СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: Значение бактерий в природе и жизни человека.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: Значение бактерий в природе и жизни человека.»

Технологическая карта урока


Организационная информация

Тема

Значение бактерий в природе и жизни человека

Описание урока/мероприятия/занятия

Тип урока (мероприятия, занятия)

Раздел: Многообразие живых организмов

Тип урока - комбинированный

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 мин

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)


Предметные:

Сформировать представление о бактериях как отдельном царстве живой природы, которое имеет свои особенности строения и играет определенную роль в окружающей среде

Метапредметные:

Отработать умения групповой работы и умения обрабатывать текстовую информацию: выделение главного и формулировка выводов;


Личностные:

Сформировать бережное отношение к окружающей среде


Планируемые результаты


Предметные:

- сформировано представление о бактериях как отдельном царстве живой природы

Метапредметные:

- отработаны умения работы с текстом: выделение главного, формулировка выводов;

- отработаны умения групповой работы, умения принимать согласованные со сверстниками решения;

- отработаны умения выступления на публике.

Личностные:

- обучающиеся понимают важность роли бактерий в окружающей среде;


Конспект урока


.

Фаза урока


Этап урока

Время, продолжительность

этапа

Подробное описание АМО

Инструкции учителя обучающимся

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

- инициация















































вхождение или погружение в тему

2мин








1мин






3мин

При входе в кабинет обучающиеся получают карточку, с другой стороны которой есть название группы бактерий по форме: кокки, стрептококки, спириллы, бациллы. Обучающимся необходимо сесть в 4 группы таким образом, чтобы все в этой группе были бактериями одного вида, либо только бациллы, либо только кокки.

Приветствие.

Учитель: Ребята вы сейчас при входе получите пропуск на другой стороне этого пропуска есть слово.

Когда вы получили пропуск, вы заходите в класс и садитесь на любое место.

Здравствуйте! Сегодня, по традиции, мы приветствуем друг друга стихотворением. Я читаю первую строку, вы вторую.


Четверг сегодня- день чудесный

И Вам я – «Здравствуй, говорю!»

И настроенью соответствуя,

Улыбку радости дарю


А сейчас ребята я попрошу вас разделиться на 4 группы по 4 человека в трех группах и 5 человек в другой, таким образом, чтобы все карточки, имели только одно название.

Итак, вот такие замечательные группы у нас получились, ребята, а что же это за слова нам такие попались на карточках? Кто это такие?

Обучающиеся: Это бактерии

Так вот группы бактерий здесь появились не случайно, мы продолжаем изучать загадочное Царство Бактерии.

А для начала давайте с вами вспомним кто же такие бактерии. А для этого сегодня на уроке вы в группах будете проходить различные задания, за каждое правильно выполненное задание ваша группа получает жетон, та группа, которая наберет больше всех жетонов, получает пятерки за сегодняшний урок.

Вот в таком ритме доброжелательном настроении я предлагаю вам продолжить наш урок. Урок получения новых знаний.

5мин






















2 мин

Метод «Дополнение».

Каждая группа в конверте получает понятие и его определение, но они не подходят друг другу. Им необходимо найти свое понятие у других групп.

Дети вытягивают и


Учитель: Сейчас каждая команда получает термин и определение, но этот термин не подходит к этому определению. Вам необходимо посовещаться в команде и определить, какой термин подходит к вашему определению. На это Вам дается 1 минута.

Учитель: Ребята, вы определились с терминами?

А сейчас я приглашаю представителя от каждой команды, которому попался пропуск желтого цвета. (обучающиеся подходят к учителю)

Учитель: Сейчас Вам необходимо поменяться с другой группой термином, но меняться можно только один раз.

Итак, все поменялись и получили каждый свой термин.

Группа №1 озвучьте, что у Вас получилось.(прокариоты)

Группа №2(эукариоты)

Группа№3(автотрофы)

Группа № 4(гетеротрофы)

(1 жетон)


Учитель: Ребята скажите, а бактерии имеют какую-то связь с другими живыми организмами?

Обучающиеся: Имеют. Из-за них можно заразиться.

Т.е бактерии играют отрицательную роль?

Обучающиеся: Да, нет.

Учитель: а вот какую положительную роль играют бактерии в о.с. мы сегодня с вами и узнаем.


Учитель: Тема нашего урока Значение бактерий в природе и жизни человека . Давайте запишем тему урока.



- интерактивная лекция


4мин




























Метод «Верю, не верю».

Предварительная подготовка: подготовить карточки красного и зеленого цвета, поднимая карточки цвета обучающиеся отвечают Не верю – красного цвета, зеленого цвета – верю.
























Учитель: На уроках природоведенья в начальной школе вы наверняка немного говорили о бактериях, мы с вами на предыдущих уроках также говорили о строении бактерий, их процессах жизнедеятельности. Сейчас я предлагаю вашему вниманию, вам уже известную игру «Верю-не верю! С помощью которой мы узнаем какие остаточные знания о царстве Бактерии у вас уже есть. Для этого у Вас на столе лежат карточки двух цветов: красного и зеленого. Если Вы верите, в правильность высказывания Вы поднимаете зеленую карточку, если не верите то красную. Карточка в руках у того, кому попалось слово РОЗОВОГО цвета. Каждой группе будет задано по одному вопросу, за каждый правильный ответ группа получает жетон. Плюс будет еще три дополнительных вопросы, при которых группы отвечают вместе. После того как Вам задали вопрос у Вас есть немного времени чтобы посовещаться и прийти к общему решению,

Вопросы

  1. Верите ли вы, что существуют такие бактерии, которые могут выжить в растворе серной кислоты?

  2. Верите ли вы, что наследственный материал в клетке бактерий прикреплен к клеточной мембране?

  3. Верите ли вы, что существуют такие бактерии, которые как и растения содержат хлорофилл?

  4. Верите ли вы, что существуют такие бактерии, которые могут жить в бескислородной среде?

А теперь на вопросы отвечает тот член группы которому попалось слово синего цвета.

5. Верите ли вы, что существует такая бактерия, которую можно увидеть невооруженным глазом?( Самая большая бактерия, носящая имя Thiomargarita namibiensis, что в переводе означает «серая жемчужина Намибии»)

6. Верите ли вы, что существуют бактерия у которой есть ядро?

(за каждый правильный ответ жетон)

7. Верите ли Вы, что существуют такие бактерии, которые используются при изготовлении молочных продуктов?

Учитель: в следующем задании мы подробнее познакомимся со значением бактерий в природе и жизни человека и какие бактерии используются при изготовлении различных продуктов питания.



- Инпут

















4мин











5 мин.


Дополнить схему с помощью этого текста учебника обучающиеся на ватмане дополняют схемы своими тематическими кусочками.


Учитель: Для этого я предлагаю вам поработать немного с текстами учебника. Информация в учебнике поможет вам познакомиться с представителями царства бактерии, роли их в природе и жизни человека, а также познакомиться интересными фактами, которые мы сейчас обсуждали в нашей игре «Верю-не верю».

Вы можете приступить к работе. Каждой группе необходимо дополнить схему, которая лежит на ваших столах, называется она Значение бактерий, в природе и жизни человека. Посмотрите на схему, в ней потерялись некоторые слова, вам необходимо заполнить пропуски с помощью текста учебника. Для этого у каждой группы на столе лежат ватман, фломастеры. Прежде чем вы приступите к работе, давайте прочитаем инструкцию.(Приложение 1)




Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

-





































- подведение итогов

5мин




4 минуты



















3 мин











1 мин



Название метода: «Сегодня на уроке, я…»

Схемы вывешиваются на доску. Выставляются баллы.




















Рефлексия.

У каждой группе на столе лежат стикеры.










Подведение итогов:


Метод «Спасибо»



Учитель: Те члены группы, которым досталась карточка ЗЕЛЕНОГО цвета будут представлять нам результат групповой работы у доски.


Учитель анализирует правильность составления схем.

Учитель: Ребята, скажите на сколько схема группы №1 получилась наглядной, есть ли в ней какие-то недочеты?

Учитель: Ребята скажите, если сравнить работу первой группы и второй, какое из дополнений схемы будет более наглядным и понятным? Почему?

(длинные фразы в схеме и короткие, ровное симметричное расположение текста или нет)

Учитель: Ребята скажите, а как можно было бы сделать схему более наглядной?

Учитель: скажите а где информацию будет проще найти в тексте или в схеме, которую вы составили? А почему?

Какая из четырех схем более наглядная? А если мы сравним текст и схему, какую информацию будет легче воспринимать? Почему?

(5 жетонов)

А сейчас я предлагаю вам подсчитать количество жетонов, которые получила каждая команда. Максимум можно было заработать 8 жетонов.

(Вопросы групповой рефлексии)

Сдаем свои листочки с жетонами мне на стол.

Учитель: команда_______ получает пятерки на сегодняшнем уроке.


Учитель: Ребята, мы с вами еще только в пятом классе, и я вам предлагаю побыть немножечко в роли бактерий. Сейчас вам надо подумать насколько Вы можете представить себя бактерий, знаете ли вы свой способ питания, можете ли вы сказать о своем строении, как бактерии. Можете ли вы, рассказать о своей роли в природе и жизни человека. А для этого давайте ответим вопросы.

Уровень 1: Я знаю строение бактерий и их роль в природе и жизни человека

Уровень 2: Я понимаю, как питаются бактерии и почему они важны для человека и природы

Уровень 3: Я могу объяснить, как бактерии появились, как они размножаются и взаимодействуют с окружающей их средой.

Учитель: Ребята, сейчас я попрошу подписать и прикрепить стикеры на доску.

Давайте посмотрим на доску. Ребята, вспомним ту цель, которую мы поставили когда только начали этот раздел, посмотрите соответствует ли стикер который вы сейчас прикрепили к уровню который вы себе задали на первом уроке. Есть ли те у кого уровень стал выше????


Все встают, закрывают глаза

Учитель: На правую руку мы положили все знания и умения, которые получили до сегодняшнего дня, на вторую руку положили знания и умения, которые получили сегодня на уроке. Хлопок в ладоши

Ученики: Спасибо!







2