Методическая разработка на тему:
«Здоровьесберегающие технологии,
как средство укрепления здоровья и развития речи детей раннего возраста»
Подготовила: учитель-логопед
Е.К. Сумина
г. Лабытнанги. 2018
Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей c использованием здоровьесберегающих технологий.
Задачи: познакомить родителей с здороьесберегающими технологиями способствующими развитию речи детей, раннего возраста; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь дошкольной образовательной организации.
1 часть – теоретическая.
В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Поэтому одним из приоритетных направлений МАДОУ является внедрение здоровьесберегающих технологий, при использовании которых развитие, обучение и воспитание детей происходят не только без ущерба для их здоровья, а наоборот, способствуют его укреплению - снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность ребенка.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
2 часть – практическая.
Развитию речи, психического и физического состояния ребенка помогает использование здоровьесберегающих технологий.
Я познакомлю вас с технологиями, которые использую в своей работе и рекомендую к использованию дома.
Игровой массаж и пальчиковая гимнастика.
Игровой, массаж служит для снятия психического и физического напряжения, умственной усталости, способствует закаливанию и оздоровлению детского организма. Раздел включает игры и игровые упражнения, выполняемые непосредственно руками, а также с помощью различных предметов в образно-игровой форме. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие речи, оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру. Родителям предлагается выполнить по подражанию самомассаж.
Носик, носик!
Где ты, носик? (Массаж лица, провести указательными пальцами по крыльям носа.)
Лобик, лобик!
Где ты, лобик? (Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам.)
Щёчка, щёчка!
Где ты, щёчка? (Пальцами погладить щёки сверху вниз.)
Буду чистеньким я очень. (Погладить ладонями шею, уши.)
А братья с утра до ночи работают, не покладая рук. (Погладить ладони друг о друга.)
Целый день тук да тук. (Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу.)
Раздаётся звонкий стук. (Похлопывание ладонью по правой руке.)
Молоточки стучат, (Поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу.)
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат, (Поколачивание кулачком по правой руке.)
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек, (Растирание правым кулачком ладони левой руки круговыми движениями.)
Этот дом для зайчиков, (Растирание кулачком правой ладони.)
Этот дом для девочек, (Быстро «пробежаться» пальчиками правой руки по левой от кисти к плечу.)
Этот дом для мальчиков. («Пробежаться» пальцами по правой руке.)
Вот какой хороший дом, (Погладить ладонью левую руку от кисти к плечу.)
Как мы славно заживём, (Погладить ладонью правую руку.)
Будем песни распевать, (Скользящие хлопки ладоней друг о друга («Тарелочки».)
Веселиться и плясать.
Для самомассажа рук и пальцев также использую су – джок массажеры, массажные мячики, прищепки.
Су – джок терапия - это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.
Варианты работы с использованием су-джок колец:
Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем на левой руке.
Я предлагаю вам сделать массаж пальцев с помощью пружинок су-джок массажера.
(Одеваем пружинку на большой палец левой руки, выполняем движения в соответствии с текстом)
Вот нашли большой мы пальчик. Он попрыгает, как зайчик!
Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Указательный поймаем, и пружинку покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!
Где ты, наш середнячок, ты ложись-ка на бочок!
Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!
Кольца любит безымянный. Покажись-ка, наш желанный!
Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!
Вот наш пальчик маленький, самый он удаленький!
Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!
(аналогично на второй руке)
Мы пружиночки снимаем, свои пальчики считаем.
1, 2, 3, 4, 5! 1, 2, 3, 4, 5
Пальцы мы соединяем
А сейчас мы проверяем, на двух ручках посчитаем!
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть. Пальчики свои встряхни.
И немного отдохни!
Следующее упражнение с массажными мячиками.
«Ласковый ёж»
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Игры с прищепками.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок - глупыш.
Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
Очень нравятся детям пальчиковые игры с музыкальным сопровождением «Капустка».
Большие возможности на здоровьесбережение детей оказывает дыхательно-
артикуляторный тренинг. Одно из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо). Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками, звукоподражаниями. Такие движения являются первым этапом в речевом развитии ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях.
Развитие звукопроизносительных навыков осуществляется в игре на материале звукоподражаний звукам окружающей среды и голосам животных. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования артикуляционной базы звуков, а также речевого и неречевого дыхания. Выполнять дыхательную гимнастику мы начинаем с 1 младшей группы. Это такие упражнения как «Сдуй снежинку», «Погреем ладошки».
Хочу Вас познакомить и обучить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики во 2 младшей группе возраст детей 3-4 года. Чем же отличаются упражнения. В этом возрасте у детей начинаем развивать речевое дыхание, которое от обычного дыхания отличается тем, что вдох мы делаем носом, а выдох ртом. Упражнения проводятся со стихотворным сопровождением.
«Часики»
И.п. – стоя, ноги слегка расставить
Часики вперёд идут,
За собою нас ведут
И.п. – стоя, ноги слегка расставить.
1-взмах руками вперёд «тик» (вдох).
2- взмах руками назад «так» (выдох).
Упражнение «Подснежник»
К нам весна лишь заглянула
В снег ладошки окунула
И расцвел там нежный,
Маленький подснежник.
Элементарные артикуляционные упражнения все звукоподражания, «Хомячок» ( надуваем щёки), «Укачаем куклу спать» (пропиваем гласный звук а-а-а), «Заблудился зайчонок» (позовём зайчика ау-ау-ау).
3. Игро-ритмика, игро-гимнастика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры. Позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, а также включает необходимые упражнения для развития пространственной ориентировки. Ритму нельзя научить, но его можно освободить, «развязать» в человеке. «Развязывание» ритма начинается с хлопков, шлепков, щелчков пальцами, притопываний. Предлагается поиграть.
Уважаемые родители! Надеюсь, что информация, полученная сегодня, будет полезна вам в ваших начинаниях. Будьте помощником своему ребенку, будьте рядом!