СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Аллергическая патология - одна из актуальных проблем современной медицины. По данным Всемирной организации здравоохранения, аллергические заболевания занимают одно из первых мест в структуре заболеваемости. У 20% населения Европы проявляются различные аллергические реакции, а в некоторых экологически неблагоприятных регионах их количество достигает 40-50%. По прогнозам Европейской комиссии по аллергологии, в XXI веке аллергией может болеть около половины населения земного шара.
Автономная некоммерческая организация
«Профессиональная образовательная организация
медицинский колледж «Монада»
Методическая разработка практического занятия № 26
Тема:
«Организация сестринского процесса при острых аллергозах»
Тип занятия: практическое занятие
Дисциплина: МДК 02.01.01 Сестринский уход в терапии
Специальность: 34. 02. 01 Сестринское дело
Группа:
Количество часов: 4
г. Евпатория, 2018 г.
I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Технологическая карта практического занятия № 26
Название: МДК 02.01.01 Сестринский уход в терапии
Специальность, группа: 34.02.01 Сестринское дело, гр.
Тема занятия: Организация сестринского процесса при острых аллергозах.
Количество часов: 4 ч.
Вид занятия: практическое
Тип занятия: занятие на применение полученных знаний и умений
Цели занятия:
Студент должен уметь:
1. Осуществлять сестринский уход за больными острыми аллергозами.
2. Готовить больных острыми аллергозами.к лечебно-диагностическим вмешательствам.
3. Осуществлять реабилитационные мероприятия в переделах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара.
4. Выполнять фармакотерапию по назначению врача.
5. Проводить комплекс упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа.
6. Консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств.
7. Выполнять мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента.
8. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Студент должен знать
1. Причины острых аллергозов.
2. Клинические проявления.
3. Возможные осложнения.
4. Методы диагностики проблем пациента.
5. Организацию и оказание сестринской помощи.
6. Пути введения лекарственных препаратов.
7. Виды, формы и методы реабилитации.
8. Правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения при острых аллергозах.
Образовательная:
Способствовать освоению студентами практических навыков по сестринскому уходу в терапии при организации сестринского процесса при острых аллергозах.
Развивающая:
Развить умение обучающихся обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать необходимые выводы и применять умения на практике.
Воспитательная:
Воспитание профессиональной аккуратности, исполнительности, ответственности к порученному делу, наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника: умение осознавать ответственность за жизнь пациента, умение анализировать свое поведение, грамотное выполнение правил работы.
Студент должен обладать:
Общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами и руководством, потребителями.
О К 12 - организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. – представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему сущность вмешательств.
ПК 2.4. – применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. – соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно – диагностического процесса.
ПК 2.6. – вести утверждённую медицинскую документацию.
Уровень освоения знаний: 2
Место проведения: кабинет сестринского дела
Оснащение: ноутбук, таблицы, бланки анализов, схема учебной сестринской истории пациента, ситуационные задачи, тесты, фантомы, муляжи, аппаратура, приборы, инструменты, необходимые для диагностики, лечения, ухода и реабилитации больных с острыми аллергозами.
Учебно-методическое оснащение: рабочая программа ПМ 02., КТП, технологическая карта практического занятия, методические рекомендации для студентов, инструкция к практическому занятию, материалы контроля, презентация, учебный фильм.
Межпредметные связи:
Клиническая фармакология, сестринское дело в акушерстве и гинекологии, сестринское дело в хирургии, основы реаниматологии, анатомия и физиология человека, основы патологии, психология, здоровый человек и его окружение. Теория и практика сестринского дела. |
Внутрипредметные связи:
1. Сестринское дело в терапии (сестринский процесс, общение и обучение в сестринском деле).
2. Безопасная больничная среда для пациентов и персонала (дезинфекция, прием пациента в стационар, лечебно-охранительный режим).
3. Сестринский уход в терапии.
Этапы и хронология занятия (180 мин):
Этапы занятия | Время | Содержание занятия |
1. Организационный момент | 2 мин | Приветствие, проверка присутствующих, внешнего вида студентов, их готовности к занятию, заполнение журнала |
2. Формулировка темы, целей. | 3 мин | Сообщение темы занятия, ее актуальности, целей. Запись темы на доске |
3. Определение мотивации. | 3 мин | Аллергическая патология - одна из актуальных проблем современной медицины. По данным Всемирной организации здравоохранения, аллергические заболевания занимают одно из первых мест в структуре заболеваемости. У 20% населения Европы проявляются различные аллергические реакции, а в некоторых экологически неблагоприятных регионах их количество достигает 40-50%. По прогнозам Европейской комиссии по аллергологии, в XXI веке аллергией может болеть около половины населения земного шара. Термин «аллергия» переводится на русский язык как иная, измененная реакция организма ( в переводе с греческого: allos - другой, ergos — действие, реакция). Синонимом этого понятия в научной литературе может быть термин «атопия» (не на своем месте или странный). Аллергия или атопия это измененная, извращенная реакция иммунной системы на обычные для неаллергиков раздражители внешней среды (аллергены). Для формирования аллергии необходим предварительный контакт (знакомство) иммунной системы с виновным аллергеном или группой аллергенов. В повседневной жизни, системные аллергические реакции могут вызвать многие вещества. Международное исследование (ISAAC) показало, что частота встречаемости аллергических реакций составляет 20–25 % от популяции, и в последние 25 лет она возросла втрое. Наиболее грозным вариантом аллергической реакции является анафилактический шок. Анафилактический шок может развиться при введении в организм лекарственных средств, применении методов специфической диагностики. Также шоковое состояние может развиться как проявление пищевой аллергии или как реакция на укусы насекомых. Что касается лекарственных препаратов, то почти любой из них может сенсибилизировать организм и вызвать анафилактический шок. Наиболее часто такая реакция появляется на антибиотики, особенно пенициллины, причем разрешающая доза препарата, вызывающая анафилактический шок, может быть ничтожно мала. В своей повседневной практике любой медицинский работник должен быть готов к оказанию медицинской помощи пациенту с анафилактическим шоком. Анафилаксия потенциально фатальное событие в судьбе пациента. Отсутствие статистики по АШ связано, скорее, с угрозой ответственности за ятрогению, закончившуюся смертью пациента. Количество пациентов, страдающих аллергией, увеличивается ежегодно. Риск развития АШ возрастает с появлением новых препаратов. Возрастает число химических добавок в продукты питания и т.д. Термин «анафилаксия» (греч. аna – обратный и phylaxis – защита) был введен еще в 1902 году для обозначения смертельной реакции у собак на повторное введение экстракта из щупалец актиний. Анафилактический шок, как осложнение лечения абсолютно смертелен у пациентов с сердечно - сосудистой патологией. |
4. Контроль исходного уровня знаний | 20 мин | а) проверка знаний: вопросы к устному фронтальному опросу, тестовые контроль (Приложение). б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы: проверка домашнего задания в) подведение итогов контроля: оценка исходных знаний |
5. Работа над изучаемым материалом темы, отработка практических манипуляций | 130 мин | а) подготовка студентов к самостоятельной работе (проведение инструктажа по выполнению заданий.): рассмотрение методических разработок для студентов, рекомендации по выполнению работы. Демонстрация практических навыков. б) самостоятельная работа студентов: студенты выполняют различные типовые задания в виде таблиц, графиков, оформление дневников, запись алгоритмов, работа с приложениями. в) подведение итогов самостоятельной работы: Индивидуальный контроль практических заданий. |
6. Закрепление изучаемого материала | 15 мин | Решение ситуационных задач (Приложение). |
7. Подведение итогов занятия. Комментарий оценок. | 5 мин | Анализ практической работы: - достижение целей занятия; - что выявлено нового, что познано на занятии; - какими умениями овладели обучаемые; - качественная характеристика работы каждого студента на занятиях; - объявление и объяснение оценочных баллов с подробной аргументацией каждому участнику занятия. |
8. Задание на дом | 2 мин | Сестринский уход в терапии – Э.В.Смолева, Феникс, 2015г. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум/ Т.П. Обуховец, под редакцией Б.В.Кабарухина. Ростов н/Д: Феникс, 2014г. Конспект лекции. |
Список использованной литературы в подготовке к занятию:
1. Сестринский уход в терапии – Э.В.Смолева, Феникс, 2015г., 365 с.
2. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум/ Т.П. Обуховец, под редакцией Б.В.Кабарухина. Ростов н/Д: Феникс,2014. 412 с.
3.Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии-изд.5-е- Ростов-на Дону: Феникс, 2014-733 с.ил.
4. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. Москва, изд. группа «ГЭОТАР – Медиа», 2016г.
5. Дезинфекция. В.Л. Осипова, Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. Москва, изд. группа «ГЭОТАР – Медиа», 2016г.
Преподаватель _________________
Информационный блок
Терминологический словарь
Аллерген - антиген внешней среды, инициирующий аллергическую реакцию гиперчувствительности немедленного типа.
Аллергическая реакция - ответ предсуществующих антител на контакт организма с аллергеном; наиболее типичным проявлением реакции является взаимодействие аллергена с предсуществующими IgE - антителами, связанными с тучными клетками или базофилами, которые после прошедшего взаимодействия секретируют медиаторы воспаления.
Антиген - структурно чужеродное для данного конкретного организма вещество, способное вызвать иммунный ответ.
Антисыворотка - жидкая часть крови, которая содержит антитела против антигенов, использованных для иммунизации.
Антитела (иммуноглобулины) - белки сыворотки крови, продуцируемые плазмоцитами в ответ на введение антигена; характерная особенность антител - строгая специфичность по отношению к введенному в организм антигену.
Аутоиммунитет - явление разрушения собственных клеток и тканей организма аутоантителами или Т - клетками.
Лизоцим - гидролитический фермент секретов слюны, фактор неспецифической иммунной защиты.
ИНСТРУКЦИЯ
К практическому занятию
тема:
«Организация сестринского процесса при острых аллергозах»
Оснащение: ноутбук, таблицы, бланки анализов, схема учебной сестринской истории пациента, ситуационные задачи, тесты, фантомы, муляжи, аппаратура, приборы, инструменты, необходимые для диагностики, лечения, ухода и реабилитации больных с острыми аллергозами.
Учебные цели:
Уметь:
1. Осуществлять сестринский уход за больными острыми аллергозами.
2. Готовить больных острыми аллергозами.к лечебно-диагностическим вмешательствам.
3. Осуществлять реабилитационные мероприятия в переделах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара.
4. Выполнять фармакотерапию по назначению врача.
5. Проводить комплекс упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа.
6. Консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств.
7. Выполнять мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента.
8. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Знать:
1. Причины острых аллергозов.
2. Клинические проявления.
3. Возможные осложнения.
4. Методы диагностики проблем пациента.
5. Организацию и оказание сестринской помощи.
6. Пути введения лекарственных препаратов.
7. Виды, формы и методы реабилитации.
8. Правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения при острых аллергозах.
План проведения занятия:
1. Устный фронтальный опрос (Приложение).
2. Типовые задания (Приложение).
3. Разбор медицинской документации.
4. Решение ситуационных задач (Приложение).
5. Задание на дом.
6. Подведение итогов занятия, оценка работы студентов.
Преподаватель: _________________
Приложение 1
Вопросы для фронтального опроса:
1. Что такое «аллергия»?
2. Какие выделяют экзоаллергены неинфекционного происхождения?
3. Какие выделяют экзоаллергены нинфекционного происхождения?
4. Какие пищевые продукты чаще всего вызывают аллергические реакции?
5. Какие лекарственные препараты чаще всего вызывают аллергические реакции?
6. Что представляют собой эндоаллергены?
7. Какие факторы способствуют развитию аллергии?
8. Назовите 3 стадии патогенеза аллергической реакции. Что происходит в каждую
из этих стадий?
9. Дайте определение «крапивница».
10. Охарактеризуйте сыпь при крапивнице.
11. Какими симптомами может сопровождаться сыпь при крапивнице?
12. Дайте определение «отёк Квинке»?
13. На каких участках тела чаще всего локализуется отёк Квинке?
14. Какими симптомами проявляется отёк гортани? Чем он опасен?
15. Назовите принципы диагностики аллергозов.
16. Перечислите принципы гипоаллергенной диеты.
17. Назовите группы препаратов, применяемые при острых аллергозах.
18. Перечислите антигистаминные препараты.
19. Назовите принципы профилактики аллергозов.
20. Дайте определение «анафилактический шок».
21. Как быстро у пациента появляются симптомы анафилактического шока?
22. Перечислите клинические признаки типичного анафилактического шока.
23. Какие варианты течения шока в зависимости от ведущего клинического синдрома вы знаете?
24. Перечислите мероприятия неотложной доврачебной помощи при анафилактическом шоке.
25. С какой целью накладывают жгут на конечность, прикладывают холод при анафилактическом шоке?
26. Перечислите лекарственные препараты для неотложной помощи при анафилактическом шоке.
Приложение 2
Структурно-логическая схема
Острые аллергические заболевания
Инфекционные аллергены
Неинфекционные аллергены
Патогенез
Клинические формы
Отек Квинке
Крапивница
Сывороточная болезнь
Анафилактический шок
Этиология
Этиологический фактор - • сенсибилизация - • повторное
поступления аллергена - • образование комплекса
антиген-антитело - • циркуляция их в крови - • осадки
на тканевых базофилов - • дегрануляция тканевых
базофилов - • выделение медиаторов аллергии (гистамина,
серотонина, медленно действующего вещества анафилаксии и т.д.)
Анафилактический шок
Клиника
Ощущение жара
головокружение
Головная боль
Шум у ушах
Чуство стиснения в грудной клетке
Чуство страха, беспокойство
Иногда одновременно появляются
Судороги
Холодный пот
Частый нитевидный пульс
Поверхностное дыхание
Приглушенные сердечные тоны
Низкое АД
Потеря сознания
Неотложная помощь
Прекратить поступление аллергена в организм
В случае парентерального поступления аллергена
Жгут выше места попадания аллергена
Обколоть раствором адреналина
Пузырь со льдом
В случае перорального поступления аллергена
Промывание желудка
Очистительная клизма
Сорбенты
Слабительные
Раствор адреналина внутривенно
Обеспечить проходимость дыхательных путей
Реанимационные мероприятия в случае клинической смерти
Глюкокортикоиды внутривенно
Диагностические исследования при аллергозах
Кожные пробы с аллергенами
Провокационные тесты с аллергенами
Функциональная диагностика (спирометрия, пикфлуометрия)
Неспецифические лабораторные исследования (общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ носового секрета, мокроты, рентгенография органов грудной клетки, околоносовых пазух, кал на яйца глистов, дисбактериоз и т.д.)
Специфические лабораторные исследования (выявление ІgЕ)
Структурно-логическая схема
Острые аллергические заболевания
Инфекционные аллергены
Неинфекционные аллергены
Патогенез
Клинические формы
Отек Квинке
Крапивница
Сывороточная болезнь
Анафилактический шок
Этиология
Этиологический фактор - • сенсибилизация - • повторное
поступления аллергена - • образование комплекса
антиген-антитело - • циркуляция их в крови - • осадки
на тканевых базофилов - • дегрануляция тканевых
базофилов - • выделение медиаторов аллергии (гистамина,
серотонина, медленно действующего вещества анафилаксии и т.д.)
Анафилактический шок
Клиника
Ощущение жара
головокружение
Головная боль
Шум у ушах
Чуство стиснения в грудной клетке
Чуство страха, беспокойство
Иногда одновременно появляются
Судороги
Холодный пот
Частый нитевидный пульс
Поверхностное дыхание
Приглушенные сердечные тоны
Низкое АД
Потеря сознания
Неотложная помощь
Прекратить поступление аллергена в организм
В случае парентерального поступления аллергена
Жгут выше места попадания аллергена
Обколоть раствором адреналина
Пузырь со льдом
В случае перорального поступления аллергена
Промывание желудка
Очистительная клизма
Сорбенты
Слабительные
Раствор адреналина внутривенно
Обеспечить проходимость дыхательных путей
Реанимационные мероприятия в случае клинической смерти
Глюкокортикоиды внутривенно
Диагностические исследования при аллергозах
Кожные пробы с аллергенами
Провокационные тесты с аллергенами
Функциональная диагностика (спирометрия, пикфлуометрия)
Неспецифические лабораторные исследования (общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ носового секрета, мокроты, рентгенография органов грудной клетки, околоносовых пазух, кал на яйца глистов, дисбактериоз и т.д.)
Специфические лабораторные исследования (выявление ІgЕ)
Примеры формулировки диагноза:
1. Аллергическая реакция немедленного типа: анафилактический шок, обусловленный введением пенициллина, острая сердечно-сосудистая недостаточность
2. Аллергическая реакция замедленного типа: сывороточная болезнь, обусловленная введением противодифтерийной сыворотки, тяжелое течение
Приложение 3
Материалы для аудиторной самостоятельной работы
Профессиональный алгоритм
Задание | Рекомендации | ||
Обследование пациентов с острыми аллергическими заболеваниями
Собрать жалобы | Собирая жалобы, выяснить: 1. Чихание (непрерывное), заложенность носа или выделения из него, ухудшение обоняния, зуд в носу 2. Зуд, резь в глазах, слезотечение 3. Зуд кожи, сыпь на коже 4. Ощущение жара, головокружение, головная боль, шум в ушах 5. Ощущение сжатия в грудной клетке 6. Чувство страха, беспокойства 7. Приступообразный кашель, одышка, удушье 8. Нарушение глотания 9. Повышение температуры тела (иногда) до 38-39 ° С Примечание: Подробно - после оказания неотложной помощи | ||
Собрать анамнез заболевания | Выяснить следующие данные: 1. Начало заболевания, причины, связь с экзо- и эндогенными факторами 2. Жалобы в начале заболевания 3. Обращался ли за медицинской помощью 4. Влияние времени года, профессиональных, бытовых факторов, сопутствующих заболеваний, погоды, характера пищи 5. Установленный диагноз 6. Результаты предыдущих исследований и лечения | ||
| Собрать анамнез жизни | Выяснить наличие факторов риска: 1. Наследственность 2. Диатез у детстве 3. Осложнения от прививок 4. Неадекватные реакции при потреблении определенных продуктов, употреблении лекарств 5. Профессия (в прошлом, в настоящее время) 6. Домашние животные, птицы, аквариумные рыбки 7. Бытовые условия (влажная помещения, наличие грибка, ремонт помещения (краски, клей, линолеум и т.д.) 8. Использование в быту химических веществ (стиральный порошок, моющие средства и т.д.) | |
| Осмотр пациента | Определяют в такой последовательности: 1. Общее состояние 2. Сыпь на коже лица, туловища, конечностей различной величины и формы, бледно-розового или красного цвета, по краям - эритема, царапины на коже 3. Покраснение склер 4. Бледность, цианоз кожи 5. Отек в области губ, мягкого неба, языка, миндалин, щек, век, кистей рук, гениталий 6. Поверхностное дыхание, возможно с дистанционными хрипами 7. Припухлость суставов 8. Охрипший голос, лающий кашель 9. Одышка 10. Нарушение глотания 11. Судороги конечностей | |
| Провести пальпацию | Проводят в такой последовательности: 1. Отеки (плотные) 2. Лимфатические узлы (увеличены, одиночные, безболезненные, подвижные, кожа над ними не изменена) 3. Пульс (ускоренный, нитевидный) | |
| Провести аускультацию | Проводят в такой последовательности: 1. Легкие (сухие свистящие хрипы) 2. Сердце (приглушенные тона) 3. АД (пониженное или не определяется) | |
| Предварительный диагноз | На основании субъективных и субъективных данных определяют предварительный диагноз | |
| План обследования | Диагностические исследования при острых аллергозов: 1. Кожные пробы с аллергенами (аппликационные, скарификационные, внутрикожные, тест уколом) 2. Провокационные тесты с аллергенами 3. Функциональная диагностика (спирометрия, пикфлуометрия) 4. Неспецифические лабораторные исследования (общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ носового секрета, мокроты, рентгенография органов грудной клетки, околоносовых пазух, кал на яйца глистов, дисбактериоз и т.д.) 5. Специфические лабораторные исследования Примечание: назначают индивидуально | |
| Неотложная помощь, лечение | Крапивница: 1. Прекратить поступления аллергена из организма 2. Антигистаминные препараты (димедрол, пипольфен, тавегил и т.д.) 3. Местное (примочки) 4. Горячий душ Отек Квинке: 1. Прекратить поступления аллергена в организм 2. Раствор адреналина гидрохлорида (в место инъекции) 3. Пузырь со льдом на зону укуса насекомых или инъекции 4. Пенициллиназа (в участки введения пенициллина или бицилину) 5. Антигистаминные препараты (димедрол, пипольфен, тавегил) с переходом на антигистаминные препараты пролонгированного действия (Лоран тефласт, эриус, зиртек и т.д.) 6. Мочегонные (лазикс) 7. ГКС (преднизолон и т.д.) 8. В случае угрозы асфиксии (интубация трахеи, искусственная вентиляция легких) Сывороточная болезнь: 1. Антигистаминные препараты 2. ГКС 3. Адреналин, эфедрин (в случае отека гортани) Примечание: Назначают индивидуально в зависимости от течения и формы | |
| Неотложная помощь, лечение | Анафилактический шок: 1. Прекратить поступления аллергена в организм 2. В случае парентерального поступления аллергена - жгут выше места попадания аллергена на 25 мин (каждые 10 мин нужно ослаблять жгут на 1-2 мин), обколоть это место раствором адреналина, пузырь со льдом на 15 мин 3. В случае приема поступления аллергена - промывание желудка, введение сорбента (активированного угля, аэросила, полифелану), слабительные препараты, очистительные клизмы 4. Раствор адреналина внутривенно 5. ГКС внутривенно 6. Горизонтальное положение, голову набок, выдвинуть нижнюю челюсть, снять зубные протезы 7. Реанимационные мероприятия при клинической смерти Примечание: Назначают индивидуально в зависимости от течения и формы |
При отсутствии пациента - ситуационная задача
Задача
К медсестре обратился мужчина 45 лет, который жалуется на зуд кожи в области верхней губы, одышку.
Анамнез заболевания. 3 часа назад его укусила оса за верхнюю губу. Жало сразу удалил, на месте укуса появился отек, кожа начала чесаться. Приложил холодное, но быстро отекло все лицо.
Анамнез жизни. В детстве всегда были осложнения после прививок. После потребления шоколада каждый раз появлялась сыпь, которая невыносимо чесалась. Бытовые условия удовлетворительные. Работает учителем. Наследственность не отягощена.
Объективно. Верхняя губа, щеки, веки набухшие. Язык, мягкое небо, миндалины также набухшие. Голос охрипший. ЧД - 24 в 1 мин. Пульс 92 в 1 мин. АД 100/60 мм рт. ст.
Установить предварительный диагноз.
Обосновать его
Оказать неотложную помощь
При отсутствии пациента - ситуационная задача
Задача
Во время после внутримышечного введения пенициллина, пациент пожаловался на беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, тошноту. АД 80/40 мм рт. ст., пульс 120 уд/мин, слабого наполнения и напряжения.
Задания1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
Эталон ответа1. У пациента в ответ на введение пенициллина развился анафилактический шок, о чем свидетельствует появившееся беспокойство, чувство стеснения в груди, тошнота, снижение АД, тахикардия.
2. Алгоритм действий м/с:
а) прекратить введение пенициллина, предварительно потянув поршень на себя, с целью уменьшения введённой дозы.
б) срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
в) уложить пациента с приподнятыми ногами с целью притока крови к головному мозгу;
г) расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха;
д) положить на место инъекции пузырь со льдом, обколоть место инъекции 0,1% р-ром адреналина в разведении физ. раствором 1:10 с целью снижения скорости всасывания аллергена;
е) осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);
ж) выполнить назначения врача.
Установить предварительный диагноз.
Обосновать его
Оказать неотложную помощь
Приложение 4
Алгоритм по выполнению практического навыка:
Алгоритм проведения и оценивания аппликационных проб
Показания: контактные дерматиты
Проведение пробы
Провести пробу: кожу обработать спиртом, после ее высыхания наложить на кожу квадратный кусочек марли 1 (см²), смоченный раствором, прикрыть целлофаном больших размеров и заклеить лейкопластырем
Подготовить 70% спирт, кусочки марли 1 (см²), испытуемые растворы, целлофан, лейкопластырь
Оценка пробы 20 мин, 5 - 6 часов, 1 - 2 суток
Эритема в месте контакта
Эритема и отек
Эритема, отек везикуляция
Эритема, отек везикуляция, язва
Реакция позитивная (++)
Реакция позитивная (+++)
Реакция резко позитивная (++++)
Реакция слабо позитивная (+)
Алгоритм
проведения и оценивания скарификационные проб
Показания: поллинозы, бронхиальная астма, отек Квинке, аллергический ринит
Проведение пробы
• Приготовить 70% спирт, аллергены, стерильные одноразовые шприцы (по количеству аллергенов), скарификаторы;
• провести пробу на внутренней поверхности предплечья. Обработать кожу 70% спиртом, после высыхания нанести специально подготовленные аллергены на расстоянии более 2,5 см друг от друга. Через каждую каплю сделать скарификатором 2 царапины.
Внимание! Для каждого аллергена использовать отдельный шприц и отдельный скарификатор.
Оценка пробы через 15 - 20 мин
Гиперемия
Отек без натяжения кожи
Отек диаметром до 10 мм
Отек более 10 мм
Отек во время натяжения кожи
Реакция сомнительная (+)
Реакция позитивная(++)
Реакция резко позитивная(+++)
Реакция сильно позитивная(++++)
Реакция слабо позитивная (+)
Алгоритм проведения внутренне кожных аллергологических тестов
Показания: чувствительность к аллергенам бактериального, грибкового происхождения, антибиотикам. Проведение пробы:
• подготовить аллерген, туберкулиновый шприц, стерильные ватные шарики;
• провести пробу на внутренней поверхности предплечья после обработки кожи 70% спиртом. Иглу вводят внутрикожно срезом вверх на глубину среза. Вводят 0,1 мл аллергена. При правильном введении образуется "лимонная корка".
Оценивание пробы
Проба на чувствительность к антибиотику оценивается через 20 – 30м мин
Проба позитивная
Папула более 10 мм
Проба позитивная
Папула более 5 мм
Пробу манту оценивают через 72 ч
Внимание! Возможны осложнения в виде местных и общих аллергических реакций
оказания неотложной помощи в случае анафилактического шока
КЛИНИКА: снижается АД, цианоз или гиперемия кожи, крапивница, головокружение. В тяжелых случаях - потеря сознания, клиническая картина "неэффективного сердца".
Помощь
Легкая степень
Тяжелая степень
1.1 раз внутримышечно 0,5 мл 0,1% раствора адреналина и 2 мл 1% раствора супрастина. Раствор адреналина вводить в место инъекции для замедления всасывания 0,5 мл 0,1%.
2. Выше места инъекции - жгут
В случае шока от пенициллина вводят внутримышечно 1 мл пенициллиназы, растворенного в 1 мл физиологического раствора натрия хлорида
1. 0,1% раствор адреналина по 0,5 мл вводить внутримышечно каждые 10- 15 мин до выведения из шока.
2. Одновременно место введения антибиотиков обкалывают раствором адреналина с 2-3 мл физиологического раствора натрия хлорида.
3. Одновременно вводят внутримышечно антигистаминные препараты по 2 мл.
4. Одновременно внутривенное - 30 мг преднизолона с 10 мл 40% глюкозы или 4-8 мл дексаметазона или внутримышечно - 125-200 мг гидрокортизона.
5. С первых секунд оказания помощи больному нужно выдвигать и так удерживать нижнюю челюсть.
6. В случае присоединения асфиксии - внутривенное 10 мл 2,4% раствора эуфиллина и 10 мл 40% раствора глюкозы.
7. Если состояние больного не улучшается, внутривенно капельно вводят 5% раствора глюкозы - 300,0 мл с 2 мл 0,2% раствора норадреналина и 30-60 мг преднизолона или 4-8 мг дексаметазона.
8. В случае ухудшения состояния 1 мл норадреналина вводят медленно шприцем внутривенно с 20 мл 40% глюкозы. Подкожно вводят кофеин, внутривенно - строфантин К -
0,5 мл с 20 мл 40% раствора глюкозы.
9. Транспортировка возможно только после вывода из шока. Всех больных после шока немедленно госпитализируют. Сделать запись в амбулаторной карте
Стандартный набор
медикаментов и инструментов для оказания
неотложной помощи в случае анафилактического шока
1. Медикаменты:
• адреналина гидрохлорида 0,1% раствор - 10 ампул;
• норадреналина гидротартрату 0,2% раствор - 10 ампул;
• мезатона 1% растворителя 10 ампул;
• преднизолона 3% раствор - 10 ампул;
• эуфиллина 2,4% растворителя 10 ампул;
• натрия хлорида 0,9% раствор - 10 ампул;
• кальция хлорида 10% растворителя 10 ампул;
• супрастину2% растворителя 10 ампул;
• тавегил - 10 ампул;
• строфантина 0,05% раствор - 10 ампул;
• глюкозы 5% раствор - 2 флакона по 500 мл
• глюкозы 10% раствор - 5 ампул;
• пенициллиназы 1000000 ЕД - 10 ампул;
• фуросемида (лазикс) 2% раствор - 10 ампул;
• спирта этилового 70% растворителя 100 мл.
2. Кислородный баллон с редуктором и увлажнителем.
3. Кислородная подушка.
4. Система для внутривенного капельного введения (одноразовая) - 2 пот.
5. Шприцы стерильные (одноразовые) емкостью 20, 10, 5, 2, 1 мл.
6. Жгут резиновые - 2 шт.
7. Електровидсос - 1 шт.
8. Роторасширитель - 1 шт.
9. Аппарат для измерения АД.
Спирография в настоящее время является одним из основных методов диагностики заболеваний органов дыхания.
Данный метод позволяет оценивать функциональное состояние легких и бронхов, в частности жизненную ёмкость легких, проходимость дыхательных путей, выявлять обструкцию (спазм бронхов) и степень выраженности патологических изменений.
С помощью компьютерной спирометрии можно точно выявить скрытый спазм бронхов — основной симптом грозных легочных заболеваний — бронхиальной астмы и хронического обструктивного бронхита, провести точную дифференциальную диагностику между этими заболеваниями, оценить степень тяжести болезни, подобрать оптимальную тактику лечения и определить эффективность проводимой терапии в динамике. Данное исследование позволяет также решить принципиальный вопрос об обратимости (обратимая либо частично обратимая) бронхиальной обструкции. Для этого проводятся специальные пробы с ингаляцией бронхорасширяющих лекарственных препаратов.
Спирографию необходимо проводить, если у пациента:
длительный и затяжной беспричинный кашель (в течение 3-4 недель и более, часто после перенесенных ОРВИ и острого бронхита);
возникает одышка, ощущение «заложенности» в грудной клетке;
возникает «сипящее» и «свистящее» дыхание преимущественно при выдохе;
возникает ощущение затрудненного выдоха и вдоха.
Пикфлоуметрия
Приложение 5
III. Блок контроля знаний
Ситуационные задачи
Задача № 1
На приеме больной К. жалуется на сыпь на теле, которая появилась после употребления анальгина, зуд. Общее состояние удовлетворительное. Температура тела - 36,7 ° С. На коже туловища, лица - пузыри чешутся. Пульс - 72 удара в 1 мин. АО - 120/70 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный.
1. Предварительный диагноз.
2. Тактика медсестры. Выбрать медикаменты для лечения больного.
Задача № 3
Вызов на дом. После укуса пчелы у больного появился отек губ, век, носа. Объективно: состояние средней тяжести. В сознании. Лицо одутловатое, глазные щели узкие. АД - 110/70 мм рт. ст. Пульс - 70 ударов в 1 мин. В легких - везикулярное дыхание, хрипов нет.
1. Предварительный диагноз.
2. Тактика медсестры.
Задача № 3а
Несмотря на проводимую терапию, состояние больного ухудшается. Отек увеличивается, охватывает шею.
1. Какое осложнение может возникнуть у больного?
2. Действия медсестры.
Задача № 4
ФАП. Больному впервые назначен инъекции пенициллина для лечения острого бронхита по
1000000 ЕД 4 раза в сутки внутримышечно.
Действия медсестры для профилактики острых аллергических состояний.
Правильные ответы
Задача № 1
1. Крапивница.
2. Исключить употребление анальгина. Назначить лечение:
• антигистаминные препараты (димедрол, супрастин, пипольфен, по 1 табл 2 раза в сутки);
• препараты кальция (глюконат кальция - 1 табл. 4 раза в сутки). Если нет эффекта, можно назначить эти препараты парентеральное.
Задача № 3
1. Отек Квинке.
2. Холод на область укуса, внутривенно 10 мл 10% раствора кальция хлорида, внутримышечно супрастина 2% раствор - 2,0 мл или димедрола 1% раствор - 1 мл. Следить за пульсом, АД, распространением отека. При неэффективности лечения - госпитализация.
Задача № 3а
1. Отек Квинке может перейти на гортань и вызвать смерть от асфиксии.
2. Продолжить лечение: преднизолон - 30-60 мг внутривенно, лазикс - 4-6-8 мл внутривенно, при неэффективности - трахеостомия. Вызвать бригаду скорой помощи для транспортировки в реанимацию.
Задача № 4
1. Нужно провести внутрикожную пробу на пенициллин. Приготовить: шприц емкостью 1-10 мл, иглы внутрикожные, внутримышечные, физиологический раствор, спирт, вату, пенициллин во флаконах по 1000000 ЕД, Растворить пенициллин физиологическим раствором натрия хлорида из расчета 1 мл на 100 тыс. пенициллина, то есть 10 мл на флакон пенициллина - это раствор для внутримышечной инъекции.
В 1,0 мл шприц набрать 0,1 мл раствора для инъекций и добавить 0,9 мл физиологического раствора натрия хлорида. Этим раствором можно проводить внутрикожную пробу, вводя 0,1 мл раствора внутрикожно на внутреннюю поверхность предплечья. Оценить пробу через 20-30 мин. Проба положительная, если папула более 10 мм. В этом случае отменить препарат и сделать запись на титульном листе истории болезни.
Задачи
Задача 1
Молодая женщина, 30 лет, жалобы на выраженный, бледный, незудящий отек лица, затрудненное дыхание, слабость, тошноту, повышение Т до 380 С., Состояние развилось через 30 минут после введения гентамицина. Объективно: на лице значительно выраженный отек, глаза почти закрыты. Язык не умещается во рту. Пульс 110 в минуту, АД 150/90 мм рт. ст.
Задание
1. Определите неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Задача 3
Мужчина 40 лет, рассказывает, что 10 минут назад его укусила оса. Пациент жалуется на чувство жара, быстро нарастающий отек лица, шеи, груди, сердцебиение, першение в горле, затрудненное дыхание, появление сухого кашля, осиплость голоса. Объективно: кожные покровы бледные, выраженный отек лица, передней поверхности груди. ЧДД 23 в минуту, свистящее, затрудненное на вдохе. Пульс 100 в минуту.
Задание
1. Определите неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Задача 5.
Во время проведения пробы на биологическую совместимость крови у больного появились беспокойство, затрудненное на выдохе дыхание и зуд кожи. При осмотре обнаружена яркая крупнопятнистая сыпь, отек лица.
Задание:
1. Определите неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Задача № 7.
М/с процедурного кабинета по назначению врача переливает пациенту в/в желатиноль. После переливания 200 мл пациент жалуется на зуд кожи по передней поверхности туловища и паховых областях. При осмотре пациента м/собнаружила крупно пятнистую ярко красную сыпь, слегка выступающую над поверхностью кожи. При обследовании пациента состояние его ближе к удовлетворительному. Пульс - 84 в мин., ритмичный, удовлетворительных качеств, АД - 130/80 мм.рт.ст. Дыхание через нос свободное 18 в мин.
Задание.
1. Определите неотложное состояние
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Задача 8.
После применения нового крема для рук женщина отметила резкое покраснение кожи, сильный зуд и быстро нарастающий плотный беловатый отек кистей рук т части предплечий, появление волдырей.
Задание.
1. Определите неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Задача 9.
Пациент жалуется на отек в области губ и слезотечение. Час назад ел клубнику. Объективно: отмечается нарастающий отек в области губ, век, шеи, слезотечение. Голос осиплый, нарастающая смешанная одышка, дыхание затруднено, свистящее.
Задание
1. Определите неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Эталоны ответов
Задача 1
Молодая женщина, 30 лет, жалобы на выраженный, бледный, незудящий отек лица, затрудненное дыхание, слабость, тошноту, повышение Т до 380 С., Состояние развилось через 30 минут после введения гентамицина. Объективно: на лице значительно выраженный отек, глаза почти закрыты. Язык не умещается во рту. Пульс 110 в минуту, АД 150/90 мм рт. ст.
Задание
1. Определите неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Эталон ответа
1. Отек Квинке.
2. Алгоритм неотложной помощи:
Оценить состояние пациента для определения тактики ведения.
Отменить гентамицин
Ввести антигистаминный препарат:
- Пипольфен 2,5% раствор 1-2 мл в/м
- Тавегил 0,1% р-р 1-2 мл в/м
- Димедрол 1% р-р 1-2 мл
- Супрастин 25 р-р 1-2 мл
- Ввести преднизолон 30-90 мг в/м или в/в
- Госпитализировать в ЛОР-отделение из-за возможного отека гортани.
Задача 3
Мужчина 40 лет, рассказывает, что 10 минут назад его укусила оса. Пациент жалуется на чувство жара, быстро нарастающий отек лица, шеи, груди, сердцебиение, першение в горле, затрудненное дыхание, появление сухого кашля, осиплость голоса. Объективно: кожные покровы бледные, выраженный отек лица, передней поверхности груди. ЧДД 23 в минуту, свистящее, затрудненное на вдохе. Пульс 100 в минуту.
Задание
1. Определите неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Эталон ответа
1. Отек Квинке
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
Усадить пациента
Обеспечить венозный доступ.
Провести оксигенотерапию или обеспечить доступ свежего воздуха
Вызвать врача
Приготовить для внутривенного введения по назначению врача супрастин, димедрол, преднизолон, циметидин
Приготовить набор для трахеостомии (при нарастании отека гортани). Госпитализировать пациента.
Задача 5.
Во время проведения пробы на биологическую совместимость крови у больного появились беспокойство, затрудненное на выдохе дыхание и зуд кожи. При осмотре обнаружена яркая крупнопятнистая сыпь, отек лица.
Задание:
1. Определите неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Эталон ответа
1. Крапивница.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
1) Прекратить проведение биологической пробы, чтобы не усиливать аллергическую реакцию.
2) Иглу системы не вынимать из вены, чтобы сохранить доступ в вену для введения лекарственных препаратов для борьбы с интоксикацией.
3) Подсоединить к игле систему с физиологическим раствором хлорида натрия, чтобы получить время для приготовления всего необходимого для неотложной помощи.
4) Принести из посиндромных наборов средства для оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке, чтобы получить возможность быстро оказать неотложную помощь.
5) Выполнять назначения врача, проводя лечебные мероприятия по десенсибилизации.
6) Осуществлять, контроль за состоянием пациента. Измерять пульс, АД, величину отека, яркость и наличие сыпи, частоту и свободность дыхания, для оценки эффективности проводимых мероприятий.
Оценка: дыхание восстановлено. Цель достигнута.
Задача № 7.
М/с процедурного кабинета по назначению врача переливает пациенту в/в желатиноль. После переливания 200 мл пациент жалуется на зуд кожи по передней поверхности туловища и паховых областях. При осмотре пациента м/собнаружила крупно пятнистую ярко красную сыпь, слегка выступающую над поверхностью кожи. При обследовании пациента состояние его ближе к удовлетворительному. Пульс - 84 в мин., ритмичный, удовлетворительных качеств, АД - 130/80 мм.рт.ст. Дыхание через нос свободное 18 в мин.
Задание.
1. Определите неотложное состояние
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Эталон ответа
1. Аллергическая реакция в виде крапивницы.
2. Неотложная помощь:
1. Прекратить введение препарата, но из вены не выходить.
2. Сообщить врачу через третье лицо.
3. Наладить введение физиологического раствора через систему.
4. По назначению врача ввести антигистаминные препараты: тавегил, супрастин, димедрол, кальция хлорид.
5. Контролировать состояние пациента.
Задача 8.
После применения нового крема для рук женщина отметила резкое покраснение кожи, сильный зуд и быстро нарастающий плотный беловатый отек кистей рук т части предплечий, появление волдырей.
Задание.
1. Определите неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Эталон ответа
1. Отек Квинке.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
Усадить и успокоить пациентку
Смыть крем.
Обильно промыть водой пораженные участки кожи.
На пораженные участки наложить салфетки, смоченные содовым раствором.
Ввести или дать таблетированные антигистаминные препараты.
Контролировать пульс, АД, ЧДД.
При отсутствии эффекта и дальнейшем распространении отека вызвать врача или СП.
Подготовить: нафтизин, преднизолон, лазикс.
Препараты вводятся по назначению врача.
Задача 9.
Пациент жалуется на отек в области губ и слезотечение. Час назад ел клубнику. Объективно: отмечается нарастающий отек в области губ, век, шеи, слезотечение. Голос осиплый, нарастающая смешанная одышка, дыхание затруднено, свистящее.
Задание
1. Определите неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Эталон ответа.
1. Отек Квинке.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи.
Вызвать врача.
Успокоить пациента.
Обеспечить доступ свежего воздуха.
Дать увлажненный кислород.
Закапать в нос сосудосуживающие капли (нафтизин, галазолин, санорин).
Обеспечить внутривенный доступ.
Ввести антигистаминные препараты.
Контролировать пульс АД, Ч
Задача
После проведения инъекции витамина В12 больной через 10 мин почувствовал тиснение за грудиной, головокружение, появилась сыпь на лице, резкое недомогание, потом он потерял сознание.
1. Предварительный диагноз.
2. Действия медсестры.
Эталон ответы
1. Анафилактический шок.
2. Измерить АД, посчитать ЧП, ЧД, оказать неотложную помощь:
• положить больного, приподняв ножной конец кровати;
• холод на область инъекции;
• обколоть место инъекции 0,1% раствором адреналина - 0,5 мл на физиологическом растворе натрия хлорида
• хлористый кальций - 10 мл 10% раствора внутривенно медленно;
• преднизолон - 60 мг внутривенно (3% - 2,0);
• повторить введение адреналина подкожно или внутривенно - 0,5 мл 0,1% раствора;
• супрастин - 2,0 мл 2% раствора внутримышечно;
• вызвать бригаду скорой помощи для транспортировки больного в реанимационное отделение.
Задача
Через несколько минут после введения ампициллина пациент стал жаловаться на общую слабость, прилив крови к лицу, головную боль, нарушение зрения, чувство тяжести за грудиной. Состояние тяжелое. Бледность кожи с цианозом, обильная потливость. Глухие тоны сердца. Нитевидный пульс 120 уд. /мин. АД 80/50 мм рт.ст. ЧДД 28 в минуту. Одышка экспираторного типа.
Задание
1. Определите неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Эталон ответа
Алгоритм оказания неотложной помощи.
Прекратить введение препарата
Обколоть место инъекции препарата 0,3 – 0,5 мл 0,1% раствора адреналина в 3-5 мл физраствора, применить холод для уменьшения всасывания аллергена
Уложить пациента на спину с опущенным головным концом
Ввести 0,3 – 0,5 – 1 мл 0,1% р-ра адреналина в/в (капельно)
Ввести метилпреднизолон 30-90 мг
Обеспечить оксигенотерапию увлажненным кислородом
Ввести антигистаминные препараты (супрастин, тавегил, дипразин)
Ввести в/в 20-60 мл 30% р-р тиосульфата магния
Ввести 20 мл 2,4% р-ра эуфиллина в течение 15-20 минут при сохранении стойкого бронхоспазма, при стабилизации гемодинамики
Контролировать пульс, АД, ЧДД
Госпитализировать пациента.
Задача
В дневном стационаре поликлиники во время внутривенного капельного введения раствора, содержащего витамины, пациент резко побледнел, пожаловался на чувство сдавления в груди, головокружение, резкую слабость, сердцебиение. Объективно: сознание заторможено, кожные покровы бледные, влажные, дыхание учащено, неглубокое. АД 90/50 мм рт ст., ЧСС 120 в минуту, пульс аритмичный, слабого наполнения.
Задание
1. Определите неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Эталон ответа
1. Анафилактический шок.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
Прекратить введение раствора
Вызвать врача через третье лицо
Уложить пациента с приподнятым ножным концом тела, голову повернуть на бок.
Контролировать пульс, АД, ЧДД, обеспечить подачу кислорода
Приготовить и ввести по назначению врача:
- 0,1% раствор адреналина до 10 ампул
- 30 мг преднизолона
- Лазикс
- Циметидин или димедрол
- 0,9% раствор натрия хлорида
- Реополиглюкин
Госпитализировать пациента
Задача
Во время проведения инфильтрационной анестезии новокаином пациент пожаловался на головокружение, слабость, удушье, побледнел, кожные покровы стали влажными от пота, появились крупные бледно-розовые пятна на шее и груди. При тонометрии — АД 80/60 мм.рт.ст. Пульс 100 ударов в 1 мин, слабого наполнения. Частота дыхательных движений грудной клетки 22 в 1 мин.
Задание
1. Определите неотложное состояние
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Эталон ответа
1. Анафилактический шок на введение местного анестетика.
2. Алгоритм оказания помощи:
1) Дать увлажненный кислород для улучшения альвеолярной вентиляции.
2) Приложить грелки к ногам пациента, чтобы согреть его.
3) Определить АД, PS, ЧДД — следить за состоянием пациента и доложить врачу.
4) Дать пациенту вдыхать пары амилнитрита — антидотная терапия.
5) Ввести десенсибилизирующие средства и преднизолон, чтобы прервать анафилактическую реакцию.
6) Наладить внутривенное введение жидкости — противошоковая терапия.
7) Выполнять другие назначения врача, оказывая помощь пациенту.
Оценка: цель сестринского вмешательства достигнута — АД, Ps нормализовались, удушье прошло, одышка уменьшилась
Задание №1
Из перечисленных доврачебных манипуляций удалите ненужные при анафилактическом шоке.
анафилактическом шоке.
перечень манипуляций:
1. Вызвать врача.
2. Сделать очистительную клизму.
3. Прекратить введение лекарственного средства, сохранить венозный доступ.
4. Уложить на бок, придать устойчивое положение, подложить под рот лоток или салфетку, вынуть съемные зубные протезы, фиксировать язык, выдвинуть вперед нижнюю челюсть.
салфетку, вынуть съемные зубные протезы, фиксировать язык, выдвинуть вперед
нижнюю челюсть.
5. Наложить жгут выше места инъекции.
6. Придать пациенту сидячее положение.
7. Приподнять ножной конец кровати.
8. Приподнять головной конец кровати.
9. Дать 100% увлажненный кислород.
10. Измерить АД, подсчитать пульс, ЧДД.
11. Прекратить введение препарата, если возможно, наложить жгут выше места инъекции.
инъекции.
12. Поставить горчичники на икроножные мышцы.
13. Место инъекции обколоть 0,1% адреналином 0,5 мл в 2 – 3 укола. Положить пузырь со льдом на место инъекции.
пузырь со льдом на место инъекции.
14. Обеспечить венозный доступ.
15. При внутривенной инъекции вынуть иглу из вены.
16. Подготовить к приходу врача:
- систему для в/в вливания, шприцы для в/в, в/м и п/к введения препаратов, жгут, ватные шарики, 70% этиловый спирт, аппарат ИВЛ, мешок Амбу;
ватные шарики, 70
- набор препаратов «Анафилактический шок»: адреналин 0,1: - 1мл, норадреналин
0,2% - 1мл., супрастин 2% - 1 мл., димедрол 1% - 1мл., пипольфен 2,5% - 2 мл.,
эуфиллин 2,4% - 10 мл., мезатон 1% - 1мл., строфантин 0,05% - 1 мл., глюкоза 40%
- 20 мл., изотонический раствор хлорида натрия, тиосульфат натрия 30% - 10 мл.,
пенициллиназа по 1 000 000 ЕД во флаконе, лазикс 40 мг в амп., беротек
(сальбутамол) в дозированном аэрозоле.
Групповая работа
a) Студенты делятся на две группы. Каждая группа получает своё задание
(5 минут)
Задание для группы№1:
- Выбрать доврачебные манипуляции из перечисленных на карточках при в/в
введении препарата.
1. Вызвать врача.
2. Прекратить введение лекарственного средства, сохранить венозный доступ.
3. Уложить на бок, придать устойчивое положение, подложить под рот лоток или
салфетку, вынуть съемные зубные протезы, фиксировать язык, выдвинуть вперед
нижнюю челюсть.
4. Наложить жгут выше места инъекции.
5. Приподнять ножной конец кровати.
6. Дать 100% увлажненный кислород.
7. Измерить АД, подсчитать пульс, ЧДД.
8. Подготовить необходимое оснащение и лекарственные препараты к приходу врача.
Задание для группы №2:
- Выбрать доврачебные манипуляции из перечисленных на карточках при в/м
введении препарата.
1. Вызвать врача.
2. Уложить на бок, придать устойчивое положение, подложить под рот лоток или
салфетку, вынуть съемные зубные протезы, фиксировать язык, выдвинуть вперед
нижнюю челюсть.
3. Приподнять ножной конец кровати.
4. Дать 100% увлажненный кислород.
5. Измерить АД, подсчитать пульс, ЧДД.
6. Место инъекции обколоть 0,1% адреналином 0,5 мл в 2 – 3 укола. Положить
пузырь со льдом на место инъекции.
7. Обеспечить венозный доступ.
8. Подготовить необходимое оснащение и лекарственные препараты к приходу врача.
Проверка выполнения заданий. Представитель от группы зачитывает выбранные
манипуляции. Другая группа соглашается или нет. В случае несогласия, объясняет его.
b) Задание получает каждая группа: (5 минут)
- Расставить данные действия по порядку их выполнения.
Задание для группы№1:
1. Прекратить введение лекарственного средства, сохранить венозный доступ.
2. Вызвать врача.
3. Наложить жгут выше места инъекции.
4. Уложить на бок, придать устойчивое положение, подложить под рот лоток или
салфетку, вынуть съемные зубные протезы, фиксировать язык, выдвинуть вперед
нижнюю челюсть.
или салфетку, вынуть съемные зубные протезы, фиксировать язык,
выдвинуть вперед нижнюю челюсть.
5. Приподнять ножной конец кровати.
6. Дать 100% увлажненный кислород.
7. Измерить АД, подсчитать пульс, ЧДД.
8. Подготовить необходимое оснащение и лекарственные препараты к приходу врача.
врача.
Задание для группы №2:
1. Вызвать врача.
2. Место инъекции обколоть 0,1% адреналином 0,5 мл в 2 – 3 укола. Положить
пузырь со льдом на место инъекции.
3. Обеспечить венозный доступ.
4. Уложить на бок, придать устойчивое положение, подложить под рот лоток или
салфетку, вынуть съемные зубные протезы, фиксировать язык, выдвинуть вперед
нижнюю челюсть.
или салфетку, вынуть съемные зубные протезы, фиксировать язык,
выдвинуть вперед нижнюю челюсть.
5. Приподнять ножной конец кровати.
6. Дать 100% увлажненный кислород.
7. Измерить АД, подсчитать пульс, ЧДД.
8. Подготовить необходимое оснащение и лекарственные препараты к приходу врача.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Мы с Вами повторили теоретические знания о доврачебных действиях и их последовательности при анафилактическом шоке.
Сейчас мы отработаем эти действия и их последовательность на практике.
последовательности при анафилактическом шоке.
Сейчас мы отработаем эти действия и их последовательность на практике.
Студентами поочередно проводится отработка манипуляций на фантомах.
1. При введении препарата в вену у пациента развивается
анафилактический шок (15 минут):
Преподаватель:
Преподаватель:
- Необходимо произвести в/в инъекцию антибиотика по назначению врача.
Студент №1 производит в/в инъекцию пациенту.
Студент №1 производит в/в инъекцию пациенту.
Постановка задачи преподавателем:
Постановка задачи преподавателем:
– Пациент сообщает, что его бросило в жар, появилась боль за грудиной, лицо гиперемировано. Какие действия и в каком порядке Вы предпримете? Отработаем все действия, кроме последнего (№8). К нему мы вернемся позже.
гиперемировано. Какие действия и в каком порядке, Вы предпримите? Отработаем все
действия, кроме последнего действия (№8). К нему мы вернемся позже.
Студент №1: - Прекращает введение препарата, отсоединяет шприц от иглы и вызывает врача через третьих лиц
Преподаватель – Почему вы оставили иглу в вене?
Студент – Для обеспечения венозного доступа.
вызывает врача через третьих лиц.
Преподаватель: – Почему вызов врача осуществляется через третьих лиц?
Студент: – Нельзя оставлять пациента без присмотра.
Студент: нельзя оставлять пациента без присмотра.
2) Студнт№2 - Накладывает жгут выше места инъекции.
3) Студнт№3 и №4 - Укладывают на бок, придают устойчивое положение, подкладывает под рот лоток или салфетку.
подкладывают под рот лоток или салфетку.
4) Студент№5 - Приподнимает ножной конец кровати.
5) Студент№6 - Дать 100% увлажненный кислород.
6) Студент №7 - Измеряет АД, подсчитывает пульс, ЧДД.
Преподаватель: – Почему Вы оставили иглу в вене?
Студент: – Для обеспечения венозного доступа.
вызывает врача через третьих лиц.
2. При введении препарата внутримышечно у пациента развивается
анафилактический шок (10 минут):
Преподаватель:
Преподаватель:
- Необходимо произвести в/м инъекцию антибиотика по назначению врача.
Студент №1 производит в/м инъекцию пациенту.
Студент №1 производит в/м инъекцию пациенту.
Постановка задачи преподавателем:
Постановка задачи преподавателем:
– Пациент сообщает, что стало трудно дышать, потемнело перед глазами, ощущает частое сердцебиение. Какие действия и в каком порядке Вы предпримите?
частое сердцебиение. Какие действия, и в каком порядке, Вы предпримите?
1) Студент №1: - Вызывает врача. Место инъекции обкалывает 0,1% адреналином 0,5 мл в 2-3 укола. Кладет пузырь со льдом на место инъекции.
0,5 мл в 2 – 3 укола. Кладёт пузырь со льдом на место инъекции.
2) Студент№2 - Обеспечивает венозный доступ - вводит венозный катетер.
3) Студент№3 и №4 - Укладывают на бок, придают устойчивое положение, подкладывает под рот лоток или салфетку.
подкладывают под рот лоток или салфетку.
4) Студент№5 - Приподнимает ножной конец кровати.
5) Студент№6 - Дать 100% увлажненный кислород.
6) Студент №7 - Измеряет АД, подсчитывает пульс, ЧДД.
3. Подготовка необходимого оснащения и лекарственных препаратов к
приходу врача (7 минут).
Вся группа участвует в сборе необходимого оснащения и лекарственных препаратов.
- система для в/в вливания, шприцы для в/в, в/м и п/к введения препаратов,
жгут,
ватные шарики
шприцы для в/в, в/м и п/к введения препаратов,
жгут,
ватные шарики,
70% этиловый спирт,
мешок Амбу,
мешок Амбу;
- препараты:
адреналин 0,1 - 1мл,
димедрол 1% - 1 мл,
эуфиллин 2,4% - 10 мл,
мезатон 1% - 1 мл,
глюкоза 40% - 20мл,
изотонический раствор хлорида натрия,
лазикс 40 мг в ампулах,
беротек (сальбутамол) в дозированном аэрозоле.
димедрол 1% - 1мл.,
эуфиллин 2,4% - 10 мл.,
мезатон 1% - 1мл.,
глюкоза 40% - 20 мл.,
изотонический раствор хлорида натрия,
лазикс 40 мг в амп.,
беротек (сальбутамол) в дозированном аэрозоле.
4. Отработка неотложных мероприятий при остановке сердца и дыхания у
пациента (15 минут).
Постановка цели преподавателем:
Постановка цели преподавателем:
- Врач отсутствует. При очередном измерении пульса Вы обнаружили его отсутствие на лучевой артерии. На сонной артерии его тоже обнаружить не удалось.
отсутствие на лучевой артерии. На сонной артерии его тоже обнаружить не удалось.
- Ваши действия в данной ситуации? (начать проведение комплекса сердечно-легочной реанимации).
легочной реанимации).
1) Преподаватель показывает проведение комплекса сердечно-легочной реанимации на фантоме
на фантоме.
2) Студенты поочередно отрабатывают проведение комплекса сердечно-легочной реанимации на фантоме.
Приложение 6
ТЕСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Выберите один правильный ответ
Вариант1
1. К аллергическим реакциям немедленного типа относятся:
а) сывороточная болезнь;
б) отек Квинке
в) дерматит
г) полиартрит;
д) системная красная волчанка.
2. У больного К. отек Квинке прогрессирует. Возникла угроза отека гортани. Медикаменты приготовит медсестра для оказания неотложной помощи:
а) таблетки супрастина;
б) лазикс, гидрокортизон;
в) кальция хлорид,
г) глюкозы 5% раствор, физиологический раствор натрия хлорида
д) адреналин, мезатон?
3. Пациенту проведена внутрикожная проба на пенициллин. Оценивать пробу нужно через:
а) 1-2 мин;
б) 5-10 мин;
в) 20-З0 мин;
г) 24 ч;
д) 72 ч.
4. Аллергеном может быть:
а) пищевой продукт;
б) косметика;
в) лекарственный препарат;
г) пыльца растений;
д) любое вещество.
5. Крапивница - это:
а) волдыри на коже, не чешутся;
б) эритема
в) пузыри чешутся;
г) отек всех слоев кожи;
д) кожный зуд.
6. Через 20 мин после проведения скарификационные пробы на домашнюю пыль на внутренней поверхности предплечья определили отек диаметром 8 мм. Проба считается:
а) сомнительной;
б) слабо положительной;
в) положительной;
г) резко положительной.
7. При возникновении уртикарной сыпи на слизистой ЖКТ возможно развитие симптомов
А) отека легких
Б) абдоминального синдрома
В) инфекционно-токсического шока
8. Основным признаком отека Квинке является
А) слезотечение
Б) отек лица
В) удушье
Г) стридор
9. Наиболее типичными местами локализации отека Квинке являются
А) верхняя часть грудной клетки
Б) веки, гортань, губы
В) суставы
Г) нижние и верхние конечности
10. Основные проявления отека Квинке
А) потеря сознания, повышение АД
Б) отеки на лице по утрам, нарушение мочеиспускания
В) отеки нижних конечностей, боли в области сердца
Г) отеки на лице, затрудненное дыхание, осиплость голоса
11. Внезапное появление отека лица, рук, сопровождающееся крапивницей, характерно для отечного синдрома при
А) тромбофлебите
Б) сердечной недостаточности
В) отекеКвинке
Г) циррозе печени
Вариант 2
1. К аллергии немедленного типа относится
А) васкулиты
Б) экзема
В) реакция отторжения трансплантата
Г) крапивница
2. Основным признаком отека Квинке является
А) слезотечение
Б) отек лица
В) удушье
Г) стридор
3. К аллергическим реакциям замедленного типа относится
А) реакция отторжения трансплантата
Б) отек Квинке
В) сывороточная болезнь
4. Уртикарная сыпь с кожным зудом и повышением температуры тела является признаком
А) крапивницы
Б) отека Квинке
В) экземы
Г) пиодермии
5. При лечении отека гортани применяют
А) валидол, корвалол
Б) клофелин, дибазол
В) преднизолон, лазикс
Г) антибиотики сульфаниламиды
6. К аллергическим реакциям немедленного типа относятся:
а) сывороточная болезнь;
б) отек Квинке
в) дерматит
г) полиартрит;
д) системная красная волчанка.
7. У больного К. отек Квинке прогрессирует. Возникла угроза отека гортани. Медикаменты приготовит медсестра для оказания неотложной помощи:
а) таблетки супрастина;
б) лазикс, гидрокортизон;
в) кальция хлорид,
г) глюкозы 5% раствор, физиологический раствор натрия хлорида
д) адреналин, мезатон?
8. Пациенту проведена внутрикожная проба на пенициллин. Оценивать пробу нужно через:
а) 1-2 мин;
б) 5-10 мин;
в) 20-З0 мин;
г) 24 ч;
д) 72 ч.
9. Аллергеном может быть:
а) пищевой продукт;
б) косметика;
в) лекарственный препарат;
г) пыльца растений;
д) любое вещество.
10. Крапивница - это:
а) волдыри на коже, не чешутся;
б) эритема
в) пузыри чешутся;
г) отек всех слоев кожи;
д) кожный зуд.
11. Через 20 мин после проведения скарификационные пробы на домашнюю пыль на внутренней поверхности предплечья определили отек диаметром 8 мм. Проба считается:
а) сомнительной;
б) слабо положительной;
в) положительной;
г) резко положительной.
Эталоны ответов на тесты:
Вариант 1 Вариант 2
1 | Б |
2 | Б |
3 | В |
4 | Д |
5 | А |
6 | Г |
7 | Б |
8 | Б |
9 | Б |
10 | Г |
11 | В |
1 | Г |
2 | Б |
3 | В |
4 | А |
5 | В |
6 | Б |
7 | Б |
8 | В |
9 | Д |
10 | А |
11 | Г |
Вариант1
1. К аллергической реакции немедленного типа относится
А) анафилактический шок
Б) аутоаллергические реакции
В) реакцию на введение туберкулина
Г) контактный дерматит
2. Введение эуфиллина при анафилактическом шоке показано
А) всем больным
Б) больным с одышкой
В) больным с бронхоспазмом после стабилизации АД
Г) больным с загрудинными болями, после стабилизации АД
3. Неотложная помощь при анафилактическом шоке состоит в введении
А) строфантина, анальгина
Б) дибазола, лазикса
В) адреналина, преднизолона, супрастина
Г) морфина, гепарина
4. Экзоаллергеном является
А) нормальная ткань хрусталика
Б) ожоговые токсины
В) эпидермис самого человека
Г) эпидермис животного
5. При анафилактическом шоке лечение начинают с
А) в/в введения гемодеза с лазиксом
Б) в/в инфузионной терапии с введением адреналина и преднизолона
В) в/в инфузионной терапии с введением коргликона
Г) в/в введения эфедрина с гепарином
6. Алгоритм действия при молниеносной форме анафилактического шока
А) введение адреналина, преднизолона, димедрола, при появлении признаков клинической смерти – ИВЛ, непрямой массаж сердца
Б) наложение жгута выше места инъекции, введение димедрола, адреналина
В) проведение непрямого массажа сердца, ИВЛ, введение сердечных гликозидов
Г) введение адреналина, проведение ИВЛ, непрямого массажа сердца
7. Резкое падение АД наблюдается при
А) крапивнице
Б) анафилактическом шоке
В) отекеКвинке
Г) аллергическом дерматите
8. Аллергическая реакция немедленного типа развивается
А) не позднее 2 часов
Б) позднее 10 часов
В) через 1-2 суток
9. Наиболее частая причина смерти при анафилаксии
А) почечная недостаточность
Б) асфиксия
В) сердечная слабость
Г) первичная остановка дыхания
10. Анафилактический шок чаще наступает при введении больному
А) вакцин, сывороток
Б) сердечно - сосудистых препаратов
В) мочегонных
Г) сосудорасширяющих препаратов
11. Нарастающая слабость, падение АД, затрудненное дыхание, тошнота, рвота, нитевидный пульс, потеря сознания характерна для
А) отека Квинке
Б) аллегрчической бронхиальной астмы
В) поллиноза
Г) анафилактического шока
12. Для клиники анафилактического шока характерно
А) гипотония, бронхоспазм, потеря сознания
Б) гипертония, головная боль, судороги
В) гипертермия, тахикардия
Г) пенистая мокрота при кашле, влажные хрипы в легких
13. Состояние повышенной чувствительности в ответ на повторное введение аллергенов – это
А) образование антител
Б) образование антигенов
В) аллергия
14. Местно на область укуса насекомого, вызвавшего аллергическую реакцию, рекомендуется
А) лед
Б) грелка
В) теплая ванночка
Г) согревающий компресс
Вариант 2
1. Введение адреналина, преднизолона, супрастина, реополиглюкина, обкалывание места укуса или инъекции раствором адреналина – неотложная помощь при
А) анафилактическом шоке
Б) геморрагическом шоке
В) травматическом шоке
2. Местно на область укуса насекомого, вызвавшего аллергическую реакцию, рекомендуется
А) лед
Б) грелка
В) теплая ванночка
Г) согревающий компресс
3. Анафилактический шок чаще наступает при введении больному
А) вакцин, сывороток
Б) сердечно - сосудистых препаратов
В) мочегонных
Г) сосудорасширяющих препаратов
4. Нарастающая слабость, падение АД, затрудненное дыхание, тошнота, рвота, нитевидный пульс, потеря сознания характерна для
А) отека Квинке
Б) аллегрчической бронхиальной астмы
В) поллиноза
Г) анафилактического шока
5. Неотложная помощь при анафилактическом шоке
А) лоратадин, эпинефрил
Б) дипроспан, кларитин
В) дибазол, атропин
Г) преднизолон, адреналин
6. Для клиники анафилактического шока характерно
А) гипотония, бронхоспазм, потеря сознания
Б) гипертония, головная боль, судороги
В) гипертермия, тахикардия
Г) пенистая мокрота при кашле, влажные хрипы в легких
7. При анафилактическом шоке лечение начинают с
А) в/в введения гемодеза с лазиксом
Б) в/в инфузионной терапии с введением адреналина и преднизолона
В) в/в инфузионной терапии с введением коргликона
Г) в/в введения эфедрина с гепарином
8. Первоочередным мероприятием при анафилактическом шоке является
А) введение антигистаминных препаратов
Б) наложение жгута
В) в/в введение преднизолона и адреналина
Г) п/к введение адреналтна в место инъекции
9. Резкое падение АД наблюдается при
А) крапивнице
Б) анафилактическом шоке
В) отеке Квинке
Г) аллергическом дерматите
10. Неотложная помощь при анафилактическом шоке состоит в введении
А) строфантина, анальгина
Б) дибазола, лазикса
В) адреналина, преднизолона, супрастина
Г) морфина, гепарина
11. Состояние повышенной чувствительности в ответ на повторное введение аллергенов – это
А) образование антител
Б) образование антигенов
В) аллергия
12. Аллергическая реакция немедленного типа развивается
А) не позднее 2 часов
Б) позднее 10 часов
В) через 1-2 суток
13. Наиболее частая причина смерти при анафилаксии
А) асфиксия
Б) гипертония
В) сердечная слабость
Г) первичная остановка дыхания
14. Средства, используемые при анафилактическом шоке
А) плазма нативная и свежезамороженная
Б) антибиотики широкого спектра действия
В) адреналин, гормоны, антигистаминные, мочегонные
Г) мезатон, лазикс
Эталоны ответов на тесты:
Вариант 1 Вариант 2
1 | А |
2 | В |
3 | В |
4 | Г |
5 | Б |
6 | А |
7 | Б |
8 | А |
9 | Б |
10 | А |
11 | Г |
12 | А |
13 | В |
14 | А |
1 | А |
2 | А |
3 | А |
4 | Г |
5 | Г |
6 | А |
7 | Б |
8 | В |
9 | Б |
10 | В |
11 | В |
12 | А |
13 | А |
14 | В |