Н.В.Свиридова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49», г. Новокузнецк
НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В работе представлены приемы работы с текстом художественного произведения на уроках литературы, позволяющие вызвать интерес школьников к чтению.
Чтение художественного шедевра предполагает в читателе такую меру эстетической отзывчивости, художественного вкуса и интуиции, которая отвечала бы художественному совершенству произведения. А это читательский талант! Обходясь без него, заниматься литературой – и мучение, и бессмыслица. Развивать этот талант – моя задача.
Из моей методической копилки
С целью вызвать интерес к произведению и желание прочитать его использую приём опережающего чтения как элемент проблемного обучения. На одном из уроков, предшествующих изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», предлагаю ученикам послушать два отрывка. Это эпизод, когда Раскольников получает письмо от матери, и сцена убийства старухи.
Узнав, что герой каждого эпизода – один и тот же человек, ученики интересуются, почему такой добрый человек, любящий сын способен убить, что ждёт героя. Тем самым я создаю проблемную ситуацию, решение которой невозможно без прочтения романа. С уверенностью говорю: этот приём действует – дети читают. [4, с.18]
2. Для того чтобы чтение было осмысленным, в качестве домашнего задания даю сравнительную таблицу. Например, при работе над романом «Отцы и дети» следует заполнить таблицу, в которой в крайней правой колонке пишутся философские категории: «жизнь», «смерть» и т.д., а в двух левых (самых больших) - «братья Кирсановы» и «Базаров». Нужно выписать только цитаты, включающие в себя отношение данных персонажей к этим категориям. И тогда наглядно предстанет перед нами полярность воззрений этих людей. Вывод, который тогда делают учащиеся, конкретен. Разумеется, ничего нового по отношению к тому, что написано в учебниках и критических статьях, в их выводах не будет, но это будет их истина, добытая ими самими. [2,с.25].
3. Работать с текстом в целом – на уровне его идеи и проблематики – позволяет перекрёстная дискуссия (один из приёмов технологии развития критического мышления). Такая дискуссия уместна, если по обсуждаемому вопросу возможно возникновение противоположных суждений, например: «хорошо – плохо», «будет – не будет», «возможно – невозможно». Учащимся предлагается заполнить таблицу. Они работают в парах, постепенно заполняя таблицу аргументами за и аргументами против. Затем эта пара присоединяется к другой. Они сравнивают записи и приходят к какому-либо выводу. Например, так используется приём перекрёстной дискуссии на уроке по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий». После чтения рассказа прошу учащихся обсудить вопрос: «Смешную ли историю рассказал А.П. Чехов?»
Перекрёстная дискуссия помогает учащимся, с одной стороны, избежать однозначного толкования событий, поступков и характеров героев, а с другой – научиться уважать чужое мнение. [3, с.135-136].
Иногда практикую оригинальное начало урока.
Например, на урок по образу Катерины («Гроза» А.Н. Островского) прихожу с ключами. Зачем? Для чего? Если ученик готов к уроку, он безошибочно ответит, что ключи даёт Катерине Варвара, чтобы та смогла выйти на свидание к Борису. Чем же стали ключи в пьесе? Отвечают, что это символ искушения и в то же время свободы. И начинается разговор о героине, споры о её поступке. [4, с.22].
Интересно можно начать урок с комментирования обложки книги. Начать может учитель, затем ребята присоединятся, рассматривая обложку своей книги. Такой урок – соавторство с художником-оформителем, а суть приёма – увлечь книгой, ввести в её сложный, таинственный мир. [4, с.42].
На заключительных уроках по изучению произведения пользуюсь приёмом сравнения изменённого текста с авторским вариантом. Ученики предлагают иной вариант движения сюжета. Например, на одном из заключительных уроков по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» может быть дано следующее задание: смоделируйте варианты движения сюжета после кульминации, которые приведут к благополучному финалу, и соотнесите их с шекспировским вариантом. Работа в этом направлении подводит восьмиклассников к выводу о неизбежности трагического финала, позволяя выйти на уровень и философского, и эстетического постижения произведения, ведь в центре их внимания оказываются такие важнейшие категории, как случайное и закономерное, рассматриваемые в их взаимосвязи, то есть диалектически. [5, с.23].
Используя эти приёмы, я добилась наличия книги на каждом столе. Каждый ученик работает с текстом и, уверена, читает. А научить его быть читателем – задача учителя. И, судя по опыту, задача вполне выполнимая.
Список литературы
Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
Грачева И.C. Уроки Русской Литературы: Методическое пособие. [Текст] / И.С.Грачева / - СПб.: АО «Велень», 1994 с. – 352 с.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. [Текст] / С.И.Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
Ильин Е.Н. Рождение урока.[ Текст] / Е.Н.Ильин. – М.: Педагогика, 1996. – 176 с. – (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).
Шутан М.И. Ученик и художественный текст. О методах и приёмах школьного изучения литературного произведения [Текст] / М.И. Шутан / Литература в школе. – 2012. - № 1. – С.21-26.
© Свиридова Н.В., 2020