СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Шумовой оркестр как одно из средств развития музыкально-ритмических способностей в младшем хоре»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чувство ритма – одно из важнейших компонентов музыкального восприятия, связанного с жизнью. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Шумовой оркестр как одно из средств развития музыкально-ритмических способностей в младшем хоре»»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

городской округ город Радужный











Методическая разработка

«Шумовой оркестр как одно из средств развития музыкально-ритмических способностей в младшем хоре»



Подготовила

Сусоева И.А.,

преподаватель структурного подразделения

«Хоровое пение»
























г.Радужный

2019г.

Содержание

  1. Введение……………………….………………………………………………3

  2. Инструменты шумового оркестра…………………………………................3

  3. Развитие способностей……………………………………………………......4

  4. Обучение игре в шумовом оркестре ………………………………………....5

  5. Заключение…………………………………….……………………………....6

  6. Используемая литература………………………………………………..…...7































Введение

«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной-единственной выученной версии.

Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру» (Карл Орф).

Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности, одним из которых является игра на детских музыкальных инструментах. Выдающиеся музыканты-просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение детского оркестра как основы развития музыкальности детей. Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид детской деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания наряду с пением, восприятием музыки.


Инструменты шумового оркестра

Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в тоже время развивающих форм музицирования, которая позволяет довольно быстро приобщить детей к музыке в качестве слушателей и исполнителей. В состав детского шумового оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты, а также инструменты с резким тембром звука (свистки), которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Техническая лёгкость игры на шумовых инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к игре. Шумовые инструменты несложно изготовить самим. И это открывает новые возможности для их изготовления в домашних условиях вместе с родителями. Таким образом, шумовые музыкальные инструменты позволяют приобщить всех без исключения детей, независимо от способностей, к участию в музицировании и желании «общаться» с музыкой, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие.

В шумовом оркестре применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки), другие - по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.

Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон.

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) - «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Чувство ритма – одно из важнейших компонентов музыкального восприятия, связанного с жизнью. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.


Развитие способностей

Обучение игре на детских музыкальных инструментах способствует не только обогащению музыкальных впечатлений, но и развитию музыкальности как целостной системы. Дети, являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Одна из задач – развить элементарные вокально-хоровые навыки и навыки игры на музыкальных инструментах. Дети младшего школьного возраста очень любят петь и подыгрывать себе на инструментах. А здесь широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывания пению

Ритмические упражнения для детей легче, чем певческие и звуковысотные – многие дети плохо поют, а некоторые дети и вовсе не могут петь (больны связки голоса, нет координации слуха и голоса и другие причины). Такие дети настроены к урокам хорового пения отрицательно, поэтому ритмические упражнения для таких детей крайне необходимы как путь к музицированию, как возможность проявить себя и найти свое место, если не исполнителем в хоре, так в сопровождении хора игрой на шумовых инструментах. Привлекая словесно-ритмические игры, произнесение коротких стишков в ритме (прибауток, потешек, загадок) одновременно с игрой на шумовых инструментах, помогает развивать у обучающихся чувство поэтического ритма, который отражается в музыке песен.

Игра на детских шумовых инструментах стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей: у обучающихся улучшается качество пения (чище интонируют), качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм); благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация. Песни, которые исполняют обучающиеся аккомпанируя себе на шумовых инструментах, должны быть непременно красивыми и интересными – дети должны желать их исполнять.

Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, расширяет сферу музыкальной деятельности; развивает познавательную, волевую сферы ребёнка, такие личностные качества, как общительность, самостоятельность, дисциплинированность, выдержку, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, умение сконцентрировать внимание; повышает ответственность за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость; формирует умение действовать в коллективе, сплачивает детский коллектив.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь хоровому пению и игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания хоровых произведений в сопровождении различных шумовых инструментов. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы, и привыкают действовать в коллективе согласованно.


Обучение игре в шумовом оркестре

С самого начала надо учить детей играть на инструментах правильно, в первую очередь точно воспроизводить ритм. Вначале разучиваются ритмические прибаутки, различные попевки и несложные песенки, построенные на одном звуке-так детям легче сосредоточить своё внимание на точном выполнении приёмов игры. Их дети легко усваивают и могут играть самостоятельно, а в дальнейшем и петь.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована

так, чтобы она удовлетворяла четырём важным условиям:

  • быть лёгкой для детей

  • быть интересной для них

  • быть систематической формой обучения

  • быть групповой формой обучения

При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Игра под фортепиано или фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.

  • Импровизация звуковых картин на заданную тему.

  • Звуковая иллюстрация стихов, попевок и песен.

  • Музыкальные сказки-шумелки.

В исполнении детского хора и оркестра детских шумовых и ударных инструментов могут звучать различные по характеру и жанру песни. Лучше звучат те из них, в которых подчеркивается ритм, имеются акценты, паузы, изобразительные элементы: цоканье копыт, барабанная дробь, стук дождя, шум ветра и др.

Музыкальный репертуар для исполнения произведений хором с шумовыми музыкальными инструментами должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений (или из отрывков) классиков, современных композиторов и народной музыки, самых разнообразных по тематике и жанрам.

Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают детей способами звукоизвлечения и характером звучания, поэтому, при комплектовании оркестра, необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов.


Заключение

Таким образом, пение и игра на музыкальных шумовых инструментах в младшем хоре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, занятия приносят удовлетворение в эмоциональном плане.

Игра в оркестре обогащает музыкальное восприятие детей, развивает музыкальный слух как систему в единстве тембрового, динамического, мелодического и гармонического компонентов, формирует чувство лада, ритма, ансамбля; расширяет сферу музыкальной деятельности обучающихся; раскрывает удивительный мир музыки.

Бесспорна и воспитательная функция хорового пения и шумового оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы: учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.



Используемая литература

1.Бублей С. Детский оркестр. - Л., Музыка, 1985;

2.Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., Музыка, 1976;

3.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор - Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»;

4.Тютюнникова Т.Э., Весёлая шарманка – шумовой оркестр для детей. – Москва, 2007;

5.Зарецкая Н.В. «Музыкальные сказки для детей». – М., Айрис-пресс 2004;

6.Тютюнникова Т.Э., Шумовой оркестр снаружи и изнутри - Музыкальная палитра. №6, 2006;

7.Тютюнникова, Т.Э. Нескучные уроки. - М., 2009;

8.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. - М., ТЦ Сфера, 2009;

9.Орф К. «Шульверк. Музыка для детей»;

10.Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». - М., Советский композитор, 1983;

11.Поплянова Е. «А мы на уроке». - М., Новая школа, 1994;

12.Вихарева Г.Ф. «Споем, попляшем, поиграем». - М., 2010.