СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе на тему " Транспорт. Виды транспорта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе на тему " Транспорт. Виды транспорта"»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Транспорт. Виды транспорта»

Воспитатель: Лепетуха С.Н.

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: «Транспорт. Виды транспорта»

Задачи: продолжать закреплять знания детей о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный); раскрыть значение транспорта в жизни людей.

Формировать умение детей работать самостоятельно и в паре, договариваться для достижения результата.

Развивать словесно-логическое мышление, внимание, умение составлять из частей целое используя игровые приемы.
Развивать мыслительную деятельность, внимание.
Воспитывать познавательный интерес, прививать любовь к родному городу.

Материалы и оборудование: картинки с изображением видов транспорта, схемы транспорта, игрушкиавтобус, грузовик, самолет, лодка, корабль, мотоцикл, проектор, письмо.

Ход НОД:

1.Организационный момент.

- Встанем в круг, возьмёмся за руки поприветствуем друг друга и наших гостей улыбкой. Замечательно, от ваших улыбок сразу стало светлее и теплее.

- Посмотрите на столе лежит письмо. Ребята, кто-то прислал письмо. Интересно от кого оно и кому адресовано. Ставропольский край, Шпаковский округ, г. Михайловск, Детский сад №31 «Капитошка» ребятам старшей группы №3 «Веснушки» 

-Скажите это письмо нам адресовано?

«Здравствуйте, ребята, пишет вам тетушка Сова. Вы просмотрели недавно обучающее видео, которое я вам отправляла, теперь хочу проверить ваши знания, смекалку и прошу вас выполнить мои задания. С уважением, тетушка Сова»

-Ребята, постараемся выполнить задания?

-Итак, наше первое задание посетить мини-музей.

2.Рассматривание мини-музея

-Ребята, проходите за мной, обратите внимание сколько интересного здесь: гужевой транспорт, парусник, даже воздушный шар.

3.Беседа о видах транспорта

-Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя.

-Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта.

Было время, когда человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Это было очень тяжело.

(Далее дети выходят поочереди и рассказывают историю возникновения транспорта)

Позже на помощь человеку пришли домашние животные: лошади, ослы… Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Как этот вид транспорта называется?(Гужево́й тра́нспорт — вид транспорта, как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки) приводятся в движение животными)

Затем человек изобрел (создал) лодку и стал передвигаться по воде.

Вскоре люди поняли, что можно использовать силу ветра. Поставив на лодку парус, они получили парусник. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли. Появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер.

 Долгое время домашние животные и ветер верно служили человеку. Но они не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния.

Поэтому людям пришлось изобретать (создавать что-то новое) дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель - сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз, а также первый пароход.

Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.

Затем был изобретён бензиновый двигатель. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин.

С его помощью человек построил первый самолет.

С тех пор транспорт постоянно совершенствовался. И сейчас мы видим вот такой транспорт: автобусы, легковые машины, вертолёты, самолеты, теплоходы… Позже появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.

(Воспитатель показывает современные виды транспорта)

– Ребята, а кто управляет самолетом? (пилот)

-Кто поездом? (машинист)

-Кораблем? (капитан)

-А кто управляет автомобилем? (шофер)

-Сейчас мы с вами превратимся в опытных шоферов.

4.ФИЗМИНУТКА

«Мы – шоферы»

Едем, едем на машине, Имитируют движения рулем.

Нажимаем на педаль. Ногу сгибают, вытягивают.

Газ включаем, выключаем, Воображаемый рычаг поворачивают рукой к себе, от себя.

Смотрим пристально мы вдаль Приставляют ладонь ко лбу.

Дворники счищают капли Руки сгибают в локтях перед собой, ладони

раскрывают.

Вправо, влево. Чистота! Наклоняют руки влево, вправо.

Волосы ерошит ветер. Над головой шевелят пальцами.

Мы — шоферы хоть куда! Поднимают вверх большой палец руки.


5.Д/и «Угадай транспорт»

- Я буду загадывать загадки. Кто первым правильно отгадает, возьмет картинку с его изображением.


«Железный конь» по небу мчится,

Летит на крыльях, но не птица.

Он любит в воздухе полет,

Так что же это? …     (самолет)


Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

                                  (автобус)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука,

Два блестящих огонька.

(автомобиль)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Дом громадный по морю плывет –
Людей на себе через волны везет.
(корабль)

-Ребята, подумайте и скажите, как можно всё это назвать одним словом? (транспорт)

-А что означает слово «транспорт»? (Само слово «транспорт» означает — «перемещение». Поэтому транспортом называют обычно то, что перемещается в пространстве: ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы)

-А для чего необходим транспорт? (Чтобы перевозить людей и грузы) Молодцы ребята, хорошо справились с заданиями. Проверим, являетесь ли вы внимательными пешеходами.

-Кто такой пешеход (Пешеход-человек, который передвигается при помощи ног, т.е. пешком)

-Какие виды транспорта можно увидеть у нас в городе? (Ответы детей)

6.Дидактическая игра «Летит, плывет, едет»

-Ребята, подойдите к доске, каждый из вас посмотрит и подумает, куда можно расположить картинку с изображением транспорта по способу его передвижения.

-Где передвигается грузовик?

-Кира, куда можно расположить твою картинку?

-Посмотрите сколько много транспорта. А чем он отличается друг от друга?

-Транспорт, который передвигается по воде, как называется? (Водный)

-А если транспорт едет по земле, значит он? (наземный)

-Поезд едет по железной дороге, это какой транспорт?(Железнодорожный)

-На территории нашего города тоже есть железнодорожная станция «Палагиада» (показ слайда)

- Если самолет летит в воздухе, он..? (воздушный)

-Ребята, рядом с нашим городом расположен аэропорт имени Александра Васильевича Суворова? Посмотрите, как он выглядит. (Слайд)

7.Игра «Что лишнее?» 

Воспитатель обращает внимание детей на доску.

-Ребята, посмотрите какой здесь беспорядок! Всё перепутано! Я предлагаю навести порядок. Согласны? Давайте определим, что лишнее в каждом ряду, и обоснуем свой ответ, почему?

Ребёнок: самолёт, вертолет, ракета, воздушный шар – лишний воздушный шар, так как он древний вид транспорта. Автомобиль, велосипед, автобус, снегоход-снегоход лишний, потому что у него вместо колес, лыжи.

Воспитатель: Молодцы, какой порядок вы навели!

-Ребята, а некоторые из этих машин перевозят людей? Как называется такой транспорт? (пассажирский)

— Пассажирским транспортом люди пользуются очень часто. Давайте вспомним, как себя нужно вести в нем.

(Не шуметь, вести себя вежливо, не отвлекать водителя, не бегать по салону транспорта, уступать место пожилым людям, приобретать вовремя билеты, не сорить, не пачкать других пассажиров, снимать объемные рюкзаки или сумки и т.д..)

- А если транспорт перевозит грузы, то он какой? (грузовой)

-Молодцы, и с этим заданием вы замечательно справились.

-Переходим к следующему заданию.

8.Пальчиковая игра “Посчитаем транспорт”

Будем пальчики сгибать -
(сжимать и разжимать пальчики)
Будем транспорт называть:
Автомобиль, такси,
Трамвай, метро, автобус
(разжимают пальчики, начиная с мизинца)
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
(сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого)

(Дети складывают изображение транспорта из геометрических фигур)

9.Продуктивная деятельность детей (конструирование)

- Сейчас мы с вами перенесемся на завод, где собирают разные виды транспорта. Для этого пройдите за мной к столам занимайте свои места, будем работать в парах. Мы с вами попробуем сконструировать транспорт. Вам нужно будет собрать 1 вид транспорта. Вы можете использовать схему-шаблон или придумайте свой вид транспорта.

-Итак, давайте посмотрим, что же у вас получилось?

10.Рефлексия.

-Расскажите, что вам запомнилось, что вы сможете рассказать дома родителям.

Мы сегодня рассматривали разные виды транспорта, но существует еще другие транспортные средства, мы позже познакомимся с ними. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.

- Вы сегодня, хорошо потрудились и выполнили все задания тетушки Совы. И за ваши старания тетушка Сова передала вам значки. Кто знает, как они называются?

-Правильно светоотражающие элементы. Для чего они нужны? (По правилам дорожного движения пешеходам рекомендовано размещать на одежде световозвращающие элементы – они нужны при переходе проезжей части, следовании по ее краю или обочине в темное время суток)