Министерство образования и науки Республики Дагестан
ГБПОУ РД "Колледж машиностроения и сервиса им. С.Орджоникидзе"
Методическая разработка
Внеклассного мероприятия
на тему: «Закон. Порядок. Право»
Каспийск, 2016
Форма проведения: игра для студентов первых курсов .
Цель:Формировать правовую культуру, правосознание учащихся, их уважение к основному закону нашей жизни, через понимание конституционного-правового строя в жизни личности и общества.
Задачи:
Образовательные:
-Сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции. Закрепить знания о государственных символах РФ;
– Организация совместной исследовательской деятельности учащихся для самостоятельного изучения ими основных функций органов государственной власти РФ;
- Формирование представлений учащихся об основных функциях органов государственной власти РФ;
Развивающие:
- Развитие творческого потенциала учащихся. (Привлечение к оформлению эмблем, названий команд, инсценировке ситуаций по нарушению прав ребёнка).
- Развитие умений и навыков самостоятельной работы с документом по заданному плану;
- Использование различных форм проверки знаний учащихся – индивидуальных, групповых, игровых.
- Применение информационных технологий
Воспитательные
- Воспитание и развитие коммуникативных навыков посредством работы в парах/микро группах;
- Групповые формы работы с учениками позволяют развивать коллективную ответственность, чувство сопереживания.
- Воспитание уважения к закону, чувства патриотизма, уважительного отношения к работе государственных органов страны.
Музыкальное оформление.
Используются песни: “Журавлиная песня”, “Куда уходит детство”, “Маленькая страна”.
Оборудование:
- Столы для команд теоретиков, жюри.
- Мультимедийное оборудование.
- Фотография президента России.
- Таблицы с изображением символов России.
План мероприятия.
I этап. Конкурсы для команд теоретиков.
II этап. Творческие группы показывают ситуации, в которых нарушены права ребёнка. Команда соперников должна назвать нарушенные права.
III этап. Подведение итогов.
Участники.
2 команды теоретиков, 2 группы для выполнения творческого задания.
Жюри – педагоги класса.
Ведущие - классный руководитель, социальный педагог.
Болельщики -учащиеся из другого класса параллели.
Группа, проводящая социологический опрос.
Ход игры:
Вступительное слово ведущего.
Конкурсы для команд теоретиков.
Выполнение творческого задания.
Награждение.
Организационный момент
(Звучит “Журавлиная песня”)
Вступительное слово ведущего.
Классный руководитель:Для многих из вас эта песня незнакома или вы её слышали 1 – 2 раза в своей жизни. Для меня эта песня дорога. Она будит воспоминания о школьных годах, о том возрасте, в котором вы сейчас находитесь. А это детство! Счастливая пора! Катание на лыжах с крутой горы, на лодке по озёрам с друзьями, поездки к бабушке в Приволжский район. Да, много их было – счастливых мгновений, беззаботных дней!
(Опрос аудитории)
А что для вас значит детство? (1 – взрослый, 1 подросток)
Социальный педагог:А всё ли так хорошо? Резко сократилась рождаемость, возросла смертность, образовался так называемый демографический крест на территории многих регионов России. Из 16 летних к пенсионному возрасту подойдёт только 50%. У 50% детей функциональные отклонения в организме, у 60% - психические, и только 1% - здоровые дети. Растёт количество преступлений, совершённых детьми. Каждое 4 - ое из которых в алкогольном или наркотическом опьянении. 2/3 преступлений носят имущественный характер.
Почему это происходит? Настоящая война против детей в нашей стране! Вспомните песни для детей и про детей, которые звучали бы по радио или по ТВ, современных авторов? А фильмы? “Один дома” или эти бесконечные боевики. А реклама? В результате свободы нравов растёт количество самоубийств среди детей. 78% из - за проблем общения, 47% детей не могут с “продвинутыми” общаться, 6 млн. беспризорников. Детей оставляют в роддомах. А преступления взрослых против детей, изнасилования, убийства, втягивание в проституцию – обычное дело для больших городов.
И только 15 – 20 минут в день родители уделяют детям. И даже такой, на первый взгляд, незначительный факт - общение в семье построено на крике, родители мстят детям за то, что они им мешают. А ведь ещё в 19 веке
Ф.М.Достоевский сказал: “Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”.
Классный руководитель:Поэтому наша встреча называется “Азбука права: права ребенка”. Мы с вами сегодня ещё разпоговорим о правах человека, правах ребёнка, рассмотрим различные документы, посвящённые им. И сегодня мы обобщим наши знания.
Встречаются 2 команды.
(Представление команд, жюри, ведущих игры.)
II Конкурсы
Конкурс “Документы”.
Перечислите документы, защищающие права ребёнка. Разделите их на 2 группы по направлениям.
(Ответ)
Международные | Российские |
Всеобщая декларация прав ребёнка. | Конституция РФ. |
Декларация прав ребёнка. | Семейный кодекс. |
Конвенция о правах ребёнка. | Гражданский кодекс. |
7 ответов – максимально, 1 ответ – 1 балл | Уголовный кодекс. |
Классный руководитель:А знаете, с чего начинается Конституция? (Нет.)
На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.
Государственный гимн Российской Федерации
1. Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава,
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2. От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая,
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
3. Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:
Преподаватель: Государственный гимн существует во всех современных государствах. На протяжении многих лет гимны России менялись: «Боже, царя храни» Львова на слова В. А. Жуковского, «Интернационал» ЭженаПотье, гимн А. В. Александрова на стихи С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана «Союз нерушимый республик свободных». В декабре 2000 г. был принят федеральный закон, утвердивший в качестве гимна музыку А. В. Александрова на слова С. В. Михалкова.
Социальный педагог:Государство, прославляемое в гимне, обязано быть достойным своего прославления, равно как и прославляющий народ должен быть достоин своего исторического призвания. В гимне находят отражение ценности нашего государства.
– Внимательно изучите текст российского гимна. Какие ценности России нашли свое отражение в нем?
Учащиеся находят следующие ценности: любовь к Родине, верность Отчизне, религиозность, свобода, дружба народов, уважение к прошлому, связь с предками, гордость за свою страну, восхищение природой родного края.
Преподаватель:На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства?
Да, это герб, гимн, флаг.
– Какие символы России вы знаете?
Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы – общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции.
Конкурс “Картинки”.
Социальный педагог:Какие права ребёнка изображены на рисунках?


(Ответ)
Право на защиту семьёй.
Право на заработанные деньги (зарплату, стипендию).
Максимум 2 балла.1 ответ – 1 балл.
Конкурс “Личность”
Какое право ребёнка отражено в этих документах?
(Ответ)
Право на установление происхождения ребёнка.
Чтение прав и обязанностей человека, записанных в Конституции.
Социальный педагог:Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу (ст. 20).
Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению (ст. 21).
Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищён законом (ст. 22).
Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину (ст. 27).
Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ст. 32).
Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ст. 35).
Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд (ст. 37).
Материнство и младенчество дают право на особую помощь. Все без исключения дети должны пользоваться одинаковой специальной защитой ст. 38 (2).
Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной области (ст. 39).
Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию (ст. 40).
Каждый человек имеет право на образование. Образование должно содействовать полному развитию личности (ст. 43).
В случае нарушения основных прав, предоставленных конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда (ст. 46, 47).
Каждый человек имеет обязанности перед обществом (ст. 57). О них он не должен забывать (ст. 58, 59).
Викторина «Права».
Классный руководитель:А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам.
«Дюймовочка» «Гарри Поттер» « Три поросенка» «Золотой ключик» «Мороз Иванович» «Золушка» «Красная Шапочка» | 1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни? 2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции? 3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища? 4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем? 5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг? 6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение? |
Конкурс капитанов.
Социальный педагог:Назвать даты принятия документов о правах ребёнка (капитаны вытягивают листки с документами у ведущего)
(ответ)
Всеобщая декларация прав человека | 1948 |
Декларация прав ребёнка | 1959 |
Конвенция о правах ребёнка | 1989 |
Конституция РФ | 1993 |
Семейный кодекс | 1996 |
Уголовный кодекс | 1996 |
1 балл за названную дату | |
Конкурс инсценировок
Вам покажут сценки, в которых отражены права ребёнка. Каждая команда должна назвать нарушенные права.
1 команда | 2 команда |
Право на имущество | Нарушается право иметь свою собственность |
Право на общение с родителями и родственниками | Право общения с родственниками |
Право на жизнь | Право общения с родственниками и право на своё мнение |
III
То, что мы с вами хорошо знаем права ребёнка, отразилось на данных социологического опроса. Послушаем девочек, которые провели его анализ.
Социологический опрос
1
Взрослые люди 55 – 70 лет, бабушки и дедушки.
Половина опрошенных в возрасте 55 – 70 лет ответила: “Затрудняюсь”. Для них не очень знакомы эти понятия: права человека, права ребёнка. Среди отрицательных ответов встречались и такие: “У каждого человека равные и одинаковые права и объединять права ребёнка в какую – нибудь группу бессмысленно”. Да, ответивших утвердительно мало. Но они говорят: “Мы должны дарить нашим детям тепло и ласку. Это же наши внуки, мы их любим”.
Я думаю, что затруднившиеся ответить на вопрос о правах ребёнка, ответили бы положительно на вопрос – любят ли они своих внуков.
2
Дети – учащиеся 8 – 9 -ых классов, 13 – 14 лет.
Все ребята на вопрос: “Необходимо ли права ребёнка выделить в особую группу?” ответили “да”. Их аргументация: “Дети будут более защищёнными”, “дети – особый слой общества”, “мне хочется, как ребёнку, иметь свои права”, “ребёнок нуждается в помощи взрослого человека”.
Встречались мнения, что человек, он и есть человек, никаких ограничений между людьми не должно быть: “Права должны быть, что у взрослых, что и у детей – одинаковые”.
Мы считаем, что 100% учащихся ответили “да”.
3
Взрослые люди 30 – 40 лет, родители учащихся 8 – 9 -х классов.
Мы попросили ответить на этот вопрос наших родителей, возраст которых от 30 до 40 лет. 35% ответили отрицательно. Кто-то категоричное “нет” написал. Кто-то так: “Необходимо расширить круг их обязанностей и ограничить до минимума права”. Другой вариант отрицательного ответа: “Ребёнок имеет право на жизнь, на учёбу, работу, как и все взрослые. Зачем тогда их права выделять в особую группу?”.
65% ответили “Да”. Вот их аргументация: “С детства надо воспитать в ребёнке достойного члена нашего общества, уважать закон. Надо следить за тем, чтобы эти права ребёнка работали”. Один папа написал: “Дети – наше будущее”.
Социальный педагог:Этот социологический опрос показал, что ответы на вопрос “Необходимо ли права ребёнка выделить в особую группу?” зависят от уровня знаний людей. То есть, мы с вами на правильном пути и продолжим изучение прав человек, прав ребёнка, чтобы повышать свою правовую культуру.
Надо чтобы детство было защищено, только тогда оно будет счастливой порой.
Классный руководитель:Сегодняшняя Конституция- прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны - Закон, который он должен знать в первую очередь. Ведь знание и грамотное применение законов – норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения его качества.
Подведение итогов.
Награждение.
Использованная литература:
Конституция Р.Ф.
О правах ребёнка для всей семьи;
Права на всякий случай Е.Шабельник, Е.Каширцева;
Москва: Вита-пресс 1995г.
Научно методический журнал « Классный руководитель»
(издаётся с января 2014 г.)
Классные часы. Сост.Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2012г.