СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса на тему "Буквы н и нн в суффиксах прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса на тему "Буквы н и нн в суффиксах прилагательных"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса на тему "Буквы н и нн в суффиксах прилагательных"»

Открытый урок в 6-Б классе.

Дата: 28.02.2020

ТемаБуквы н и нн в суффиксах прилагательных.

Цель:

-организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных;

-создание условий для саморазвития обучающихся.

Задачи урока:

Образовательные:

- объяснить правописание н-нн в прилагательных, выработать умение правописания н-нн в прилагательных, образованных от существительных;

Развивающие:

- развивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.

Воспитательные:

- воспитание любви к родному языку и литературе; воспитание культуры интеллектуального труда, формирование умения чувствовать красоту слова через работу с текстом,

Тип урокаОткрытие нового знания;

Оборудование: карточки, тетради, ручки, доска.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

- Садитесь, ребята!

ΙΙ. Актуализация опорных знаний.

1. Языковая разминка.

- Сегодняшний урок мы начнём с языковой разминки.

- А языковая разминка будет на повторение знаний о прилагательном. Я буду читать текст, а вы слушаете и отвечаете устно. То есть я начинаю фразу, а вы её продолжаете.

1 Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….

2 Имена прилагательные изменяются по…

3 По форме имена прилагательные могут быть ….

4 В предложении имена прилагательные бывают…

5 Какие степени сравнения имеют прилагательные …

6 На какие разряды по значению делятся прилагательные …

2. Синтаксический разбор.

Хорош3 русский зимний лес4. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)

(лес) хорош – (каков?) имя прилагательное, обозначает признак предмета

Н.ф.- хороший

Постоянные признаки: качественное

Непостоянные признаки: краткая форма, единственное число, мужской род

(каков?) Хорош

ΙΙΙ. Формирование темы, цели, задач урока.

Открывайте тетради и записывайте число, классная работа.

Проблемная ситуация

Чугун..ый, льв..ый, солом..ый.

- Прочитайте слова.

- Слова какой части речи записаны на доске? (Имена прилагательные).

- В какой части прилагательных пропущены буквы? (Буквы пропущены в суффиксах прилагательных).

- скажите, легко ли нам определить сколько букв н нужно писать в прилагательных?

- Мы не знаем когда в прилагательных пишется -н-, а когда -нн-. 

- Значит, какова тема урока? (Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске.

1) Познакомиться с правилом

2)Учиться.

Познакомиться с правилом написания буквы н в суффиксах прилагательных;

учиться правильно писать суффиксы прилагательных с буквой н.

ΙV. Изучение нового материала.

1. Проблемная ситуация.

- Посмотрите на слова. Какие будут предположения о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

Гусь – гусиный лимон – лимонный

Песок – песчаный станция – станционный

Лед – ледяной утро – утренний


искл. искл.

стеклянный ветреный

оловянный

деревянный

- Сверим ваши предположения с таблицей

2. Работа с таблицей.

Написание Н и НН в суффиксах прилагательных

Н

НН

1. В суффиксе –ин- . Гусиный, лебединый, голубиный.

1. В суффиксах –енн-, -онн-. Станционный, утренний.

2. В суффиксах –ан-, -ян-. Кожаный, серебряный

2. В прилагательных образованных при помощи суффикса –н- от существительного с основой на –н-.

Лимон – лимонный, туман – туманный.

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

Исключения: ветреный

3. Распределительный диктант

Распредели слова на две группы: Н и НН

Песча…ый, оловя. ый, стекля. ый, лебеди. ый,шерстя. ой, ржа. ой, гуси. ый, авиацио. ый, глиня. ый, осе. ий, травя. ой, карти. ый, бето. ый.

4. Физкультминутка.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа с карточками.

Задание 1. Буквенный диктант.

Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишите только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.

Проверь себя.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

нн н н нн нн н н нн н нн

Поставь себе оценку:

"5" - нет ошибок;

"4" - 1;

"3" - 2,3;

больше - "2".

Задание 2. Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-

Береста, чугун, глина, клюква.

Лимон, кость, кухня, телефон.

Журавль, петух, дерево, серебро.

Задание 3. Словосочетания сущ. + сущ. Замените на сущ. + прилаг., выделите суффиксы имен прилагательных

Изделие из серебра, солдатик из олова, ремень из кожи, песня соловья, шкурка от лимона, кувшин из глины, мука из ржи, свитер из шерсти, дорожка из песка, морс из клюквы.

Задание 4. «Четвёртый лишний»

А) Ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

Б) Обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

В) Пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.

Проверка правильности выполнения задания.

Словарная работа. (один человек у доски, второй проверяет с места)

Задание 5. Исправьте ошибки в словах (слова на доске)

Травянной, деревяный, свеной, стекляный, коженый, осений, оловянный, журавлинный.

2. Письмо по памяти

Свет луны серебряный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

С. Есенин

- Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине)

- Объясните лексическое значение слова "отчий". (Родной)

-Объясните правописание выделенных слов.

VΙ. Подведение итогов.

- Повторите еще раз, какое правило мы открыли сегодня? (Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных).

- Достигли мы цели нашего открытия?

VΙΙ. Рефлексия.

Учитель предлагает каждому ученику вытянуть бумажку с написанной фразой

и продолжить её. Примеры фраз:

«Сегодня на уроке мне понравилось(не понравилось)….»

«Мне показалось трудным…»

«Меня заинтересовало…»

«Мне бы хотелось, чтобы….»

«Задания для меня оказались….».

Выставление оценок.

VΙΙΙ. Домашнее задание.



Распределительный диктант

Распредели слова на две группы: Н и НН

Песча…ый, оловя. ый, стекля. ый, лебеди. ый,шерстя. ой, ржа. ой, гуси. ый, авиацио. ый, глиня. ый, осе.ий, травя. ой, карти. ый, бето. ый.


Задание. Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-

Береста, чугун, глина, клюква.

Лимон, кость, кухня, телефон.

Журавль, петух, дерево, серебро.

Задание. Словосочетания сущ. + сущ. Замените на сущ. + прилаг., выделите суффиксы имен прилагательных

Изделие из серебра, солдатик из олова, ремень из кожи, песня соловья, шкурка от лимона, кувшин из глины, мука из ржи, свитер из шерсти, дорожка из песка, морс из клюквы.


Задание. «Четвёртый лишний»

А) Ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

Б) Обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

В) Пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.


Письмо по памяти

Свет луны серебряный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля. (С. Есенин)

Задание. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание

Чугу…ая решётка, ветре…ый день, багря…ые закаты, гуси…ые лапки, маши…ое отделение, болезне…ое чувство, дикови…ое происшествие, стари…ые часы, ю…ое лицо, ледя…ая гора, холсти…ый мешок, петуши…ые бои, жестя…ая коробочка, жизне…ая драма, величестве...ая колонна, лебеди…ая песня.


Распределительный диктант

Распредели слова на две группы: Н и НН

Песча…ый, оловя. ый, стекля. ый, лебеди. ый,шерстя. ой, ржа. ой, гуси. ый, авиацио. ый, глиня. ый, осе.ий, травя. ой, карти. ый, бето. ый.

Задание. Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-

Береста, чугун, глина, клюква.

Лимон, кость, кухня, телефон.

Журавль, петух, дерево, серебро.

Задание. Словосочетания сущ. + сущ. Замените на сущ. + прилаг., выделите суффиксы имен прилагательных

Изделие из серебра, солдатик из олова, ремень из кожи, песня соловья, шкурка от лимона, кувшин из глины, мука из ржи, свитер из шерсти, дорожка из песка, морс из клюквы.


Задание. «Четвёртый лишний»

А) Ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

Б) Обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

В) Пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.


Письмо по памяти

Свет луны серебряный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля. (С. Есенин)


Задание. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание

Чугу…ая решётка, ветре…ый день, багря…ые закаты, гуси…ые лапки, маши…ое отделение, болезне…ое чувство, дикови…ое происшествие, стари…ые часы, ю…ое лицо, ледя…ая гора, холсти…ый мешок, петуши…ые бои, жестя…ая коробочка, жизне…ая драма, величестве...ая колонна, лебеди…ая песня.