СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Приемы, которые помогут повысить мотивацию школьника к обучению"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уникальная методическая разработка "Приемы, которые помогут повысить мотивацию школьника к обучению" составлена на основе конструктивных составляющих урока по ФГОС и новых требований СанПиН. Методические приемы станут надежным помощником учителя в подготовке и организации проведения любого урока по ФГОС! Ваш урок пройдет на "Ура!"  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Приемы, которые помогут повысить мотивацию школьника к обучению"»

Приемы, которые помогут повысить мотивацию школьников к обучению Белоногова Л.А. МБОУ «Березовская ООШ»

Приемы, которые помогут повысить мотивацию школьников к обучению

Белоногова Л.А. МБОУ «Березовская ООШ»

Организационно-мотивационный  компонент урока

Организационно-мотивационный компонент урока

Прием 1. Подготовьте  рабочие места до урока Ученики до занятия проверяют готовности учебных принадлежностей к уроку Учитель – пример  для школьников.  Поэтому до начала урока подготовьте свое рабочее место До начала урока подготовьте необходимое оборудование, демонстрационный  или раздаточный материал

Прием 1. Подготовьте рабочие места до урока

Ученики до занятия проверяют готовности учебных принадлежностей к уроку

Учитель – пример для школьников. Поэтому до начала урока подготовьте свое рабочее место

До начала урока подготовьте необходимое оборудование, демонстрационный или раздаточный материал

Прием 2. Придумайте  начало урока Элементы новизны Необычная форма Занимательность Создание мотивации  урока Противоречивая информация Личная значимость Психологическая установка  на урок Фантазия Сообразительность Подари настроение (поделись улыбкой) Эмоциональное вхождение  в урок Подари музыку Выбери цвет своего настроения Почему я радуюсь

Прием 2. Придумайте начало урока

Элементы новизны

Необычная форма

Занимательность

Создание мотивации урока

Противоречивая информация

Личная значимость

Психологическая установка на урок

Фантазия

Сообразительность

Подари настроение (поделись улыбкой)

Эмоциональное вхождение в урок

Подари музыку

Выбери цвет своего настроения

Почему я радуюсь

Как проявляется эмоционально-мотивационная установка урока Приветствие учителя Вступительное слово Насколько  психологически  комфортно  каждому ученику  и учителю?  ГЛАВНОЕ Установление контакта  с учениками Установление контакта учеников друг  с другом Интерес учителя к состоянию учащихся Эстетика кабинета

Как проявляется эмоционально-мотивационная установка урока

Приветствие учителя

Вступительное слово

Насколько психологически комфортно каждому ученику и учителю?

ГЛАВНОЕ

Установление контакта с учениками

Установление контакта учеников друг с другом

Интерес учителя к состоянию учащихся

Эстетика кабинета

Пример для эмоционального вхождения в урок Учитель приветствует учеников Ребята, сегодня отличный день (прекрасное утро, замечательная погода…). Я так рад(а) всех вас видеть. У меня для вас есть подарок – прекрасное настроение. Я улыбаюсь вам. Пожалуйста, улыбнитесь мне. Сегодня на уроке мы сделаем большое, важное  и сложное дело. И у нас все получится. Нас ждет успех, если мы вспомним… (далее следует учебная тема, которую надо вспомнить) или сделаем (что именно надо сделать…).

Пример для эмоционального вхождения в урок

Учитель приветствует учеников

Ребята, сегодня отличный день (прекрасное утро, замечательная погода…). Я так рад(а) всех вас видеть. У меня для вас есть подарок – прекрасное настроение. Я улыбаюсь вам. Пожалуйста, улыбнитесь мне.

Сегодня на уроке мы сделаем большое, важное и сложное дело. И у нас все получится.

Нас ждет успех, если мы вспомним… (далее следует учебная тема, которую надо вспомнить) или сделаем (что именно надо сделать…).

Пример для эмоционального вхождения в урок Учитель приветствует учеников Ребята, сегодня я шла в школу с отличным настроением.  Знала , что здесь увижу всех вас.  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения и отличной работы на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Пример для эмоционального вхождения в урок

Учитель приветствует учеников

Ребята, сегодня я шла в школу с отличным настроением. Знала , что здесь увижу всех вас. 

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения и отличной работы на уроке.

Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Прием 3. Обеспечьте физиологическую комфортность Проверить правильность посадки ученика на рабочем месте Соблюдать требования СанПиН  к световому и тепловому режиму Подобрать задания, которые не вызовут чрезмерной нагрузки  на учащихся, но позволят достичь результатов по ФГОС Соблюдать требования СанПиН к работе с интерактивной доской  и компьютерной техникой Включить в урок офтальмотренаж и физкультминутку

Прием 3. Обеспечьте физиологическую комфортность

Проверить правильность посадки ученика на рабочем месте

Соблюдать требования СанПиН к световому и тепловому режиму

Подобрать задания, которые не вызовут чрезмерной нагрузки на учащихся, но позволят достичь результатов по ФГОС

Соблюдать требования СанПиН к работе с интерактивной доской и компьютерной техникой

Включить в урок офтальмотренаж и физкультминутку

Таблица-пример о том,  как контролировать работу с ИКТ Что контролировать Какой класс Продолжительность непрерывного использования компьютера жидкокристаллическим монитором на уроках Сколько времени  отводить на работу 1–2 3–4 До 20 минут До 25 минут 5–6 7–11 До 30 минут Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках До 35 минут 1–4 5–11 До 5 минут   Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках До 10 минут 1–2 3–4 До 25 минут До 30 минут

Таблица-пример о том, как контролировать работу с ИКТ

Что контролировать

Какой класс

Продолжительность непрерывного использования компьютера жидкокристаллическим монитором на уроках

Сколько времени отводить на работу

1–2

3–4

До 20 минут

До 25 минут

5–6

7–11

До 30 минут

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках

До 35 минут

1–4

5–11

До 5 минут

  Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках

До 10 минут

1–2

3–4

До 25 минут

До 30 минут

Пример упражнений  для офтальмотренажа Упражнение 1. Предложите ученикам быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно посчитать  до пяти. Повторите упражнение 4–5 раз Упражнение 2. Учащиеся закрывают глаза и сильно напрягают глазные мышцы. Считают до четырех.  Затем открывают глаза, расслабляют глазные мышцы и смотрят вдаль. Считают до шести Упражнение 3. Учащиеся смотрят на переносицу и задерживают взор. Мысленно считают до четырех.  Затем смотрят вдаль и считают до шести. Повторяют 4–5 раз. При выполнении упражнения школьники не доводят глаза до усталости

Пример упражнений для офтальмотренажа

Упражнение 1. Предложите ученикам быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно посчитать до пяти. Повторите упражнение 4–5 раз

Упражнение 2. Учащиеся закрывают глаза и сильно напрягают глазные мышцы. Считают до четырех. Затем открывают глаза, расслабляют глазные мышцы и смотрят вдаль. Считают до шести

Упражнение 3. Учащиеся смотрят на переносицу и задерживают взор. Мысленно считают до четырех. Затем смотрят вдаль и считают до шести. Повторяют 4–5 раз. При выполнении упражнения школьники не доводят глаза до усталости

Таблицы-примеры для контроля видов учебной деятельности Чтение с бумажного носителя, письмо,  слушание, опрос Расстояние от глаз до тетради (книги)  1–4 класс –  7–10 мин 5–11 класс –  10–15 минут Минимум  25 – 35 см у школьников 1 – 4 классов Минимум  30 – 45 см  у школьников  5 – 11 классов

Таблицы-примеры для контроля видов учебной деятельности

Чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос

Расстояние от глаз до тетради (книги) 

1–4 класс – 7–10 мин

5–11 класс – 10–15 минут

Минимум 25 35 см у школьников 1 4 классов

Минимум 30 45 см у школьников 5 11 классов

Целеполагание  на уроке

Целеполагание на уроке

Прием 4. Продумайте цели урока Цели урока четко сформулированы Цели рассказывают  о пользе урока Цели учитывают возрастные особенности урока Цель сформулирована так, чтобы ее понял ученик Цель сформулирована так, чтобы ее понял ученик Как и зачем будем делать? Где и как это пригодится ученику? Как и зачем будем делать? Где и как это пригодится ученику? Ситуация интриги. Ближнесрочная перспектива Ситуация интриги. Ближнесрочная перспектива

Прием 4. Продумайте цели урока

Цели урока четко сформулированы

Цели рассказывают о пользе урока

Цели учитывают возрастные особенности урока

  • Цель сформулирована так, чтобы ее понял ученик
  • Цель сформулирована так, чтобы ее понял ученик
  • Как и зачем будем делать? Где и как это пригодится ученику?
  • Как и зачем будем делать?
  • Где и как это пригодится ученику?
  • Ситуация интриги. Ближнесрочная перспектива
  • Ситуация интриги.
  • Ближнесрочная перспектива
Пример-схема, когда учитель  помогает понять пользу Урок «Свойства воды» Учитель предлагает ученикам понять, зачем изучать свойства воды,  а потом всем вместе сформулировать цели урока Вопрос 1 для учеников Вопрос 2 для учеников Почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы? В какой профессии или в каких жизненных ситуациях нужны такие знания?

Пример-схема, когда учитель помогает понять пользу

Урок «Свойства воды»

Учитель предлагает ученикам понять, зачем изучать свойства воды, а потом всем вместе сформулировать цели урока

Вопрос 1 для учеников

Вопрос 2 для учеников

Почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы?

В какой профессии или в каких жизненных ситуациях нужны такие знания?

Пример целеполагания  на основе первичной рефлексии Предложите ученикам повторить пройденный материал. Во время повторения ученики заполняют таблицу. В первый столбик вписывают основные понятия по теме, а во втором – четвертом столбиках ставят галочки. Фрагмент карты рефлексии по теме  «Имя существительное» Материал для повторения Хочу  понять Что такое имя существительное Могу  научить Роль имени существительного в предложении Впервые вижу Сложные случаи правописания существительных

Пример целеполагания на основе первичной рефлексии

Предложите ученикам повторить пройденный материал. Во время повторения ученики заполняют таблицу. В первый столбик вписывают основные понятия по теме, а во втором – четвертом столбиках ставят галочки.

Фрагмент карты рефлексии по теме «Имя существительное»

Материал для повторения

Хочу понять

Что такое имя существительное

Могу научить

Роль имени существительного в предложении

Впервые вижу

Сложные случаи правописания существительных

Пример целеполагания  на основе первичной рефлексии Вы планируете зачет по разделу из нескольких тем. Предложите ученикам перед зачетом заполнить таблицу. Учащиеся разбиваются на команды. Каждая команда обозначена цветом. Заполненная таблица поможет вам увидеть, кто сможет принять зачет вместе с вами, а кому нужна помощь в подготовке к зачету Таблица «Хочу узнать и могу рассказать» Темы для повторения Цвет команды Что такое имя существительное Хочу  узнать Роль имени существительного  в предложении Могу  рассказать Сложные случаи правописания существительных

Пример целеполагания на основе первичной рефлексии

Вы планируете зачет по разделу из нескольких тем. Предложите ученикам перед зачетом заполнить таблицу. Учащиеся разбиваются на команды. Каждая команда обозначена цветом. Заполненная таблица поможет вам увидеть, кто сможет принять зачет вместе с вами, а кому нужна помощь в подготовке к зачету

Таблица «Хочу узнать и могу рассказать»

Темы для повторения

Цвет команды

Что такое имя существительное

Хочу узнать

Роль имени существительного в предложении

Могу рассказать

Сложные случаи правописания существительных

Выбор  формы урока

Выбор формы урока

Прием 5. Выберите форму урока Критерий Вид урока Традиционный, распространенный Беседа, лекция, опрос, урок-зачет (защита проекта), урок-консультация, теоретическое и практическое занятие Соревнование и игра Путешествие, конкурс, турнир, эстафета, интеллектуальный (лингвистический, математический и др.) бой, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина Форма работы, которая известна  в общественной практике Исследование, изобретательство, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия Нетрадиционный, нераспространенный Урок мудрости, урок-откровение

Прием 5. Выберите форму урока

Критерий

Вид урока

Традиционный, распространенный

Беседа, лекция, опрос, урок-зачет (защита проекта), урок-консультация, теоретическое и практическое занятие

Соревнование и игра

Путешествие, конкурс, турнир, эстафета, интеллектуальный (лингвистический, математический и др.) бой, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина

Форма работы, которая известна в общественной практике

Исследование, изобретательство, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия

Нетрадиционный, нераспространенный

Урок мудрости, урок-откровение

Прием 5. Выберите форму урока Критерий Вид урока Урок с опорой  на фантазию Урок-сказка, урок-сюрприз Урок-имитации деятельности учреждений  и организаций Суд, следствие, цирк Перенос в урок традиционных форм внеклассной работы КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» Урок, который похож  на публичные формы общения Пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал, дискуссия

Прием 5. Выберите форму урока

Критерий

Вид урока

Урок с опорой на фантазию

Урок-сказка, урок-сюрприз

Урок-имитации деятельности учреждений и организаций

Суд, следствие, цирк

Перенос в урок традиционных форм внеклассной работы

КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков»

Урок, который похож на публичные формы общения

Пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал, дискуссия

Пример о том, что сделать  на уроке-беседе Зачем нужен Что обязательно сделать Полезно проводить  и опрос,  и объяснение нового материала. Ученики отвечают на вопросы, придумывают  их сами и лучше разбираются  в теме Что сложного Характерная особенность – учащиеся принимают в уроке активное участие. Поэтому организуйте деятельность учеников так, чтобы они отвечали  на вопросы, делали самостоятельные выводы из демонстрационных опытов, объясняли явления. В начале урока проведите повторение  с целью проверить знания учащихся  и восстановить картину пройденного материала, чтобы перейти  к последующим вопросам Нужно тщательно подбирать вопросы  и предвидеть возможные варианты ответов на них. Беседа должна проходить живо  и непринужденно

Пример о том, что сделать на уроке-беседе

Зачем нужен

Что обязательно сделать

Полезно проводить и опрос, и объяснение нового материала. Ученики отвечают на вопросы, придумывают их сами и лучше разбираются в теме

Что сложного

Характерная особенность – учащиеся принимают в уроке активное участие. Поэтому организуйте деятельность учеников так, чтобы они отвечали на вопросы, делали самостоятельные выводы из демонстрационных опытов, объясняли явления.

В начале урока проведите повторение с целью проверить знания учащихся и восстановить картину пройденного материала, чтобы перейти к последующим вопросам

Нужно тщательно подбирать вопросы и предвидеть возможные варианты ответов на них.

Беседа должна проходить живо и непринужденно

Пример о том, что сделать  на уроке-игре Зачем нужен Что обязательно сделать Помогает преодолеть пассивность учеников.  Тренирует память, помогает учащимся развивать коммуникативную компетенцию. Что сложного Стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание  и познавательный интерес к предмету Игру можно использовать  при изучении любой темы,  если внести в урок элемент соревновательности  или предложить участникам войти в какую-то роль. Школьники могут выступать  в роли журналистов, актеров, писателей, исследователей  и даже продавцов Усилить работоспособность всех учеников. В составе команды каждый ученик должен отвечать  за весь коллектив, каждый должен быть заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый должен стремится как можно быстрее  и успешнее выполнить задание

Пример о том, что сделать на уроке-игре

Зачем нужен

Что обязательно сделать

Помогает преодолеть пассивность учеников. Тренирует память, помогает учащимся развивать коммуникативную компетенцию.

Что сложного

Стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету

Игру можно использовать при изучении любой темы, если внести в урок элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль.

Школьники могут выступать в роли журналистов, актеров, писателей, исследователей и даже продавцов

Усилить работоспособность всех учеников.

В составе команды каждый ученик должен отвечать за весь коллектив, каждый должен быть заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый должен стремится как можно быстрее и успешнее выполнить задание

Подбор содержания учебного материала

Подбор содержания учебного материала

Прием 6. Продумайте  содержание учебного материала Опора  на известное  и понятное знание Актуализация – обращение  к повседневным  и важным  для учащегося проблемам Доступность  в сочетании  с научностью Интрига –  нарастание интереса, развивающий характер знаний и способов действия Пролонгированность – знание имеет перспективу своего развития  и использования Занимательность – выстроенный  сценарий урока,  когда интерес ученика не понижается Принцип гештальта – каждый компонент знания ученик изучает как предъявление – освоение – закрепление – обобщение – рефлексию – переход  к следующему Метапредметная направленность

Прием 6. Продумайте содержание учебного материала

Опора на известное и понятное знание

Актуализация – обращение к повседневным и важным для учащегося проблемам

Доступность в сочетании с научностью

Интрига – нарастание интереса, развивающий характер знаний и способов действия

Пролонгированность – знание имеет перспективу своего развития и использования

Занимательность – выстроенный сценарий урока, когда интерес ученика не понижается

Принцип гештальта – каждый компонент знания ученик изучает как предъявление – освоение – закрепление – обобщение – рефлексию – переход к следующему

Метапредметная направленность

Метапредметная  карта урока Пример о том, как подготовить метапредметный урок Подготовить метапредметный урок поможет метапредметная карта урока Этапы урока … УУД, которое осваивают обучающиеся  и уровень освоения Ориентировочная основа действия освоения УУД Деятельность учащихся Деятельность учителя

Метапредметная карта урока

Пример о том, как подготовить метапредметный урок

Подготовить метапредметный урок поможет метапредметная карта урока

Этапы урока

УУД, которое осваивают обучающиеся и уровень освоения

Ориентировочная основа действия освоения УУД

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность  на уроке

Деятельность на уроке

Прием 7. Грамотно организуйте деятельность учеников на уроке Использование активных методов обучения, новых технологий Напряженность деятельности,  темп урока Вариативность видов деятельности учащихся Включение учащихся  в процесс выработки нового знания (исследовательс-кий метод) Продуктивность обучения (ученик получает осознаваемые  и материальные продукты деятельности  на уроке) Уровень самостоятель-ности учащихся  на уроке Включение учащихся  в коллективные, групповые виды работы Внутриклассная дифференциация, внимание учителя к отдельным учащимся

Прием 7. Грамотно организуйте деятельность учеников на уроке

Использование активных методов обучения, новых технологий

Напряженность деятельности, темп урока

Вариативность видов деятельности учащихся

Включение учащихся в процесс выработки нового знания (исследовательс-кий метод)

Продуктивность обучения (ученик получает осознаваемые и материальные продукты деятельности на уроке)

Уровень самостоятель-ности учащихся на уроке

Включение учащихся в коллективные, групповые виды работы

Внутриклассная дифференциация, внимание учителя к отдельным учащимся

Пример урока  постановки учебной задачи Этапы урока Содержание этапов Учитель создает ситуацию успеха Комментарий Учащиеся демонстрируют, что владеют способом действий, который освоили ранее. Задания: ответить на вопросы, использовать способ решить задачу Учитель создает ситуацию разрыва Учитель ставит перед учениками конкретную практическую задачу, которую нельзя решить способом, освоенным ранее. Это ситуация разрыва. Наиболее трудный тип уроков, потому что ученики переходят к новому способу действий. Этап фиксации места разрыва в знаково-символической форме учитель проходит осторожно. Задача похожа на старую, но старый способ ее решить не срабатывает Он подбирает слова, чтобы случайно не подсказать ответ. Педагог подсказывает учащимся лишь нужное направление мысли

Пример урока постановки учебной задачи

Этапы урока

Содержание этапов

Учитель создает ситуацию успеха

Комментарий

Учащиеся демонстрируют, что владеют способом действий, который освоили ранее. Задания: ответить на вопросы, использовать способ решить задачу

Учитель создает ситуацию разрыва

Учитель ставит перед учениками конкретную практическую задачу, которую нельзя решить способом, освоенным ранее. Это ситуация разрыва.

Наиболее трудный тип уроков, потому что ученики переходят к новому способу действий. Этап фиксации места разрыва в знаково-символической форме учитель проходит осторожно.

Задача похожа на старую, но старый способ ее решить не срабатывает

Он подбирает слова, чтобы случайно не подсказать ответ. Педагог подсказывает учащимся лишь нужное направление мысли

Пример урока  постановки учебной задачи Этапы урока Содержание этапов Педагог фиксирует место разрыва в знаково-символической форме Комментарии Учитель обеспечивает инструменты, которые помогут фиксировать место разрыва в знаково-символической форме – это схемы, модели, таблицы, то есть знаково-символические средства Ученики и учитель формулируют учебную задачу Цель урока – выделить задачу, организовать предметные действия и диалог учащихся так, чтобы они задачу «увидели». Ученики сопоставляют цель и итог урока. Итог урока – формулирование задачи. Учитель не формулирует задачу. Это делают только учащиеся Этап постановки учебной задачи может занимать 10–15 минут урока, или целый урок, либо несколько уроков. Учащиеся под руководством учителя должны пройти все этапы

Пример урока постановки учебной задачи

Этапы урока

Содержание этапов

Педагог фиксирует место разрыва в знаково-символической форме

Комментарии

Учитель обеспечивает инструменты, которые помогут фиксировать место разрыва в знаково-символической форме – это схемы, модели, таблицы, то есть знаково-символические средства

Ученики и учитель формулируют учебную задачу

Цель урока – выделить задачу, организовать предметные действия и диалог учащихся так, чтобы они задачу «увидели». Ученики сопоставляют цель и итог урока. Итог урока – формулирование задачи. Учитель не формулирует задачу. Это делают только учащиеся

Этап постановки учебной задачи может занимать 10–15 минут урока, или целый урок, либо несколько уроков. Учащиеся под руководством учителя должны пройти все этапы

Пример урока  решения учебной задачи Этапы урока Содержание этапов Учащиеся и учитель анализируют условия решения задачи Комментарии На предыдущем уроке педагог столкнул школьников с необходимостью овладеть новым способом действия. Теперь учитель организует общеклассную дискуссию, в ходе которой ученики формулируют условия решения задачи. Ученики решают задание в группе. Учитель организует совместные действия учащихся внутри группы и между группами Решить учебную задачу – отыскать общий способ решения частных задач данного типа. Педагог включается в решение задачи на равных с учениками

Пример урока решения учебной задачи

Этапы урока

Содержание этапов

Учащиеся и учитель анализируют условия решения задачи

Комментарии

На предыдущем уроке педагог столкнул школьников с необходимостью овладеть новым способом действия. Теперь учитель организует общеклассную дискуссию, в ходе которой ученики формулируют условия решения задачи.

Ученики решают задание в группе. Учитель организует совместные действия учащихся внутри группы и между группами

Решить учебную задачу – отыскать общий способ решения частных задач данного типа. Педагог включается в решение задачи на равных с учениками

Пример урока  решения учебной задачи Этапы урока Содержание этапов Учащиеся конструируют новый способ действия Комментарии Ученики обсуждают способы действий, сравнивают несовпадающие точки зрения. Педагог обеспечивает участие каждого ученика в совместных действиях. Учитель создает условия, чтобы ученики свободно высказали свое мнение. Учитель фиксирует все гипотезы и относится ко всем версиям как к имеющим право на существование Заранее придумывает, в какой форме фиксировать гипотезы учеников

Пример урока решения учебной задачи

Этапы урока

Содержание этапов

Учащиеся конструируют новый способ действия

Комментарии

Ученики обсуждают способы действий, сравнивают несовпадающие точки зрения.

Педагог обеспечивает участие каждого ученика в совместных действиях.

Учитель создает условия, чтобы ученики свободно высказали свое мнение.

Учитель фиксирует все гипотезы и относится ко всем версиям как к имеющим право на существование

Заранее придумывает, в какой форме фиксировать гипотезы учеников

Пример урока моделирования  и преобразования модели Этапы урока Содержание этапов Учащиеся преобразуют условия задачи Комментарии Модель – это рисунок или схема, которые фиксируют общие характеристики предмета для его исследования Учитель организует моделирование На модели отрабатывают этапы работы над текстовой задачей, например по математике. Моделирование – средство решения задачи. Ученик работает с моделью, реализует действие с реальными предметами, которое теперь уже способен выполнить в умственном плане Или на литературе: отношения между частями текста – композицию, отношения между героями. Если ученик решил задачу на практике,  то модель он строит после всех действий,  чтобы осмыслить их

Пример урока моделирования и преобразования модели

Этапы урока

Содержание этапов

Учащиеся преобразуют условия задачи

Комментарии

Модель – это рисунок или схема, которые фиксируют общие характеристики предмета для его исследования

Учитель организует моделирование

На модели отрабатывают этапы работы над текстовой задачей, например по математике.

Моделирование – средство решения задачи. Ученик работает с моделью, реализует действие с реальными предметами, которое теперь уже способен выполнить в умственном плане

Или на литературе: отношения между частями текста – композицию, отношения между героями. Если ученик решил задачу на практике, то модель он строит после всех действий, чтобы осмыслить их

Пример урока моделирования  и преобразования модели Этапы урока Содержание этапов Учитель и ученики преобразуют модель Комментарии Ученик анализирует модель и добавляет недостающие элементы. Понять, чего не хватает в модели, помогает учитель. Педагог мотивирует построение модели вопросами: – как ты это делал? См. предыдущий слайд – как бы ты научил других?

Пример урока моделирования и преобразования модели

Этапы урока

Содержание этапов

Учитель и ученики преобразуют модель

Комментарии

Ученик анализирует модель и добавляет недостающие элементы. Понять, чего не хватает в модели, помогает учитель. Педагог мотивирует построение модели вопросами:

– как ты это делал?

См. предыдущий слайд

– как бы ты научил других?

Рефлексия  на уроке

Рефлексия на уроке

Прием 8. Организуйте рефлексию на уроке Рефлексия эмоционального состояния Рефлексия деятельности Рефлексия результатов Создание ситуаций рефлексии по ходу урока Организация общего обсуждения урока

Прием 8. Организуйте рефлексию на уроке

Рефлексия эмоционального состояния

Рефлексия деятельности

Рефлексия результатов

Создание ситуаций рефлексии по ходу урока

Организация общего обсуждения урока

Пример рефлексии  дятельности На уроке ученики работали в группах, а урок включал три важных этапа.  Вы предлагаете оценить вклад каждого члена группы на этапах. Группа школьников проставляет в карте рефлексии оценку от 1 до 5 в колонке I, II или III. Вы не пишите в карте фамилию и имя ученика – это снижает дискомфорт от того, что все видят низкие оценки ученика. Пример заполненной карты рефлексии «Я и МЫ» Ф.И. членов группы закрасить карандашом того цвета, который участник выбрал при распределении на группы Этапы урока I II 4 III 5 4 3 2 5 4 5 1

Пример рефлексии дятельности

На уроке ученики работали в группах, а урок включал три важных этапа. Вы предлагаете оценить вклад каждого члена группы на этапах. Группа школьников проставляет в карте рефлексии оценку от 1 до 5 в колонке I, II или III. Вы не пишите в карте фамилию и имя ученика – это снижает дискомфорт от того, что все видят низкие оценки ученика.

Пример заполненной карты рефлексии «Я и МЫ»

Ф.И. членов группы закрасить карандашом того цвета,

который участник выбрал при распределении на группы

Этапы урока

I

II

4

III

5

4

3

2

5

4

5

1

Пример рефлексии  дятельности После того, как группы заполнили карту рефлексии «Я и МЫ», вы предлагаете заполнить такую карту каждому ученику (самооценка), экспертам-наблюдателям на уроке и заполняете сами. Потом вы все оценки сводите в итоговую карту рефлексии и показываете ее классу. После урока можете обсудить результаты  с каждым учеником. Пример заполненной итоговой карты рефлексии «Я и МЫ» Группа № 1 Цвет, Оценка команды который обозначает Оценка экспертов 5  ученика в группе 4 4 Оценка учителя 3 4 Самооценка 5 4 4 5 3 5 4

Пример рефлексии дятельности

После того, как группы заполнили карту рефлексии «Я и МЫ», вы предлагаете заполнить такую карту каждому ученику (самооценка), экспертам-наблюдателям на уроке и заполняете сами. Потом вы все оценки сводите в итоговую карту рефлексии и показываете ее классу. После урока можете обсудить результаты с каждым учеником.

Пример заполненной итоговой карты рефлексии «Я и МЫ»

Группа

№ 1

Цвет,

Оценка команды

который обозначает

Оценка экспертов

5

ученика в группе

4

4

Оценка учителя

3

4

Самооценка

5

4

4

5

3

5

4

Пример рефлексии по ходу урока – инсерт Инсерт означает интерактивную систему записи  для эффективного чтения и размышления.  Вы планируете лекцию на уроке. На 1-м этапе предложите ученикам маркировать текст, чтобы разделить информацию следующим образом: «галочка» – известная информация; «минус» – противоречит представлениям учеников; «плюс» – интересное и неожиданное; «вопросительный знак» – что-то неясно, надо узнать больше

Пример рефлексии по ходу урока – инсерт

Инсерт означает интерактивную систему записи для эффективного чтения и размышления. 

Вы планируете лекцию на уроке. На 1-м этапе предложите ученикам маркировать текст, чтобы разделить информацию следующим образом:

  • «галочка» – известная информация;
  • «минус» – противоречит представлениям учеников;
  • «плюс» – интересное и неожиданное;
  • «вопросительный знак» – что-то неясно, надо узнать больше
Пример рефлексии по ходу урока – инсерт На 2-м этапе ученики в ходе лекции вписывают ее фрагменты  в определенные графы таблицы с соответствующим значком. На 3-м этапе происходит последовательное обсуждение содержания каждой графы таблицы. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Таблица для записи лекции  + Я это  уже знал – Это новые  сведения ? Это противоречит тому, что я знал Я хочу узнать  об этом

Пример рефлексии по ходу урока – инсерт

На 2-м этапе ученики в ходе лекции вписывают ее фрагменты в определенные графы таблицы с соответствующим значком. На 3-м этапе происходит последовательное обсуждение содержания каждой графы таблицы. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Таблица для записи лекции

+

Я это уже знал

Это новые сведения

?

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу узнать об этом

Пример рефлексии по ходу урока – трехчастный дневник «Трехчастные дневники» (автор Черил Форбс) Запись идей или цитат на лекции Комментарий Мои собственные размышления по теме Письмо к учителю

Пример рефлексии по ходу урока – трехчастный дневник

«Трехчастные дневники» (автор Черил Форбс)

Запись идей или цитат на лекции

Комментарий

Мои собственные размышления по теме

Письмо к учителю

Пример рефлексии по ходу урока – трехчастный дневник В разделе «Фиксация идей или цитат» в таблице на предыдущем слайде записываются фрагменты лекции, которые вызвали наибольший интерес, произвели наибольшее впечатление. В разделе «Комментарий» – объяснение причин (Что заставило меня обратить внимание на эту идею или записать именно эту цитату?  Какой вопрос возник в связи с этим?), по которым фрагмент лекции заинтересовал ученика. В письме к учителю школьник может представить информацию  о накопившихся вопросах, сформулировать особо актуальные проблемы, которые его интересуют

Пример рефлексии по ходу урока – трехчастный дневник

В разделе «Фиксация идей или цитат» в таблице на предыдущем слайде записываются фрагменты лекции, которые вызвали наибольший интерес, произвели наибольшее впечатление.

В разделе «Комментарий» – объяснение причин (Что заставило

меня обратить внимание на эту идею или записать именно эту цитату? Какой вопрос возник в связи с этим?), по которым фрагмент лекции заинтересовал ученика.

В письме к учителю школьник может представить информацию о накопившихся вопросах, сформулировать особо актуальные проблемы, которые его интересуют

Пример рефлексии по ходу урока –  бортовой журнал Во время лекции ученик заполняет таблицу – бортовой журнал. Форма для бортового журнала Ключевые понятия Рисунки и схемы

Пример рефлексии по ходу урока – бортовой журнал

Во время лекции ученик заполняет таблицу – бортовой журнал.

Форма для бортового журнала

Ключевые понятия

Рисунки и схемы

Контроль и оценка деятельности учеников

Контроль и оценка деятельности учеников

Прием 9. Используйте разные формы оценивания и контроля

Прием 9. Используйте разные формы оценивания и контроля

Примеры формирующего оценивания после урока Индекс-карточки Пятиминутное эссе Недельный отчет

Примеры формирующего оценивания после урока

Индекс-карточки

Пятиминутное эссе

Недельный отчет

Индекс-карточки Сторона 1 Сторона 2 Вы и ваши ученики (во время самооценки) оцениваете предметные результаты. Цель – анализ трудностей, которые возникли у обучающихся  в результате изучения темы; повторение материала, необходимого для дополнительного объяснения, закрепления Перечень основных идей изученного материала Вопросы Обобщение идей Цель вопросов –понять трудности  в изученной теме

Индекс-карточки

Сторона 1

Сторона 2

Вы и ваши ученики (во время самооценки) оцениваете предметные результаты.

Цель – анализ трудностей, которые возникли у обучающихся в результате изучения темы; повторение материала, необходимого для дополнительного объяснения, закрепления

Перечень основных идей изученного материала

Вопросы

Обобщение идей

Цель вопросов –понять трудности в изученной теме

Пятиминутное эссе Что самое главное  я узнал сегодня  на уроке? Вы и ваши ученики оцениваете предметные результаты. Цель – анализ трудностей, которые возникли у обучающихся  в результате изучения темы; повторение материала, необходимого для дополнительного объяснения, закрепления Вопросы, на которые  ученик  отвечает в эссе Какой материал  я так и не понял?

Пятиминутное эссе

Что самое главное я узнал сегодня на уроке?

Вы и ваши ученики оцениваете предметные результаты.

Цель – анализ трудностей, которые возникли у обучающихся в результате изучения темы; повторение материала, необходимого для дополнительного объяснения, закрепления

Вопросы,

на которые ученик отвечает в эссе

Какой материал я так и не понял?

Недельный отчет Вопрос 1 Вы и учащиеся (во время самооценки) оцениваете метапредметные  и предметные результаты. Вы узнаете о затруднениях  и ошибочных понятиях, сформированных  у учеников; получаете полезную обратную связь и реорганизуете содержание курса; лучше понимаете, как учащийся осознает собственную учебную деятельность Чему я научился за эту неделю? Вопрос 2 Какой изученный материал остался неясным? Вопрос 3 Какие вопросы  я задал бы одноклассникам, чтобы проверить понимание темы?

Недельный отчет

Вопрос 1

Вы и учащиеся (во время самооценки) оцениваете метапредметные и предметные результаты.

Вы узнаете о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников; получаете полезную обратную связь и реорганизуете содержание курса; лучше понимаете, как учащийся осознает собственную учебную деятельность

Чему я научился за эту неделю?

Вопрос 2

Какой изученный материал остался неясным?

Вопрос 3

Какие вопросы я задал бы одноклассникам, чтобы проверить понимание темы?

Примеры формирующего оценивания на уроке Сигналы рукой Светофор  Поиск ошибок

Примеры формирующего оценивания на уроке

Сигналы рукой

Светофор

Поиск ошибок

Понимаю и могу объяснить Все еще не понимаю Не уверен, что понимаю правильно Сигналы рукой Учитель предлагает обучающимся показывать сигналы рукой, которые обозначают понимание или непонимание изучаемого материала. Учитель и учащиеся (во время самооценки) оценивают метапредметные и предметные результаты

Понимаю и могу объяснить

Все еще не понимаю

Не уверен, что понимаю правильно

Сигналы рукой

Учитель предлагает обучающимся показывать сигналы рукой, которые обозначают понимание или непонимание изучаемого материала.

Учитель и учащиеся (во время самооценки) оценивают метапредметные и предметные результаты

Светофор Зеленая карточка – «ПОНИМАЮ» Желтая  карточка –  «ЕСТЬ ВОПРОСЫ» Красная карточка –  «НЕ ПОНИМАЮ»

Светофор

Зеленая карточка – «ПОНИМАЮ»

Желтая карточка – «ЕСТЬ ВОПРОСЫ»

Красная карточка – «НЕ ПОНИМАЮ»

Поиск ошибок Учитель Ученики Придумывает задание  с ошибками. Предлагает ученикам исправить ошибки и объяснить свою точку зрения Придумывает задание  с ошибками. Предлагает ученикам исправить ошибки и объяснить свою точку зрения Ищут ошибки  в заданиях. Выполняют работу устно или письменно. Аргументируют ответ Ищут ошибки  в заданиях. Выполняют работу устно или письменно. Аргументируют ответ

Поиск ошибок

Учитель

Ученики

  • Придумывает задание с ошибками. Предлагает ученикам исправить ошибки и объяснить свою точку зрения
  • Придумывает задание с ошибками.
  • Предлагает ученикам исправить ошибки и объяснить свою точку зрения
  • Ищут ошибки в заданиях. Выполняют работу устно или письменно. Аргументируют ответ
  • Ищут ошибки в заданиях.
  • Выполняют работу устно или письменно.
  • Аргументируют ответ
Домашнее  задание

Домашнее задание

Прием 10. Планируйте объем  и оценку домашнего задания Определите критерии оценки домашнего задания Сошлитесь  на опыт, полученный  в ходе урока, который поможет выполнить домашнее задание Объясните, почему полезно  и важно выполнить именно это домашнее задание Соблюдайте требования СанПиН

Прием 10. Планируйте объем и оценку домашнего задания

Определите критерии оценки домашнего задания

Сошлитесь на опыт, полученный в ходе урока, который поможет выполнить домашнее задание

Объясните, почему полезно и важно выполнить именно это домашнее задание

Соблюдайте требования СанПиН

Пример-схема  с требованиями СанПиН ВАЖНО! Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах) 2–3 класс 4–5 класс 6–8 класс 9–11 класс 1,5 часа 2 часа 2,5 часа 3,5 часа

Пример-схема с требованиями СанПиН

ВАЖНО! Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах)

2–3 класс

4–5 класс

6–8 класс

9–11 класс

1,5 часа

2 часа

2,5 часа

3,5 часа

Эмоциональный фон урока

Эмоциональный фон урока

Прием 11. Налаживайте психологический контакт Эмоциональность учителя Юмор учителя Создание ситуаций поддержки, успеха  для отдельных учащихся Внимание учителя  к учащимся Психологический контакт на уроке Создание ситуаций свободного общения  в учебной деятельности Использование физкультминутки  для физической  и эмоциональной разрядки Обращение учителя  к учащимся Проявление учащимися интереса к уроку

Прием 11. Налаживайте психологический контакт

Эмоциональность учителя

Юмор учителя

Создание ситуаций поддержки, успеха для отдельных учащихся

Внимание учителя к учащимся

Психологический контакт на уроке

Создание ситуаций свободного общения в учебной деятельности

Использование физкультминутки для физической и эмоциональной разрядки

Обращение учителя к учащимся

Проявление учащимися интереса к уроку

Прием последний –  просто любите детей!  Независимо от того, кто ваш ученик – отличник  или троечник, просто любите его таким,  какой он есть!!!...

Прием последний – просто любите детей! Независимо от того, кто ваш ученик – отличник или троечник, просто любите его таким, какой он есть!!!...

Приемы, которые помогут повысить мотивацию учеников к обучению Белоногова Л.А. МБОУ «Березовская ООШ»

Приемы, которые помогут повысить мотивацию учеников к обучению

Белоногова Л.А. МБОУ «Березовская ООШ»