Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цель урока:
Отработать навыки учащихся по постановке тире между подлежащим и сказуемым.
Задачи:
Обучающие:Систематизировать знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым; углубить знания учащихся о нормах пунктуации
Развивающие: Формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, умение учиться и способность организовать свою деятельность; развивать коммуникативную и информационную компетентность; способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;
Воспитательные: воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка; прививать любовь и интерес к русскому языку через художественное слово
Оборудование: карточки, портрет писателя
Эпиграф: « Краткость-сестра таланта»
ХОД УРОКА
Организационный момент
Здравствуйте ,ребята! .Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку : «Краткость-сестра таланта»
Кому принадлежит данное высказывание? (Антону Павловичу Чехову)
Да, эти слова принадлежать классику русской литературы Антону Павловичу Чехову. Как мы с вами знаем он был мастером коротких рассказов .В своих рассказах он высмеивал пороки общества. Поэтому мы понимаем слова классика таким образом «Любая информация должна подаваться кратко и емко.. Поэтому что даже самые умные мысли ,высказанные долго и витиевато могут терять свою убедительность . А лаконичная, четкая информация всегда обречена на максимальный эффект .И мы сегодня на уроке проверим, умеем ли мы коротко и ясно излагать свои мысли.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся .Отгадайте тему урока.
А теперь еще раз обратимся к этому высказыванию «Краткость-сестра таланта»
-Объясните расстановку знаков препинания
Да, в этом предложении и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными. В таком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.
Как вы думаете , о чем мы будем говорить на уроке?
-О расстановке тире между подлежащим и сказуемым
.III. Актуализация знаний.
1) Прежде чем открывать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.
1. Главные члены предложения – это...
2. Подлежащее – это...
4. Подлежащее чаще всего выражается...
5. Сказуемое – это главный член предложения, который...
6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется...
7. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых...
8. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...
9. Составное именное сказуемое – это…
2) Рассматривается таблица, анализируются примеры
Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым.
Ставится | Не ставится |
Ремесло – золотой кормилец Сущ. И. п. – сущ. И.п. | Лес словно сказка. (будто, словно, как) |
Учить – ум точить. Гл. неопр. ф. – гл. неопр. ф. | Это чудо! (местоим.) |
Трижды три – девять. Числ. – числ. | Расстояние не помеха для друзей. (не) |
Наша задача – хорошо учиться. Сущ. им. п. – гл. неопр. ф. | |
Чтение – вот лучшее учение. (вот, это) | |
Вывод:
тире между подлежащим и сказуемым ставится:
а) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже;
б) если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола;
в) если один главный член выражен неопределенной формой глагола, а другой – именем существительным;
г) когда перед сказуемым стоит указательная частица это, или вот.
не ставится:
а) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами;
б) если подлежащее выражено личным местоимением;
в) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Великие люди в своих высказываниях использовали тире Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.
Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (А.Чехов)
1.Дар поэта — ласкать и карябать, роковая на нём печать (С. Есенин).
2.В камни стрелять — стрелы терять (М. Горький
1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
3. Воспоминанья – старцев мед. (А.Марков
Ах, красота – это страшная сила!.. (С.Надсон)
3. Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее. (Ф.Достоевский)
5. Самое трудное для человека – это борьба с самим собой. (Г.Троепольский)
7. Мы – это воля людей, устремленных только вперед, вперед! (А.Прокофьев)
6. Острый язык– дарование, длинный язык – наказание. (Д.Минаев)
9. Жить – это значит радоваться. (В.Сидоров)
V. Первичное закрепление.
1..Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
1) Антон Павлович Чехов коллекционировал марки
2) Антон Павлович Чехов написал рассказ «Каштанка»
3) Антон Павлович Чехов родился в городе Таганрог.
4)Иван Бунин был близким товарищем Антона Павловича Чехова.
. Карточка №1
2. В каком предложении не ставится тире?
1)Жизнь прекрасна и удивительна!
2)Сияют переливаются купола собора.
3)Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
4)Краткость достоинство прозы.
5) Наш долг__совершенствовать знания.
6) Эти равнины__словно море бескрайнее
7).А.П.Чехов… Пушкин в прозе
Карточка №2
. В каком предложении ставится тире?
1). Без дела жить – небо коптить. (Пословица
2).Курить .. здоровью вредить. (Пословица))
3.) Жить .. родине служить. (Пословица)
4) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
5) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
6). Без дела жить – небо коптить. (Пословица
7). Без дела жить .. небо коптить. (Пословица
2. Поставить тире, где это необходимо, объяснить.
1. Слово полководец человечьей силы (В. Маяковский).Любовь и дружба взаимное эхо: они дают столько, сколько берут (А. Герцен). Писательство не ремесло и не занятие. 2. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев). 3. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение. 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг (Н. Некрасов). 6. Курить здоровью вредить (Пословица). 7. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти (Л. Толстой).
.
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. Задачи: содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Итак, мы сегодня говорили о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Предлагаю пройти тест и проверить, насколько хорошо вы усвоили тему и поставить себе оценку.
1 Тест ( Приложение №2)
-.Какова тема урока?
- Какие цели ставили перед собой и достигли ли результатов?
-Что выполняли на уроке?
-. Какое задание вызвало затруднение при его выполнении?
- Как оцениваете свою деятельность на уроке? - А сейчас оценим результаты своей деятельности на уроке
Самооценка
IV. Выставление оценок . Итоги урока.
Всем спасибо за урок. Надеюсь ,в будущем продолжим работу над совершенствованием
логичности ,точности нашей речи.
Дом. зад.: правило стр. с. 62-63, упр.98
Приложение
Карточка №1
2. В каком предложении не ставится тире?
1)Жизнь прекрасна и удивительна!
2)Сияют переливаются купола собора.
3)Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
4)Краткость достоинство прозы.
5) Наш долг__совершенствовать знания.
6) Эти равнины__словно море бескрайнее
7).А.П.Чехов… Пушкин в прозе
Карточка №2
. В каком предложении ставится тире?
1). Без дела жить – небо коптить. (Пословица
2).Курить .. здоровью вредить. (Пословица))
3.) Жить .. родине служить. (Пословица)
4) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
5) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
6). Без дела жить – небо коптить. (Пословица
7). Без дела жить .. небо коптить. (Пословица
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«_____»______________ 2020_ г. ___________________________, 8 «__» класс
Вариант 1
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
Ученье вот чума, ученость вот причина…
Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
Федор знал, что Артем свой парень.
Море чудесное, синее, нежное.
Лень есть лень, слабость есть слабость.
«_____»_______________ 2020_ г. __________________________, 8 «__» класс
Вариант 2
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
Моя солдатская шинель как печать отвержения.
Но объяснение не оправдание.
Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
Твои речи будто острый нож.
Преодолеть препятствие вот наша задача.