Методическая разработка технологической карты урока по географии на тему «Дальний Восток. Особенности населения»
Цель: сформировать у обучающихся географические знания об особенностяхосвоения территории и населения Дальнего Востока.
Задачи: изучить особенности и характерные черты населения Дальнего Востока, определить причины, влияющие на изменение численности населения региона. Расширить знания об особенностях, обычаях и традициях коренного населения Дальневосточного региона. Показать проблемы развития региона. Оценить вклад путешественников и землепроходцев в освоение территории Дальнего Востока.
Планируемые результаты обучения.
Предметные. Формирование представлений и теоретических знаний о многообразии регионов страны и их различиях, о хозяйстве районов и их развитии, уровне экономического развития и их взаимосвязи.
Метапредметные. Формирование умений: работать с различными источниками информации – картами, диаграммами, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности на основе анализа карты и других источников информации, строить логические рассуждения, делать выводы.
Личностные. Развитие познавательных потребностей и мотивации к обучению на основе анализа карт региона страны и других источников географической информации.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, учебник, атлас за 8 и 9 класс.
Технологическая карта урока на тему «Дальний Восток. Особенности населения»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД, формируемые на уроке |
1.Организационный момент. | Проверка готовности обучающихся к уроку, их приветствие. | Приветствие учителя. | Личностные: настрой на умственную работу. |
2.Проверка домашнего задания. | Проверка опережающего задания: отметить плюсы и минусы ЭГП Дальнего Востока по карте атласа страница 3. | Выделяют основные плюсы ЭГП региона: - омывается двумя океанами; - преобладание равнин в южной части Дальнего Востока; - муссонный климат на юге Дальнего Востока; - разнообразие природных богатств и ресурсов на территории Дальнего Востока. Также отмечают основные минусы ЭГП региона: - большую часть территории Дальнего Востока занимают горы; - большая часть территории находится под влиянием воздушных масс Северного Ледовитого океана; - восток региона (камчатка, Курильские острова, Сахалин) подвержен землетрясениям, цунами и другим видам стихийных бедствий, связанных с горообразовательными процессами; - неосвоенность и незаселенность севера Дальнего Востока; - удаленность от центра затрудняет связи с европейской территорией, удорожая перевозки; -слаборазвитая транспортная сеть. | Познавательные: произведен поиск информации. Коммуникативные: выражение своего мнения. |
3.Создание проблемной ситуации и целеполагание. | На основе оценки ЭГП района выделите основные проблемы Дальнего Востока, влияющие на его социально-экономическое развитие. Также обозначьте цель и задачи урока. | Обучающиеся анализируют и определяют проблемы Дальнего Востока. 1.Удалённость от центральных районов. 2.Отток населения в крупные города. 3.Низкий уровень освоенности района. 4.Слабое развитие транспортной сети. 5.Суровые климатические условия. 6.Низкий уровень социально-экономического развития. Цель: изучить особенности освоения территории и населения Дальнего Востока. Задачи: 1.Оценить вклад путешественников и землепроходцев в освоение территории Дальнего Востока 2. Изучить характерные черты населения Дальнего Востока. 3.Определить причины, влияющие на изменение численности населения региона. 4.Расширить знания о коренныхнародах Дальневосточного региона. | Познавательные: умение выделять основную информацию для изучения. Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления, работая по плану, сверять свои действия с целью. |
4.Изучение нового материала | Рассказ учителя о путешественниках, землепроходцах осваивавших и изучавших территорию Дальнего Востока (Приложение А). | На основе рассказа учителя и текста §53 учебника заполняют таблицу [3]. В таблице отражают фамилии путешественников и землепроходцев, дату и географию их открытий. | Познавательные: 1.Формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности. 2.Извлекать необходимую информацию из текста. 3.Ориентироваться в учебнике. 4.Структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Коммуникативные: 1.Строить монологическую и диалогическую речь. 2.Строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей. 3.Слушать и понимать речь других. Регулятивные: 1.Сознательно организовывать свою познавательную деятельность. 2.Оценивать свои учебные достижения, поведение. 3.Работать по плану. 4.Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. |
Рассказ учителя об основных особенностях населения Дальнего Востока (численность населения, половозрастной состав населения, трудовые ресурсы), сопровождающийся презентацией картографических и статистических материалов (Приложение А). Предлагаем проанализировать карту «Размещение населения» в атласе на странице 15 и сделать выводы о плотности населения Дальнего Востока [13]. | Записывают в тетради информацию об особенностях населения Дальнего Востока. Анализируют карту и делают вывод о том, что данный регион отличается самой низкой плотностью населения. |
| Так как серьёзной проблемой Дальнего Востока является отток населения, предлагаем обучающимся проанализировать карту-схему «Основные направления миграционных потоков российского Дальнего Востока» и объяснить причины миграций. | Анализируют карту-схему и делают выводы об основных направлениях миграций из Дальнего Востока, объясняют причины миграций. |
Рассказ учителя о титульных и коренных малочисленных народах Дальнего Востока. На основе интерактивной онлайн презентации «Коренные малочисленные народы Дальнего Востока», предлагаем обучающимся заполнить таблицу. | Слушают рассказ учителя, с помощью интерактивной карты заполняют таблицу, где отражают численность населения коренных малочисленных народов и их хозяйственный уклад. |
5.Закрепление знаний | Ответить на вопросы: 1.Назовите исследователей Дальнего Востока. 2.Назовите коренные малочисленные народы Дальнего Востока и их хозяйственную деятельность. 3.Как вы думаете, какие факторы влияют на качество жизни на Дальнем Востоке? 4.Как повысить качество жизни на Дальнем Востоке? 5.Назовите основные направления миграционных потоков из Дальнего Востока и их причины. | Отвечают на вопросы, используя свои конспекты и текст учебника. Формулируют свою точку зрения на ту или иную проблему и высказывают её. | Познавательные: систематизировать и обобщить изученное. Регулятивные: 1.Организовать выполнение заданий учителя. 2.Оценивать правильность выполненных действий. Коммуникативные: умение выражать свое мнение. |
6.Рефлекия | В конце урока раздаем ученикам небольшую анкету в виде таблицы, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. | Обучающиеся заполняют таблицу. | Регулятивные: осуществлять самоконтроль, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Личностные: осознавать личностное значение темы. |
7. Домашнее задание | Работая с учебником выполнить задания 5,7 на странице 205. | Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю. | |