СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа по теме:"Я и моя семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка создана в год семьи. Она направлена на формирование понятий "семья", "счастливая семья", раскрывает ценности семьи и значение семьи  в жизни людей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа по теме:"Я и моя семья"»

Тема: «Я и моя Семья»

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг

друга,

заботятся друг о друге.

Формировать убеждения о важности и роли семьи в жизни человека, сплочение коллектива

детей и родителей.

Развитие внимания, речи, творческого воображения.

Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Задачи классного часа:

Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

Формировать представления о жизненном идеале семьи;

Раскрыть значение семьи в жизни каждого человека.

Предварительная подготовка: семейные фото.

Оборудование: презентация «Семья», видеоролик «Что такое семья?» - говорят

дети, кирпичики, солнышко, тучки, цветы, словарь С.И. Ожегова.

сердечки, карточки с заданиями, картинка Кузи, карточки со словами, зонтик.

Ход классного часа

1.Организационный момент.

- Здравствуйте! Я очень рада Вас всех видеть в хорошем настроении! Я думаю, что хорошее настроение поможет вам сегодня провести классный час.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, м и порадуемся сегодняшнему дню.





Кто загадку отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна ……. СЕМЬЯ!

-Правильно, тема нашего классного часа «Я и моя Семья». Я хочу, чтобы вы задумались о важности и необходимости семьи.

-А что такое - семья? - (…) 

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Ребус Какое слово спряталось?

-А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

– Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

Семьи бывают разные.

Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье. Кто есть в вашей семье? Сколько человек? (учащиеся рассказывают о своих семьях).

1 ученик

У меня есть семья -

Мама, папа, брат и я.

Лучше всех мы живем,

Песни громко мы поем.

Никому не разрешу

Обижать семью свою.

Пусть всегда живет семья

Мама, папа, брат и я.


2 ученик

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

3 ученик

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.


4 ученик

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.


5 ученик

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

6 ученик

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

-Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Встаньте, те: 
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!

-кого из вас назвали в честь кого-то из членов семьи?

Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!


Физминутка

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

(На каждую строчку дети соединяют пальца двух рук, встряхивают руками).

Ребята, а какая семья является счастливой?

- Что нужно для того, чтобы семья была счастливой?(Любовь,доверие,доброта и т.д.)

2.Постановка проблемной ситуации.

- Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли.

Впрочем, дома кое-кто жил.

На чердаке - ворона , в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя.

Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна!

Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.

А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.


-Ребята, о каком же доме идет речь? О чем мечтает Кузя?

(Ответы детей)


«Очень трудно самому

Жить на свете одному.

Вместе с мамой жить и папой

Хочется всегда, ребята».


3.Основная часть.

Предлагаю вам поиграть в «строителей».

На доске плакат с контуром дома. Строительство дома начинается с фундамента.


Дом готов

А дом, заставленный добром – еще не дом.

И даже люстра над столом – еще не дом.

Кого не хватает в этом доме?

(Людей, близких, животных)


Дом, как известно всем давно,

-Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом;

Это не дом.

  Дом — это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

  Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом. 



Давайте в нем поселим семью.

Правила:

1.Семья – это… я. В окошке будет Я

2.Семья – группа живущих вместе близких родственников.(Бабушка,дедушка, мама,папа,брат,сестра)

А чтобы семья была счастливой? добро.любовь.уважение ответственность

Дом готов. Молодцы! Вы выбрали крепкий строительный материал. Каждый из вас отдал при строительстве частичку души.

-Ребята, а наш класс можно назвать семьёй? (дети отвечают) в какой-то степени можно. (Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.)Как называется дом,куда вы пришли учиться?

Школа

Какой у вас теперь класс? Кабинет?

Наш класс – это тоже ваша семья, крепкая и дружная. В классной семье тоже должны царить уважение, внимание, вы должны приходить на помощь. Вместе вам предстоит не только учиться, играть и веселиться, но ещё и грустить, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей, думать, размышлять., … К концу обучения в школе, вы, практически, станете друг другу родственниками, вы будете знать всё друг о друге. 

-Я надеюсь, что наш класс станет дружной семьёй и, как в хорошей семье, в нём будут царить любовь и взаимопонимание.

Наш классный час подходит к кон цу

Итог:

Игра «Зонтик откровений»

-У нас в классе есть зонтик откровений. Под ним нужно говорить откровенно, от всего сердца.


-Сейчас я предлагаю вам сказать откровенно от чистого сердца то, что вы хотите пожелать своей семье. (Ответы детей)


Учитель:

Я хочу пожелать

Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

И в каждой семье!



































Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, – это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений.

- А когда строится Дом? – (…)Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья.

Так что же такое дом? – (…) Дом – это вся жизнь, радость, воспоминания...

А дом, заставленный добром – еще не дом.

И даже люстра над столом – еще не дом.

Чего не хватает в этом доме?

(Людей, близких, животных)

- Так давайте возьмем в руки домики и заселим их родными и близкими людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники, то есть близкие вам люди. Впишите их имена в прямоугольники окон. Не забудьте себя заселить в этот дом.



Ко гда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой дом? С чего начать?

7. Игра «Строители»

- Предлагаю вам поиграть в «строителей». У нас есть три строительные бригады.

У нас есть такая традиция перед началом работы скрепить бригады общим символическим рукопожатием.Выполняют рукопожатие.

На доске плакат с контуром дома. Строительство дома начинается с фундамента.

1-ое задание: найдите на «зелёных» кирпичиках, предложенных вам, слово, которое ассоциируется у вас со словом «дом». Для меня это слово – «кров». А для вас?        

Дом – это ….(крепость, очаг, защита, надежность, красота, любовь, тепло,    начало начал, уют, опора….)

Каждая бригада прикрепит по 3 кирпичика к эскизу дома.

Молодцы! Фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома. А стенами нашего дома будут являться семейные отношения.

2-е задание: из «жёлтых» кирпичиков выберите только 2, самых важных на ваш взгляд. (Уважение, взаимопонимание, бескорыстие, верность, , терпимость, сочувствие, доброта, почтительность,  жертвенность, демократичность, сотрудничество, традиции, дружба, хорошее настроение, преданность ….)

Итак, слушаем представителей первой бригады. (Зачитывают и прикрепляют)

3-е задание: Семья – это… я. Для того, чтобы оживить наш дом, на пустых квадратиках каждый нарисует себя и поместит в окна этого дома.

Семья – группа живущих вместе близких родственников.

Ребята, а чей же дом получился на доске? (Дом нашего класса).

- - Пусть всегда царит в нашем доме доброта, дружба, уважение. 

-

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом;

Это не дом.

  Дом — это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

  Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.  Е. Куменко

- Я желаю каждому из вас построить такой же «Дом счастья» для своей семьи. Дом, состоящий из добрых слов, хорошего настроения.

На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить, 
Но искорку счастья – луча серебристого
Вы в силах родным подарить

- Ребята, у меня в руке и у каждого из вас ромашка. (Предлагается вспомнить сказку «Цветик-семицветик».) Если бы вы были волшебниками, что бы вы пожелали своей семье? У вас одно желание, что бы вы загадали, подарили? (Напишите на одном лепестке) Этот цветок унесите домой. Предложите каждому члену вашей семьи записать пожелание для вашей семьи. Поместите цветок там, где чаще всего собирается ваша семья. И я надеюсь, что ваши пожелания сбудутся.

Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

И в каждой семье

Пусть в ваших семьях живёт цветок мира и доброты.

III. Заключительная часть.

- Наш классный час подходит к концу, хотелось бы узнать, что поняли из классного часа?

- Что было интересно?

- Считаете ли вы полезным наш классный час?


3. Решение проблемной ситуации.

-Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня должны ответить?

-Что такое семья?

-Зачем нужна семья? Какую роль играет каждый член семьи?

-С чем ассоциируется слово «семья»?


7. Работа по теме.

- Все мы любим, слушать семейные истории, смотреть фильмы о семейных ситуациях, но обязательно со счастливым концом. Ведь это все о нас, о нашей жизни. Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. И я предлагаю посмотреть сцену из жизни.











-История слова «Семья» идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для этого, чтобы оно взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные плоды- дети. Существует такая заповедь:

«Почитай мать и отца своего, и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить».


-

-Семья – это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда.


-В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные…


-Давайте попытаемся продолжить этот список………. (получаем жизнь, это место, где нас любят, прощают, заботятся…) (Ответы детей)


-Как вы думаете, что может мешать счастью семьи? (слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко)

(Ссоры, обиды, непонимание, материальные трудности, занятость родителей, невнимание, усталость, болезни. )


-А на чем основывается счастливая семья? (слова записаны на изображениях цветов, прикрепляются внизу)

(Любовь, взаимопомощь, взаимоуважение, взаимопонимание.)


-Всегда ли вы поступаете так, чтобы ваши родственники были счастливы?


8. Совместное выполнение заданий.

-Предлагаю немного поиграть. Выполнить задания в группах.


Задание № 1

-У вас на столах лежат карточки, запишите качества счастливой семьи. (После обсуждения, каждая группа зачитывает качества счастливой семьи)


- А вот, что поэтому поводу писал великий китайский философ Конфуций: "Государство - это большая семья, а семья- это маленькое государство"


Задание № 2

-Допишите в карточках пять определений счастливой семьи.

Семья будет счастливой если:.

(Выводы детей.) (Несколько детей зачитывают вслух)


Задание №3

- Объясните пословицы .

1. Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

2. Где любовь да совет, там и горя нет.

3. Кто детям потакает, тот потом слезы проливает.

4. Детей наказывай стыдом, а не розгою и бичом.

(Один из группы отвечает)


9. Игра «Ищу маму и папу»

- Вот вы говорите, что семья счастлива, когда папа, мама и дети вместе. У вас на столах лежат карточки, помогите деткам найти папу и маму.


Корова

жеребенок

конь

Кошка

теленок

заяц

Зайчиха

щенок

пес

Лошадь

котенок

бык

Собака

зайчонок

кот

Вывод:

-Оказывается и у животных есть папа и мама. Но у животных понятие "семья" не так тесно связано как у людей, за исключением лебедей, львов.


- А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.


10

« Семья - это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья- это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем!»


11.Заключительная часть.

-Вот и подходит к концу наш классный час, который мы посвятили СЕМЬЕ.


Игра «Дом для Кузи»

-Пора подводить итог. Ребята, давайте построим «ДОМ» для Кузи. Для этого вы должны написать на «кирпичиках» слова, которые относятся к понятию «СЕМЬЯ» .

(Дети выходят к доске и прикрепляют кирпичики.)


-Ребята, а наш класс можно назвать семьёй? (дети отвечают) в какой-то степени можно. (Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.)


-Я надеюсь, что наш класс станет дружной семьёй и, как в хорошей семье, в нём будут царить любовь и взаимопонимание.


Игра «Родословное дерево класса»

-Давайте впишем свои имена нашей школьной семьи в «родословное дерево» нашего класса. (практическая работа).


-На память о нашем классном часе я дарю вам сердечки, которые вы унесете с собой домой. Мне хотелось, чтобы вы положили эти сердечки на видное место, как напоминание о важности семьи.

-Я благодарю всех, кто принял сегодня участие.


12. Песня «Радость моя» (исполняют Маша и Максим)