Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Саткинский медицинский техникум»
Методическая разработка
семинарско - практического занятия
для преподавателей
ПМ .01. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МДК 01.01. Пропедевтика внутренних болезней
Специальность «Лечебное дело» 31.02.01
Тема: «Методика исследования и семиотика поражения пищеварительной системы у детей»
Сатка
2021
Составитель Козлова Д. М. преподаватель клинических дисциплин ПМ. 01. Диагностическая деятельность
Содержание
Методическое пояснение…………………………………… ……………. 4 Цели занятия ……………………………………………………………….. 5 Интеграция учебной информации темы ………………………………. 8 | 4 |
Методы обучения и методические приемы ………………… ………… 9 Хронокарта практического занятия……………………………………. 10 | 7 |
Этапы планирования занятия…………………………………………. 11 | 1 |
Список используемых источников ……………………………………… 14 Приложения……………………………………………………………………15 | 1 |
Приложение № 1Пратокол занятия ……………………………………… 15 | 1 |
Приложение № 2Тестовый контроль…………………………………… 16 | 1 |
Приложение № 3 Подготовка пациента к дополнительным методам обследования…………………………………………………. ………………19 | 1 |
Приложение №4 Терминологическое лото……………………………… 22 | 1 |
Приложение № 5 Ситуационные задачи………………………..………...23 | 1 |
Приложение № 6 Эталоны ответов…………………………………………27 Приложение №7 Критерии оценки…………………………………………31 | 2 |
Методическое пояснение
Предмет «Пропедевтика детских болезней» изучается студентами на протяжении 1 семестра по специальности «Лечебное дело» и является одним из предметов предметом являющимся фундаментом для изучения других клинических дисциплин.
Цель предмета – формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС 3 поколения. Изучить методы обследования, диагностику, а также неотложные состояния в детском возрасте.
Курс «Пропедевтика детских болезней» предусматривает проведение теоретических и практических занятий, учебной практики на базе обучающей организации и заканчивается проведением комплексного экзамена.
Тема «Методика исследования и семиотика поражения пищеварительной системы» рассматривает особенности строения и функционирования каждого отдела пищеварительной системы у детей, симптомы поражения, клиническое обследование данной системы, лабораторные показатели а так же инструментальные методы исследования.
На семинаре обсуждаются следующие вопросы:
- понятия о заболеваниях ЖКТ
- методы исследования,
- жалобы,
- диагностика,
- методы исследования.
Повторяются следующие манипуляции:
- сбор анамнеза,
- общий осмотр.
Цели занятия:
Учебные (дидактические) цели:
- проверить уровень знаний студентов по теме семинарско – практического занятия
- углубить, систематизировать и обобщить знания по теме «Методика исследования пищеварительной системы у детей»
- сформировать и закрепить тактику диагностики заболевания желудочно-кишечного тракта.
Развивающие цели:
- способствовать развитию логического мышления
- способствовать развитию памяти и речи
- развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать
Воспитательные цели:
- стремиться воспитать чувства милосердия, гуманизма, взаимопомощи, коллективизма,
- стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу, умения контролировать свои эмоции, воспитание чувства долга
В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:
Знать:
топографию органов и систем организма в различные возрастные периоды;
биоэлектрические, биомеханические и биохимические процессы, происходящие в организме;
основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;
строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии;
основы регуляции физиологических функций, принципы обратной связи, механизм кодирования информации в центральной нервной системе;
определение заболеваний;
общие принципы классификации заболеваний;
этиологию заболеваний;
патогенез и патологическую анатомию заболеваний;
клиническую картину заболеваний, особенности течения, осложнения у различных возрастных групп;
методы клинического, лабораторного, инструментального обследования.
Уметь:
планировать обследование пациента;
осуществлять сбор анамнеза;
применять различные методы обследования пациента;
интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики;
оформлять медицинскую документацию.
Освоить следующие компетенции:
Код | Наименование результата | |
ПК. 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. | ++ |
ПК. 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. | ++ |
ПК. 2.3. | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. | ++ |
ПК. 2.4 | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. | ++ |
ПК. 2.5 | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. | ++ |
ПК. 2.6 | Вести утвержденную медицинскую документацию. | + |
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | ++ |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | ++ |
ОК.3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | ++ |
ОК.4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. | ++ |
ОК.5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | + + |
ОК.6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | + |
ОК.7 | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | ++ + |
ОК.8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации | + |
ОК.9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | + + |
ОК.10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | + ++ |
ОК.11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку | + + |
ОК.12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности | ++ |
ОК.13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей | ++ + |
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ
Межпредметные связи
предшествующие | сопутствующие | последующие |
-ММС -анатомия с физиологией -фармакология с рецептурой -микробиология - психология | -Здоровый человек и его окружение -лечебное дело в терапии -лечебное дело в педиатрии | -государственная итоговая аттестация |
Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы | Обеспечиваемые темы |
Методы обследования пациентов терапевтического профиля Методы обследования органов желудочно-кишечного тракта Дополнительные методы обследования пациентов | Методика исследования желудочно-кишечного тракта Семиотика поражения желудочно – кишечного тракта |
Методы обучения и методические приемы
Метод | Основное назначение | Уровни усвоения | Приемы |
Объяснительно-иллюстративный; | Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала | Воспроизведение Умения и навыки | Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций |
Репродуктивный | Формирование умений и навыков использования полученных знаний | Воспроизведение Умения и навыки | Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму |
Частично – поисковый | Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов | Воспроизведение Умения и навыки | Эвристическая беседа, обобщение |
Деловая учебная игра | Игра позволяет закрепить студентами полученные знания, помогает Сформировать целостное представление о будущей профессии | Воспроизведение Умения и навыки | Ситуационные задачи. Студенты действуют согласно полученной роли |
Тип занятия: практическое занятие
Место проведения: учебная комната педиатрического отделения
Количество часов: 180 минут
Оснащение (ТСО)
- компьютер, экран, видеопроектор
- доска, мел
- карточки с ситуационными задачами и тестовыми заданиями, задания для терминологического лото
- плакаты по теме
- фонендоскоп, тонометр
- протоколы практического занятия
- кушетка
Хронокарта практического занятия:
1. Организационный момент – 5 минут
2. Изложение темы, цели и плана занятия. – 5 минут
3. Вводный тестовый контроль с проработкой ошибок - 15 минут
3. Демонстрационная часть – 30 минут
4. Эвристическая беседа – 20 минут
5. Оформление манипуляционных тетрадей – 25 минут
6. Самостоятельная работа студентов (терминологическое лото, деловая игра,) – 15 минут, 50 минут
7. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут
8.Задание на дом – 5 минут
Этапы планирования занятия
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Цели | Время |
1.Организационный момент | Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета, оснащение. Отмечает отсутствующих | Фамилии отсутствующих говорит староста подгруппы. Доску и мел готовит дежурный | Проверить готовность к работе, сконцентрировать внимание студентов | 5 минут |
2. Основная часть - изложение темы, цели и плана занятия | Сообщает тему, цель и план занятия. Предлагает заполнить протокол занятия (приложение 1) | Слушают. Заполняют протокол | Раскрыть значимость темы в будущей профессии медицинской сестры. Подготовка к предстоящей работе. | 5 минут |
3. Вводный тестовый контроль с проработкой ошибок | Предложить студентам письменно ответить на тестовые задания (приложение 2) | Внимательно читают вопрос, выбирают один правильный ответ | Проверить уровень знаний перед занятием | 15 минут |
4.Демонстрационная часть и Эвристическая беседа | Рассказывает главные моменты темы, демонстрирует плакаты, презентации. Показывает манипуляции Задает вопросы, предлагает студентам отвечать, решая поставленную задачу. Преподаватель может помогать студентам, задавая наводящие вопросы, вносит поправки | Слушают, рассматривают плакаты, презентации. Запоминают Слушают, дают полные ответы | Облегчить восприятие и осмысление материала Научить студентов овладевать знаниями, благодаря самостоятельной проработки небольших вопросов. Научить выступать перед аудиторией | 30 минут 20 минут |
5. Оформление манипуляционных тетрадей | Раздает студентам описание манипуляций (приложение 3) | Вдумчиво переписывают | Закрепить навыки, полученные в ходе занятия | 25 минут |
6. Закрепление материала- самостоятельная работа студентов | Предлагает студентам ответить решить терминологическое лото (приложение 4). Распределяет ситуационные задачи (приложение 5) | Решают терминологическое лото, полученные результаты записывают в протокол. При получении ситуационной задачи, действуют в порядке стоящих вопросов | Проверить и закрепить полученные знания. Решение терминологического лото и ситуационных задач помогают подготовиться к ГИА. Решение клинических задач систематизируют знания, учат определять симптомы заболевания Отработка навыков работы с пациентом, установление доверительного контакта с пациентом. Практическая отработка методов сбора жалоб, анамнеза, методов пальпации, перкуссии, аускультации живота. | 15 минут 50 минут |
7. Подведение итогов занятия, выставление оценок | Подводит итоги занятия, подсчитывает средний балл, выставляет оценки. Отмечает более активных студентов | Слушают, подсчитывают баллы | Выявить уровень знаний студентов, поощрение активных студентов | 10 минут |
8. Задание на дом | Сообщает домашнее задание к следующему занятию | Слушают, записывают | Подготовка к следующему занятию | 5 минут |
Список используемых источников
Кильдиярова Р.Р., Детские болезни: учебник / под ред. Р. Р. Кильдияровой - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. 832 с.
Кильдиярова Р.Р., Клинические нормы. Педиатрия / Р.Р. Кильдиярова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 384 с. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970442609.html
Кильдиярова Р.Р., Педиатрия. История болезни: учеб. пособие / Р.Р. Кильдиярова, В.И. Макарова, Р.М. Файзуллина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 96 с.
Кильдиярова Р.Р., Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р. Р. Кильдияровой, В. И. Макаровой. - 2-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 520 с.
Пропедевтика детских болезней: учебник / А.С. Калмыкова: ГЭОТАР – Медиа, 2018 г. Феникс, 2018. 768 с.
Приложения
Приложение 1
Протокол занятия
ФИО
1.Тестовый контроль
2.Эвристическая беседа
3.Терминологическое лото
4.Решение ситуационных задач
5.Итоговая оценка
Приложение 2
Тестовый контроль
Оцениваемые компетенции: ПК 2.1-2.6, ОК 1-13
Условия выполнения:
Внимательное прочитайте задание, и выберите несколько правильных ответов
Время выполнения задания – 20 минут.
1. Склонность детей первого года жизни к срыгиванию обусловлена тем, что:
1) желудок расположен вертикально
2) дно желудка лежит ниже антрально-пилорического отдела
3) имеется высокий тонус кардиального сфинктера
4) слабая запирательная функция нижнего пищеводного
сфинктера
5) высокий тонус пилорического отдела желудка
6) тупой угол Гиса.
2. К функциональным особенностям желудка детей первого полугодия жизниотносятся:
1) низкая кислотность (рН выше 4)
2) высокая кислотность (рН ниже 2)
3) высокая активность пепсина
4) высокая активность ренина и гастриксина
5) низкая протеолитическая активность
6) хорошо выражены защитные свойства.
3. У детей раннего возраста функциональными особенностями тонкой кишкиявляются:
1) интенсивность полостного пищеварения больше, чем
мембранного
2) всасывательная способность больше, чем у взрослого
3) дистантное пищеварение
4) низкая активность гидролитических ферментов
5) высокая проницаемость слизистой оболочки.
4. Транзит пищи по желудочно-кишечному тракту у детей 1 года жизни:
1) происходит быстрее
2) происходит медленнее
3) при искусственном вскармливании пища проходит
быстрее
4) при естественном вскармливании пища проходит
быстрее
5) вид вскармливания не имеет значения.
Выбрать один правильный ответ:
5. При грудном вскармливании преобладающей флорой кишечника являются:
1) бифидум-бактерии
2) ацидофильные палочки
3) кишечные палочки
4) энтерококки.
6. У здоровых детей нижний край печени выходит из-под правого края реберной дуги до:
1) 3-5 лет
2) 5-7 лет
3) 7-9 лет
4) 9-11 лет
7. К анатомическим особенностям печени у детей раннего возраста относятся:
1) большая величина относительно массы тела;
2) относительно большая правая доля;
3) относительно большая левая доля;
4) лябильность увеличения в размерах;
5) возможность пальпации нижнего края.
8. К функциональным особенностям поджелудочной железы у детей первого годажизни относятся:
1) высокая активность амилазы
2) низкая активность липазы
3) низкая активность трипсина
4) с возрастом сначала увеличивается активность амилазы,
затем трипсина, позднее липазы
5) с возрастом сначала увеличивается активность трипсина,
затем амилазы, липазы
6) становление ферментативной активности зависит от
вида вскармливания.
9. Причины затрудненного усвоения жиров у детей раннего возраста:
1) низкая активность липазы;
2) хорошее эмульгирование жира;
3) избыток желчных кислот;
4) низкая активность желчных кислот;
5) относительная гипопротеинемия.
10. В подвздошной кишке всасываются:
1) дисахариды;
2) аминокислоты;
3) витамин В12
4) желчные кислоты;
5) витамин Д
11. В проксимальных отделах тонкого кишечника всасываются:
1) витамин С;
2) витамин В1 и В2
3) витамин В12
4) желчные кислоты;
5) моносахариды.
12. Ферментами тонкого кишечника являются:
1) сахараза;
2) мальтаза
3) декстриназа
4) амилаза
5) катепсин
13. Ферменты панкреатического сока:
1) пепсин
2) трипсин
3) липаза
4) амилаза
5) лактаза
14. Особенности толстой кишки у детей раннего возраста по сравнению со взрослыми.
1) слепая кишка расположена выше;
2) слепая кишка хорошо фиксирована;
3) восходящая ободочная кишка короче;
4) нисходящая ободочная кишка более узкая;
5) сигмовидная кишка относительно короткая;
6) сигмовидная кишка расположена выше, подвижна.
15. Особенности прямой кишки у детей раннего возраста по сравнению со взрослыми.
1) относительно короткая;
2) недоразвита ампула;
3) плохо фиксирована;
4) хорошо развит подслизистый слой;
5) хорошо развит мышечный слой;
6) слабо фиксирована слизистая оболочка.
16. Дополнить:
Обильное слюнотечение вследствие недостаточной зрелости центральных механизмов регуляции слюноотделения и заглатывания наблюдается с ___________ месяцев.
17. Установить соответствие:
Возраст: Емкость желудка:
1) при рождении а) 7-10 мл
2) 10 дней б) 30
3) 1 год в) 80
4) 5 лет г) 100
5) 10 лет д) 250
е) 500
ж) 800
з) 1300-1500
Ответ: 1_____, 2______, 3______, 4______, 5______
Приложение 3
Подготовка пациента к дополнительным методам обследования
Подготовка пациента к сдаче кала на срытую кровь
Правила сбора кала на скрытую кровь
Анализ кала на скрытую кровь проводится для выявления кровотечения из органов желудочно-кишечного тракта
Кал собирают не ранее, чем через 3 дня после отмены препаратов железа, висмута, слабительных, проведения рентгена желудочно-кишечного тракта или клизмы. За 2 дня до сдачи анализа из пищевого рациона исключается мясо, свежие овощи и фрукты.
1. Выяснить в регистратуре, куда приносить кал для анализа.
2. Подготовить контейнер для сбора кала с ложечкой-шпателем.
3. Кал собрать после самостоятельной дефекации в контейнер для кала, заполнив его примерно на 1/3.
4. Плотно закрыть контейнер завинчивающейся крышкой.
5. Разборчиво написать на этикетке контейнера ФИО, дату и время сбора кала.
6. Контейнер хранить в холодильнике и принести в клинику в указанное регистратурой место в день сбора материала.
Подготовка к контрастной рентгеноскопии желудка с барием
Подготовка к рентгеноскопии желудка не требует каких-то особых мероприятий. Исследование выполняется натощак, перед этим нельзя есть и пить в течение 8-10 часов. Для получения объективных данных в течение 3-х суток до процедуры рекомендуется соблюдать диету. Следует исключить продукты, вызывающие метеоризм (бобовые, черный хлеб, жирные, жареные, копченые блюда, фрукты, овощи). Предпочтение отдается нежирному отварному мясу (курица, говядина), нежирной рыбе, белому черствому хлебу, кашам на воде, яйцам. При запоре накануне обследования надо сделать очистительную клизму. Если у больного имеется непроходимость пилорического отдела, то перед проведением рентгена с барием желудок промывают с помощью зонда. Непосредственно перед процедурой необходимо снять с себя любые украшения, удалить съемные зубные протезы.
Подготовка к фиброгастроскопии
Подготовка к процедуре. Главным условием проведения ФГС является отсутствие пищевых масс в желудке и двенадцатиперстной кишки. Поэтому подготовка к ФГДС заключается в отказе от пищи за 8-12 часов до эндоскопии. За 3-4 часа до сна можно съесть легкий ужин. С утра запрещается: есть, чистить зубы, курить, жевать жвачку. По совету врача с утра следует выпить один стакан негазированной минеральной или кипяченой воды. Если эндоскопия желудка назначена во второй половине дня, то в день исследования можно принять легкий завтрак, но не позднее 9 часов утра. С собой на прием надо взять: амбулаторную карту, направление на ФГДС, предыдущий результат ФГДС, полотенце или пеленку, бахилы. Непосредственно перед эндоскопией надо удалить изо рта съемные зубные протезы (если имеются), снять очки, стесняющий платок или галстук с шеи. Важно положительно себя настроить, постараться не волноваться и расслабиться. Нервное напряжение может вызвать спазм пищевода или желудка, что затруднит процедуру и сделает ее менее информативной.
Приложение 4
Терминологическое лото
1.Как называется расстройство пищеварения.
2. Отвращение к пище.
3. Дегтеобразный стул.
4. Снижение эритроцитов и гемоглобина.
5. Повышение секреции желудочного сока.
6. Возбудитель вызывающий язвенную болезнь.
7. Выраженное похудение пациента.
Карта 1.
Диспепсия | Малигнизация | Helicobacter pylori | Пенетрация | Анемия |
| | | | |
Карта 2.
Гиперацидность | Перфорация | Мелена | Кахексия | Анорексия |
| | | | |
Приложение 5
Ситуационные задачи
Цель: практическое применение полученных знаний в различных ситуациях
Время проведения: 30 минут.
ЗАДАЧА № 1
Больная Катя В, 8 лет, поступила в детское отделение с жалобами на боли в околопупочной области и правом подреберье ноющего характера, возникающие чаще после приема жирной пищи. Девочку часто беспокоит тошнота, иногда бывает рвота. Аппетит постоянно снижен.
Из анамнеза: девочка от 1 беременности, протекавшей с токсикозом 1 половины. Родилась с массой 3000,0, длиной 50 см, на 8 баллов по шкале Апгар. К груди приложена через 2 часа. На естественном вскармливании до 3 месяцев, затем на искусственном, неадаптированными смесями.
Перенесенные заболевания: кишечная инфекция протейной этиологии по типу энтерита на 1 году, ОРВИ 2-3 раза в год, ветряная оспа, краснуха, бронхит.
Наследственность: у матери хронический гастродуоденит, холецистит, бабушка по линии матери страдает желчекаменной болезнью.
Аллергологический анамнез: девочка не переносит шоколад, цитрусовые.
Объективно: рост 125 см, масса 22 кг, кожные покровы бледные, суховатые. Зев не гиперемирован. Миндалины гипертрофированы, рыхлые. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца громкие, ритмичные. ЧСС - 92 в 1 мин. Д - 23 в 1 мин. Язык обложен белым налетом. Живот мягкий, болезненный при глубокой пальпации в правом подреберье. Печень + 1,5 см из-под реберной дуги, край эластичный, ровный, умеренно болезненный. Симптомы Кера, Ортнера положительные. Селезенка не пальпируется. Стул 1 раз в 2-3 дня оформленный.
Вопросы:
1. Оцените анамнез жизни, выделите факторы риска.
2. Оцените данные объективного исследования ребенка (физическое развитие, ЧСС, ЧД).
3. Поражение какой системы имеется у ребенка?
4. Выделите основные синдромы поражения у данной больной.
5. Какие дополнительные методы исследования, по Вашему мнению, следует провести?
ЗАДАЧА № 2
Больная Лена Н, 12 лет, обратилась к врачу с жалобами на ноющие боли в надчревной области, возникающие чаще натощак, уменьшающиеся после приема пищи. Иногда беспокоит изжога. Боли отмечаются около 1,5 лет, последние 2 месяца участились (беспокоят почти ежедневно) и усилились.
Из анамнеза жизни: девочка от 1 нормально протекавшей беременности, 1 срочных родов. На естественном вскармливании до 2 месяцев, затем на искусственном из-за гипогалактии у матери. На 1 году перенесла желудочно-кишечное заболевание. В 5 лет пневмонию, лямблиоз кишечника в 7 лет.
Наследственность: у отца язвенная болезнь желудка, бабушка по линии матери страдает хроническим холециститом.
Объективно: состояние средней тяжести, рост 150 см, масса 33 кг, быстро устает, язык обложен белым налетом. В легких везикулярное дыхание, тоны сердца громкие, ритмичные, ЧСС - 88 в 1 мин. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии, в области пупка. Печень не пальпируется. Стул - 1 раз в 3 дня, оформленный.
Вопросы:
1. Оцените анамнез жизни с выделением факторов риска.
2. Оцените объективные данные (физическое развитие, ЧСС).
3. Поражение какой системы имеется у ребенка?
4. Выделите основные синдромы поражения.
5. Какие дополнительные методы исследования Вы бы провели данной больной?
ЗАДАЧА № 3
Больная Лена К, 13 лет, обратилась к врачу с жалобами на плохой аппетит, утомляемость, недомогание, периодически - тошноту, тяжесть в правом подреберье, особенно после приема в пищу жирного или жаренного.
Из анамнеза: известно, что девочка родилась от 2 нормальной протекавшей беременности, 2 срочных родов, в ягодичном предлежании, на 6 баллов по шкале Апгар, с массой 3000,0, длиной 50 см. К груди приложена на 3 сутки. На естественном вскармливании до 4,5 месяцев.
Перенесенные заболевания: ОРВИ 3-4 раза в год, ветряная оспа, краснуха, бронхит, вирусный гепатит 2 года назад. Страдает пищевой аллергией на цитрусовые и шоколад.
Родители здоровы, у бабушки по линии отца остеохондроз, ишемическая болезнь сердца, у деда по линии матери - сахарный диабет.
Объективно: девочка правильного телосложения, рост 152 см, масса 39 кг. Бледная. отмечаетсясубиктеричность склер. Язык умеренно обложен белым налетом. Есть кариозные зубы. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца громкие, ритмичные, ЧСС - 82 в 1 мин. Живот мягкий, при глубокой пальпации болезненный в правом подреберье, печень + 1,5 см из-под реберной дуги, край плотный, эластичный, гладкий. Симптом Кера положительный. Селезенка, почки не пальпируются. Стул часто неустойчивый.
Вопросы:
1. Оцените анамнез жизни с выделением факторов риска.
2. Оцените объективные данные (ФР, ЧСС).
3. Поражение каких систем имеется у данного ребенка?
4. Выделите основные синдромы поражения.
5. Какие дополнительные методы исследования, с вашей точки зрения, необходимо провести данной больной?
ЗАДАЧА № 4
Больной Максим С., 13 лет, поступил в стационар с жалобами на боли режущего характера в эпигастрии и области пупка, возникающие, как правило, натощак. После приема пищи боли уменьшаются, но затем возникают вновь. Часто возникает изжога.
Из анамнеза: мальчик от 2 беременности, протекавшей с токсикозом 1 половины (тошнота, рвота), угрозой прерывания беременности во 2 половине, 2 срочных родов на сроке 36 недель. Родился с массой 2900,0 кг, длиной 49 см, в ягодичном предлежании, закричал после отсасывания слизи из верхних дыхательных путей. К груди приложен на 3 сутки. На естественном вскармливании до 4 месяцев. Перенес ОРВИ, эпидемический паротит, ветряную оспу, пневмонию. Отец страдает хроническим гиперацидным гастродуоденитом, у бабушки по линии матери - гипертоническая болезнь.
Объективно: правильного телосложения, рост 162 см, масса 48 кг, кожные покровы бледные. Язык обложен белым налетом. В легких везикулярное дыхание, ЧД - 20 мин., тоны сердца громкие, дыхательная аритмия, ЧСС - 78 в мин. Аппетит сохранен. Живот мягкий, выраженная болезненность в эпигастрии, правом подреберье, здесь же напряжение мышц передней брюшной стенки. Печень не пальпируется. Стул типа “овечьего”, 3-4 раза в неделю. Мальчик легко возбудимый, вспыльчивый, часто конфликтует дома и в школе с одноклассниками, курит с 12 лет.
Вопросы:
1. Оцените анамнез жизни с выделением факторов риска.
2. Оцените объективные данные (ФР, особенности НПР, ЧД, ЧСС).
3. Поражение каких систем имеется у данного ребенка?
4. Выделите основные синдромы поражения.
5. Какие дополнительные методы исследования, по вашему мнению, следует провести данному больному.
ЗАДАЧА № 5
Больная Наташа К., 6 лет, поступила в стационар с жалобами на боли в животе режущего характера, снижение аппетита, тошноту, склонность к высыпаниям крапивницы, зуд в области ануса. Девочка похудела, стала раздражительной, плохо спит.
Из анамнеза жизни: родилась в срок, с массой 3200,0 кг, с 3,5 месяцев на искусственном вскармливании. Посещает детский сад с 1,5 лет. В раннем возрасте отмечалась сыпь на цитрусовые. Дома есть собака и кошка.
Объективно: ребенок бледный, рост 115 см, масса 17 кг, под глазами “тени”. Язык обложен белым налетом. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца средней громкости, ритмичные, ЧСС - 100 в мин., Д - 24 в 1 мин. Живот умеренно вздут, небольшая болезненность по ходу кишечника. Печень и селезенка не увеличены. Стул оформленный.
В ОА крови: Нв-100 г/л, эр. 3,5 х 1012/л, Цп 0,9, Л-6,8 х 109/л, Э-7% П-3, с/я 50, л-32%, м-8%, СОЭ 10 мм/ч.
Вопросы:
1. Оцените анамнез жизни с выделением факторов риска.
2. Оцените объективные данные (ФР, ЧСС, ЧД).
3. Оцените клинический анализ крови.
4. Поражение каких систем имеется у ребенка?
5. Выделите основные синдромы поражения.
6. Какие дополнительные методы исследования, по вашему мнению, следует провести данной больной?
Приложение 6
Эталоны ответов
Ключ к тестовым заданиям
1) 2, 4, 5, 6
2) 1, 4, 5
3) 2, 3, 4, 5
4) 1, 4
5) 1
6) 2
7) 1, 3, 4, 5
8) 2, 3, 5, 6
9) 1, 4, 5
10) 3, 4
11) 1, 2, 5
12) 1, 2, 3
13) 2, 3, 4
14) 1, 3, 4, 6
15) 2, 3, 4, 6
16) 4-5 мес.
17) 1-а, 2-в, 3-д, 4-е, 5-з
Эталон ответов к терминологическому лото.
№ карты | Ответы |
Карта 1 | 1 | | 6 | | 4 |
Карта 2 | 5 | | 3 | 7 | 2 |
Эталоны ответов (ситуационные задачи)
ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 1
Анамнез жизни отягощен.
1. Факторы риска в анамнезе жизни:
- токсикоз беременности у матери;
- кишечная инфекция у ребенка в раннем возрасте;
- отягощенная наследственность по патологии
пищеварительной системы
- пищевая аллергия;
- ранний перевод на искусственное вскармливание.
2. Данные объективного исследования: ФР нормальное, гармоничное (рост - 4 цент.кор., масса - 3 цент.кор.), ЧСС и ЧД в пределах возрастной нормы.
3. Поражена пищеварительная система.
4. Синдромы поражения: болевой, диспептический.
5. Дополнительные методы исследования:
- УЗИ органов пищеварения;
- дуоденальное зондирование с посевом желчи на флору;
- копрограмма;
- кал на дисбактериоз;
- клинический анализ крови на предмет анемии (девочка бледная).
ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 2
1. Факторы риска в анамнезе жизни:
- раннее искусственное вскармливание;
- кишечная инфекция в раннем возрасте;
- глистная инвазия (лямблиоз) в 7 лет;
- наследственность отягощена по патологии пищеварительной системы.
2. ФР: нормальное, негармоничное (рост - 5 цент.кор., масса - 3 цент.кор.) ЧСС в пределах возрастной нормы.
3. Поражена система пищеварения.
4. Основные синдромы поражения: болевой, диспептический.
5. Целесообразно провести дополнительные методы обследования:
- УЗИ органов пищеварения;
- ЭГДС с РН-метрией;
- копрограмма, кал на лямблии;
- кал на дисбактериоз.
ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 3
1. Факторы риска в анамнезе жизни:
- ягодичное предлежание плода;
- асфиксия легкой степени при рождении;
- позднее прикладывание ребенка к груди;
- раннее искусственное вскармливание;
- перенесла вирусный гепатит;
- пищевая аллергия;
- патология обмена веществ у родственников.
2. ФР: нормальное, гармоничное (рост - 4 цент.кор., масса - 3 цент.кор.) ЧСС в пределах возрастной нормы.
3. Поражены пищеварительная система, костная система (кариес).
4. Основные синдромы поражения: болевой, диспептический, интоксикация.
5. Целесообразно провести дополнительные методы исследования:
- УЗИ органов пищеварения;
- дуоденальное зондирование с посевом желчи на флору;
- клинический анализ крови;
- б/химический анализ крови (общий белок и белковые фракции,
холестерин, В-липопротеиды, билирубин и его фракции,
трансаминазы (АЛАТ, АСАТ);
- копрограмма;
- кал на дисбактериоз;
- соскоб на я/глистов.
ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 4
1. Факторы риска в анамнезе: патология беременности у матери;
- недоношенность;
- ягодичное предлежание плода;
- родился в асфиксии;
- позднее прикладывание к груди;
- ранее искусственное вскармливание;
- патология пищеварительной системы у отца;
- вредные привычки у мальчика - курение.
2. ФР: нормальное, гармоничное (рост - 6 цент.кор., масса - 5 цент.кор.). Отклонения: в НПР - эмоциональная лабильность, отклонение в социальных контактах. ЧД, ЧСС по возрасту.
3. Поражение пищеварительной системы, нервной системы.
4. Основные синдромы поражения: болевой, диспептический.
5. Следует провести дополнительные методы исследования:
- УЗИ органов пищеварения;
- ЭГДС, РН-метрия желудка;
- копрограмма;
- кал на дисбактериоз;
- клинический анализ крови на предмет анемии.
ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 5
1. Факторы риска в анамнезе:
- раннее искусственное вскармливание;
- пищевая аллергия;
- риск глистной инвазии (дома есть животные).
2. ФР: пониженная масса при нормальной длине тела (рост 5 цент.кор., масса - 2 цент.кор.). ЧД и ЧСС в пределах возрастной нормы.
3. В клиническом анализе крови - анемия легкой степени, нормохромная, эозинофилия.
4. Поражены системы: пищеварительная, нервная, кожа, кроветворная (анемия).
5. Основные синдромы поражения: болевой, диспептический, кожный, интоксикации.
6. Дополнительные методы исследования:
- соскоб на я/глистов № 3; - кал на лямблии;
- кал на я/глистов; - копрограмма;
- УЗИ органов пищеварения
Приложение 7
Критерии оценки тестового контроля и решения задач.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по ПМ 01. Диагностическая деятельность, МДК 01.01 Пропедевтика детских болезней производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Максимальное количество баллов 17
Правильных ответов в баллах | Процент результативности | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
17-15 | 90 ÷ 100 | 5 | отлично |
14-12 | 80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
11-8 | 70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 8 | менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
При решении ситуационных задач:
Для получения отметки «3»достаточно правильно ответить на 1\3 от перечисленных заданий.
Для получения отметки «4» достаточно правильно ответить на 1\2 от перечисленных заданий.
Для получения отметки «5» необходимо правильно ответить все задания в полном объёме.
31