СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Метод проектов на уроках технологии"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлены рекомендации по работе над творческими проектами.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Метод проектов на уроках технологии"»




Метод проектов на уроках технологии.



Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образоваетльно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения к своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.


Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.


Результатами проектов могу быть изделия, услуги, системы, технологии, разработки по благоустройству окружающей среды и др. Навыки работы с материалами, инструментами и информацией учащиеся получают по мере необходимости для выполнения того или иного проекта. Система проектов строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладывается ряд положений:

  • постепенное увеличение объема знаний и навыков

  • выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых (дом, школа, места отдыха) и заканчивая более сложными (общество, бизнес, индустрия и т.д.)

  • постоянное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем (использование комплексного подхода, учет большого количества воздействующих факторов и т.п.);

  • постепенно учащиеся осознают собственные способности и возможности для удовлетворения потребностей личности и общества;

  • возможность акцентировать внимание на местных условиях, так как проблемы для проектов выбираются в основном из окружающей жизни.






Целесообразно выделить пять основных компонентов проекта


  • Определение потребности и краткая формулировка задачи. Необходимо с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему оно этому человеку необходимо. Иногда изделие создается для одного человека, иногда для группы людей.

  • Набор первоначальных идей. Эти идеи представляют собой размышление учащихся о том, какого рода изделие они могут изготовить. Чаще всего для изделий, выполненных из дерева, металла, картона и ткани, первоначальные идеи изображают в виде эскизов на бумаге.

  • Проработка одной или нескольких идей. Учащийся (или группа учащихся, выполняющих проект) должен оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с учителем (одноклассниками) ту идею, которая будет прорабатываться дальше. Именно в процессе проработки идеи учащийся проводит эксперименты или начинает работать с материалами

  • Изготовление изделия. Учащиеся создают то, что они разработали. На этой стадии они могут изменить дизайн, если во время работы встречаются с серьезными трудностями. Часто бывает так, что школьникам приходится упрощать первоначальный вариант. В процессе создания изделий или до начала работы учащиеся выполняют упражнения, которые их учат определенным умениям и навыкам (коммуникативным, по преобразованию материалов, информации и др.).

  • Испытание и оценка изделия. Изделие спроектировано и изготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации. Насколько хорошо оно удовлетворяет эти потребности? Самооценка может включать предложения, показывающие, как изделие может быть улучшено. Помимо этого учащийся оценивает свою деятельность во время выполнения проекта, указывает, как бы он улучшил процесс выполнения проекта в следующий раз.























Этапы выполнения проекта


















Деятельность учащихся при использовании метода проектов

Составляющие процесса проектирования

Учащиеся обучаются

1. Исследование конкретной потребности и краткая формулировка задачи

1.1. Определять потребности человека.
Которые могут быть удовлетворены
посредством проектирования и изготовления изделия.

1.2. Кратко формулировать задачу.

2. Исследование и анализ возможности изготовления изделия с оценкой

2.1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта.

требуемых знаний, умений и навыков. Изучение профессий, которые связаны с производством данного изделия

2.2. Знать профессии, необходимые для изготовления конкретных изделий

3. Составление перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие

3.1. Уметь определять критерии, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие

4. Выработка нескольких идей для поиска возможных решений

4.1. Оценивать идеи на основе выбранных критериев

5. Оценка идей, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение процесса производства изделия в промышленности

5.1.Оценивать идеи с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной идеи.

5.2. Прорабатывать избранное предложение до уровня изготовления изделия

6. Планирование изготовления изделия; создание изделия

6.1 .Подробно записывать последовательность действий, внося изменения по мере необходимости. 6.2.Выполнять упражнения для приобретения навыков по изготовлению изделия высокого качества

7. Экономическая оценка произведенного изделия

7.1. Определять затраты на изготовление изделия (без учета стоимости трудовых затрат)

8. Испытание изделия в процессе использования

8.1.Испытывать созданное изделие на практике

9. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями

9.1 .Оценивать качество изделия (включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.)

9.2. Предлагать пути усовершенствования изделия

10. Самостоятельная оценка процесса проектирования, изготовления и испытания изделия

10.1. Оценивать качество своего проектирования, изготовления и испытания изделия.

10.2. Определять трудности, с которыми учащиеся встретились при
проектировании и изготовлении
изделия,

10.3. Разрабатывать рекламу своего изделия


ПАМЯТКА ВЫПОЛНЯЮЩЕМУ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.


Ты вступаешь на путь проектирования. Путь этот сло­жен и тернист. Но не пугайся. Результат обязательно будет! Согласись, что все предметы, окружающие нас, появились в результате такого процесса. Прочти эти советы и начинай!

1. Выдели и осознай проблемы. Чем бы ни занимались люди, всегда возникают про­блемы, требующие решения. Твоя проблема должна быть оформлена в виде краткого описания. Нужно чет­ко сформулировать, что ты собираешься делать.


2. Не зацикливайся! Расширяй кругозор! Разбу­ди в себе талант исследователя! Копи идеи!

Следующий шаг - найти как можно больше инфор­мации по твоей проблеме. Записывай все, что, на твой взгляд, может помочь тебе. Включай эскизы, диаграм­мы. Продумай:

ФУНКЦИИ - для выполнения каких функций нужен объект?

ВРЕМЯ - как долго ты будешь решать эту проблему?

МАТЕРИАЛЫ - какие материалы имеются в твоем распоряжении ?

СТОИМОСТЬ - сколько это будет стоить?

ВНЕШНИЙ ВИД - какому дизайну ты отдашь пред­почтение?

Работая над проектом, помни, что простые идеи - часто лучшие идеи!

3. Не распыляйся! Не расслабляйся!

Сейчас ты должен составить план работы над своим проектом. Запиши, что и в каком порядке ты будешь делать. Тщательно продумай, сколько времени необ­ходимо тебе, какое оборудование понадобится.

4. Не замыкайся!

Не бойся спросить совета у окружающих тебя людей. Твои вопросы говорят не о скудости твоего интеллекта, а о гибкости твоего сознания, желании добиться оп­тимального, качественного решения проблемы.

5. Оцени себя сам! Будь объективен!

Решил ли ты проблему? Может быть, тебе необхо­димо изменить свой проект. А может быть, начать за­ново. Очень небольшое количество идей безупречно; всегда есть путь для улучшения!

УСПЕХОВ!