ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 9 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОРЕЗ»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Виды словарной работы на уроках русского языка в начальных классах в рамках ФГОС
учитель начальных классов
Гончарук Я.Р.
г. Торез
2025 г.
Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяются.
Научить ребенка писать эти слова
без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.
Этапы работы:
Работа со словами с непроверяемыми написаниями проходит в три этапа:
- Предъявление нового слова ( способы предъявления: (загадка, рассматривание предметной картинки, описание признаков предмета)
- Работа над запоминанием правописания слова, включение его в активный словарь младшего школьника ( подбор синонимов, антонимов, однокоренных( родственных слов) , фразеологизмов)
- Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами
( включение нового слова в активный словарь)
Виды словарной работы:
Учитель показывает карточку, а учащиеся выполняют действия в определённой последовательности:
1.называют изображённый предмет
2.объясняют правописание слова
3.записывают слово
4.ставят знак ударения
5.выделяют в нём безударную гласную
Виды словарной работы:
- Предъявление слова- синонима или антонима:
быстро - медленно
конец - начало
справа - слева
Виды словарной работы:
- Анаграмма - способ перестановки букв, в результате которого получается новое слово или сочетание слов.
урожай - жаурйо
огород - доогор
овощи - щоиво
Виды словарной работы:
- Нахождение лишнего слова в строке
- тетрадь, пенал , телефон, карандаш
2) капуста, помидор, морковь, солома
3) автомобиль, урожай, трамвай, самолет;
Виды словарной работы:
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог «го-»…..
( го - род реть рох ризонт )
Виды словарной работы :
- Уточнение лексического значения слова
а) Обращение к толковому словарю
«ТЕТРАДЬ» - слово произошло от греческого «тетро» – «сложенный вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам. Остаётся разрезать эту книжечку и сшить посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Именно такими были первые тетради.
б) через контекст (выявление многозначности слов)
Продырявят все листочки, все цветочки обгрызут……
И по рытвинам да кочкам - пушку в битку повезут…….
Виды словарной работы:
- Этимологическая справка - объяснение происхождения слова
Слово «ТРАМВАЙ»
«Трам» - фамилия человека, придумавшего тележку, которая ехала по рельсам
«Вай» - в переводе с английского языка означает путь
Виды словарной работы:
П….. М И Д О Р
К …..Р З И Н А
П …..Р Т Р Е Т
Виды словарной работы:
- Разделить слова на слоги и поставь ударение
мед/ве/жо/нок, во/ро/бей, соловей, заяц, корова, ворона, лисица, медведь, петух, медведица, сорока, лягушка, собака
Виды словарной работы:
- Подумай, сколько разных вариантов разделения слов на группы ты можешь предложить?
- Разделить слова на группы
воробей , ворона , петух , сорока , соловей , заяц , корова лисица , медведь , собака , воробей, ворона, заяц корова , лисица, медведь, петух, собака, сорока, соловей
Виды словарной работы:
Вот так горе, вот беда!
Как запутались слова.
Все они из трех слогов
Кто помочь словам готов?
- Бе, ка, ло, ран, со, мо, рё, даш, ко, ка, за, ба (береза, карандаш, молоко, собака)
Виды словарной работы:
- Игра « Замени одним словом»
- Надпись на конверте с указанием места назначения и получателя. (адрес)
- Седьмой день недели . ( воскресенье)
- Самое любимое время в течение учебного года. (каникулы)
- Тот, кто совершает поездку на каком-нибудь виде транспорта, не являясь водителем, пилотом, а также членом экипажа. (пассажир)
- Средство передвижения: самоходная колесная машина для езды по безрельсовым путям, имеющая помещение для водителя, пассажиров, грузов. (автомобиль)
- Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (календарь )
- Единица веса, 1000 граммов. (килограмм )
- Здание с прилегающими сооружениями для обслуживания пассажиров на станции ( вокзал )
- Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения. (директор)
Виды словарной работы:
Учитель показывает карточки со словами,
с пропущенной орфограммой.
г*рой адр*с ур*жай р*кета ябл*к* п*нал
Виды словарной работы:
Учитель читает несколько слов, ученики выписывают только слова по заданному признаку:
- женского рода ( капуста, огурец, помидор)
- единственного числа (коньки, хоккей, лыжи)
- 1 склонения (запад, сирень, осина)
Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.
- По шоссе едет автомобиль.
- Ребята развели у реки костер.
- Дежурный следит за порядком в классе.
Виды словарной работы:
Этапы работы
1)слова записываются на доске;
2)выделяются орфограммы;
3) проговариваются несколько раз;
4)записываются по памяти.
Подбор слов
1) слова группируются по определённой тематике (карандаш, пенал, тетрадь)
2) слова группируются по определённой орфограмме
(безударная гласная « я » : заяц, язык, земляника )
Виды словарной работы:
Учащимся предлагается заменить определение одним словом. главный город России (Москва);
инструмент, которым забивают гвозди (молоток);
диван, кровать – это…? (мебель)
Виды словарной работы:
Вогзал, васкресене, впиреди, вчира, гарячий, досведание, жолтый.
Виды словарной работы:
акорос, цяаз, доваз, акйенил
Интернет-источники
- http://clipart-library.com/img/1628556.jpg
- https://st2.depositphotos.com/1585301/6378/i/950/depositphotos_63788461-stock-photo-pile-of-books-and-clock.jpg
Литература
1.Ярославцева С.В. Работа над словарными словами в начальной школе. АЙРИС ПРЕСС, М., 2004г.
2. Замирова Л.А. Пособие для работы с трудными словами в начальной школе. ООО Сэр-Вит, Минск, 2001г.
3. Козлова Г.А. Работа со словарными словами в начальной школе.ООО И.Д. «Белый Ветер», Мозырь, 2005г.
4. Сухин И.Г. Занимательные материалы. ВАКО, М.,2004г.
5.Журнал «Начальная школа: плюс- минус.» №2, №3, №5- 2001г, №4-8 2003г.
6. Иванова В.А. Занимательно о русском языке: пособие для учителя. М., 1997г.
7. Синицына Е.И. Игры и упражнения со словами. М., 1998г.