СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку. Глагол-как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку. Глагол-как часть речи»

Глагол – 2 класс


Конспект урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  1. Орг. момент. Психологический настрой детей

Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок

Мы тетрадки открываем   

И к работе приступаем..

Подписываем число, классная работа…


Дети выполняют движения, проверяют подготовку рабочих мест.

- Посмотрите на картину Исаака Левитана. Как вы думаете какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете?

- Исаак Левитан — действительно непревзойденный мастер изображения пейзажей России. Картина так и называется «Март». На картине мы видим самое начало весны. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона. Небо голубого цвета. Снег начинает таять. Он стал рыхлым и истоптанным. Кое-где на дороге уже проглядывает земля. Деревья вокруг дома тоже ожидают весну. На верхушке одной из берез белеет скворечник. Пройдет немного времени, и его заселят пернатые жильцы. Скоро это произойдёт, ведь на дворе - март!

Март (от лат. Марсов месяц). Своё название месяц получил в честь римского бога войны и охраны Марса.

- Ранняя весна.

Рассказывают, по каким приметам определили, что это весна.




  1. Минутка чистописания

Цель - формирование каллиграфического навыка письма

- Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать первую букву в названии картины Исаака Левитана. Догадались, что эта за буква?

Да, красиво пропишите заглавную и строчную букву М.

- Буква м.

Прописывают буквы Мм.


  1. Актуализация знаний

Цель - повторение изученного материала, подведение под тему урока

- Прочитайте стихотворение Михаила Садовского. «Март»


- Найдите в этом стихотворении слово с парным согласным на конце.

- Найдите однокоренные слова? Назовите корень.


- Найдите в предложение существительное по таким признакам:

  • это существительное неодушевленное, нарицательное, стоит в единственном числе, отвечает на вопрос что?

  • это существительное одушевленное, нарицательное, всегда стоит во множественном числе, отвечает на вопрос кто?

- Дайте характеристику словам:


солнце, Михаил.



- Какую часть речи мы с вами подробно уже изучили?

- Что вы узнали об этой части речи?

- Март



Парные согласные: снег.

- Белел, белый. Корень - бел-



- Снег


- Люди


- Солнце - это существительное неодушевленное, нарицательное, всегда стоит в ед.ч., отвечает на вопрос что?

- Михаил - это существительное одушевленное, собственное, стоит в ед.ч., отвечает на вопрос кто?



IV. Самоопределение к деятельности

Цель: самостоятельное определение темы урока и формулирование задач урока.

- Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению другой части речи.

- Послушайте стихотворение и догадайтесь, какую часть речи мы с вами будем изучать следующие несколько уроков…

- Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам… ГЛАГОЛ

-Какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Итак, сегодня мы с вами вспомним, что мы уже знаем о глаголе и узнаем что-то новое…

- Перед нами «Глаголик». СЛАЙД . Он весь в движении. Он делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног.

- Что нам нужно вспомнить о глаголе? Слайд









-Глагол




- На какие вопросы отвечает глагол и что обозначает.



V. Систематизация знаний по теме

Цель – систематизировать уже полученных знаний о глаголе.

- Итак, нам надо вспомнить на какие вопросы отвечает глагол и что обозначает.

- Посмотрите на слайд. Кто это?



- Что делают дети?

- Задайте вопрос от существительного к глаголу.


- Что обозначают слова играет и пишет? (Действие)

- Сформулируйте правила о глаголе. Проверьте себя по учебнику стр. 68.




- Вот что о себе говорит наш Глаголик послушайте:

Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:
Встал, умылся и пошёл.

Что же делает предмет?
Даст такой глагол ответ:
Смотрит, думает, читает,
Любит, знает, сострадает.

Состояния души

Ты в глаголы запиши



- Мальчик и девочка.



- Мальчик играет. Девочка пишет.

- Мальчик что делает? играет.

-Девочка что делает? пишет.

- Действие предмета


- Формулируют правило и проверяют себя по учебнику.












VI. Расширение знаний по теме «Глагол как часть речи».

Цель – организовать практическую работу с целью расширений знаний о глаголе, развивать умения применять новые знания при решении учебно-практических задач.



- Итак, мы вспомнили, что обозначает глагол, и на какие вопросы отвечает. А теперь я вам приготовила интересные задания, что бы вы хорошо запомнили эту часть речи…


1. Устно. Подберите подходящие глаголы к картинкам.



2.Прочитайте слова. Скажите, слова какой части речи перед вами? Докажите. Сейчас самостоятельо образуйте от имен существительных глаголы и запишите глаголы в тетрадь.

Чтение, плавание, свист, рисование, ходьба, треск.


- Вопросы помогают правильно определить часть речи. Потренируемся в этом.

Распределим слова в два столбика: в первый – глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, во второй – что сделать?

Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, пришить, шить, засиять, сиять.


4. Работа в парах. - В стихотворении Гайды Рейнгольдовны Лагздынь «Март» найдите глаголы. Кто больше глаголов найдет за 1 минуту (текст стихотворения повернут на 90º и 270º, что затрудняет поиск глаголов и заставляет детей поворачивать голову в правую и левую сторону, тем самым дает возможность расслабить мышцы плечевого пояса).








- Чистит, идет, качается, играет, танцует,

едет.

- Имена существительные – они отвечают на вопрос что и обозначают предмет.

- Читать, плавать, свистеть, рисовать, трещать.



Распределяют глаголы в два столбика.

Находят глаголы.




VII. Физминутка

Физминутка.

 А теперь, ребята, встали.
  Быстро руки вверх подняли,
  В стороны, вперёд, назад.
  Повернулись вправо, влево,
  Тихо сели, вновь за дело.


VIII. Продолжение работы над глаголом

6. Глагол – член предложения..

- Мы уже знаем, что в предложении выделяют главные и второстепенные члены.

-Что является главными членами предложения?

-Как вы думаете каким членом предложения выступает ГЛАГОЛ?

-Сейчас проверим ваши предположения…

Из предложенных слов составьте и запишите нераспространенные предложения и выделим основу предложения.

- Сделайте вывод.

Так каким же членом предложения является глагол?

(Чаще всего глагол в предложении является сказуемым)


«Корзина мнений»

- Дети составляют нераспространенные предложения и выделяют главные члены предложения.

Делают вывод, что глагол в предложении является сказуемым.




IX. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач.

Цель: развивать умения применять новые знания на практике.

8. Игра «Кто это? Что это?» По глаголам определите, о каком предмете идет речь.

Шипит, ползает, извивается -

Растёт, цветёт, пахнет –

Облизывается, мурлычет, мяукает –

Идут, бьют, тикают –


10. Послушайте песню « Выглянуло солнышко» выписать глаголы.

(Работают самостоятельно в группах).

- Змея

- Цветок

- Кошка

- Часы

Дети выписывают глаголы из песни «Учат в школе»

XI. Самостоятельная работа

Цель – выявить проблемы осмысления изученного материала, для дальнейшей коррекции.

Индивидуальная самостоятельная работа детей

После выполнения теста, дети проверяют себя с доски и выставляют оценку себе.


Выполняют тест самостоятельно



XII. Итог урока. Рефлексия.

Цель – осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.


Какая тема урока была?

Что узнали?




- Оцените свою работу на уроке с помощью свечей…


(Дети передают друг другу торт и прикрепляют к нему свечки разного цвета.

Зеленая - я доволен своей работой на уроке

Желтая - я хорошо работал, но умею лучше

Красная - работа не получилась, не доволен собой

XIII. Домашнее задание

Всем Учебник с. 68 правило.

Рабочая тетрадь стр. 34.


Записывают домашнее задание


2