СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конспекта урока окружающего мира "Разнообразие растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по окружающему миру для 3 класса. УМК: Школа России

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта урока окружающего мира "Разнообразие растений"»

Конспект по окружающему миру для 3 класса

УМК: Школа России

Тема: Разнообразие растений.

Тип урока: изучение нового материла.

Цель: формировать представление у учащихся о многообразии растений.

Задачи:

  • Образовательная: формировать представление о группах растений и их признаках;

  • Развивающая: развивать умение наблюдать, систематизировать;

  • Воспитывающая: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: карточки с вопросами, плакаты с группами растений.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный

Метод: вступительное слово учителя.

- Здравствуйте! Я рада видеть вас. Наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. И сегодня нам предстоит пополнить багаж знаний.

Слушают учителя.


Актуализация знаний

Метод: слово учителя, работа карточками.

- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

- Давайте проверим ваши знания. Я буду показывать вам карточки с вопросами, на которые вы должны дать ответ.

1 карточка: Что такое почва?

2 карточка: Какое главное свойство почвы?

3 карточка: Что придает почве темный цвет?

4 карточка: Что входит в состав почвы?

5 карточка: Как пополняется запас солей в почве?


- Что такое почва?




- Почва – это верхний плодородный слой земли.

- Главное свойство почвы – плодородие.

- Темный цвет почве придает перегной.

- В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

-Перегной под действием бактерий, живущих в почве, постепенно превращается в соли.




Показывает карточки с вопросами.

Сообщение темы урока

Метод:, беседа.

- Отгадайте загадки

Вырос в поле

Злой и колкий,

Во все стороны иголки.

 

Из - под снега расцветает,

Раньше всех

Весну встречает.  


Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.  

- Что между ними общего?

- Значит о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Тема урока «Разнообразие растений».



- Репей.



- Подснежник.


- Ель.



- Относятся к царству растений.

- О растениях.


Изучение нового материала

Метод: работа с учебником, беседа.

- Откройте учебники на странице 69. Рассмотрите рисунок и докажите, что растения очень разнообразны.

- Наука о растениях называется ботаникой. Ученые-ботаники делят растения на несколько групп. Давайте познакомимся с группами растений.

- Первая группа – водоросли. Водоросли – это жители воды. Посмотрите, какого цвета бывают водоросли?

- Некоторые водоросли так малы, что их можно рассмотреть только в микроскоп. Некоторые водоросли похожи на длинные тонкие нити, а другие – на широкие ленты. Водоросли имеют стебли, листья и корни, но не имеют цветов и плодов. Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей.

У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли)

Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.

Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах.

По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.

Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.

Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.

Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.


- Вторая группа – мхи. Они растут во влажных местах. У мхов есть стебли и листья. Но нет корней, цветов и плодов с семенами. Учёные изучили около 27 тысяч видов мхов. Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.

Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.

На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.

Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.

Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.

Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.

   

- Третья группа – папоротники. На что похожи листья папоротников? Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.

Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.

По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.

Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.

Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.

Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение.


- Следующая группа – хвойные растения. Какой их главный отличительный признак?

- Каких представителей данной группы вы можете назвать?

- У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки с семенами. На Земле насчитывается всего около 600 видов хвойных растений.   

- Последняя группа – цветковые растения. Почему она так называется?

- Цветковые растения имеют цветы, плоды, корни, стебли и листья. Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. 


- Дети описывают растения, изображенные на рисунке, выделяют отличительные признаки.




- Зеленые, красные, бурые.

















































- Листья папоротников похожи на большие перья.
















- Листья в виде хвоинок.

- Ель, сосна, можжевельник.




- Эти растения имеют цветы.




На доске висят плакаты с группами растений.

Физминутка

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами и присесть.)

Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться (проверить осанку).)

Он и строен, и высок, (Руки в стороны.)

И другие распустились,

Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими.)

Налетел веселый ветер

И раскачивает ветки. (Поочередные взмахи руками вверх-вниз.)



Закрепление изученного

Метод: слово учителя, работа с ТПО. Прием: составление кластера.

- А сейчас попробуйте составить кластер по теме «Разнообразие растений».

- Самостоятельно выполните задания в рабочей тетради на с.39.


- Составляют кластер.


Подведение итогов и комментирование домашнего задания

Метод: беседа.

- Понравился ли вам урок? Чем?

- Что нового вы сегодня узнали?




- Дома прочитайте в учебнике с. 71-75; ответьте на вопросы раздела «Проверь себя». 


Высказывают свое мнение.

- Мы узнали, что ученые-ботаники делят растения на 5 групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. У каждой группы есть свои отличительные признаки.