Организация прогулок на свежем воздухе и активных игр для детей группы продленного дня
Для педагога продленной группы важной задачей является формирование коллектива. У детей начальных классов встречаются сложности в общении и тут на помощь приходят игры. Подвижные игры на свежем воздухе являются одной из форм организации жизни и деятельности детей в школе. Придя в школу, дети безусловно страдают от недостатка физической нагрузки, т.к. много времени проводят за партой. В результате малоподвижный образ жизни школьника приводит к гиподинамии, что создает предпосылки для появления различных заболеваний.
Поэтому прогулка и активные игры нужны, для разгрузки нервной системы детей и подготовке к последующим занятиям, требующим большого умственного напряжения. Для группы продлённого дня прогулка является обязательным пунктом режима.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72 в части соблюдения режима дня, наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательной организации, если он предусмотрен образовательной программой. Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями.
Чтобы прогулка стала интересной и в то же время отвечала поставленным задачам, я поставила цель:
для адаптации, взаимодействия и сплоченности в коллективе разработать занятия на свежем воздухе, как спортивные, так и развлекательные;
осуществлять развитие мышечной активности;
донести осознание необходимости заниматься спортом, развивать собственные физические возможности.
Основное построение:
Прогулка начинается с построения, т.к. у детей нужно выработать привычку вести себя на улице организовано, быть всегда в коллективе. Конечно, не все дети готовы стоять в строю, и тут на выручку приходит считалка, или просто счет. Дети хором считают до 15-20, чтобы все встали в строй и можно было пойти на площадку.
Разминка:
Учитывая длительное пребывание детей за партой, необходимо вначале прогулки организовать небольшую разминку. Для этой цели прекрасно подходят простые и привычные физические упражнения продолжительностью 10-15 минут (выполняется парами):
строем пройти дистанцию 30-50 м;
выполнить прыжки с подскоками лицом вперед до конца дистанции с возвращением к началу;
боковые подскоки с приставным шагом с возвращением к началу;
боковые подскоки с приставным шагом (смена положения каждые 2 шага) с возвращением к началу;
бег с высоким поднимаем бедра;
«сиртаки» -чередование шага;
шаг с выпадами.
После разминки можно переходить к интенсивной игре-эстафете с мячом или другим предметом (палочкой, скакалкой и т.п.). Строй разбивается на 2 команды. Для удобства проведения ведущий каждой команды устанавливает дистанцию между участниками на вытянутую руку. Эстафета проводится в 3-4 тура на 15-20 минут.
Эстафета:
передача мяча назад через голову двумя руками;
передача мяча между ног двумя руками;
передача мяча боком двумя руками по цепочке.
После активной и дружной игры самое время поиграть в привычные игры. Для игр можно использовать тот же мяч, что и на эстафете.
Игры:
вышибала;
третий лишний;
кошки-мышки;
золотые ворота;
горячая картошка.
Важно выделить время для самостоятельных игр. Ребята со временем организуют свои команды для игр. Разбиваются на отдельные группы и придумывают для себя занятия. Рассчитывая время для игр, нужно учитывать, что в конце прогулки детям нужно «остыть» и успокоиться.
За 10 минут до окончания прогулки опять проводится построение. Проводя маршировку, можно провести строевую разводку.
Строевая разводка:
Построить детей парами, первая пара будет ведущей. Объяснить по какой траектории нужно пройти. Каждый ведущий ведет за собой цепочку по заданному маршруту, а затем встречаются и парами идут с площадки в помещение.
Для каждого ребенка игра - это не только развлечение, но и средство общения. У детей младшего школьного возраста зачастую нет навыков общения и взаимодействия друг с другом. Педагоги все чаще сталкиваются с рядом проблем в коллективе:
отсутствие эмоциональной устойчивости у многих детей;
неумение контролировать своё поведение;
неумение общаться по – доброму;
конфликтность;
неумение устанавливать контактные отношения.
На мой взгляд, наиболее подходящей формой для установки положительных эмоций и доброжелательных отношений являются спортивные игры и занятия на свежем воздухе. Именно прогулка призвана выполнить такие задачи, как:
популяризация подвижных игр;
возможность дать каждому ребёнку подвигаться и почувствовать своё тело;
развитие мышечной активности;
осознание необходимости заниматься спортом, развивать собственные физические возможности.
Задача педагога сделать прогулку не только занимательной и интересной, но и полезной. Полезной как для здоровья, так и для формирования у каждого ребенка сопричастность к коллективу. Как показывает мой опыт, благодаря разработанной системе, дети начинают общаться и группироваться по интересам. Как правило в играх определяется лидер, вокруг которого формируется команда.