КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МАСТЕРСТВА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
.
Методическая разработка
конкурса профессионального мастерства « Лучший по профессии» среди обучающихся
по профессии 19601 «Швея»
Составитель: Колтунова Ольа Васильевна,
мастер производственного обучения
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Конкурс профессионального мастерства – это одна из наиболее прогрессивных форм внеурочной работы, которая проводится в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития и популяризации профессии.
Сегодня трудно переоценить роль конкурсного движения в сфере профессионального образования. Система конкурсного движения выполняет несколько важных задач: выявляет одаренных обучающихся, создает условия для обмена опытом, стимулирует личностный и профессиональный рост.
Конкурс – это соревнование на выполнение производственного задания более качественно и в соответствии с требуемой нормой времени, что благотворно влияет на подготовку квалифицированных кадров, способствует формированию опыта творческой деятельности обучающихся.
При подготовке и проведении конкурса достигается индивидуализация профессионального воспитания обучающегося в соответствии с его интересами, способностями, возможностями, перспективами.
Основными стимулами участия в конкурсах профессионального мастерства являются возможность достижения повышенного уровня профессиональной квалификации, общественное признание и поощрение, особенно для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Многолетняя практика организации и проведения конкурсов в процессе производственного обучения доказала их дидактическую эффективность.
Актуальность и практическая значимость конкурса в образовательных учреждениях ФСИН России определяется еще и тем фактором, что внешние (социальные) мотивы к учению у обучающихся не работают, и на первый план выходит познавательный интерес. Мастер производственного обучения в такой ситуации является главным человеком, который оказывает влияние на формирование учебной мотивации своих обучающихся.
Данная методическая разработка поможет мастерам производственного обучения, преподавателям в определении подходов в эффективной организации процесса обучения, повышения активной самостоятельной деятельности, формирования более прочных умений и навыков, направленных на освоение и развитие мышления, памяти обучающихся.
ПОЛОЖЕНИЕ
О проведении конкурса профессионального мастерства
«Лучший по профессии» среди обучающихся
по профессии «Швея»
1. Цели и задачи конкурса
повышение качества профессионального обучения;
способствовать воспитанию культуры труда, творческому отношению к труду;
развитие памяти, мышления, деловых качеств;
пропаганда рабочих профессий;
совершенствование форм, методов и средств организации учебной практики в Учреждении;
повышение профессионального мастерства обучающихся;
выявление и поощрение лучших обучающихся по профессии;
повышение значимости и престижа профессионального образования;
2. Место проведения конкурса
ФКП образовательное учреждение № 46, филиал № 3,
швейная мастерская
3. Содержание и условия проведения конкурса
Участники конкурса: обучающиеся группы № 3.Ш.П2.23/1
Заявлено 6 участников
Конкурс профессионального мастерства включает в себя два этапа:
1. этап – проверка теоретических знаний по программе обучения;
2. этап – практическая часть. Конкурсанты выполнят накладной карман
4. Хронометраж конкурса.
1.Организационный момент (5 мин.)
2.Теоретический конкурс (20 минут)
3.Практический конкурс (60 минут)
4. Подведение итогов (10 минут)
5. Награждение победителей.
5.Состав жюри.
Председатель жюри: Музыка О.В. – заведующий филиалом № 3 ФКП образовательное учреждение № 46
Члены жюри:
1. Елизаров В.П. – начальник производственно-технического отдела ФКУ ИК -3
2. Музыка И.В. –преподаватель филиала № 3
3. Колтунова О.В. – мастер производственного обучения филиала № 3
6. Награждение: награждение победителей и участников грамотами, призами.
Проверка теоретических знаний
Теоретическая часть включает тестовую проверку знаний обучающихся по выполнению машинных и ручных работ. Задание соответствуют требованиям Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих отраслей экономики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Минтруда России от 03.07.2002 № 47 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 46, раздел «Швейное производство».
Время выполнения тестовой проверки знаний – 20 минут. Оценка проводится по бальной системе: каждый правильный ответ – 1 балл. Согласно критериям оценки баллы заменяются отметками: «5»; «4»; «3».
Тестовые задания конкурса профессионального мастерства
«Лучший по профессии» по профессии «Швея»
Участник №_____
1. Из предложенного перечня выберите стежок временного назначения:
а) косой вымёточный
б) подшивочный
в) косой обмёточный
2. Из предложенного перечня выберите стежки постоянного назначения:
а) петлеобразный стачной
б) прямой стачной
в) прямой намёточный
3. Из предложенного перечня выберите соединительные швы:
а) стачной
б) в подгибку
в) окантовочный
г) обтачной
4. Укажите три причины возникновения пропусков стежков в машинной строчке.
а) неправильно установлена игла
б) игла слишком тонка для выбранной нитки
в) большое натяжение нижней нитки
г) тупая и изогнутая игла
5. Что такое строчка:
а) ряд однородно-повторяющихся стежков;
б) косые смёточные стежки;
в) расстояние между строчками;
г) величина стежка;
д) прямые намёточные строчки?
6. Как называется величина от среза детали до строчки соединения нескольких или двух деталей изделия:
а) длина изделия;
б) строчка прямых стежков;
в) длина стежка;
г) ширина шва;
д) срез детали;
7. Какой цвет ниток следует подбирать для пришивания пуговиц со сквозными отверстиями?
а) в цвет ткани;
б) в цвет пуговиц;
в) чёрного цвета;
г) в зависимости от способа пришивания;
д) от вида изделия?
8.Какие швы относятся к группе соединительных швов:
а) стачной взаутюжку;
б) окантовочный;
в) обтачной;
г) запошивочный;
9. Какие швы относятся к группе краевых швов:
а) накладной;
б) окантовочный;
в) стачной;
г) вподгибку;
10. Что такое «ласы» на поверхности изделия:
а) пожелтение поверхности детали;
б) опаливание ворса;
в) блеск на поверхности ткани деталей;
г) пятна от увлажнения;
д) проколы от иглы;
11. Как называется операция ВТО, когда припуски швов и складок раскладываются в разные стороны и закрепляются в таком положении с помощью утюга?
а) отпаривание;
б) приутюживание;
в) заутюживание;
г) разутюживание;
12.Какая должна быть толщина меловой линии при намелке детали для прокладывания ручных стежков:
а) до 0,1 см;
б) 2 см;
в) 0,5 см;
г) 1 см;
д) не должно быть никакой линии?
13.Какую деталь следует положить вниз при соединении двух
деталей из разной по толщине ткани:
а) из толстой ткани;
б) из тонкой ткани;
в) не имеет значения;
г) необходимо ослабить верхнюю строчку швейной машины;
д) необходимо ослабить нижнюю строчку швейной машины?
14. По схеме определите вид шва:
а) накладной
б) обтачной
в) расстрочной
15.Какова длина закрепки на стачивающей машине в конце
строчки:
а) 0,5 см;
б) 0,7 см;
в) 0,7... 1 см;
г) 2 см;
д) швы изготавливают без закрепок?
Эталоны ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
а | а,б | а | а,б,г | а | г | б | а,г | б,г | в | г | а | б | в | в |
Критерии оценки теоретической части конкурса
15 баллов - «5»
14 - 12 баллов - « 4»
11 – 8 баллов - « 3»
7 правильных ответов (менее 50 %) - «2»
Практическое задание (выполнение накладного кармана)
Время выполнения: 60 минут
Оборудование: - универсальные швейные машины
- утюг
Инструменты: ножницы, мел; линейки.
Материалы: детали кроя накладного кармана, нитки.
Спецодежда: фартук
Основные требования к участникам конкурса:
- каждый участник конкурса должен обладать знаниями основ технологии и навыками работы на швейном оборудовании;
- каждый участник подготавливает рабочее место, выбирает необходимое оборудование, инструменты, материалы.
Оценка практического задания проводится по бальной системе – 50 балов.
Основными критериями оценки являются:
- качественное изготовление накладного кармана;
- творческое отношение к оформлению изделия;
- соблюдение технических условий и времени, отведённого на пошив;
- правильное и рациональное выполнение трудовых приёмов;
- соблюдение норм и правил безопасности труда;
Критерии оценки практического задания
№ п/п | Наименование операции | Количество баллов |
1 | Организация рабочего места | 5 |
2 | Соблюдение техники безопасности и охраны труда | 10 |
3 | Соблюдение технологических требований и качества выполнения задания | 15 |
4 | Соблюдение технологической последовательности обработки | 10 |
5 | Творческий подход в оформлении кармана | 5 |
6 | Выполнение норм времени – 60 минут | 5 |
Итого: 50 баллов
Победителем конкурса становится участник, набравший максимальное количество баллов.
Победители конкурса награждаются грамотами.
Оценочная таблица практической части
ФИО участника | Организация рабочего места (5 б) | Соблюдение ТБ и охраны труда (10 б) | Соблюдение качества выполнения задания (15 б) | Соблюдение технологической последовательности ( 10 б) | Творческий подход в оформлении кармана (5 б) | Выполнение норм Времени (5 б) | Кол-во баллов |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
План проведения конкурса профессионального мастерства
« Лучший по профессии»
1. Открытие конкурса:
Приветсвие:
Уважаемые жюри, участники! Рады приветствовать Вас сегодня здесь в учебно-производственной мастерской по профессии «Швея» филиала № 3, где пройдёт конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии».
Сегодня каждому участнику будет предоставлена возможность показать свои знания, умения, практические навыки, которыми они овладели за такой короткий период времени обучения данной профессии. Конкурсанты продемонстрируют также и свои творческие способности. Всё это является целью конкурса.
Познакомимся с членами нашего жюри. Позвольте вам их представить.
Ведущий представляет участников конкурса. Конкурсанты выбирают номера (от 1 до 6) под которыми будет выступать на конкурсе и занимают свои места.
Конкурс состоит из двух этапов:
1. этап – проверка теоретических знаний по программе обучения;
2. этап – практическая часть. Конкурсанты выполнят заданное изделие;
2. Проверка теоретических знаний в виде тестирования.
Проверка теоретических знаний. Конкурсантам нужно будет выполнить тестовые задания. В тесте 15 вопросов по МДК.02.01 «Технология обработки текстильных изделий». За каждый правильный ответ присваивается 1 балл. На выполнение теста отводится 20 минут.
3. Выполнение практического задания.
На практическое задание выделяется – 60 минут.
Немного истории.
Кармана появился лишь в последней трети XVII века. Первым предметом гардероба, обладающим карманами, стал камзол Людовика XIV, до этого момента монеты и необходимые мелочи носили в подвесных карманах – мешочках. Они не вшивались в одежду, а носились в основном попарно на тонком пояске у женщин под юбкой, а у мужчин поверх штанов. Для доступа к карманам в швах верхней одежды оставлялись специальные разрезы. При бургундском дворе такие мешочки являлись частью придворного туалета и назывались “омоньерами”.
Конкурсантом нужно выполнить накладные карманы, соблюдая все технические требования и проявляя творческий подход.
Инструктирование конкурсантов;
- соблюдение правил и норм безопасности труда;
- организация рабочего места;
- применение трудовых приёмов;
- соблюдение технических условий;
- рациональное использование рабочего времени;
Конкурсанты приступают к выполнению практического задания.
Выдаются нитки, ножницы, детали кармана.
При выполнении работы можно использовать технологическую карту накладного кармана (Приложение 1) и обработки верхнего среза кармана (Приложение 2).
Самостоятельная работа участников конкурса.
Целевые обходы рабочих мест:
- контроль безопасных условий труда;
- организация рабочего места;
- анализ ошибок и затруднений;
- учёт индивидуальных особенностей конкурсантов
По окончании выполнения практического задания, конкурсанты подписывают работу и сдают членам жюри для оценивания.
4. Анализ выполнения практического задания:
По завершению последнего этапа конкурса члены жюри удаляются для подведения итогов конкурса по следующим показателям:
- организация рабочего места;
- соблюдение безопасных условий труда;
- соблюдение технологических требований и качества выполнения задания;
- соблюдение технологической последовательности обработки;
- качество выполнения операций влажно-тепловой обработки;
- соблюдение норм времени
5. Подведение итогов конкурса:
Победителем конкурса «Лучший по профессии» становится участник, набравший максимальное количество баллов.
Награждение победителей и участников грамотами, призами.
Заключение
Что даёт конкурс профессионального мастерства? Повышение качества профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков у обучающихся. Конкурс содействует активизации познавательной и практической деятельности, готовности воспроизводить усвоенные знания, демонстрировать способы и приёмы деятельности, популяризации профессии.
Участие в конкурсах профессионального мастерства, значительно повышается интерес обучающихся к развитию творчества, что в свою очередь способствует формированию навыков исследовательской деятельности, а также мотивационному обеспечению учебного процесса.
Такая форма проведения мероприятия не только повышает активность обучающихся, уровень успешности, но и создаёт эмоциональное благополучие.