СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого занятия по психологии на тему «Проблемы социализации личности в социальной психологии. Межличностные отношения»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Социализация личности. Межличностные отношения, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний о проблемах социализации личности в социальной психологии, проблемах межличностного отношения.

     Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом  занятии  в рамках специальностей 34.02.01 сестринское дело, 31.02.01 лечебное дело, 31.02.02 акушерское дело. 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия по психологии на тему «Проблемы социализации личности в социальной психологии. Межличностные отношения»»

Министерство здравоохранения РД

ГБПОУ СПО

«Дербентский медицинский колледж имени Г. А. Илизарова»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

дисциплины

психология


На тему:


«Проблемы социализации личности в социальной психологии. Межличностные отношения»










Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

31.02.01 Лечебное дело

31.02.02 Акушерское дело






Составила: преподаватель психологии

Амрахова С.Е.






2016 г.


Пояснительная записка

к методической разработке дисциплины «Психология» по теме «Социализация личности. Межличностные отношения ».

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Социализация личности. Межличностные отношения, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний о проблемах социализации личности в социальной психологии, проблемах межличностного отношения.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальностей 34.02.01 сестринское дело, 31.02.01 лечебное дело, 31.02.02 акушерское дело. В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

Основные задачи и методы психологии

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение №1), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение №2) «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3).
































Цели занятия



Обучающая:

1. Сформировать представление о предмете социальной психологии, методах ее исследований, о межличностных отношениях.

Развивающая:

2. Подвести студента к проблеме социализации личности в социальной психологии.

Воспитательная:

3. Раскрыть сущность межличностных отношений, сформировать представление о социальной роли.


Методы обучения:

1. Информационно – развивающий (знакомство и анализ теоретической информации).

2. Частично - поисковый (работа с карточками)

3. Тренинг общения.

Тип занятия:

Теоретическое занятие.


Продолжительность занятия:80 минут.


Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие:

Дисциплина: «Основы философии и социологии».

Тема: «Личность и общество».


Обеспечиваемые:

Дисциплина: «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медикосанитарной помощи».

Тема: «Организация ПМП по типу врача общей практики».


Внутрипредметные связи:

- «Предмет общей психологии»;

- закономерности общения;

- социально – психологические феномены группы и общества;

- пути социальной адаптации и мотивации.

















Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать основные задачи и методы социальной психологии

Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14


Междисциплинарная интеграция:

Внутридисциплинарная интеграция:


Социализация личности. Межличностные отношения







Психология общения


















Студент должен знать:


- основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;

- задачи и методы психологии;

- особенности психических процессов у здорового и больного человека;

- психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;

- особенности делового общения.


Студент должен уметь:


- эффективно работать в команде;

- проводить профилактику раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;

- осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;

- регулировать и разрешать конфликтные ситуации;

- общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;

- использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.


Место проведения:

Кабинет психологии.


Средства обучения:

1.Карточки с вопросами.

2.Психологическое упражнение: «Характер».

3.Карточки с заданиями.


Техническое обеспечение:

  1. Ноутбук

  2. Пректор

  3. Доска




















Ход занятия


Основные этапы занятия

Ориентировочное

время

Методические указания

1.Организационная

часть

5 минут

Преподаватель отмечает

отсутствующих на занятии. Проверяет подготовленность аудитории и студентов к занятию.

2. Актуализация знаний.

20 минут

Ответить на вопросы преподавателя. Письменный опрос по карточкам (Приложение

№ 1, 2)

3. Мотивация учебной деятельности.

5 минут

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательного вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

4. Изложение нового материала.

30 минут





7 минут

Преподавать знакомит с теоретической информацией. Студенты делают краткий конспект нового материала (Приложение № 3).

Тематический видеоматериал.

5. Закрепление нового материала.

10 минут

Психологическое упражнение «Характер». (Приложение № 4).

6. Подведение итогов занятия, задание на дом.

3 минуты

Конспект знать.


Продолжительность занятия – 80 минут.



Приложение № 1


Вопросы для фронтального и индивидуального опроса


  1. Дайте определение предмету психологии.

  2. Расскажите о понятиях, формах психических явлений и функциях психики.

  3. Назовите основные принципы психологии.

  4. Расскажите о структуре психологической науки.

  5. Есть ли связь психологии с другими науками? Расскажите о ней.

  6. Как понимали личность древнегреческие философы?

  7. Что нового внес Декарт в понимание сущности человека?

  8. Какая существует систематизация методов психологических исследование?

  9. Дайте примеры применения психологического обследования.

  10. Расскажите о понятии, основных предпосылках и факторах возникновения сознания.

  11. Дайте сравнительную характеристику деятельности человека и животных.

  12. В чем выражается половой диморфизм?







































Приложение № 2



Варианты билетов для письменного опроса



Вариант № 1


  1. Есть ли связь психологии с другими науками? Расскажите о ней.

  2. Как понимали личность древнегреческие философы?

  3. Что нового внес Декарт в понимание сущности человека?

  4. Какая существует систематизация методов психологических исследование?






Вариант № 2



1. Дайте определение предмету психологии.

  1. Расскажите о понятиях, формах психических явлений и функциях психики.

  2. Назовите основные принципы психологии.

  3. Расскажите о структуре психологической науки.






























Приложение № 3



Теоретическая информация


Введение в социальную психологию.


Социальная психология – это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний.

Основными категориями социальной психологии являются:

- личность;

- коллектив;

- малая группа;

- общение;

- межличностные отношения.

Предметом исследования в социально – психологической науке являются различного рода контакты между людьми, которые могут быть как непосредственными («лицом к лицу») так и опосредованными,

например, путем использования средств массовой коммуникации: радио, телевидения, кино, интернета.

Такими различными путями осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп, а также общества в целом.

Иногда контакты случайны и сравнительно непродолжительны, в других же случаях, напротив, носят систематический и продолжительный характер, в частности на работе.

Объектом социальной психологии выступают как небольшие по численности группы, так и крупные общности людей: нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий. Они могут различаться по степени организованности (например, огромная толпа на площади, собравшиеся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение). Контакты возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, малыми и большими. Межгрупповые отношения могут варьироваться от взаимопонимания и сотрудничества до острой конфронтации.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:

- социальная психология личности;

- социальная психология общения и межличностного взаимодействия;

- социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой человека: вопросы социализации, социально-психологических качеств личности, мотивации поведения, влияния на него социальных норм.

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), их механизмы, типы взаимодействия людей – от кооперации до конфликта.

Социальная психология общения изучает групповые явления и процессы, структуру и динамику больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.







Социализация личности


Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательного вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяется теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени масаи – это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и, соответственно, поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Выделяют следующие стадии социализации:

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: - сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

- изменение себя, стремление «стать как все» - конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного взаимодействия на среду через свою деятельность.

Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой

возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его новым поколениям.


Институты социализаци

Институты социализации — это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей. На дотрудовой стадии это в первую очередь семья и детские до­школьные учреждения. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, в том числе половые, осмысливают первые нормы и ценности. В период обуче­ния основным институтом социализации становится школа, а затем среднее профессиональное или высшее учебное заведение. Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии является трудовой коллектив.

Социальная установка личности

В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», которое либо перево­дится на русский язык как «социальная установка», либо использу­ется как калька с английского (без перевода). Установка — опреде­ленный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении.

Из определения следует, что установка имеет 3 составляющие: аффективную, поведенческую и когнитивную.

Убеждения отражают основные ценности человека, т.е. демонст­рируют окружающим, что для человека желанно, а что — нет. Для одной самое важное — муж и дети, для другого — деньги и карьера, для третьего — здоровье и долголетие.

В установке также присутствует эмоциональное отношение. 'Это положительные или отрицательные эмоции, которые побуждают человека к определенному поведению.

Например, если я знаю, что нормальные девушки не должны курить (когнитивная составляющая), и мне не нравится, когда от девушки пахнет табаком (аффективная составляющая), то я, скорее всего, не буду встречаться с девушкой, которая курит (поведенчес­кая составляющая).

Структура социальной установки позволяет выделить две ее важ­ные разновидности — стереотипы и предрассудки (предубеждения). От установки они отличаются прежде всего содержанием когни­тивной составляющей.

Стереотип — это социальная установка с застывшим, нередко обедненным когнитивным содержанием. Это чрезмерно обобщен­ное представление чего-то или кого-то. Когда говорят о стереотип­ном мышлении, то имеют в виду ограниченность или устарелость представлений человека. Стереотипы полезны как форма экономи­ческого мышления и действий в отношении простых и стабильных объектов и ситуаций. Там, где необходимо осмысление или объект изменился, стереотип становится тормозом.

Предрассудок — это социальная установка с извращенным со­держанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в искаженном виде. Это предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении.

Всем людям свойственны те или иные предрассудки. Большин­ство из нас склонны отдавать предпочтение представителям своей национальности, пола, профессии, религии, населенного пункта и т.д. Чаще всего от предрассудков страдают представители черной расы, религиозные и сексуальные меньшинства, наркоманы и ВИЧ-ин­фицированные. Предвзятое отношение к женщинам называется сексизм, к людям пожилого и старческого возраста — эйджизм, к «низшим» расам — расизм.

Основная причина формирования предрассудков кроется в не­развитости когнитивной сферы. В связи с этим чаще всего пред­рассудки возникают в детстве, когда под влиянием родителей и ближайшего окружения у ребенка формируется определенное от­ношение к какому-либо явлению или социальному объекту.

Повлиять на формирование или закрепление предрассудка мо­жет и собственный опыт, эмоционально пережитый, но недоста­точно критически осмысленный. Например, если во время вашей практики в ЛПУ 60-летняя пациентка отказалась вам «давать свою вену», как она выразилась, «для опытов», да еще и накричала на вас почему-то, а затем уже во время работы пару раз у вас, с вашей точки зрения, не очень хорошо получались внутривенные инъек­ции женщинам примерно этого возраста, то у вас может в дальней­шем сформироваться негативное отношение ко всем женщинам этого возраста.

Предрассудки очень живучи, потому что, во-первых, существует много источников их формирования, во-вторых, они позволяют человеку выплескивать скопившуюся злость и агрессию, дают пра­во на превосходство над другим человеком. Объект предрассудка становится своего рода козлом отпущения, ему приписывается вина за экономические, социальные и даже личностные проблемы: «Сколько денег тратится на этих ВИЧ-инфицированных! Поэтому на нормальных больных не хватает...».


Личность в группе

В социальной психологии личность — прежде всего взаимодей­ствующий и общающийся субъект. Эти качества проявляются, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкрет­ной группе. Проблемы личности личности от свойств группы, в которой осуществляется процесс социализации и зависимость формирования психологических ха­рактеристик группы от психологических характеристик тех лично­стей, с которых начинается формирование группы.^

Можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности: качества, проявляющиеся в совместной деятель­ности, и качества, необходимые в процессе общения.

Качества, непосредственно проявляющиеся в совместной дея­тельности, в совокупности обусловливают эффективность деятель­ности личности в группе. Эффективность зависит от таких качеств личности, как умение взаимодействовать и сотрудничать с други­ми, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, соподчинять с другими свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведения и т.д.

Г.М. Андреева полагает, что хотя качества личности, проявляю­щиеся в общении, описаны гораздо полнее, в этой области еще много исследовательских резервов. Она предлагает соотнести с ре­зультатами изучения личности в общей психологии некоторые спе­циальные механизмы перцептивного процесса (подробнее см. гла­ву 16) и в качестве примеров приводит следующее.

Механизм перцептивной защиты. Перцептивная защита — по­пытка игнорировать при восприятии какие-то черты другого чело­века (или группы) и тем самым выстроить преграду нежелательно­му воздействию. Механизмом перцептивной защиты может быть так называемая вера в справедливый мир. Человеку свойственно ве­рить в соответствие того, что он делает, тому, что за этим следует, т.е. в справедливость. От «несправедливой» информации человек отгораживается. Например, при встрече с другим человеком он ви­дит в нем только черты, подтверждающие «справедливость окружа­ющего мира».

Эффект «ожиданий». Это обыденные представления о взаимо­связи различных черт личности: «Надо же, такая милая женщина, всегда здоровается, и написала жалобу главному врачу...». Хотя на­учная психология не установила каких-либо жестких связей между различными чертами личности, в обыденном сознании они могут существовать. В группе восприятие, основанное на ложном ожида­нии, может приводить к возникновению чувства дискомфорта и отказу от общения. В конечном счете может сформироваться ус­тойчивое коммуникативное качество личности — закрытость в об­щении.


Различия между социализацией детей и взрослых.

Ресоциализация.

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Орвиль, Брим(1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.


2.Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.

3.Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь чело-

веку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Психолог Гоулд (1978) предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной нами. Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Хотя Гоулд разделяет точку зрения Фрейда о том, что травмы, перенесенные в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности, он считает, что возможно их частичное преодоление. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируется более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу.

Ресоциализация. Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми.

Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация

охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.







































Приложение № 4


Психологическое упражнение «Характер».


Для работы Вам необходимо расчертить лист. Слева напишите фамилии и имена участников, а справа качества (черты характера: положительные и отрицательные). Заполняйте таблицу. Помните, что Вы помогаете друг другу. «Не судите других, да не судимы будите, ибо какой меркой мерите, такой и Вас мерить будут» - гласит одна из библейских заповедей.


Студенты

Положительные

Отрицательные

1.Смирнов Николай



2. Иванов Дмитрий



3. и т.д. (по числу студентов)




Ну что же, все справились с заданием. Теперь я соберу ваши записи и буду их зачитывать. Ваша задача – записывать информацию.

Происходит обсуждение: впечатления от выполнения, от услышанной информации, удовлетворенность результатами и тд.

Всем Вам необходимо учиться объективности в оценке других людей и вырабатывать для этого соответствующие навыки. Это важно для понимания себя и окружающих. Интересно высказывание французского писателя В. Гюго: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности …»






























Вопросы для самоконтроля


С целью проверки полученных знаний ознакомьтесь с содержанием вопросов

(при необходимости используйте исходную информацию).



Ответьте на вопросы:



  1. К каким наукам Вы относите социальную психологию?


  1. Что изучает социальная психология?


  1. Как Вы считаете, почему профессиональная подготовка медицинского работника должна включать подготовку по социальной психологии?


  1. Каковы методы, направления и категории социальной психологии?


  1. Расскажите о социальной психологии и смежных науках.



































Перечень литературы:

Основная: Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2015- 414 с.

Рекомендуемая дополнительная литература:


1.Битянова М.Р. Социальная психологи. ООО «Питер Пресс», 2008.

2.Немов Р.С. Психология. М. ГИЦ, «Владос», 2007.

3.Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений.

Ростов – на – Дону «Феникс», 2008.

4.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М.:

«Академия», 2006.

5. Островская И.В. Психология: учебник.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2015.-400с









































Глоссарий

Агент социализации – конкретный человек или институт, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Агенты вторичной социализации– администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и т. д. Их называют еще институтами социализации.

Агенты первичной социализации– родители, сверстники, родственники, любимые учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных группировок.

Внушение– неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых другими.

Воспитание – целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение человека.

Десоциализация– отучение от старых норм, ценностей, ролей.

Идентификация– отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которого осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения.

Обучение – приобретение новых знаний, рудиментарная форма социализации.

Подражание– сознательное или бессознательное воспроизведение навязываемых моделей поведения, опыта значимых других людей, почерпнутого из иных источников.

Полоролевая идентификация– усвоение субъектом психологических черт и особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

Ресоциализация– обучение новым нормам, ценностям, ролям.

Социализация– процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Социальная фасилитация– один из эффектов «группы», состоящий в том, что активность индивида повышается в условиях ее осуществления в «группе» по сравнению с обычным уровнем этой же активности при индивидуальном осуществлении.

Убеждение– осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров поведенческих алгоритмов и т.д.

Феральные люди – человеческие детеныши, воспитанные среди стайных зверей, например, волков.

Эмпатия– эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другим.