Методическая разработка раздела
"Вокальные упражнения в детском хоровом коллективе”
Возраст обучающихся: с 6 лет
Срок обучения: 7 лет
д. Быстрая
Содержание
Пояснительная записка ……….……………………………………..... 3 стр.
Цели и задачи ………………………………………………………....... 4 стр.
Ожидаемые результаты ……………………………………………....... 5 стр.
Возрастные особенности развития детского голоса …………............. 6 стр.
Возрастные и психолого-педагогические особенности учащихся ….... 8 стр.
Этапы обучения …...................................................…………………..... 11 стр.
Младший хор и ожидаемые результаты...............................................11 стр.
Средний хор и ожидаемые результаты…........................................... 12 стр.
Старший хор и ожидаемые результаты ….......................................... 13 стр.
Методы и формы обучения.....................................................................…16 стр.
Система знаний и деятельности ………………………………....………17 стр.
Пояснительная записка Актуальность данной работы обусловлена тем, что музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. Но в реальной педагогической практике общего образования, в целом, и начального, в частности, музыкальному воспитанию уделяется неоправданно мало внимания. Хотя именно в этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память (Н.А. Ветлугина), закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этой проблемы возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Занятия по обучению пению состоят из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование).
Объект:
Детский хоровой коллектив Центра детского творчества г.Заволжье.
Предмет:
Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков.
Цель:
Развитие творческих способностей воспитанников посредством вокального исполнительства и их социализация
Задачи:
I. Образовательная:
Приобрести знания, умения и навыки для дальнейшей самостоятельной музыкально-творческой деятельности.
II. Развивающая:
Развить познавательный интерес, социальную и творческую активность воспитанников.
III. Воспитательная:
Воспитание любви к музыке через общение с искусством, формирование положительных нравственных качеств и духовной культуры.
Ожидаемые результаты:
Знания:
Нотной грамоты;
Строения голосового аппарата;
Принципы организации дыхания, значение и расположение резонаторов;
Возрастные изменения и охрана голоса.
Умения:
Петь по хоровым партиям;
Самостоятельно анализировать движение мелодической линии и ритмического рисунка;
Слышать свой голос и одновременно все хоровые партии;
Творчески подходить к созданию работы;
Организовать самоконтроль и оценивать себя.
Развитие способностей:
развитие музыкального и вокального слуха;
развитие чувства ритма и памяти;
постановка голоса;
развитие активного творческого мышления;
развитие художественного и эстетического вкуса.
Принципы обучения:
доступности содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения, обучение пению по нотам всех детей без исключения;
последовательности и систематичности изложения;
принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов мыследеятельности; единства художественного и технического развития учащихся, оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм организации педагогического процесса.
Возрастные особенности развития детского голоса
Вокально-хоровая работа в детском хоре проводится в соответствии с психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп, каждая из которых имеет свои отличительные черты в механизме голосообразования.
В целом детские голоса отличаются легкостью, прозрачностью, звонкостью и нежностью звука.
Различают три этапа развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа.
7-10 лет. Голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми1 – ля2. тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя – добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.
11-13 лет, предмутационный период. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон си(м)– до2.
У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу
3.13-15лет, мутационный (переходный) период. Совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. В зависимости от возраста дыхание видоизменяется. Обучение пению способствует выработке широкого, более редкого дыхания, на более длинные фразы. Это происходит постепенно, при соответствующей работе.
Внимание хормейстера должно быть постоянно направлено на певческое дыхание, естественное, глубокое и ровное. Именно правильно, постепенно взятое дыхание способствует выработке опоры при дыхании, умению распространить дыхание на всю исполняемую фразу.
Возрастные, психолого-педагогические особенности учащихся.
Данный раздел образовательной программы составлен на основе знаний возрастных, психолого-педагогических и физических особенностей детей. Он рассчитан на работу с детьми от 7 до 16 лет.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
(7 – 10 лет).
Социальная ситуация развития - ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю.
Ведущая деятельность и ее характеристика – учебная. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников.
Познавательное развитие в этом возрасте - Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.
4. Личностное развитие и развитие самосознания - Ребенок изо всех сил старается преодолеть все встающие на пути преграды. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.
Психологическая характеристика подросткового возраста
(от 9-11 до 14-15 лет)
Социальная ситуация развития - специфика заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.
Познавательное развитие в этом возрасте - познавательное развитие подростков может натолкнуться на некоторые препятствия, ведь это кризисный период для личности ребенка. В этот период, как правило, интерес к учебе, саморазвитию несколько ослабевает.
Социальное развитие - общая мотивация подростка смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению.
Продолжительность обучения рассчитана на 5 – 7 лет.
Программа рассчитана на 3 этапа обучения:
• 1 этап — младший хор (7 - 8 лет )
• 2 этап — средний хор (9-10 лет)
• 3 этап — старший хор (11 — 16 лет)
Этап обучения | Название этапа | Количество занятий в неделю | Количество часов |
1 этап | Младший хор | 2 | 4 |
2 этап | Средний хор | 3 | 6 |
3 этап | Старший хор | 3 | 6 |
Занятия по данному разделу на 1-ом этапе обучения предполагают основным направлением - игру и творчество. Задача педагога – сохранить единство игры, труда и творчества, т. к. оно позволяет пробуждать и развивать детскую фантазию. Таким образом, искусство, фантазия превращают обучение в творческий поиск.
На 2-ом и 3-ем этапах занятия по разделу носят развивающий характер. Педагогом используются интегрированные занятия комплексного характера, в которых репродуктивная деятельность переходит в частично-поисковую, самостоятельную работу с помощью педагога. Они направлены на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и творческих способностей, обеспечивают стремление к самоутверждению, самооценке, установлению взаимодействия с окружающей средой. В разделе используется введение проблемной ситуации, как средства активной познавательной деятельности учащихся.
Работа педагога с учениками строится на взаимосотрудничестве на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. В коллективе популяризируются даже незначительные успехи в исследовательской деятельности.
Этапы обучения
Младший хор (7 – 8 лет)
Задача педагога:
Пробудить интерес к пению;
Заложить основы вокальной техники посредством исполнения вокальных упражнений;
Учитывать вокальные, слуховые и психологические особенности каждого певца;
Применение индивидуального подхода.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМА | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ОБЩЕЕ |
Вокальные упражнения | | | |
1) на развитие певческого дыхания | | | |
2) на правильную артикуляцию | | | |
3) на расширение певческого диапазона | | | |
на чистоту интонации | | | |
Элементы хорового сольфеджирования: лад, тоника | | | |
Итого | 2 | 10 | 12 |
Вокальные упражнения:
- Вокальные упражнения на одной ноте – организуют хоровое звучание, создают строй и унисон, воспитывают навык цепного дыхания.
- Разучивание попевок народного характера для развития дыхания, ровности звучания, организации атаки звука и опоры.
- Разучивание скороговорок для активации артикуляционного аппарата и выработки чёткой дикции.
Ожидаемые результаты:
Приобретение навыка певческого дыхания, умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе;
Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от до¹ - ре² октавы.
Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки.
Расширение диапазона до¹ - ре²;
Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка.
Средний хор (9 – 10 лет)
Задача педагога:
закрепление и углубление вокально – хоровых навыков;
обучение пению по хоровым партиям.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМА | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ОБЩЕЕ |
Вокальные упражнения | | | |
а) на развитие певческого дыхания | | | |
б) на правильную артикуляцию и дикцию | | | |
в) на расширение певческого диапазона | | | |
г) на правильное звукообразование | | | |
д) на сглаживание регистров | | | |
е) штрихи, staccato, legato | | | |
ж) двухголосие – каноны | | | |
Итого | 4 | 12 | 16 |
Вокальные упражнения:
укрепляющие навык певческого дыхания, звукообразования и приемы артикуляции;
секвенционные упражнения, сглаживающие регистры;
использование разных штрихов, уравновешивающих нагрузки на голосовой аппарат;
пение интервальных и гармонических последовательностей, развивающих навык многоголосия;
ритмические упражнения;
сольфеджирование хоровых партий.
Ожидаемые результаты:
закрепление навыка певческого дыхания;
освоение приема цепного дыхания;
расширение диапазона сим – ми2;
нефорсированное пение;
двухголосие с сопровождением и без сопровождения;
горизонтальный и вертикальный строй.
Старший хор (11 – 16 лет)
Задача педагога:
закрепление всех вокально-хоровых навыков;
дальнейшее совершенствование исполнительского мастерства;
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМА | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ОБЩЕЕ |
Вокальные упражнения | | | |
а) на развитие певческого дыхания | | | |
б) на цепное дыхание | | | |
в) на формирование подвижности голоса | | | |
г) пение закрытым ртом | | | |
д) на регулирование подачи дыхания | | | |
е) на четкость дикции | | | |
ж) на 2-х, 3-х, 4-х голосие | | | |
Итого | 2 | 8 | 10 |
Вокальные упражнения:
Упражнения располагаются в таком порядке, чтобы каждое последующее совершенствовало уже приобретенные навыки и постепенно развивало новые. Упражнения необходимо варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей голосообразования учащихся. Это может проявиться в выборе гласных и согласных.
Ожидаемые результаты:
владение певческим дыханием;
владение принципами звукообразования и звуковедения (атака, позиция, штрихи);
умение пользоваться резонаторами;
развитый вокальный слух, умение слышать и исправлять вокальные недостатки;
2-х, 3-х, 4-х голосное пение с сопровождением и без сопровождения;
Слуховое внимание и самоконтроль;
Ансамбль – интонационный, ритмический, динамический, тембровый;
Пение по хоровым партитурам.
График накопления детьми знаний и умений в процессе обучения по данному разделу.
Формы и методы контроля:
Для определения ожидаемого результата в ходе работы проводится промежуточный и итоговый контроль результатов деятельности учащихся.
Промежуточный контроль:
фронтальная и индивидуальная беседа;
выполнение дифференцирующих практических заданий различных уровней сложности;
сдача хоровых партий;
игровые формы контроля (викторина, игра «Угадай мелодию»...);
участие во внутришкольных, городских и районных мероприятиях.
Итоговый контроль:
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за время обучения в творческом объединении.
Контроль помогает определить эффективность обучения по данному разделу, внести изменения в учебный процесс. Позволяет детям увидеть результаты своего труда, выявить одаренных детей, создает хороший психологический климат в коллективе. При помощи контроля педагог может выявить недостатки в своей работе и найти пути их устранения.
Преподаватель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу.
Методы и формы обучения.
В разделе используется спиральный метод обучения. Каждое последующее занятие является логическим продолжением и дополнением предыдущего и одновременно определенным этапом в формировании у школьников практических умений владения вокально — хоровыми навыками.
Начиная с интонирования на 4-х, 5-ти нотах и крикливого «пения», дети заканчивают по этому разделу грамотными и опытными певцами.
Для более эффективной реализации раздела педагогом используются различные формы занятий. Прежде всего, это занятия по группам. Групповые занятия помогают освоить детям теоретический материал, формировать определенные умения и навыки в области хорового пения.
Также проводятся сводные репетиции, которые дают возможность совершенствовать исполнительское мастерство.
По дидактическим целям и задачам обучения, занятия делятся на следующие виды:
занятие — знакомство с основами хоровой культуры, с нотной грамотой и т. д. (занятие освоения и первичного закрепления теоретического материала);
занятие — практическая работа, задание, упражнение (занятие освоения практических умений и навыков);
занятие — викторина, конкурс, концерт (занятие контроля и оценки полученных детьми знаний, умений и навыков);
занятие — беседа, игра, творческая встреча (занятие решения воспитательных задач).
Главным критерием отбора методов обучения является: эффективность и продуктивность; сообразность намеченным целям и задачам обучения; доступность для детей, для развития их творческих способностей.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный рассказ;
- беседы;
- работа с нотами;
- демонстрация;
- упражнение;
- практические работы репродуктивного и творческого характера;
- методы мотивации и стимулирования;
- обучающий контроль, взаимоконтроль и самоконтроль;
- познавательная игра;
- проблемно-поисковый метод;
- ситуационный;
- экскурсии.
Система знаний и деятельности.
Для решения задач данного раздела требуется использование знаний и умений по другим учебным дисциплинам: сольфеджио, фортепиано, эстрадный вокал, музыкальная литература.
Эти межпредметные связи проходят как сопутствующие — они углубляют и развивают деятельность учащихся.
Сольфеджио — нотная грамота, лад, тональность, интервалы, аккорды и т. д.
Фортепиано — умение грамотно воспроизвести на инструменте мелодическую лини хоровой партии.
Музыкальная литература — знакомство с творчеством композиторов, анализ хоровых произведений.
Эстрадный вокал — знать разницу между хоровым и эстрадным звукообразованием, уметь применить на практике.
Педагогом используются знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии.
Познавательская деятельность.
Учитывая психологические особенности детей для успешного усвоения основ вокально-хоровых навыков, занятия по данному разделу должны вызывать у детей устойчивый эмоциональный интерес к приобретению знаний.
Для создания эмоционального интереса педагог использует целый спектр методических приемов:
- наглядность;
- художественное слово;
- технические средства;
- игра и пр.
Значительно сложнее обеспечить два других компонента познавательного интереса: содержательный и волевой.
Формированию волевого компонента познавательной деятельности способствует самостоятельная работа учащихся. С целью развития инициативного познания педагогом постепенно увеличивается доля самостоятельности в любых видах заданий. Познавая мир, дети осваивают много разнообразных терминов и понятий. Их значение, как правило, узнают либо из книг, либо от педагога, поэтому преподаватель стремится приучить детей к самостоятельному поиску ответа на интересующий вопрос.
В разделе для развития познавательной деятельности педагог использует:
Дидактическую игру, в процессе которой систематизируются знания детей, они учатся действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры.
В игре ребенок не опасается сказать что-то не так (ведь это говорит его герой), признаться в своей неосведомленности, задать вопрос, попросить о помощи.
Логические задачи, при решении которых стимулируется мыслительная деятельность.
По этому поводу сказал Б. Паскаль: «Опираться можно только на то, что сопротивляется».
3. Творческие задания, которые с удовольствием выполняют учащиеся. Этот вид работы позволяет ребенку сочинять, воображать, преобразовывать образы окружающего мира.
Уроки творчества предполагают использование упражнений, развивающих воображение, формирующих необходимые творческой личности умения моделировать, конструировать, быть инициативным в создании нового. Можно использовать такой вид творческих заданий, как творческое рассказывание.
В ходе познавательской деятельности происходит обобщение и осмысление детьми материала.
Преобразующая деятельность - преобразование внутреннего мира ребенка, становление развития личности в человеческой индивидуальности. То, что можно назвать внутренней работой души, в конечном этапе находит свое проявление в реальной жизни, в реальных поступках. Под воздействием воспитательного процесса в объединении “Хоровое пение” меняется форма поведения ребенка в обществе, его культура поведения.
Показатели продуктивного характера преобразовательной деятельности - частично-поисковая и игровая деятельность. В конце обучения по разделу, в условиях меняющейся ситуации, ребенок сможет действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений. Будет способен к приобретению творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений.
Общеучебная деятельность.
Для организации успешной деятельности необходимо иметь хоровой класс для занятия по группам и актовый зал для проведения сводных репетиций и мероприятий.
Учитывая специфику работы в этих помещениях должны находиться музыкальные инструменты (фортепиано, рояль), музыкальный центр (для занятий в классе) и звуковая аппаратура (для озвучивания репетиций и мероприятий в актовом зале).
В распоряжении педагога должны находиться методический и нотный материал, медиатека, а также раздаточный материал для учащихся.
Обучаясь в коллективе «Хоровое пение» ученики приобретают навыки общения — умение вести диалог, слушать и задавать вопросы, также дети учат детей, т.к. в хоре идет поступенный переход из одной возрастной группы в другую. Старшие дети учат младших, т.е. используется метод взаимообучения.
Самоорганизующая деятельность.
Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он полнее, тем меньше должен быть контроль со стороны педагога, иначе такое управление будет подавлять самодеятельность обучающегося, тормозить его развитие.
В процессе обучения дети учатся самостоятельно ставить перед собой цель, планировать свою деятельность. Умеют проводить анализ результатов выполнения работы, анализируют свою деятельность.
23