собой перенаселение. | Формулирование проблемы на основе имеющегося противоречия |
Ключ 2 | Увеличение количества людей может стать причиной социальных взрывов и экологической катастрофы: дефицит питьевой воды, нехватка ресурсов питания, повышение стоимости пищи, снижение обеспеченности топливом и энергией, ухудшение экологической обстановки, избыток трудовой силы | 5 баллов |
3 Целеполагание | Опыт: Одну из двух одинаковых стеклянных банок Дима обернул шерстяным шарфом (см. рисунок). В обе банки он налил одинаковое количество горячей воды из чайника и оставил банки в прохладном помещении. Через 20 мин Дима измерил температуру воды в обеих банках и обнаружил, что в банке, обёрнутой шарфом, вода остыла меньше по сравнению с другой банкой. Сформулируйте цель эксперимента. | Самостоятельное формулирование познавательной цели |
Ключ 3 | Цель: убедиться на опыте в том, что воздух является плохим проводником тепла. | 5 баллов |
4 Гипотеза | Представьте, что на Земле исчезнут все растения. Как изменится состав атмосферного воздуха? Придумайте гипотезу согласно клише «Если..., то...» | Выдвижение гипотез с использованием опоры |
Ключ 4 | Если исчезнут все растения, то перестанет вырабатываться кислород, в воздухе резко возрастет содержание углекислого газа. | 5 баллов |
5 Оценка | Для обнаружения крахмала в муке необходимо: 1) приготовить исследуемый раствор – 1 ст.л. муки размешать в 1 стакане кипятка; 2) добавить 2-3 капли йода; 3) наблюдать изменение окраски раствора – темно-фиолетовое окрашивание указывает на наличие крахмала. Петя решил провести этот опыт дома самостоятельно. Из экономии он уменьшил требуемые количества вдвое: налил из крана полстакана воды, досыпал половину ложки муки и добавил 1 каплю йода. В результате у Пети мучной раствор стал желто-коричневым. Оцени, правильно ли Петя выполнил эксперимент. | Умение оценивать работу по заданным (выбранным) критериям |
Ключ 5 | Петя не выполнил требование – взять кипяток, а налил воду из-под крана. Именно из-за этого эксперимент не получился, а не из-за того, что он взял веществ вполовину меньше | 5 баллов |
Познавательные УУД |
6 Поиск и выделение информации | Вода бесцветная, в толстом слое голубая жидкость. При нагревании вода расширяется и сильнее испаряется, обращаясь в мельчайшие капельки – пар. При замерзании вода превращается в лед и тоже расширяется. Вода – хороший растворитель. Она растворяет различные минеральные вещества и некоторые органические. Вода океанов и морей горько-соленая из-за растворенных в ней веществ. Найди в тексте информацию, объясняющую, почему уровень льда в стакане выше, чем был уровень воды до замерзания. | Нахождение запрашиваемой информации в тексте Ориентирование в справочниках, словарях |
Ключ 6 | Ответ: при замерзании вода превращается в лед и тоже расширяется. | 5 баллов |
7 Подведение под понятие, выведение следствий | Разделите эти атмосферные явления на две группы: ураган, дождь, засуха, метель, снегопад, гроза, роса, слабый ветер, град, туман, гололед. 1. Благоприятные: 2. Неблагоприятные: | Отнесение объекта к тому или иному понятию, предполагающее установление наличия у этого объекта признаков, необходимых для данного понятия |
Ключ 7 | 1- дождь, роса, слабый ветер; 2- ураган, засуха, метель, снегопад, гроза, град, туман, гололед. | 5 баллов |
8 Понимание информации в неявном виде, в виде таблиц, схем, рисунков | Пользуясь таблицей ниже и знаниями из области биологии и математики, ответьте на вопрос: Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 32°C, а запас воды у путника — 10 л? Расстояние, которое может пройти человек по пустыне Температура, °C | Расстояние, км, при запасе воды | 0 л | 4 л | 10 л | | 26 | 70 | 110 | 160 | | 32 | 30 | 60 | 80 | | 49 | 10 | 20 | 30 | | | Представление информации, извлеченной из таблицы, схемы |
Ключ 8 | Ответ: 80 км | 5 баллов |
9 Установление причинно – следственных связей | Солнечный свет, проходящий через капли воды, преломляется и распадается на разноцветные лучи. Это создает атмосферный эффект в небе, который мы и называем радугой. Почему радуга появляется после дождя? | Установление внешних прямых и обратных связей |
Ключ 9 | Причина – оставшиеся в воздухе после дождя капельки воды | 5 баллов |
10 Использование знаково – символических средств | Ученые изучают туземный язык. Они обнаружили, что части речи в этом языке определяются не так, как в нашем языке. Вот перевод некоторых фраз: Туземная фраза | Перевод | | Краску сделай из растений | | План покрашенного дома | Напишите на туземном языке фразу: «Сделай план дома» | Сворачивать информацию из текстовой формы в знаково - символическую. |
Ключ 10 | | 5 баллов |
11 Анализ с целью выделения признаков | В таблице указана высота некоторых гор. Распределите названия гор по группам: 1-средневысотные (от 1000 до 2000 м), 2-высокие (от 2000 до 5000 м),3- высочайшие (более 5000 м) Уральские | 1895 | Гималаи | 8848 | Альпы | 4807 | Анды | 6960 | Скандинавские | 2469 | Джугджур | 1906 | | Упорядочивание вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно существенным признакам |
Ключ 11 | 1- Уральские, Джугджур; 2- Альпы, Скандинавские; 3- Гималаи, Анды. | 5 баллов |
12 Моделирование | Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности физический нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у — количество использования глюкозы от других источников энергии в клетке (в %)). Через сколько минут значение использования энергии глюкозы будет составлять 60%? | Выделение и фиксация помощью схемы, рисунка наиболее общих отношений в предмете для его исследования |
Ключ 12 | Через 8 мин. | 5 баллов |
13 Построение логической цепи рассуждений | Если вы задумали построить дом у реки, то где вы выберете место для строительства: в пойме реки или на возвышенности? Почему? | Выстраивание цепочки логических рассуждений и связей объектов и явлений. (Выдвижение тезиса, аргумента, примера) |
Ключ 13 | Пойма является частью речной долины, которая затопляется в период половодья. Поэтому дом в этом месте строить нельзя. Лучше построить его на возвышенности. | 5 баллов |
14 Синтез как восполнение целого из частей, восполнение недостающих компонентов | ______________ - это вид энергии, который течет по проводам и используется для работы ____________. Удар _____________ может причинить серьезный вред и даже убить. В природе это явление встречается в виде ________. Она возникает во время грозы и тоже опасна для людей и животных. | Соединение выделенных в процессе анализа частей (признаков, свойств, отношений) некоторого объекта в единое целое |
Ключ 14 | Электричество, или электрический ток; электроприборов; электричества; молнии | 5 баллов |
15 Выбор оснований и критериев для сравнения сериации и классификации | Прочитайте описание муссона и бриза. Муссон - крупномасштабный воздушный поток с соответствующим комплексом погоды. Этот сезонный ветер возникает на границе моря и континента в результате их неодинакового нагревания. Он меняет свое направление дважды в год: зимнему сухому континентальному муссону противоположен летний влажный океанический муссон. Этот сильный ветер нагоняет облака, и приносит с собой проливные дожди. В переходное время года при смене муссонов преобладает относительно тихая погода. Бриз - ветер, который дует на побережье морей и больших озёр. Направление бриза меняется дважды в сутки: дневной (или морской) бриз дует с моря на разогретое дневными лучами солнца побережье. Ночной (или береговой) бриз имеет обратное направление. Бриз заметен только в условиях слабого общего переноса воздуха. Морской бриз понижает температуру воздуха в дневное время и делает воздух более влажным. Бриз чаще бывает летом, когда разница температур между сушей и водоёмом достигает наибольших значений. Сравните муссон и бриз. В ответе укажите два признака, одинаковых для обоих ветров, и два признака, по которым они отличаются друг от друга. | Сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия |
Ключ 15 | Общее - это ветры, которые 2 раза меняют направление, а разница в том что бриз - 2 раза в день, муссон - 2 раза в год. | 5 баллов |