Что такое конфликт? (предположения) Задание 1. Откройте учебник на стр. 173 и в словаре найдите определение этого термина. Прочтите. Как вы его поняли? Попробуйте на основе данного определения, самостоятельно сформулировать определение понятия «Межличностный конфликт» (учащиеся формулируют понятие на основе данного) Предметные: умение сравнивать явления, процессы; овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики. Метапредметные: выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников Личностные: овладение основными навыками исследовательской деятельности; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия. Конфликт – это сложный процесс, который не возникает ниоткуда и имеет свои стадии. Давайте их разберем. Задание 2. Первая стадия – возникновение конфликтной ситуации. Что же может быть ее причиной? Посмотрите на доску, здесь обозначены виды причин (моральная, смысловая и эмоциональная) . Ваша задача, работая в паре прочитать конкретную ситуацию, которую вам раздам, понять к какому виду она относится и обосновать ваш ответ. 1 группа. Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон. 2 группа. В школе ежегодно проходит открытие кубка здоровья. Каждый класс выбирает участников команды, остальные являются болельщиками. Соревнования: бег, прыжки в длину, метание диска, перетягивание каната между командами. Рано или поздно одна из команд побеждает, испытывая радость и ликование, а другая? 3 группа: Полночь. За стеной у соседей всё ещё слышна громкая музыка, заливыстый смех. Мы собрались пораньше лечь спать, так как день был напряженный и надо выспаться перед завтрашней контрольной, но соседи спать не хотят и музыку сделали погромче. Наши действия? Предметные: умение сравнивать явления, процессы; умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи; Метапредметные: выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников Личностные: овладение основными навыками исследовательской деятельности; Вторая стадия – осознание конфликта. Как вы ребята думаете, что может происходить на данной позиции? (предположения учащихся) Мы осознаём, что конфликт неизбежен и начинаем выбирать тактику как поступить. Для того, чтобы возникла третья стадия развития конфликта, необходим инцидент. Слово это в переводе означает «случай, происшествие, недоразумение». Иными словами, конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте. В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра. Становясь участником конфликта, возможно сами того не осознавая мы выбираем определённый вариант поведения. Задание 3. Третья стадия – проявление конфликтного поведения. Откройте учебник на стр. 80. Ознакомьтесь самостоятельно с данной таблицей. Как вы думаете, какую стратегию поведения в конфликте можно считать наиболее успешной? В чем ее возможные достоинства и недостатки? Какую стратегию чаще всего используете вы лично? Почему? Предметные: умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) конфликтных ситуаций и поведения людей; умение сравнивать явления, процессы; овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики. Метапредметные: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников; воспринимать и формулировать суждения; Личностные: овладение основными навыками исследовательской деятельности; Мне хочется отметить, что не один из представленных стилей не является абсолютным и применим только в определенных условиях. Наилучший подход всегда определяется конкретной ситуацией и особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из неё приходится комбинировать различные варианты. Четвертая стадия – углубление конфликта. Как вы считаете, конфликт – это положительное или отрицательное явление? (предположения). Конфликт нельзя рассматривать только с отрицательной стороны. Это многогранный процесс и он может развиваться как конструктивно, так и деструктивно. Посмотрите на доску. На стадии углубления конфликта возможны различные варианты его развития. Эта стадия состоит из направлений: конструктивного — сохраняется возможность совместной деятельности, хотя и в специфических формах, оппонентов еще можно примирить и посадить за стол переговоров. Стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. деструктивного — сотрудничество невозможно, конфликтующие стороны теряют самоконтроль, и их необходимо разъединять. Стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Задание 4. Как вы поняли эти направления? Работа в паре. Давайте на основе этих терминов сделаем схему. Вам даются словосочетания, а вы должны разместить их по группам: деструктивные и конструктивные признаки конфликта. деструктивные признаки конструктивные признаки Признаки: уводит в сторону от решения важных проблем; укрепляет низкую самооценку; помогает совершенствоваться и использовать полученные знания; вызывает агрессивное поведение; дает выход скопившимся негативным эмоциям; раскрывает важную проблему. Предметные: умение сравнивать явления, процессы; Метапредметные: выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов Личностные: овладение основными навыками исследовательской деятельности; В конце концов любой конфликт всегда заканчивается его разрешением – пятая стадия. Он может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода Задание 5. Откройте учебник на стр. 81, прочтите данный пункт, назовите данные варианты и поясните в чем их особенность. На основе прочитанного совместно составим таблицу. Способы разрешения конфликта Как вы считаете, какой вариант исхода самый лучший? Предметные: умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) конфликтных ситуаций и поведения людей; умение сравнивать явления, процессы; овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики. Метапредметные: выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников; воспринимать и формулировать суждения; Личностные: овладение основными навыками исследовательской деятельности; освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей; |