МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БОРОГОНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» СУОТТУНСКИЙ ФИЛИАЛ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «УСТЬ – АЛДАНСКИЙ УЛУС (РАЙОН)» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Методическая разработка по предмету рисунок.
Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами
3 ФГТ класс.
Составитель: Портнягина Евдокия Яковлевна
преподаватель высшей категории
художественного отделения
Огородтах 2020 год.
Методическая разработка по предмету рисунок.
Задание творческого рисунока. Создание художественного образа натюрморта графическими средствами в условиях карантина.
Преподаватель Портнягина Евдокия Яковлевна
Суоттунский филиал Борогонской школы искусств, 2020 год.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка
2. Цели разработки
3. Содержание
4. План конспект урока
5 Заключение .
6. Тест результатов обучения рисунку по теме «Рисунок»
7. Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка на данную тему послужила то, что в школьной
программе по ФГТ по предмету «Рисунок» в третьем классе, включены темы
такие как, рисунок натюрморта графическими средствами, из за карантина перешли на онлайн занятия. На это задание отводится 9 часов. На первом уроке выполняем анализ формы, 1 этап и начало 2 этапа, на втором занятии завершаем 2 этап и начинаем 3 этап, на третьем занятии выполняем 4 и 5 этап. По приказу один урок длится 20 минут.
Не очень сложные предметы представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры и по картинке. Рисование с натуры натюрморта не только дает возможность ознакомиться с разнообразием форм, но и ставит перед учащимися более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке. Рисование натюрморта является переходным звеном на этапах обучения рисованию. Уроки позволяют понять свет, тон и после перейти к рисованию более сложных моделей.
Это задание дает хорошую возможность закрепить знания о пропорциях,
постановку руки, развить пространственное восприятие. Начатые и законченные работы показывают, если есть ошибки сразу заставляю поправлять.
ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ
Цели данной разработки состоит в том, что бы облегчить понимание
учащимися несложными наглядными объяснениями о формировании и
систематизации знаний по основам рисунка (градации светотени, линейная
перспектива).
Развить образное и пространственное мышление на основе упражнений
направленных на выполнение операций анализа, синтеза, сравнения,
обобщения.
Научить воспринимать пропорции предметов, способность видеть
предметы целостно и развить глазомер, повысить наблюдательность.
Закрепление последовательности изображения натуры и целостность всей
работы.
СОДЕРЖАНИЕ
Для выполнения этого задания потребуются несложная симметричная
гипсовая розетка, ватман А 3, простые карандаши 2Т, Т, ТМ, мягкий ластик,
кнопки, мольберт. Розетка располагается на уровне глаз, линия горизонта
проходит посередине плиты. Освещение рассеянное или верхнее боковое
мягкое.
1 ЭТАП
Анализ формы, компоновка и построение квадрата.
Прежде чем приступить к работе, нужно изучить предметы со всех сторон,
анализируя высоту на разных участках
Рисование куба требует точной прорисовки осей симметрии, которые
являются важнейшей частью, надо выразительнее передать форму в целом.
Причем начинаем с куба: намечаем общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Уточним угол наклона
(применяем метод визирования) плиты, ее пропорции с учетом
перспективного сокращения (учитываем расположение линии горизонта).
Построив основание плиты, поднимаем верхнее основание и отмечаем ось симметрии с учетом перспективного сокращения.
2 ЭТАП
Компоновка и построение.
Размечаем основные точки основания чайника (нижнее основание
Больше верхнего) намечаем овалы.
На этих линиях отмечаем ширину нижнего основания куба, сравнивая ее
между собой. Рисуем линию горизонта на нужном месте посередине рисуем горизонтальную линию, эта линия будет ближняя грань нашего куба, дальняя грань по перспективе меньше ближней, эту тему мы проходили, и вот на картинке показана перспектива. Наш кубик близко стоит по этому перспектива не заметная.
3 ЭТАП
Округление и проработка деталей предметов.
Третий этап заключается в определении формы чайника и цельной
формы крынки. Чтобы получить форму рисуем вертикальную линию. На концах проводим две горизонтальные линии. Они определяют верх и низ чайника. Соединяем боковые стороны посуды, прорисуем эллипсы на дне, посередине, горлышке и на крышке, овалов много будет, там, где есть выпуклые мета, везде надо рисовать овалы. Рисуем ручку и прорисуем крышку, начинаем рисовать крынку там где наметили, так же как чайник. Но у крынки меньше овалов, долго не буду останавливаться на предметах, потому что предметы знакомые. Выберем масштаб отношений света и тени,
определим самый темный и самый светлый тон в диапазоне, в котором будем
работать. Легкими штрихами наметим теневую часть рисунка: тень
падающую и тень собственную. Затем на него нанесем полутон, оставив
нетронутыми самые светлые места орнамента, уточним градацию тоновых
отношений.
Приступая к созданию тонового решения рисунка, ни в коем случае не
заштриховывайте все подряд, иначе вы разрушите впечатление объемности
орнамента. «Лепите» форму при помощи штрихов, прокладываемых по
направлению поверхности. Обратите внимание на соответствие степени
освещенности на рисунке. Не задерживайтесь долго на
одной части, старайтесь работать одновременно над всей композицией,
чтобы общая плотность штриховки была примерно одинакова на всем
изображении.
4 ЭТАП
Объемно-пространственное решение с добавлением минимального тона.
Особое внимание уделяем пространственному решению: линейная
перспектива (ближе- дальше с помощью карандашей 2Т,Т,ТМ). Намечаем
собственные и падающие тени легкой штрих тушевкой, усиливая ближние
планы и ослабляя дальние. Работаем цельно и легко, не перегружая тонально,
работая в серой тональной растяжке. Тон нарабатываем от
линий, не забывая уточнять сами линии. Детали предметов требуют более тщательной прорисовки. В процессе работы над рисунком для достижения цельности постоянно сравниваем части предметов друг с другом,
соблюдаем тональные отношения между частями.
Сравниваем рисунок с натурой, добиваемся цельности и выразительности.
5 ЭТАП
Обобщение. Завершение.
Этот этап включает в себя легкое обозначение плиты или куба
относительно друг друга как единого целого. Легко тонируем куб серым
тоном, выделяя при этом фон. Обобщенно проходим по теням
собственным и падающим. Наносить штрих как вертикально так и горизонтально по форме. На последнем этапе можно применить мягкий простой карандаш, чтобы проработать детали, на фоне проведем горизонтальную линию, еще раз проверить предметы по тону. Добавляем контраст, самое темное место, это чайник, куб рисуем только твердым карандашом.
ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: рисунок
Тема: «Рисунок натюрморта графическими средствами» - 9 часов (3
занятия по 3 часа)
Тип урока: Урок формирования умений‚ навыков
Вид урока: рисование с натуры
Материал, формат: карандаш «Т», «ТМ», «М», плотная бумага формата А3,
ластик.
Цель: Построение предметов домашнего обихода с геометрическим телом по законам перспективы.
(Рисунок создание художественного образа графическими средствами).
Задачи:
- формирование и систематизация знаний по основам рисунка (градации
светотени, линейная перспектива);
- формирование понимания объемного и плоского изображения;
- развитие образного, пространственного мышления;
- развитие мышления на основе упражнений, направленных на выполнение
операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- развитие глазомера, наблюдательности;
- учить воспринимать пропорции предметов, способность видеть предметы
целостно;
- закрепление последовательности изображения натуры или с картинки;
- осознание логической структуры объемно-пространственного изображения
С кубом и посудой с необходимым применением тона;
- воспитание аккуратности при работе графическими материалами.
Методы и приемы работы: мотивация учебной деятельности, наглядный
метод, метод образного сравнения, актуализация знаний и пробное учебное
действие в условиях карантина, рефлексия.
Зрительный ряд:
• Таблица «Последовательность построения данного натюрморта
• дидактические материалы «Рисунок натюрморта»
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и задач урока по скайпу, Последовательность построения натюрморта отправляю по ватсапу.
III. Основная часть
Натюрморт из трех предметов, расположена у стены вертикально. Драпировки нет, потому, что время домашних заданий сокращена до 20 минут. Освещение контрастное, с права верхнего угла, наша точка зрения — чуть справа от объекта изображения. Мы видим квадрат в перспективе, на квадрате фигурный темный чайник в небольшом ракурсе. В передней части слева крынка.
Этапы работы:
Первый этап (выполняется на первом занятии)
Композиционное размещение рисунка на листе
Если вся постановка имеет большую протяженность в вертикальном
направлении, то лист бумаги располагаем большей стороной по вертикали.
Можно сделать эскиз.
Прежде всего, найдем композиционное расположение квадрата на
листе бумаги почти в центре с учетом перспективных сокращений. Уточняем соотношения общих масс частей и их пропорции, применяя метод визирования и метод образного сравнения.
Определяем, где будет проходить линия горизонта. В данной постановке она будет проходить на уровне верхней части квадрата
Второй этап (выполняется на первом занятии)
Линейно-пространственное построение форм предметов с учетом их
перспективного сокращения
Сложную пластическую форму сводим к простым геометрическим объемам и
плоскостям.
Начните рисование квадрата с очерчивания прямоугольной плиты,
для этого отметьте общую форму, нижние, верхние и боковые границы.
Также определите размеры плиты с учетом перспективы и наклона объекта в
пространстве. От правильности определения плиты во многом
будут зависеть ракурс и пропорции квадрата.
На изображенной плите намечаем линии горизонта. Определим прямоугольники
, проведя диагонали.
Наметьте линии углов, они будут являться базовой основой рисунка.
Затем, в зависимости от формы квадрата, постройте основные линии чайника
(тонкими линиями намечаем форму, ограничивающуюся линия крынки).
Отметьте точками все основные узлы
элементов. Если квадрат находится под углом, располагайте все фигуры
пропорционально с учетом перспективы.
Легкими полупрозрачными линиями прорисуйте основные линии
конструкции, чайника и крынки. Тщательно стройте даже невидимые линии,
так как малейшая ошибка приведет к нарушению хода построения предметов.
Создайте общий силуэт, при этом обратите внимание, чтобы все части были
пропорциональны по отношению друг к другу.
Чтобы наметка стала более детальной и понятной, несколькими штрихами
условно отметьте основные пятна теней.
Постепенно «обрубайте» все лишнее и добавляйте мелкие детали. Получите
максимальную объемность и конкретность всех форм, но не загрязняйте
рисунок слишком большим количеством «поисковых» следов карандаша.
Все время уточняем построение чайника, его расположение на квадрате
, выявляем характерные формы.
Третий этап (выполняется на втором занятии)
Выявление объемности розетки с помощью светотени
После проверки и уточнения построения предметов переходим к
светотеневому решению рисунка. Выберем масштаб отношений света и тени,
определим самый темный и самый светлый тон в диапазоне, в котором будем
работать. Легкими штрихами наметим теневую часть рисунка: тень
падающую и тень собственную. Затем на него нанесем полутон, оставив
нетронутыми самые светлые места квадрата и блика, уточним градацию тоновых
отношений. Проработаем каждую деталь предмета тоном, выявив ее объем.
Приступая к созданию тонового решения рисунка, ни в коем случае не
заштриховывайте все подряд, иначе вы разрушите впечатление объемности
предмета. «Лепите» форму при помощи штрихов, прокладываемых по
направлению поверхности. Обратите внимание на соответствие степени
освещенности на рисунке. Не задерживайтесь долго на
одной части, старайтесь работать одновременно над всей композицией,
чтобы общая плотность штриховки была примерно одинакова на всем
изображении.
Проработайте все детали. Отойдите от рисунка на некоторое расстояние и
постарайтесь увидеть его и натуру одним взглядом. Не допускайте пестроты,
старайтесь верно передавать оттенки в черно-белом рисунке, для этого
установите связь между тонами, сравнивайте их по светлоте и насыщенности.
Четвертый этап (выполняется на третьем занятии)
Обобщение
Детали на чайнике и крынке требуют более тщательной прорисовки.
В процессе работы над рисунком для достижения цельности постоянно сравниваем части друг с другом, соблюдаем тональные отношения между частями.
Сравниваем рисунок с натурой, добиваемся цельности и выразительности.
Итог урока
Подведение итогов в форме онлайн просмотра проводится в конце
каждого занятия.
Выставление оценок (проводится в конце занятия)
Критерии оценки работы:
• грамотность построения;
• соблюдение пропорциональных соотношений частей предметов;
• культура исполнения штриховки;
• цельность изображения и аккуратность;
согласованность и единство деталей и целого.
педагогических принципов обучения, законов изобразительной грамоты и
основ композиции. Поэтому я надеюсь, что вышеизложенные рекомендации
и композиционные схемы помогут в решении педагогических задач на
занятиях по рисунку.
Постановка учебного натюрморта должна быть всегда четким.
Тест «рисунок».
Что мы называем грамматикой изобразительного искусства?
Рисунок
А)набросок
В)Пейзаж
В)Этюд
По назначению различают рисунки:
А)академические
Б)жанровые
В)творческие
Г) натурные
Какие изобразительные средства используются в тоновом рисунке?
А)Линия
Б) штрих
В)пятно
Г)среда
Какое изобразительное средство используется в линейном рисунке?
А)пятно
Б)линия
В)штрих
Г)эффект
Каких эффектов можно добиться в линейном рисунке с помощью изменения толщины и тона линий?
А)передача тоновых отношений.
Б)передача пространства.
В) передача объемности предметов.
Фактурой в изобразительном мире принято называть:
А)характер поверхности предметов
Б)художественный материал
В)цветовые сочетания в рисунке.
Сколько существует основных групп в фактуре?
А)1
Б)2
В)3
Г)4
Произведение небольшого размера, выполненное с натуры для более тщательного изучения натуры(ее формы, цвета, конструкции, взаимосвязи с окружающей средой называется
Этюд.
А) композиция
Б)контур
В)орнамент
Главный ведущий элемент композиции
Ритм
А) контраст
Б)контур
В) орнамент
Главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части
Ритм
А) контраст
Б) композиционный центр
В)силуэт. Ответы: а, ав, бв,б,а,а,в,а,в,в.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Крицер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 2000.
2. Ли Н. Основы академического рисунка. – М.: Эксмо, 2003.
3. 1. Аксенов К.Н. Рисунок. (В помощь начинающему художнику –
оформителю). – М.: Плакат, 1987.
4. 2. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок: Учеб. Пособие. – М.:
ИНФА-М, 2006.
4. 3.Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка:
Учебник. – М.: Изд – во Эксмо, 2006
5. infourok.ru тест. Автор Жолудева Татьяна Евгениевна.
2019 – 2020 учебный год, апрель.