СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Креативность на уроках технологии"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функционально грамотный человек-это человек, который может грамотно мыслить, применять свои знания, умения, навыки. а также развития личности учащегося. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Креативность на уроках технологии"»

Креативное мышление  на уроках технологии  как средство формирования  функциональной грамотности

Креативное мышление на уроках технологии как средство формирования функциональной грамотности

« Функционально грамотный человек  - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности , общения и социальных отношений».  А.А.Леонтьев  Привычка размышлять и мыслить креативно - важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования.

« Функционально грамотный человек

- это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности ,

общения и социальных отношений».

А.А.Леонтьев

Привычка размышлять и мыслить креативно - важнейший источник развития личности учащегося.

Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования.

Креативность - способность нестандартно мыслить и оригинально выражать свои идеи, чувства, эмоции. Креативное мышление  (определение PISA-2021) - способность продуктивно участвовать в процессе выработки,  оценки и совершенствовании идей, направленных на получение:  • инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных,  непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных,  экономичных, оптимальных и т.п.) решений , и/или  • нового знания , и/или  • эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного,  удивительного и т.п.) выражения воображения.

Креативность - способность нестандартно мыслить и оригинально выражать свои идеи, чувства, эмоции.

Креативное мышление (определение PISA-2021) - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение:

инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных и т.п.) решений , и/или

нового знания , и/или

эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

креативное самовыражение получение нового знания Способы проявления креативности исследовательские вопросы, гипотезы, замысел опыта, эксперимента, исследования... заголовки и подписи Решение естественно -научных проблем призывы, девизы, лозунги, Создание слоганы, обращения, реклама... текста изобретения, техническое творчество, новые области применения научного знания сюжеты и сценарии историй, игр, пьес... классификация и описание данных, демонстрация свойств диалоги, короткие истории, инструкции... выводы и интерпритация данных Отношения между людьми : правила, традиции, обычаи; взаимопонимание, справедливость, безопасность, взаимопомощь... иллюстрации к тексту, к понятию, к мысли, к событию... Решение социальных проблем Создание рисунка Человек и природа : природные схемы, графики, диаграммы... ресурсы, среда обитания, охрана окружающей среды... инфографика, реклама Человек и научно-технический прогресс : изменения в условиях жизни и труда, современные технологии плакат, символ, логотип, баннер, эскиз, эмблема...

креативное самовыражение

получение нового знания

Способы проявления креативности

исследовательские вопросы,

гипотезы, замысел опыта,

эксперимента, исследования...

заголовки и подписи

Решение

естественно

-научных

проблем

призывы, девизы, лозунги,

Создание

слоганы, обращения, реклама...

текста

изобретения, техническое

творчество, новые области

применения научного знания

сюжеты и сценарии историй,

игр, пьес...

классификация и описание данных,

демонстрация свойств

диалоги, короткие истории,

инструкции...

выводы и интерпритация данных

Отношения между людьми :

правила, традиции, обычаи;

взаимопонимание, справедливость,

безопасность, взаимопомощь...

иллюстрации к тексту,

к понятию, к мысли, к событию...

Решение

социальных

проблем

Создание

рисунка

Человек и природа : природные

схемы, графики, диаграммы...

ресурсы, среда обитания,

охрана окружающей среды...

инфографика, реклама

Человек и научно-технический

прогресс : изменения

в условиях жизни и труда,

современные технологии

плакат, символ, логотип,

баннер, эскиз, эмблема...

Ориентиры для разработки заданий,  направленных на развитие креативного мышления Компетентностная модель оценки креативного мышления: Выдвижение разнообразных и креативных идей. Отбор (креативных и оценка (сильных и слабых сторон) идей. Доработка (уточнение и совершенствование) идей. Основные характеристики дивергентного мышления: беглость; гибкость; оригинальность, нестандартность; разработанность, проработка.

Ориентиры для разработки заданий, направленных на развитие креативного мышления

Компетентностная модель оценки креативного мышления:

  • Выдвижение разнообразных и креативных идей.
  • Отбор (креативных и оценка (сильных и слабых сторон) идей.
  • Доработка (уточнение и совершенствование) идей.

Основные характеристики дивергентного мышления:

  • беглость;
  • гибкость;
  • оригинальность, нестандартность;
  • разработанность, проработка.
Задания на развитие креативности призваны: Помогать ученикам осознавать и выражать (например, с помощью рисунка) смысл изучаемого; Создавать возможность альтернативных решений ; Способствовать присвоению знаний школьниками, стимулируя поиск ими решений и ведя их по пути от задачи к способу; Способствовать приобретению школьниками опыта успешных действий, овладению эффективными стратегиями поведения .

Задания на развитие креативности призваны:

  • Помогать ученикам осознавать и выражать (например, с помощью рисунка) смысл изучаемого;
  • Создавать возможность альтернативных решений ;
  • Способствовать присвоению знаний школьниками, стимулируя поиск ими решений и ведя их по пути от задачи к способу;
  • Способствовать приобретению школьниками опыта успешных действий, овладению эффективными стратегиями поведения .
Развитие креативности в образовательном процессе Предлагаем рассматривать разные идеи и решения , учим и учимся преобразовывать привычное, находить новые формы; Ставим под сомнение существующие теории, факты, создаём коллизии , проблемные ситуации; Смотрим на предмет, тему, вопрос с разных позиций , выдвигаем разные точки зрения; Задаём вопросы, находим связи с другими концепциями и знаниями из этого же или другого предмета; Вовлекаем учащихся в процесс разработки продукта/решения; Создаём, выполняем или придумываем важные и новые для себя вещи; Размышляем над новизной решения и его возможных последствиях ; Разрушаем шаблоны и стереотипы, ищем новые возможности .

Развитие креативности в образовательном процессе

  • Предлагаем рассматривать разные идеи и решения , учим и учимся преобразовывать привычное, находить новые формы;
  • Ставим под сомнение существующие теории, факты, создаём коллизии , проблемные ситуации;
  • Смотрим на предмет, тему, вопрос с разных позиций , выдвигаем разные точки зрения;
  • Задаём вопросы, находим связи с другими концепциями и знаниями из этого же или другого предмета;
  • Вовлекаем учащихся в процесс разработки продукта/решения;
  • Создаём, выполняем или придумываем важные и новые для себя вещи;
  • Размышляем над новизной решения и его возможных последствиях ;
  • Разрушаем шаблоны и стереотипы, ищем новые возможности .

Задание на креативность (тема «Информация»)

Зашифруй текст, используя следующие методы:

1. «Белые пятна» (между буквами и словами неправильно расставить пробелы).

Например: «Се год няхор ош ийд ень» .

2. «Читай наоборот». Эта шифровка объединяет в себе сразу два метода. Текст нужно читать справа налево (то есть наоборот), причем пробелы между словами могут быть расставлены наобум.

Например: «Нелета минвь дуб, маноро тсоп иртомс».

3. «Без гласных» Шифрованный текст выглядит так: «Зпска лжт в дпл дб, ктр стт н пшке лс».

(«Записка лежит в дупле дуба, который стоит на опушке леса»).

4. « Перестановка букв » слова могут быть записаны в обратном направлении, так что фраза «мама мыла раму» превращается во фразу «амам алым умар». Другой перестановочный ключ заключается в перестановке каждой пары букв, так что предыдущее сообщение становится «ам ам ым ал ар ум».

5. « Акростих » — осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение), сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения. Вот, например, стихотворение-загадка с разгадкой в первых буквах:

Д овольно именем известна я своим;

Р авно клянётся плут и непорочный им,

У техой в бедствиях всего бываю боле,

Ж изнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Б лаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями — не быть я создана. Юрий Нелединский-Мелецкий

Д обрая,

О чень нежная и милая

М ама

Задание на креативность:  составить блок-схему  технологического процесса приготовления блюда Письменное самовыражение Начало Блюда из круп: Рассыпчаты каши используют как самостоятельное блюдо или гарнир. Варят их на воде или бульоне. Подготовленную крупу засыпают в кипящую воду, подсоленную жидкость и периодически перемешивают. Когда крупа набухнет и впитает всю жидкость, поверхность каши выравнивают, кастрюлю закрывают крышкой, уменьшают нагрев и доводят до готовности . 1. Налить в кастрюлю воду 2. Включить плиту 3. Поставить кастрюлю на плиту 4. Ждать, пока закипит Задание: 1. Ознакомься с текстом. 2. Найди и выдели в тексте ключевые фразы, отражающие последовательность приготовления каши. 3. Составь алгоритм приготовления рассыпчатой каши. 4. Запиши блок-систему 5. Посолить 6. Засыпать в кастрюлю крупу 7. Варить до набухания крупы жидкостью 8. Закрыть крышкой, уменьшить нагрев 9. Подавать к столу Конец

Задание на креативность: составить блок-схему технологического процесса приготовления блюда

Письменное самовыражение

Начало

Блюда из круп:

Рассыпчаты каши используют как самостоятельное блюдо или гарнир. Варят их на воде или бульоне. Подготовленную крупу засыпают в кипящую воду, подсоленную жидкость и периодически перемешивают. Когда крупа набухнет и впитает всю жидкость, поверхность каши выравнивают, кастрюлю закрывают крышкой, уменьшают нагрев и доводят до готовности .

1. Налить в кастрюлю воду

2. Включить плиту

3. Поставить кастрюлю на плиту

4. Ждать, пока закипит

Задание:

1. Ознакомься с текстом.

2. Найди и выдели в тексте ключевые фразы, отражающие последовательность приготовления каши.

3. Составь алгоритм приготовления рассыпчатой каши.

4. Запиши блок-систему

5. Посолить

6. Засыпать в кастрюлю крупу

7. Варить до набухания крупы жидкостью

8. Закрыть крышкой, уменьшить нагрев

9. Подавать к столу

Конец

Задание на креативность (творческое моделирование) Выдвижение идей Визуальное самовыражение Задание: 1. Создать с помощью геометрических фигур три креативных эскиза моделей фартука. Письменное самовыражение Задание: 1. Для каждой модели придумай название. 2. Определи назначение каждой модели. 3. Про каждую модель составь рассказ из 3-4 предложений. Оценка и отбор идей Что значит креативный эскиз: привлекает внимание; тщательно и аккуратно выполнен; гармоничное сочетание цветов; оригинально оформлен. Задание для группы (3ч): 1. Обсудить и по критериям выбрать по одному эскизу от каждого члена группы Доработка и совершенствование идей Задание: 1. Доработать эскиз модели с учетом интересов заказчика

Задание на креативность (творческое моделирование)

Выдвижение идей

Визуальное самовыражение

Задание:

1. Создать с помощью геометрических фигур три креативных эскиза моделей фартука.

Письменное самовыражение

Задание:

1. Для каждой модели придумай название.

2. Определи назначение каждой модели.

3. Про каждую модель составь рассказ из 3-4 предложений.

Оценка

и отбор идей

Что значит креативный эскиз:

  • привлекает внимание;
  • тщательно и аккуратно выполнен;
  • гармоничное сочетание цветов;
  • оригинально оформлен.

Задание для группы (3ч):

1. Обсудить и по критериям выбрать по одному эскизу от каждого члена группы

Доработка и

совершенствование идей

Задание:

1. Доработать эскиз модели с учетом интересов заказчика

Задание на креативность: разработка идей на основе ассоциаций Визуальное самовыражение Задание: разработать идеи на тему «Юбка-карандаш»: 1. Найди и выдели ключевое слово. 2. Выяви характерные признаки. 3. Нарисуй. Письменное самовыражение Задание: 1. Запиши описание моделей. 2. Выяви достоинства и недостатки каждой модели. 3. Определи критерии, по которым будешь выбирать лучшую модель. 4. Поясни свой выбор и запиши. Характерный признаки: Длинный. Узкий. Есть продольные грани. Место стачивания. Грифель. Ободок для ластика. Надпись.

Задание на креативность:

разработка идей на основе ассоциаций

Визуальное самовыражение

Задание: разработать идеи на тему «Юбка-карандаш»:

1. Найди и выдели ключевое слово.

2. Выяви характерные признаки.

3. Нарисуй.

Письменное самовыражение

Задание:

1. Запиши описание моделей.

2. Выяви достоинства и недостатки каждой модели.

3. Определи критерии, по которым будешь выбирать лучшую модель.

4. Поясни свой выбор и запиши.

Характерный признаки:

Длинный.

Узкий.

Есть продольные грани.

Место стачивания.

Грифель.

Ободок для ластика.

Надпись.

Задание на креативность: разработка идей на основе атрибутивного анализа Дизайн-анализ готовых изделий на основе конструкции  с цельнокроеным рукавом Критерии Описание Силуэт Прямоугольник Форма горловины Круглая Трапеция Длина рукава Короткий Песочные часы Овальная Длина платья Мини Квадратная   Конструктивные элементы До локтя Рельеф Три четверти Декоративные элементы (за счет чего образуется форма) Миди Лодочкой Макси Вышивка Вытачки   Плетение макраме Складки   Ажурное вязание Наличие пояса Вышивка шнуром

Задание на креативность:

разработка идей на основе атрибутивного анализа

Дизайн-анализ готовых изделий на основе конструкции с цельнокроеным рукавом

Критерии

Описание

Силуэт

Прямоугольник

Форма горловины

Круглая

Трапеция

Длина рукава

Короткий

Песочные часы

Овальная

Длина платья

Мини

Квадратная

 

Конструктивные элементы

До локтя

Рельеф

Три четверти

Декоративные элементы

(за счет чего образуется форма)

Миди

Лодочкой

Макси

Вышивка

Вытачки

 

Плетение макраме

Складки

 

Ажурное вязание

Наличие пояса

Вышивка шнуром

Анализ прототипов Варианты № 1 Композиция Элементы костюма № 2 «Баба на чайник» Материалы № 3 Рубаха, сарафан, фартук Крестьянка с куклой Голова – дерево Юбка, фартук, шубка, платок, валенки Декорирование № 4 Снегурочка Княжна Кукла – текстиль. Цветовое решение Одежда – текстиль (лен) Цветок из соломки Блузка, сарафан с объемной юбкой, кокошник, платок, ботики Достоинства Мережка на фартуке Платье, кокошник Одежда – трикотаж, мех, пуговицы К. – пластик. Пастельные теплые оттенки Цветовое решение Недостатки Тесьма, бисер Коричнево – бежевые цвета К. – пластик. О. – шифон, шелк Цветовое решение Объем фигуры О. – атлас, картон, дублерин Бело – голубые цвета Отделка - мережка Вышивка тесьмой, бисер Коричнево – бежевые цвета Валенки сшиты, больше похожи на носки Отделка костюма одинакова на юбке и фартуке Отделка - мережка Изящная, «хрупкая» Соотношение размеров Цветовое решение Отделка Дублированная ткань на одежде смотрится не качественно головы и ног 1 2 3 4

Анализ прототипов

Варианты

1

Композиция

Элементы костюма

2

«Баба на чайник»

Материалы

3

Рубаха, сарафан, фартук

Крестьянка с куклой

Голова – дерево

Юбка, фартук, шубка, платок, валенки

Декорирование

4

Снегурочка

Княжна

Кукла – текстиль.

Цветовое решение

Одежда – текстиль (лен)

Цветок из соломки

Блузка, сарафан с объемной юбкой, кокошник, платок, ботики

Достоинства

Мережка на фартуке

Платье, кокошник

Одежда – трикотаж, мех, пуговицы

К. – пластик.

Пастельные теплые оттенки

Цветовое решение

Недостатки

Тесьма, бисер

Коричнево – бежевые цвета

К. – пластик.

О. – шифон, шелк

Цветовое решение

Объем фигуры

О. – атлас, картон, дублерин

Бело – голубые цвета

Отделка - мережка

Вышивка тесьмой, бисер

Коричнево – бежевые цвета

Валенки сшиты, больше похожи на носки

Отделка костюма одинакова на юбке и фартуке

Отделка - мережка

Изящная, «хрупкая»

Соотношение размеров

Цветовое решение

Отделка

Дублированная ткань на одежде смотрится не качественно

головы и ног

1

2

3

4

Дизайн-анализ и разработка идей Элементы женского русского народного костюма 1 слой рубаха 2 слой косоклинный сарафан 3 слой - передник («завеска») нагрудный прямой сарафан - 4 слой понева головной убор передник поясной епанча душегрея кокошник юбка - обувь - шубка декорирование сорока полусапожки бисер валенки повязка коруна - кружево - мережка вышивка Выбор лучшей идеи  идеи № 1 критерии Минимальные экономические затраты Продолжительность исполнения № 2 - № 3 + + + - +

Дизайн-анализ и разработка идей

Элементы женского русского народного костюма

1 слой

рубаха

2 слой

косоклинный сарафан

3 слой

-

передник («завеска») нагрудный

прямой сарафан

-

4 слой

понева

головной убор

передник поясной

епанча

душегрея

кокошник

юбка

-

обувь

-

шубка

декорирование

сорока

полусапожки

бисер

валенки

повязка

коруна

-

кружево

-

мережка

вышивка

Выбор лучшей идеи

идеи

№ 1

критерии

Минимальные экономические затраты

Продолжительность исполнения

№ 2

-

№ 3

+

+

+

-

+