СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

техноллгическая карта

Просмотр содержимого документа
«Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.»

Урок родного (русского) языка в 5 классе № 8. 28.11.2018.

Тема: Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:   прививать любовь к родному языку; знать понятия крылатые слова, пословицы, поговорки; знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; воспитывать уважительное отношение к глубоким и прочным знаниям, к стремлению учиться, повышать свою культуру; развивать у школьников интерес к родной истории, к родному языку осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию

Метапредметные –

Регулятивные:

Развивать образное мышление в устной работе; .принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану, выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;; развивать умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрации, схемы);

Познавательные:

осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Коммуникативные:

формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения

Предметные:

развитие у учащихся норм литературного языка; развитие связной речи учащихся;

Планируемые образовательные результаты для учащихся с ЗПР:

Личностные результаты:

1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные :

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные:

1. Учить детей; овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

2. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся с ЗПР

Деятельность уч-ся

1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

  1. Приветствие.

Блиц-опрос по тексту:

-Что такое метафора? Эпитеты? Сравнение? Олицетворение?

Приветствуют учителя

Отвечают на вопросы


Приветствуют учителя



Отвечают на вопросы


2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, задач урока.

Запись даты, темы урока, целеполагание.

Проблемный вопрос: почему слово русской речи в пословицах, поговорках, крылатых выражениях называют метким?

Записывают тему урока,

Из букв составляют слово, называют ключевое слово темы урока. Записывают тему урока, ставят цели и задачи урока.

3. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

  1. Вступительное слово учителя.

Сколько себя помнит человек, он всегда задумывался над словом, своей речью, родным языком.

Мы можем гордиться русским языком. На нашем языке написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки, культуры и искусства.

Все вы скажите, что он не простой. Да. Но тем он и интересен, что богат множеством оттенков, значений и тайн.

Устная речь.

…Гаснет умная словесность,
Разговорная краса
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо
Не скудела в наши дни.

Отвечают на вопросы, записывают определение в тетрадь




Отвечают на вопросы, работают с Толковым словарем, ищут определение, записывают в тетрадь

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Наш урок посвящен жемчужинам русского языка: пословицам и крылатым выражениям, которые делают нашу речь яркой, образной, выразительной.

Давайте вспомним, а кто-то из вас и впервые услышит значение таких слов как:  пословицы, крылатые выражения.

Пословица - краткое народное изречение с поучительным содержанием.

 Крылатые слова - образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.

В русском языке одно слово может иметь разное значение, давайте послушаем стихотворение и посмотрим как работает слово.

Предлагаю послушать стихотворение Суслова В. «Как работает слово».

Как работает слово.

В. Суслов

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по – разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда
Возьмем хоть короткое слово “вода”.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло
С тех пор уж “не мало воды утекло”.
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой “сквозь огонь и сквозь воду пройдет”.
А гуси и утки сухие всегда
Заметили люди: “Как с гуся вода”
Случалось с тобою, ты правил не знал
Молчал при опросе? “Воды в рот набрал”.
Лентяй отдыхает, а время идет
Под камень лежачей вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно мол, воду – то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
“Довольно лить воду ты дело давай”.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, “воду носить решетом”
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: “В стихах – то вода”.

Вот видите как много значений может принимать слово  «вода».

Слушают, отвечают на вопросы

Слушают, отвечают на вопросы

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

Конкурс “Откуда эти строки?”

1. У меня зазвонил телефон. («Телефон». Чуковский)
2. Петушок - Петушок 
Золотой гребешок.
Масляна головушка
Шелкова бородушка
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку. («Петушок золотой гребешок»)
3. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. («Три медведя»)
4. Вдруг видит – стоит избушка, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси – лебеди»)
5. С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? («Буратино»)
6. Сейчас потолкуем о книжке другой,
Тут синее море.
Тут берег морской.
Старик вышел к морю,
Он невод забросит
О жадной старушке
Рассказ тот пойдет.
А жадность, ребята,
К добру не ведет.
А кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым. («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин)
7. "Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро ... ". - Кому из сказочных персонажей принадлежит столь мудрое изречение? (Винни-Пух)
8. Как звали веселого, толстого человека с пропеллером на спине, который обожал "Дни варенья" и приключения? (Карлсон)
9. Назовите музыкальный инструмент, на котором играл папа Карло. (Шарманка)
10. Как звали крошечного мальчика из сказки Ш. Перро? (Мальчик-с-Пальчик)
11. Назовите середину весны? (Апрель)
12. Это звание получила старуха от золотой рыбки после приобретения избы. (Дворянка)

Отгадывают малые жанры фольклора

Отгадывают малые жанры фольклора, называют жанр

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

РАБОТА В ГРУППАХ:

1 конкурс “Найти пару”.

Рассыпались пословицы. Кто быстрее соберет и озвучит пословицы.

На 14 – ти карточках написано: (одна половина фразы)

  1. Не спеши языком – торопись делом.

  2. Сам пропадай – а товарища выручай.

  3. С кем поведешься – от того и наберешься.

  4. Труд человека кормит – а лень портит.

  5. Глаза смотрят – а руки делают.

  6. Хочешь много знать – надо мало спать.

  7. Ученье – свет, а не ученье – тьма.

  8. По одежке встречают – по уму провожают.

  9. Грамоте учиться – всегда пригодится.

  10. Не сиди сложа руки – так не будет и скуки.

  11. Красна птица пеньем – а человек уменьем.

  12. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

  13. Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

  14. Любишь кататься – люби и саночки возить.

2 конкурс “Домашнее задание”.

Следующее задание – посложнее. Вы должны будете объяснить значение крылатых выражений, пришедших к нам из других миров, исторических событий, из сказок. Это конкурс, к которому задание было объявлено заранее.

1 команда

2 команда

  1. Кануть в лету.

  2. Муки Тантала.

  3. Лезть на рожон.

  4. Избушка на курьих ножках.

  5. Панический страх.

  1. Авгиевы конюшни.

  2. Очертя голову.

  3. Сизифов труд.

  4. Ахиллесова пята.

  5. При царе Горохе.

  6. Прометеев огонь.

Конкурс “Показуха”.

Ведущий.  Что такое фразеологизм – не забыли?

Командам нужно изобразить без слов предложенные им фразеологизмы. Им выдаются листки с приготовленными фразеологизмами. Балл получают, если их “живая картина” разгадана.

1 команда

2 команда

  1. намылить шею

  2. развесить уши

  3. два сапога – пара

  4. в трех соснах заблудился

  5. кот наплакал

  6. водить за нос

  7. переливать из пустого в порожнее

  8. втирать очки

  9. считать ворон

  1. заткнуть за пояс

  2. хоть глаз выколи

  3. шито белыми нитками

  4. двое дерутся – третий не лезь

  5. в одно ухо влетело, в другое – вылетело

  6. зарубить на носу

  7. обвести вокруг пальца

  8. засучив рукава

  9. связаны руки

3 конкурс “Эти забавные животные” или “Восстанови фразеологизм”.

Необходимо восстановить нужные по смыслу слова из мира животных.

1 команда

2 команда

  1. Делить шкуру убитого…(медведя)

  2. Купить…в мешке (кота)

  3. Набить, как…в бочке (сельдей)

  4. Считать…(ворон)

  5. Брать…за рога (быка)

  6. Писать как …лапой (курица)

  1. Сесть на любимого… (конька)

  2. Пустить … в огород (козла)

  3. Дуется как … на крупу (мышь)

  4. Не будить в себе… (зверя)

  5. Смотреть как … на новые ворота (баран)

  6. Грязный как … (свинья)


Выполняют задание в соответствии с учебной задачей



Выполняют задание в соответствии с учебной задачей



7. Анализ достижений учащихся.

Самооценка учащихся

Оценивают работу свою и товарищей

Оценивают работу, ставят оценки

8. Итоги урока (рефлексия), сообщение домашнего задания.

Русский язык – один из самых красивых языков в мире. Но он не прост в изучении, в чем вы сегодня убедились.

И лучше всего с этим справилась команда…..

Мы поздравляем её и надеемся, что познания в области русского языка будут возрастать, вы будите хорошо знать свой родной язык.

Ответ на проблемный вопрос.

Д.з.: О чем может рассказать имя. Имена традиционные и новые. Названия городов.

Записывают домашнее задание в дневник


Ставят оценки, отвечают на вопрос. Записывают домашнее задание в дневник



























1 конкурс “Найти пару”.

Рассыпались пословицы. Кто быстрее соберет и озвучит пословицы.

На 14 – ти карточках написано: (одна половина фразы)

  1. Не спеши языком – торопись делом.

  2. Сам пропадай – а товарища выручай.

  3. С кем поведешься – от того и наберешься.

  4. Труд человека кормит – а лень портит.

  5. Глаза смотрят – а руки делают.

  6. Хочешь много знать – надо мало спать.

  7. Ученье – свет, а не ученье – тьма.

  8. По одежке встречают – по уму провожают.

  9. Грамоте учиться – всегда пригодится.

  10. Не сиди сложа руки – так не будет и скуки.

  11. Красна птица пеньем – а человек уменьем.

  12. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

  13. Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

  14. Любишь кататься – люби и саночки возить.


2 конкурс “Домашнее задание”.

Следующее задание – посложнее. Вы должны будете объяснить значение крылатых выражений, пришедших к нам из других миров, исторических событий, из сказок. Это конкурс, к которому задание было объявлено заранее.

1 команда

2 команда

  1. Кануть в лету.

  2. Муки Тантала.

  3. Лезть на рожон.

  4. Избушка на курьих ножках.

  5. Панический страх.

  1. Авгиевы конюшни.

  2. Очертя голову.

  3. Сизифов труд.

  4. Ахиллесова пята.

  5. При царе Горохе.

  6. Прометеев огонь.

Конкурс “Показуха”.

Ведущий.  Что такое фразеологизм – не забыли?

Командам нужно изобразить без слов предложенные им фразеологизмы. Им выдаются листки с приготовленными фразеологизмами. Балл получают, если их “живая картина” разгадана.

1 команда

2 команда

  1. намылить шею

  2. развесить уши

  3. два сапога – пара

  4. в трех соснах заблудился

  5. кот наплакал

  6. водить за нос

  7. переливать из пустого в порожнее

  8. втирать очки

  9. считать ворон

  1. заткнуть за пояс

  2. хоть глаз выколи

  3. шито белыми нитками

  4. двое дерутся – третий не лезь

  5. в одно ухо влетело, в другое – вылетело

  6. зарубить на носу

  7. обвести вокруг пальца

  8. засучив рукава

  9. связаны руки

 

3 конкурс “Эти забавные животные” или “Восстанови фразеологизм”.

Необходимо восстановить нужные по смыслу слова из мира животных.

1 команда

2 команда

  1. Делить шкуру убитого…

  2. Купить…в мешке

  3. Набить, как…в бочке

  4. Считать…

  5. Брать…за рога

  6. Писать как …лапой

  1. Сесть на любимого…

  2. Пустить … в огород

  3. Дуется как … на крупу

  4. Не будить в себе…

  5. Смотреть как … на новые ворота

  6. Грязный как …