СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Использование активного метода обучения «Ролевая игра» при изучении порядка взаимодействия сигналистов и руководителя путевых работ при изучении порядка ограждения мест производства работ на перегоне сигналами остановки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке описаны все этапы ролевой игры, имеются задания с конкретными ситуациями для решения производственных задач.  Данный вариант ролевой игры рекомендуется использовать для закрепления теоретических знаний и отработки практических умений по порядку взаимодействия между руководителем путевых работ и сигналистами при установке и снятии сигналов ограждения. Ролевая игра позволяет проконтролировать уровень умений и навыков обучающихся по соблюдению регламента переговоров между сигналистами и руководителем при использовании радиосвязи, правильность применения ручных и звуковых сигналов при ограждении мест производства путевых работ.

Использование ролевой игры максимально приближает учебный процесс к реальным условиям и имеет высокий образовательный эффект.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Использование активного метода обучения «Ролевая игра» при изучении порядка взаимодействия сигналистов и руководителя путевых работ при изучении порядка ограждения мест производства работ на перегоне сигналами остановки"»



Дальневосточный учебный центр профессиональных квалификаций

структурное подразделение

Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД»

Комсомольское подразделение


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ПРЕДМЕТУ «ПОРЯДОК ОГРАЖДЕНИЯ МЕСТ ПРОИЗВОДСТВА ПУТЕВЫХ РАБОТ»


по теме «Использование активного метода обучения «Ролевая игра» при изучении порядка взаимодействия сигналистов и руководителей путевых работ при изучении порядка ограждения мест производства работ на перегоне сигналами остановки как при наличии, так и при отсутствии связи»


Профессия: «Сигналист (при производстве путевых работ)»


Преподаватель: В.А. Есина








Комсомольск-на-Амуре

2018 г.



Дальневосточный учебный центр профессиональных квалификаций

структурное подразделение

Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД»

Комсомольское подразделение








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ПРЕДМЕТУ «ПОРЯДОК ОГРАЖДЕНИЯ МЕСТ ПРОИЗВОДСТВА ПУТЕВЫХ РАБОТ»


по теме «Использование активного метода обучения «Ролевая игра» при изучении порядка взаимодействия сигналистов и руководителей путевых работ при изучении порядка ограждения мест производства работ на перегоне сигналами остановки как при наличии, так и при отсутствии связи»


Профессия: «Сигналист (при производстве путевых работ)














Комсомольск-на-Амуре

2018 г.

Наименование работы: методическая разработка урока по предмету «Порядок ограждения мест производства путевых работ» по теме «по теме «Использование активного метода обучения «Ролевая игра» при изучении порядка взаимодействия сигналистов и руководителей путевых работ при изучении порядка ограждения мест производства работ на перегоне сигналами остановки как при наличии, так и при отсутствии связи».



Автор: Есина Вероника Алексеевна, преподаватель первой категории

ДВ УЦПК Комсомольского подразделения


Рассмотрено на заседании ЦК

«Инфраструктура»

«___»_____________ 2018 г.

Председатель ЦК

___________Е.М. Михайлова



Методическая разработка составлена по предмету «Порядок ограждения мест производства путевых работ» по теме учебного занятия «Порядок ограждения мест производства путевых работ на перегоне сигналами остановки» для профессий «Сигналист (при производстве путевых работ)», «Монтер пути - Сигналист».

В методической разработке описаны все этапы ролевой игры, имеются задания с конкретными ситуациями для решения производственных задач. Данный вариант ролевой игры рекомендуется использовать для закрепления теоретических знаний и отработки практических умений по порядку взаимодействия между руководителем путевых работ и сигналистами при установке и снятии сигналов ограждения. Ролевая игра позволяет проконтролировать уровень умений и навыков обучающихся по соблюдению регламента переговоров между сигналистами и руководителем при использовании радиосвязи, правильность применения ручных и звуковых сигналов при ограждении мест производства путевых работ.

Использование ролевой игры максимально приближает учебный процесс к реальным условиям и имеет высокий образовательный эффект.

Проведение ролевой игры так же рекомендуется использовать на предмете «ПТЭ, инструкции и безопасность движения» при обучении на профессию «Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений».

Методическая разработка предназначена для педагогических работников учебных центров, ведущих предметы «Порядок ограждения мест производства путевых работ» и «ПТЭ, инструкции и безопасность движения».




Адрес: 681010 г. Комсомольск - на - Амуре, ул.Вокзальная 47а

Содержание


Сценарий ролевой игры

стр.5

Эталоны действий

стр.8

Задания для подгрупп с производственными ситуациями

стр.12



Бланки для фиксирования замечаний

стр.16

Список литературы

стр.20




СЦЕНАРИЙ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

«Ограждение мест производства работ на перегоне сигналами остановки, как при наличии, так и при отсутствии связи»


ЦЕЛИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ:

1)закрепить полученные теоретические знания по регламенту переговоров между руководителем и сигналистами при наличии радиосвязи;

2) закрепить полученные теоретические знания по использованию ручных и звуковых сигналов между руководителем и сигналистами при отсутствии радиосвязи;

3) проконтролировать уровень умений и навыков по соблюдению регламента переговоров и использованию ручных и звуковых сигналов;

4) приблизить учебный процесс к реальным условиям.




СЦЕНАРИЙ:


Ролевая игра состоит из 6 этапов:

1-ый этап – ознакомление обучающихся с целями, задачами и условиями ролевой игры;

2-ой этап – выбор экспертов;

3-ий этап – работа в подгруппах по распределению ролей, выполнению полученного задания;

4-ий этап – поочередная демонстрация заданий;

5-ый этап – заслушивание экспертов и всеобщее обсуждение результатов работы в подгруппах;

6-ой этап – подведение итогов преподавателем.


1-ый этап игры: Преподаватель знакомит обучающихся с целями, задачами и условиями ролевой игры.


УСЛОВИЯ:

  1. двухпутный участок,

  2. работы ведутся на одном пути,

  3. примерный перечень ограждаемых путевых работ (перешивка пути, разгонка зазоров, смена рельса и т.д.).


ЗАДАНИЯ:

  1. руководствуясь заданием с описанной в нём ситуацией, рассчитать место установки переносных сигналов и сигнальных знаков (задание для всех подгрупп).

  2. оградить место работ на перегоне сигналами остановки, используя радиосвязь (задание для подгруппы №1);

  3. оповестить руководителя о приближении поезда и по его команде снять сигналы ограждения, используя радиосвязь (задание для подгруппы №2)

  4. оградить место работ на перегоне сигналами остановки, используя ручные и звуковые сигналы (задание для подгруппы №3);

  5. оповестить руководителя о приближении поезда и по его команде снять сигналы ограждения, используя ручные и звуковые сигналы (задание для подгруппы №3);



2-ой этап игры: Выбор экспертов:

Из группы обучающихся преподаватель совместно с обучающимися выбирает 2-3 сильных обучающихся, имеющих высокий средний балл по предыдущим занятиям.

Задача экспертов – оценивать правильность действий обучающихся в подгруппах в соответствии с полученной (выбранной) ролью. Результаты (недочеты и ошибки) эксперты записывают на листе бумаги.


3-ий этап игры: Работа в подгруппах:

    1. Деление на подгруппы и распределение ролей в подгруппе:

Группа делится на 4 подгруппы, в каждой подгруппе выбирается руководитель работ и сигналисты (количество сигналистов зависит от протяженности фронта работ). Для каждой подгруппы выдается задание на ограждение места работ:


1подгруппаналичие связи между руководителем работ и сигналистами. Фронт работ 200 м и менее. Задача – УСТАНОВИТЬ сигналы ограждения.


2подгруппаналичие связи между руководителем работ и сигналистами. Фронт работ 200 м и менее. Задача – СНЯТЬ сигналы ограждения.


3 подгруппаотсутствие связи между руководителем работ и сигналистами.

Развернутый фронт работ. Задача – УСТАНОВИТЬ сигналы ограждения.


4 подгруппаотсутствие связи между руководителем работ и сигналистами. Развернутый фронт работ. Задача – СНЯТЬ сигналы ограждения.


    1. На листе ватмана каждая группа чертит схему ограждения с указанием мест расположения (км и ПК) сигналов, знаков ограждения, сигналистов и расстояний между ними;


    1. Подготовка обучающимися по 5 вопросов по темам «Ограждение мест производства путевых работ», «Габариты размещения около пути грузов и материалов», «Порядок встречи поездов»



4-ий этап: Поочередная демонстрация заданий всеми подгруппами, при этом эксперты фиксируют выявленные замечания в специальных бланках


5-ый этап игры: Заслушивание экспертов после выступления каждой подгруппы.


Эксперты подсчитывают баллы по каждой подгруппе, озвучивают допущенные ошибки или недочеты, и озвучивают результаты. Возможно обсуждение рассматриваемых ситуаций сразу же со всеми подгруппами.


6-ой этап игры: Подведение итогов


5.1) Преподаватель подводит итог по работе каждой подгруппы и по работе экспертов (отмечает обучающихся, показавших хорошие знания; обращает внимание на слабые места с требованием еще раз внимательно дома повторить материал).

5.2) Оценивание. По результатам проведенной ролевой игры и подведенного итога преподаватель оценивает участие обучающихся.



I ПОДГРУППА (эталон действий)


наличие связи между руководителем работ и сигналистами. Фронт работ 200 м и менее.


Задача – руководствуясь производственной ситуацией №1, УСТАНОВИТЬ сигналы ограждения:

Руководитель работ, дав указание выделенным для этого монтерам пути об установке переносных красных сигналов на расстоянии 50 м от границ места работ, вызывает по телефону или по радио обоих сигналистов, стоящих у места укладки петард. На вызов сигналисты поочередно отвечают, называя свое место и свою фамилию, например:

1-ый сигналист «У петард со стороны станции (название станции) – сигналист (фамилия сигналиста)»,

2-ой сигналист «У петард со стороны станции (название станции) – сигналист (фамилия сигналиста).

Получив ответ от обоих сигналистов, руководитель работ дает распоряжение об укладке петард, например:

«Говорит руководитель работ - дорожный мастер (фамилия руководителя). Оградите место работ с укладкой петард».

Сигналисты поочередно повторяют полученное распоряжение и, выполнив его, докладывают об этом руководителю работ, например:

1-ый сигналист «Место работ со стороны станции (название станции) ограждено, петарды уложены. Сигналист (фамилия сигналиста)».


2-ой сигналист «Место работ со стороны станции (название станции) ограждено, петарды уложены. Сигналист (фамилия сигналиста.


Руководитель работ, приняв доклады от сигналистов и убедившись в правильной установке переносных красных сигналов на расстоянии 50 м от границ места работ, дает разрешение приступить к путевым работам.



II ПОДГРУППА (эталон действий)


наличие связи между руководителем работ и сигналистами. Фронт работ 200 м и менее.


Задача – руководствуясь производственной ситуацией №2 СНЯТЬ сигналы ограждения.


Сигналист, охраняющий петарды, услышав или увидев приближающийся поезд, должен немедленно доложить об этом по телефону или радио руководителю работ, например:

«Со стороны станции (название станции) приближается поезд. Сигналист у петард (фамилия сигналиста)»,

Руководитель путевых работ, получив это извещение, должен прекратить работы, привести путь в исправное состояние, проверить соблюдение габарита, дать указание выделенным для этого монтерам пути снять переносные красные сигналы, установленные на расстоянии 50 м от границ места работ, после чего вызвать по телефону или радио обоих сигналистов у петард и разрешить им снять петарды, например:

«Говорит руководитель работ – дорожный мастер (фамилия руководителя). Разрешаю снять петарды».

Сигналисты повторяют полученное указание, называя свое место и свою фамилию:

1-ый сигналист «Со стороны станции (название станции) разрешено снять петарды. Сигналист (фамилия сигналиста)».


2-ой сигналист «Со стороны станции (название станции) разрешено снять петарды. Сигналист (фамилия сигналиста)».


Выполнив распоряжение руководителя работ, они докладывают поочередно об этом, например:

1-ый сигналист «Петарды со стороны станции (название станции) сняты. Сигналист (фамилия сигналиста)».


2-ой сигналист «Петарды со стороны станции (название станции) сняты. Сигналист (фамилия сигналиста)».


III ПОДГРУППА (эталон действий)


отсутствие связи между руководителем работ и сигналистами. Развернутый фронт работ.


Задача – руководствуясь производственной ситуацией №3 УСТАНОВИТЬ сигналы ограждения


Руководитель работ подает рожком сигнал остановки (три коротких звука) и одновременно показывает развернутый красный флаг в сторону сигналистов.

Сигналисты у переносных «К» дают также рожком сигнал остановки, устанавливают на пути переносные «К» сигналы и показывают ручной красный сигнал в сторону сигналиста, стоящего у петард.

После укладки петард сигналисты, подавая рожком сигнал остановки одновременным движением по кругу ручным красным сигналом, извещают о том, что петарды уложены.

Сигналисты у переносных красных сигналов в 50 м от границ места работ, повторяя эти сигналы, извещают руководителя работ об укладке петард.


Получив извещение от сигналистов о том, что петарды уложены, и убедившись в правильности установки переносных красных сигналов на расстоянии 50 м от границ места работ, руководитель работ дает разрешение приступить к работам.


















IV ПОДГРУППА (эталон действий)


отсутствие связи между руководителем работ и сигналистами. Развернутый фронт работ.

Задача – руководствуясь производственной ситуацией №4 СНЯТЬ сигналы ограждения.


Сигналист, охраняющий петарды, услышав или увидев приближающийся поезд, должен подавать сигналы рожком (один длинный звук при подходе нечетного поезда и два длинных звука при подходе четного поезда) и ручным красным сигналом (движением сверху вниз), извещая этим сигналиста, стоящего у красного сигнала, о подходе поезда.

Сигналист, стоящий у красного сигнала, тем же порядком извещает о подходе поезда руководителя работ.

Руководитель путевых работ, получив от сигналиста, стоящего у переносного красного сигнала, извещение о приближении поезда, обязан привести путь в исправное состояние, проверить соблюдение габарита, после чего рожком (один длинный звук) с одновременным движением развернутым желтым флагом над головой слева направо и справа налево разрешить сигналистам снять переносные красные сигналы и петарды.

Сигналист, стоящий у переносного красного сигнала на расстоянии 50 м от границы места работ, снимает переносной красный сигнал и передает сигнал руководителя работ сигналисту, стоящему у петард.

Сигналист, стоящий у петард, по полученному сигналу может снять петарды только тогда, когда снят переносной красный сигнал, установленный на расстоянии 50 м от границы места работ.

После снятия петард сигналист извещает об этом руководителя работ через сигналиста, стоящего у красного переносного сигнала, подавая периодически рожком сигнал бдительности (один короткий и один длинный звук) с одновременным движением развернутым желтым флагом над головой слева направо и справа налево. При наличии промежуточных сигналистов последние повторяют сигналы, подаваемые руководителем работ и основными сигналистами.

Производственная ситуация № 1


Перегон …………………………………… двухпутный участок,1 путь 254км пк 10 перешивка пути с одновременной расшивкой более 3-х смежных концов шпал, радиосвязь имеется, расстояние А=1000м, Б=1200 м.


Руководитель работ ПД ……………..…………..,

сигналист у петард………………..…..…. со стороны станции …………………… сигналист у «К» щита ……………………. со стороны станции ………………… сигналист у «К» щита ……………………. со стороны станции ………………… сигналист у петард………………….…. со стороны станции ……………..……,


Задание:


  1. Изучить заданную ситуацию.

  2. Начертить схему ограждения места работ с указанием всех расстояний.

  3. Рассчитать места установки (км и ПК) сигналов, знаков ограждения, сигналистов.

  4. Распределить роли между обучающимися в группе и обыграть ситуацию по правильным действиям руководителя работ и сигналистов с использованием радиосвязи по установке сигналов ограждения.








Производственная ситуация № 2


Перегон …………………………………… двухпутный участок,1 путь 218пк5-6 регулировка стыковых зазоров с использованием разгонщика, радиосвязь имеется, расстояние А=1100м, Б=1300 м.


Руководитель работ ПД ……………..…………..,

сигналист у петард………………..…..…. со стороны станции …………………… сигналист у «К» щита ……………………. со стороны станции ………………… сигналист у «К» щита ……………………. со стороны станции ………………… сигналист у петард………………….…. со стороны станции ……………..……,


Задание:


  1. Изучить заданную ситуацию.

  2. Начертить схему ограждения места работ с указанием всех расстояний.

  3. Рассчитать места установки (км и ПК) сигналов, знаков ограждения, сигналистов.

  4. Распределить роли между обучающимися в группе и обыграть ситуацию по правильным действиям руководителя работ и сигналистов с использованием радиосвязи по снятию сигналов ограждения.


Производственная ситуация № 3


Перегон …………………………………… двухпутный участок, четный путь 17пк8-18пк5 разгонка зазоров, радиосвязь отсутствует, расстояние А=1300м, Б=1500 м.


Руководитель работ ПД ……………..…………..,

сигналист у петард………………..…..…. со стороны станции …………………… сигналист у «К» щита ……………………. со стороны станции ………………… сигналист у «К» щита ……………………. со стороны станции ………………… сигналист у петард………………….…. со стороны станции ……………..……,


Задание:


  1. Изучить заданную ситуацию.

  2. Начертить схему ограждения места работ с указанием всех расстояний.

  3. Рассчитать места установки (км и ПК) сигналов, знаков ограждения, сигналистов.

  4. Распределить роли между обучающимися в группе и обыграть ситуацию по правильным действиям руководителя работ и сигналистов с использованием ручных и звуковых сигналов по установке сигналов ограждения.


Производственная ситуация № 4


Перегон …………………………………… двухпутный участок, четный путь 8211пк1-8211пк5 сплошная смена рельсов с боковым износом, радиосвязь отсутствует, расстояние А=1300м, Б=1500 м.


Руководитель работ ПД ……………..…………..,

сигналист у петард………………..…..…. со стороны станции …………………… сигналист у «К» щита ……………………. со стороны станции ………………… сигналист у «К» щита ……………………. со стороны станции ………………… сигналист у петард………………….…. со стороны станции ……………..……,


Задание:


  1. Изучить заданную ситуацию.

  2. Начертить схему ограждения места работ с указанием всех расстояний.

  3. Рассчитать места установки (км и ПК) сигналов, знаков ограждения, сигналистов.

  4. Распределить роли между обучающимися в группе и обыграть ситуацию по правильным действиям руководителя работ и сигналистов с использованием ручных и звуковых сигналов по снятию сигналов ограждения.
















БЛАНК

Для фиксирования замечаний

По подгруппе№1



Ошибки в регламенте переговоров

Сигналист у петард со стороны станции Кичера Семенов

Руководитель работ

ПД Малинин

сигналист у петард со стороны станции Дзелинда Леонов






















Другие ошибки (при их наличии)

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………



БЛАНК

Для фиксирования замечаний

По подгруппе№2



Ошибки в регламенте переговоров

Сигналист у петард со стороны станции Кичера Семенов

Руководитель работ

ПД Малинин

сигналист у петард со стороны станции Дзелинда Леонов






















Другие ошибки (при их наличии)

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………



БЛАНК

Для фиксирования замечаний

По подгруппе№3


Ошибки по порядку подачи ручных и звуковых сигналов

Сигналист у петард со стороны станции ………..

…………..

Сигналист у «К» со стороны станции ………..

…………..

Руководительработ ……………….

Сигналист у «К» со стороны станции ………..

…………..

Сигналист у петард со стороны станции ………..

…………..










































Другие ошибки (при их наличии)

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………




БЛАНК

Для фиксирования замечаний

По подгруппе№4


Ошибки по порядку подачи ручных и звуковых сигналов

Сигналист у петард со стороны станции ………..

…………..

Сигналист у «К» со стороны станции ………..

…………..

Руководительработ ……………….

Сигналист у «К» со стороны станции ………..

…………..

Сигналист у петард со стороны станции ………..

…………..










































Другие ошибки (при их наличии)

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………





Список используемой литературы


  1. Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, приказ Минтранса России от 04.06.2012 № 162 (в редакции приказов Минтранса России от 12.08.2011 № 210, от 04.06.2012 № 162, от 13.06. 2012 № 164, от 30.03.2015 № 57).

  2. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, распоряжение ОАО «РЖД» от 14.12.2016 № 2540р.


25