СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого практического занятия на тему: "Изучение речевой выразительности. Средства речевой выразительности в языке художественной литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта методическая разработка позволит учащимся не только поделится интересной информацией и писателях, но и самому что-то узнать. Еще учащиеся могут всопнить, что такое средство речевой выразительности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого практического занятия на тему: "Изучение речевой выразительности. Средства речевой выразительности в языке художественной литературы"»

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»





















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого практического занятия № 1

на тему:

«Изучение речевой выразительности. Средства речевой выразительности в языке художественной литературы»











Тип занятия: Практическое

Учебный предмет: СГ.07. Культура речи в профессиональном общении

Специальность: 31.02.03 Лабораторная диагностика

Количество часов: 2



























г. Евпатория, 2024 г.

Подготовила: Храновская С. Д. – преподаватель колледжа









































































Рассмотрено и одобрено

ЦМК социально-гуманитарных

дисциплин

Протокол № _________

«__» _________ 2024 г.

Председатель ЦМК

____________Т. А. Хазанова

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»

План занятия (практическое) № 1



Тема занятия: Изучение речевой выразительности. Средства речевой выразительности в языке художественной литературы



Дисциплина: СГ.07. Культура речи в профессиональном общении



Специальность: 31.02.03 Лабораторная диагностика



Курс: 1



Цели занятия:



Образовательная цель – студенты должны усвоить богатство, ресурсы, структуру и форму реализации современного русского языка.



Развивающая цель – активизировать познавательную активность студентов, обобщать и систематизировать знания об истории русского языка, подвести студентов к пониманию сущности изучаемого материала.



Воспитательная цель – воспитывать национальное сознание человека – чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.



Междисциплинарные связи: история, иностранный язык



Внутридисциплинарные связи: представление русского языка в современном мире



Место проведения: аудитория колледжа



Тип занятия: практическое



Количество часов: 2



Обеспечение занятия: методическая разработка, инструкции, раздаточный материал



Литература:

  1. Гойхман О.Я., Гончарова Л.Н., Лапшина О.Н., Надеина Т.М., Павлюк Л.В., Романова Н.Н., Смирнова А.А. Русский язык и культура речи: учебник/под.ред.проф. О.Я. Гойфмана. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 240с. – (Среднее профессиональное образование).



Студент должен уметь:

  1. Строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами.

  2. Анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности.

  3. Вести деловые переговоры и дискуссии, деловые совещания и собрания.

  4. Руководствоваться этическими принципами делового общения.

  5. Грамотно осуществлять деловую переписку.

  6. Пользоваться словарями русского языка.



Студент должен знать:

  1. Понятия «язык», «речь» и «культура речи».

  2. Основные свойства культуры речи.

  3. Нормы ударения в устной речи делового человека.

  4. Отличительные особенности устной и письменной речи.

  5. Роль делового общения в жизни человека.

  6. Особенности деловой переписки и правила оформления документов.

  7. Особенности и виды современных писем.



Студент должен обладать

Общие компетенции:

ОК1.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК4.Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК5.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК6.Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК9.Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.



Структура занятия:

  1. Организационный момент 2 мин.

  2. Мотивация (цели) занятия 3 мин.

  3. Оценка знаний студентов

(проверка исходного уровня) 40 мин.

  1. Практическая часть 30 мин.

  2. Итоговый контроль 10 мин.

  3. Задание на дом 2 мин.

  4. Подведение итогов занятия,

оценка работы студентов 3 мин.



Ход занятия

1.Организационный момент. Приветствие, вступительное слово преподавателя. Проверка присутствующих, внешнего вида студентов, готовности студентов к практическому занятию.



2. Мотивация (цели) занятия

У литературных произведений есть свой особый язык. Мы знаем, что в любом языке есть свои правила и особенности. У художественного литературного языка тоже есть характерные черты, и они заключаются в красочности, образности, эмоциональности. Что же придает литературному языку такие свойства? Ответ – лучшие друзья литературы – средства художественной выразительности.

Средство речевой выразительности – инструмент, средство, который придает высказыванию красочный, образный характер.

Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны. Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением), фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства.



3. Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний):



а) проверка знаний: выбрать одного русского писателя из списка и выписать интересные факты о нём, а также узнать была ли его жизнь связана с медициной.



б) проверка работы по изученному материалу – тест.



в) подведение итогов контроля: выполнение упражнения.



4. Практическая часть:



а) подготовка студентов к самостоятельной работе – объяснение преподавателем материала занятия для выполнения упражнений;



б) самостоятельная работа студентов – практическая работа;



в) подведение итогов самостоятельной работы – проверка и оценка выполнения задания.



5. Итоговый контроль – индивидуальный контроль.



6. Задание на дом: Гойхман О.Я., Гончарова Л.Н., Лапшина О.Н., Надеина Т.М., Павлюк Л.В., Романова Н.Н., Смирнова А.А. Русский язык и культура речи: учебник/под.ред.проф. О.Я. Гойфмана. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 240с. – (Среднее профессиональное образование).





7. Подведение итогов занятия, оценка работы студентов – выставление оценок.







Преподаватель __________________

















































Задание 1 – проверка знаний: выбрать одного русского писателя из списка и выписать интересные факты о нём, а также узнать была ли его жизнь связана с медициной.

(Тургенев И. С., Вересаев В. В., Гоголь Н. В., Чехов А. П., Достоевский Ф. М., Булгаков М. А., Гончаров И. А., Некрасов Н. А., Лермонтов М. Ю., Толстой Л. Н., Набоков В. В., Пастернак Б. Л., Пешков А. М., Даль В. И., Пушкин А. С.)







Задание 2 – проверка работы по изученному материалу. Тест.

1.Кто автор «Истории Государства Российского»?

А) А.С. Пушкин; Б) Н.М. Карамзин; В) Н.В. Гоголь.



2. Назовите самого известного баснописца России?

А) И.А. Крылов; Б) В.А. Жуковский; В) Д.В. Давыдов.



3. Кто автор романа «Мёртвые Души»?

А) Н.В. Гоголь; Б) Ф.М. Достоевский; В) Г.Р. Державин.



4. Кто из перечисленных писателей погиб на дуэли?

А) Л.Н. Толстой; Б) М.Ю. Лермонтов; В) И.В. Тургенев.



5. Кто из перечисленных русских писателей очень точно описывал Россию, по мнению Эрнест Хемингуэя?

А) М.В. Ломоносов; Б) М.А. Булгаков; В) И.С. Тургенев.



6. Кто их перечисленных писателей эмигрировал в США?

А) М.А. Булгаков; Б) В.В. Набоков; В) Максим Горький.



7. Кто придумал слово «канцелярит»?

А) В.В. Маяковский; Б) К.И. Чуковский; В) Ф.М. Достоевский.



8. Назовите автора пьесы, послужившей основой для знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию»?

А) М.А. Булгаков; Б) Б.Л. Пастернак; В) Игорь Северянин.



9. Кому приходится внучкой писательница Т.Н. Толстая?

А) А. Н. Толстой; Б) А. К. Толстой; В) Л. Н. Толстой.


10. Назовите настоящую фамилию Максима Горького?

А) Слонов; Б) Пешков; В) Королёв.





Задание 3 – подведение итогов контроля. Разгадать кроссворд.

По горизонтали

2. Риторическое слово, котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

5. Речь одного человека в художественном произведении.

6. Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

8. Приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.

10. Риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

11. Риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.




По вертикали

1. Род литературы, одним из признаков которого является отсутствие (как правило) сюжетной основы произведения.

3. Художественное сравнение идей посредством конкретного художественного образа или диалога.

4. Стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда.

7. Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

9. Основная мысль художественного произведения.

11. Слово или целое выражение, которое помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность в предложении.


Задание 4 – самостоятельная работа студентов. Заполните таблицу в соответствии со средствами речевой выразительности.

Сравнение


Аллегория


Синекдоха


Оксюморон


Метафора


Метонимия


Эпитет


Литота


Градация


Олицетворение



Тропы для таблицы

Пожар льда; шипенье пенистых бокалов; мёртвая птица; сердце – любовь; отговорила роща золотая; куда ты скачешь гордый конь; яркий как солнце; белеет парус одинокий; ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка; пришёл, увидел, победил.



Задание 5 – итоговый контроль. Прочитайте текст. Найдите в нем эпитеты.

Нетленные красоты России, ее полей и лесов, туманных омутов и величественных закатов явились на свет не вчера. Именно Север напитал жизнь поколений и даже эпох так, что диву даешься. Вместе с Великим Новгородом, вместе с белоствольной, статной Русью поднялось величие Пскова и Суздаля, Владимира и Ростова. Каменная громада Георгиевского собора на Ильмень-озере, когда на прибывающей весенней воде он высится, будто в облаках, не просто старина, а памятник величию человека.

Все это – эпоха, когда простой человек почувствовал в себе поэта и ощутил, что земля – это нечто большее, чем просто нива, просто гул нетронутых лесов. Он, загнанный на северные окраины своей земли безжалостными завоевателями, понял, что уходить больше некуда, что родная земля, эти спасительные богатырские дали, – источник бесконечной душевной силы. И каждая травинка, дерево, озеро стали восприниматься им как нерукотворное богатство. (По Ю. Куранову)















ИНСТРУКЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1



Тема занятия: Изучение речевой выразительности. Средства речевой выразительности в языке художественной литературы

Дисциплина: СГ.07. Культура речи в профессиональном общении

Специальность: 31.02.03 Лабораторная диагностика

Курс: 1

Семестр: 1

Оборудование: ноутбук, мультимедиа

І. Учебные цели занятия:

  • Сформировать необходимые знания о современном русском языке

  • Сформировать необходимые знания о формах реализации русского языка

  • Углубить знания в сфере культуры речи в профессиональном общении

Студент должен уметь:

  1. Строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами.

  2. Анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности.

  3. Вести деловые переговоры и дискуссии, деловые совещания и собрания.

  4. Руководствоваться этическими принципами делового общения.

  5. Грамотно осуществлять деловую переписку.

  6. Пользоваться словарями русского языка.

Студент должен знать:

  1. Понятия «язык», «речь» и «культура речи».

  2. Основные свойства культуры речи.

  3. Нормы ударения в устной речи делового человека.

  4. Отличительные особенности устной и письменной речи.

  5. Роль делового общения в жизни человека.

  6. Особенности деловой переписки и правила оформления документов.

  7. Особенности и виды современных писем.

ІІ. Структура и план занятия:

  1. Организационный момент___________________________________________2 мин.

  2. Мотивация (цели) занятия___________________________________________3 мин.

  3. Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний):

    1. Выбрать одного русского писателя и найдите интересные факты о нём__40 мин.

    2. Тест__________________________________________________________10 мин.

    3. Кроссворд_____________________________________________________10 мин.

  4. Практическая часть:

    1. Заполнить таблицу______________________________________________10 мин.

  5. Итоговый контроль:

    1. Прочитайте текст. Найдите в нём эпитеты__________________________10 мин.

  6. Задание на дом ____________________________________________________2 мин.

  7. Подведение итогов занятия, оценка работы студентов___________________3 мин.

ІІІ. Литература:

1. Гойхман О.Я., Гончарова Л.Н., Лапшина О.Н., Надеина Т.М., Павлюк Л.В., Романова Н.Н., Смирнова А.А. Русский язык и культура речи: учебник/под.ред.проф. О.Я. Гойфмана. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 240с. – (Среднее профессиональное образование).