Урок родного (русского) языка в 5 классе № 8. 28.11.2018.
Тема: Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока: прививать любовь к родному языку; знать понятия крылатые слова, пословицы, поговорки; знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; воспитывать уважительное отношение к глубоким и прочным знаниям, к стремлению учиться, повышать свою культуру; развивать у школьников интерес к родной истории, к родному языку осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию
Метапредметные –
Регулятивные:
Развивать образное мышление в устной работе; .принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану, выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;; развивать умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрации, схемы);
Познавательные:
осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Коммуникативные:
формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения
Предметные:
развитие у учащихся норм литературного языка; развитие связной речи учащихся;
Планируемые образовательные результаты для учащихся с ЗПР:
Личностные результаты:
1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные :
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные:
1. Учить детей; овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
2. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Карта урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся с ЗПР | Деятельность уч-ся |
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания. |
Приветствие. Блиц-опрос по тексту: -Что такое метафора? Эпитеты? Сравнение? Олицетворение? | Приветствуют учителя Отвечают на вопросы | Приветствуют учителя Отвечают на вопросы |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, задач урока. |
Запись даты, темы урока, целеполагание. Проблемный вопрос: почему слово русской речи в пословицах, поговорках, крылатых выражениях называют метким? | Записывают тему урока, | Из букв составляют слово, называют ключевое слово темы урока. Записывают тему урока, ставят цели и задачи урока. |
3. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся. |
Вступительное слово учителя. Сколько себя помнит человек, он всегда задумывался над словом, своей речью, родным языком. Мы можем гордиться русским языком. На нашем языке написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки, культуры и искусства. Все вы скажите, что он не простой. Да. Но тем он и интересен, что богат множеством оттенков, значений и тайн. Устная речь. …Гаснет умная словесность, Разговорная краса Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких Сникнув, голос потеряв Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо Не скудела в наши дни. | Отвечают на вопросы, записывают определение в тетрадь | Отвечают на вопросы, работают с Толковым словарем, ищут определение, записывают в тетрадь |
4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала. |
Наш урок посвящен жемчужинам русского языка: пословицам и крылатым выражениям, которые делают нашу речь яркой, образной, выразительной. Давайте вспомним, а кто-то из вас и впервые услышит значение таких слов как: пословицы, крылатые выражения. Пословица - краткое народное изречение с поучительным содержанием. Крылатые слова - образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. В русском языке одно слово может иметь разное значение, давайте послушаем стихотворение и посмотрим как работает слово. Предлагаю послушать стихотворение Суслова В. «Как работает слово». Как работает слово. В. Суслов Бывает частенько, что слово одно, Но очень по – разному служит оно Примеры тут можно найти без труда Возьмем хоть короткое слово “вода”. Вот был я мальчишкой, да детство прошло С тех пор уж “не мало воды утекло”. О смелом мы вправе сказать на перед, Такой “сквозь огонь и сквозь воду пройдет”. А гуси и утки сухие всегда Заметили люди: “Как с гуся вода” Случалось с тобою, ты правил не знал Молчал при опросе? “Воды в рот набрал”. Лентяй отдыхает, а время идет Под камень лежачей вода не течет. Сказать болтуну мы порою не прочь: Довольно мол, воду – то в ступе толочь. Не прочь и другому сказать невзначай: “Довольно лить воду ты дело давай”. Работать впустую. Что скажут потом? Не дело, мол, “воду носить решетом” Стихи я пишу не жалея труда, Чтоб вы не сказали: “В стихах – то вода”. Вот видите как много значений может принимать слово «вода». | Слушают, отвечают на вопросы | Слушают, отвечают на вопросы |
5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения). |
Конкурс “Откуда эти строки?” 1. У меня зазвонил телефон. («Телефон». Чуковский) 2. Петушок - Петушок Золотой гребешок. Масляна головушка Шелкова бородушка Выгляни в окошко, Дам тебе горошку. («Петушок золотой гребешок») 3. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. («Три медведя») 4. Вдруг видит – стоит избушка, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси – лебеди») 5. С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? («Буратино») 6. Сейчас потолкуем о книжке другой, Тут синее море. Тут берег морской. Старик вышел к морю, Он невод забросит О жадной старушке Рассказ тот пойдет. А жадность, ребята, К добру не ведет. А кончится дело все тем же корытом, Но только не новым, а старым. («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин) 7. "Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро ... ". - Кому из сказочных персонажей принадлежит столь мудрое изречение? (Винни-Пух) 8. Как звали веселого, толстого человека с пропеллером на спине, который обожал "Дни варенья" и приключения? (Карлсон) 9. Назовите музыкальный инструмент, на котором играл папа Карло. (Шарманка) 10. Как звали крошечного мальчика из сказки Ш. Перро? (Мальчик-с-Пальчик) 11. Назовите середину весны? (Апрель) 12. Это звание получила старуха от золотой рыбки после приобретения избы. (Дворянка) | Отгадывают малые жанры фольклора | Отгадывают малые жанры фольклора, называют жанр |
6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения). |
РАБОТА В ГРУППАХ: 1 конкурс “Найти пару”. Рассыпались пословицы. Кто быстрее соберет и озвучит пословицы. На 14 – ти карточках написано: (одна половина фразы) Не спеши языком – торопись делом. Сам пропадай – а товарища выручай. С кем поведешься – от того и наберешься. Труд человека кормит – а лень портит. Глаза смотрят – а руки делают. Хочешь много знать – надо мало спать. Ученье – свет, а не ученье – тьма. По одежке встречают – по уму провожают. Грамоте учиться – всегда пригодится. Не сиди сложа руки – так не будет и скуки. Красна птица пеньем – а человек уменьем. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник. Любишь кататься – люби и саночки возить. 2 конкурс “Домашнее задание”. Следующее задание – посложнее. Вы должны будете объяснить значение крылатых выражений, пришедших к нам из других миров, исторических событий, из сказок. Это конкурс, к которому задание было объявлено заранее. 1 команда | 2 команда | Кануть в лету. Муки Тантала. Лезть на рожон. Избушка на курьих ножках. Панический страх. | Авгиевы конюшни. Очертя голову. Сизифов труд. Ахиллесова пята. При царе Горохе. Прометеев огонь. | Конкурс “Показуха”. Ведущий. Что такое фразеологизм – не забыли? Командам нужно изобразить без слов предложенные им фразеологизмы. Им выдаются листки с приготовленными фразеологизмами. Балл получают, если их “живая картина” разгадана. 1 команда | 2 команда | намылить шею развесить уши два сапога – пара в трех соснах заблудился кот наплакал водить за нос переливать из пустого в порожнее втирать очки считать ворон | заткнуть за пояс хоть глаз выколи шито белыми нитками двое дерутся – третий не лезь в одно ухо влетело, в другое – вылетело зарубить на носу обвести вокруг пальца засучив рукава связаны руки | 3 конкурс “Эти забавные животные” или “Восстанови фразеологизм”. Необходимо восстановить нужные по смыслу слова из мира животных. 1 команда | 2 команда | Делить шкуру убитого…(медведя) Купить…в мешке (кота) Набить, как…в бочке (сельдей) Считать…(ворон) Брать…за рога (быка) Писать как …лапой (курица) | Сесть на любимого… (конька) Пустить … в огород (козла) Дуется как … на крупу (мышь) Не будить в себе… (зверя) Смотреть как … на новые ворота (баран) Грязный как … (свинья) | | Выполняют задание в соответствии с учебной задачей | Выполняют задание в соответствии с учебной задачей |
7. Анализ достижений учащихся. |
Самооценка учащихся | Оценивают работу свою и товарищей | Оценивают работу, ставят оценки |
8. Итоги урока (рефлексия), сообщение домашнего задания. |
Русский язык – один из самых красивых языков в мире. Но он не прост в изучении, в чем вы сегодня убедились. И лучше всего с этим справилась команда….. Мы поздравляем её и надеемся, что познания в области русского языка будут возрастать, вы будите хорошо знать свой родной язык. Ответ на проблемный вопрос. Д.з.: О чем может рассказать имя. Имена традиционные и новые. Названия городов. | Записывают домашнее задание в дневник | Ставят оценки, отвечают на вопрос. Записывают домашнее задание в дневник |
1 конкурс “Найти пару”.
Рассыпались пословицы. Кто быстрее соберет и озвучит пословицы.
На 14 – ти карточках написано: (одна половина фразы)
Не спеши языком – торопись делом.
Сам пропадай – а товарища выручай.
С кем поведешься – от того и наберешься.
Труд человека кормит – а лень портит.
Глаза смотрят – а руки делают.
Хочешь много знать – надо мало спать.
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
По одежке встречают – по уму провожают.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Не сиди сложа руки – так не будет и скуки.
Красна птица пеньем – а человек уменьем.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
2 конкурс “Домашнее задание”.
Следующее задание – посложнее. Вы должны будете объяснить значение крылатых выражений, пришедших к нам из других миров, исторических событий, из сказок. Это конкурс, к которому задание было объявлено заранее.
1 команда | 2 команда |
Кануть в лету. Муки Тантала. Лезть на рожон. Избушка на курьих ножках. Панический страх. | Авгиевы конюшни. Очертя голову. Сизифов труд. Ахиллесова пята. При царе Горохе. Прометеев огонь. |
Конкурс “Показуха”.
Ведущий. Что такое фразеологизм – не забыли?
Командам нужно изобразить без слов предложенные им фразеологизмы. Им выдаются листки с приготовленными фразеологизмами. Балл получают, если их “живая картина” разгадана.
1 команда | 2 команда |
намылить шею развесить уши два сапога – пара в трех соснах заблудился кот наплакал водить за нос переливать из пустого в порожнее втирать очки считать ворон | заткнуть за пояс хоть глаз выколи шито белыми нитками двое дерутся – третий не лезь в одно ухо влетело, в другое – вылетело зарубить на носу обвести вокруг пальца засучив рукава связаны руки |
3 конкурс “Эти забавные животные” или “Восстанови фразеологизм”.
Необходимо восстановить нужные по смыслу слова из мира животных.
1 команда | 2 команда |
Делить шкуру убитого… Купить…в мешке Набить, как…в бочке Считать… Брать…за рога Писать как …лапой | Сесть на любимого… Пустить … в огород Дуется как … на крупу Не будить в себе… Смотреть как … на новые ворота Грязный как … |