АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Золотой ключик»
Детский клуб им. Н. Маркина
Методическая разработка
открытого занятия
«Горячее Солнце, холодная Луна»
Автор:
Жирнова Алла Юрьевна
педагог дополнительного образования
Нижний Новгород
2024
Содержание
Введение ………………………………………………….…………..……3 стр.
Пояснительная записка………………….……………………………..….3 стр.
Цели и Задачи занятия………………………………………………..…4 стр.
План урока ………………………….……………………………………..6 стр.
1. Теоритическая часть……………………………………………..……..6 стр.
1.1 Цветоведение. Введение в цветовой круг ………………………..…6 стр.
1.2 Теплые и холодные цвета…………………..………….………….….8 стр.
2. Практическая часть……………………………………………….……9 стр
2.1 Рисование на тему «Горячее Солнце, холодная Луна» ……………9 стр.
2.2.Заключительная часть работы, подведение итогов……….…....….10 стр
Заключение………………..……………………………..…………..…...10 стр
Список литературы…………………………………….….……….….…11 стр.
Введение
Данная работа расчитана на учащихся от 7 до 14 лет.
Мы начинаем свой урок с теории цвета. На протяжении всего нашего обучения мы много раз будем возвращаться к теоретической части изучения цвета.
Цвет вызывает у человека эмоции, а потому палитру цветов можно разделить на два полюса: одни вызывают радостные эмоции, другие – грустные. Цвета «царства тьмы», холодные, с синеватым оттенком, цвета лунной ночи, холодного льда, - это синие, фиолетовые, сине – зеленые. Цвета «царства света», теплые, с огненным оттенком, - это желтые, оранжевые и ярко – красные цвета.
В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, не запутаться в этом богатстве, люди придумали различные классификации цветов. Их несколько. Постарайтесь запомнить их все.
Спектр – та же радуга, и цвета в нём располагаются в определённом порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Красный, жёлтый и синий – основные цвета, или первичные.
Каждый цвет имеет свой строго определённый дополнительный цвет. Фиолетовый цвет является дополнительным к жёлтому, зелёный – к красному, синий – к оранжевому.
Смешивая основные цвета попарно в равных долях, можно получить составные цвета – оранжевый, зелёный и фиолетовый.
Цветовой круг – это геометрический порядок множества цветов. Цвета, расположенные рядом, можно назвать родственными или близкими. Цвета делятся на тёплые и холодные . Цвета красно-жёлтой части спектра радуют глаз, создают ощущение тепла, поэтому их назвали тёплыми, а цвета зелёно – сине - фиолетовой части спектра называют холодными.
Колорит – это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов. Первое правило относится к дополнительным цветам – цвет в окружении дополнительного. Например, оранжевое пятно в окружении синего, красное – в окружении зеленого, кажутся ярче, интенсивнее, иначе говоря, они дополняют друг друга.
Данная методическая разработка рассчитана на педагогов дополнительного образования художественной направленности, на педагогов ДПИ и труда.
Пояснительная записка
Перед учреждениями системы дополнительного образования сегодня, как никогда, остро встаёт важная задача развития творческого потенциала детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей. Творчество – постоянный спутник детства. Занимаясь творчеством, ребенок развивает себя как физически, так и умственно. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.
В связи с этим, трудно переоценить роль личности педагога дополнительного образования в процессе развития творческих, креативных способностей обучающихся. Обычно отношение детей к занятиям творческого объединения определяется их отношением к педагогу, так как именно его авторитет обуславливает желание и нежелание ребёнка думать, развиваться, творить.
Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. «Меньше обучать — больше взаимодействовать», «Учимся, делая и творя» - эти девизы способствуют созданию условий для развития творческих способностей детей, раскрепощению индивидуально-творческих сил ребенка.
На данном уроке мы начинаем изучать очень важную теорию цвета. А для закрепления полученных теоретических знаний мы рисуем декоративную композицию на тему «Горячее Солнце, холодная Луна»
Первый этап нашей сегодняшней работы – теория. Мы знакомимся с теорией цвета, изучаем, анализируем.
Постепенно переходим ко второму этапу - работе индивидуальной. Сначала выполняем ее на акварельном листе А3, затем разукрашиваем красками и доводим до завершения черной гелиевой ручкой или фломастером.
Цели: Знакомство с палитрой теплых и холодных цветов, применение их на практике.
Задачи занятия:
Художественнотворческие:
формировать универсальные умения: дифференцировать и обобщать знания о «теплых» и «холодных» цветах;
научить получать эти оттенки через смешивание красок и использовать их в рисунке;
упражнять в приемах смешивания красок на палитре;
формировать универсальные умения пользоваться таблицей (цветовой круг)
Образовательные:
учить составлять гармонию теплого и холодного цвета;
расширять знания о цвете и его возможностях;
совершенствовать навыки применения знаний о цвете на практике.
Развивающие:
развивать навыки самостоятельной работы;
развивать эстетический вкус, творческое восприятие окружающего мира.
научить наблюдать и анализировать
Воспитательные:
Приемы:
работа с презентацией, составление плана по выполнению рисунка «Горячее Солнце, холодная Луна»
работа с цветовым кругом
Принцип эстетизации. Большее внимание в детском возрасте следует уделять формированию потребности заниматься творчеством, создавать красоту; дарить радость окружающим. Впоследствии, став взрослым, они всегда будут стремиться к красоте. Создание красивого диктуется поисками радости, а без этого человек не может существовать.
Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет;
Ученические столы и стулья;
Спектр-цветовой круг;
Акварельный лист А3;
Гуашь;
Палитра;
Баночка для воды;
Кисти;
Гелиевая черная ручка;
Маркеры или фломастеры:
Карандаш;
Ластик
Салфетка для кистей
Принцип событийного подхода к развитию детского творчества. Мастер-класс – «активное социальное взаимодействие мастера и учеников в сфере их совместного бытия (со-бытия). Результатом является духовное взаимообогащение, взаиморазвитие мастера и ученика». Мастер-класс – заранее спланированное событие, вызывающее яркое эмоциональное отношение к происходящему, это встреча, надолго остающаяся в памяти ребенка. Событийный подход, являясь неотъемлемой органической частью воспитательного процесса, позволяет оказывать влияние на становление и развитие личности школьников.
Ожидаемые результаты
возрастает творческая и познавательная самостоятельность.
давать определение понятиям «теплые» и «холодные» цвета,
находить их на цветовом круге,
правильно использовать эти знания в работе для усиления смысловой и эмоциональной выразительности образа.
ребята получают удовольствие от работы.
1.1 Цветоведение. Введение в цветовой круг
Цветовой круг - основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году.
Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него будут хорошо смотреться вместе. На протяжении многих лет было сделано множество вариаций базового проекта, но самая распространенная версия представляет собой круг из 12 цветов.
Основные цвета
Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Ниже приведен пример простейшего цветового круга с использованием только основных цветов
Вторичные цвета
Вторичные цвета - это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый. Ниже приведен пример цветового круга, с добавленными вторичными цветами на внешнем кольце.
Третичные цвета
Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе. Ниже приведен пример цветового круга с третичными цветами на внешнем кольце.
Цветовой круг не ограничивается двенадцатью цветами, поскольку за каждым из этих цветов имеется вереница разных оттенков. Их можно получить при добавлении белого, черного или серого. При этом цвета будут изменяться в сторону насыщенности, яркости и светлоты. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично.
1.2 Теплые и холодные цвета
В цветовом круге, есть еще одно разделение: теплые и холодные цвета. У каждого цвета своя цель передать эмоции. Теплые тона доставляют энергию и радость, в то время как холодные цвета передают спокойствие и мир. Разделение на цветовом круге дает представление о том, какие цвета теплые, а какие холодные.
Как вы думаете, какие цвета можно назвать теплыми, а какие - холодными? Почему?
Все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой, теплом, летом относятся к теплой цветовой гамме.
А цвета, которые ассоциируются холодом, стужей, льдом, зимой, глубиной, относятся к холодной цветовой гамме.
На цветовом круге наглядно видно, какие цвета считаются холодными, а какие теплыми.
В пределах каждого цвета могут быть более теплые и более холодные оттенки. Например, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым - если с желтым оттенком. Зеленый цвет с желтоватым оттенком - теплый, а с синим - холодный.
Теплые и холодные цвета часто встречаются у нас в природе. Теплые желтые, оранжевые, песочные, коричневые цвета мы можем увидеть днем, когда светит солнце.
А холодные голубые, синие, фиолетовые мы можем увидеть ночью, когда становится темно.
2. Практическая часть
2.1 Рисование на тему «Горячее Солнце, холодная Луна»
И сегодня мы с вами создадим рисунок теплого солнца и холодного месяца. Начнем с того, что в центре альбомного листа нарисуем большой круг, величной практически на весь альбомный лист.
Затем тонкой линией делим его пополам. И в центре, немного вытягивая, это будет нос месяца.
Чуть выше середины рисуем у месяца глаз. Проводим дугу, опущенную вниз. У месяца глаз будет закрыт. Дорисовываем небольшие реснички и бровь над глазом. На таком же уровне рисуем глаз солнца. Глаз у солнышка будет открытым. Затем дорисовываем широкую улыбку и щечки солнышку и месяцу.
Теперь рисуем лучи солнца. Они будут у меня похожи на перышки. Дорисовываем их до краёв альбомного листа. В той части где светит месяц нарисуем волнистые линии от месяца до краёв листа. Можно дорисовать звезды, облака.
И теперь приступаем к цвету. Для правой половины, где светит солнце, мы будем использовать все теплые оттенки. Начнем с самого светлого теплого цвета, желтого. Закрашиваем половинку солнца полностью желтым цветом.
Далее другим оттенком желтого, более темным, раскрасим несколько лучиков солнца.
Далее можно взять оранжевый цвет и закрасить еще несколько лучей солнца.
Таким же образом заполняем и оставшиеся лучики солнца.
Бровь и глаз у солнца сделаем теплым коричневым цветом. Щечка будет оранжевая. Теперь приступаем к левой части, там где светит у нас месяц. Раскрасим сначала сам месяц холодным голубым цветом полностью.
Затем закрашиваем кусочки неба в разные холодные оттенки Синим, темно-синим и фиолетовым Оставляя светлыми звездочки
Поехали!
Раскрашиваем щечку и бровь холодным фиолетовым цветом. Наша с вами работа подсохла. Теперь можно сделать ее более выразительной. Для этого нам понадобится черная гелевая ручка или фломастер. Наша задача сейчас обвести весь наш рисунок по контуру. Можно использовать черный фломастер или черный маркер.
Посмотрите, сколько теплых и холодных оттенков у нас с вами получилось. На этом наша работа закончена. Желаю всем удачи!
2.2 Заключительная часть работы.
Подведение итогов. Уборка рабочих мест.
Украшение стенда в общем фойе выполненной работой.
Заключение
Данный урок дает знания о теории цвета, дает теоретическую базу о правильном использовании цвета в композициях. Дает представление об умении правильно использовать эти знания в работе для усиления смысловой и эмоциональной выразительности образа.
Этот урок способствуют развитию творческих способностей, любви к искусству, стремлению к красоте.
Методическая разработка написана на основе личного опыта преподавания декоративно-прикладного творчества в МБУ «Центр внешкольной работы «Золотой ключик» для детей школьного возраста. Данный урок является частью моей практической работы.
Проговариваются и показываются на практике основные законы композиции.
Список литературы
Н.М.Сокольникова. Основы живописи. Москва. Изд. «Титул», 1993 г.
Осипов, Д.М. Основы изобразительного искусства – М.: Советский художник, 1962г
Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования//Школа и производство. – 2000г. – №6
Интернет-ресурсы:
https://www.yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fsun6-22.userapi.com%2Fimpg%2FATCQJof4IKEfftz74vlbv82U5zAx19Gk8I-C8g%2FvlDdlxA94dg.jpg%3Fsize%3D1000x415%26quality%3D95%26sign%3D4af5d0b3fb5c856c9ceb4fb3fa7ebdc8%26c_uniq_tag%3DN57hQ0hI5Sf4x--0bvUuDYb3Fv2isWYiOo_WixxwJQY%26type%3Dalbum&lr=47&pos=7&rpt=simage&text=%D0%A2%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D1%8B%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0
https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2017/06/29/tsvet-kak-sredstvo-vyrazheniya-teplye-i-holodnye
https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/09/15/uchebno-metodicheskoe-posobie-osnovy-tsvetovedeniya-dlya-raboty-s
https://oformitelblok.ru/tsvetovedenie.html
https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-osnovam-izo-gramoti-i-risovaniyu-3311142.html