Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Евпаторийский медицинский колледж»
План занятия (теоретическое) № 8
Тема занятия:
Психология общения. Функции и виды общения. Деловое общение
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Курс: 2-й
Дисциплина: ОП.09. Психология
Цели занятия:
Образовательные: получить общие представления о предмете психологии, научиться применять в повседневной жизни и в профессии полученные умения и навыки.
Развивающие: способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать необходимые выводы; способствовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях; создание условий для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
Воспитательные: создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии медицинского техника; создание условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; создание условий по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; обеспечение условий для воспитания творческого отношения к избранной профессии.
Междисциплинарные связи: Основы философии, культура речи в профессиональном общении, анатомия и физиология человека, гигиена и экология человека, основы профилактики, общественное здоровье и здравоохранение, безопасность жизнедеятельности, здоровый человек и его окружение.
Внутридисциплинарные связи: Возрастная, социальная, медицинская, семейная психология, конфликтология, психология общения.
Место проведения: Лекционная аудитория
Тип занятия: теоретическое
Количество часов: 2
Обеспечение занятия (средства обучения) – методическая разработка
Литература:
Психология для медицинских колледжей: учебник/ О.И.Полянцева, - Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 431 с.
Студент должен знать:
- основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;
- задачи и методы психологии;
- основы психосоматики;
- особенности психических процессов у здорового и больного человека;
- психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;
- особенности делового общения.
Студент должен уметь:
- эффективно работать в команде;
- проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;
- осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;
- регулировать и разрешать конфликтные ситуации;
- общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
- использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.
Студент должен обладать:
Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Структура занятия:
Организационный момент - 2 мин.
Цели занятия (мотивация) - 3 мин.
Введение нового материала - 70 мин.
Закрепление материала - 10 мин.
Задание на дом - 2 мин.
Подведение итогов - 3 мин.
Ход занятия:
Организационный момент: Приветствие, вступительное слово преподавателя. Проверка присутствующих, внешнего вида студентов, готовности студентов к лекции.
Цели (мотивация) занятия. Познание нового, привитие интереса к предмету, формирование связи с будущей профессией, уважение к профессии медицинского работника, понимание полезности приобретенных знаний, умений и навыков в личной жизни и в профессиональной сфере, возможность применения их в повседневной жизни.
Введение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения):
а) введение
Способность эффективно общаться – это искусство, которым должен владеть каждый, а особенно – будущий медработник, которому наряду с профессиональными знаниями необходимо научиться эффективно, профессионально общаться с пациентами, их родственниками и друг с другом. Этому и учит раздел «Психология общения».
б) основная часть
1. Общение: понятие, стороны, этапы и содержание.
2. Особенности человеческой коммуникации.
3. Функции общения.
4. Виды общения.
5. Развитие общения.
6. Деловое общение: понятие, виды.
в) выводы:
Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. Задача этого раздела психологии – помочь студентам в усвоении психологических знаний и умений в области психологии общения. Кроме того, важно не только получить определенный объем знаний и умений, но и реализовать их в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.
4. Закрепление материала.
Устный опрос:
1. Что такое общение, каковы его стороны, этапы и содержание?
2. Каковы особенности человеческой коммуникации?
3. Охарактеризуйте функции общения.
4. Перечислите виды общения.
5. Что такое деловое общение, каковы его виды?
5. Домашнее задание: Психология для медицинских колледжей: учебник/ О.И.Полянцева, - Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 431 с.
1. Читать стр. 114 – 134 учебника.
2. Устно ответить на вопросы на стр. 134 (1-6).
3. Составить план деловой беседы при приеме на работу между выпускником медколледжа и старшей медсестрой отделения.
6. Подведение итогов. Ответы на вопросы студентов.
Преподаватель: Бударина О.П.
1. Общение: понятие, стороны, этапы и содержание.
Способность эффективно общаться – это искусство, которым должен владеть каждый, а особенно – будущий медработник, которому наряду с профессиональными знаниями необходимо научиться эффективно, профессионально общаться с пациентами, их родственниками и друг с другом. Этому и учит раздел «Психология общения».
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии, а также восприятие и понимание другого человека.
В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и прочее.
Существует межличностное общение, сознательное и групповое общение. Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью. Существует материальное общение, когда нет специальных средств общения и для этого служат трудовые действия. Общаться можно с помощью жестов, мимики. Общение помогает нам выразить наше отношение к людям.
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Структура общения:
1. Коммуникация – обмен информацией.
2. Интеракция – взаимодействие.
3. Перцепция – восприятие и понимание партнера.
Этапы общения:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-то из звеньев акта общения утеряно, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным.
Наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация», что не одно и то же.
Общительность – склонность общаться.
Коммуникабельность – способность общаться.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латинского – общее, разделяемое со всеми. Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Содержанием общения выступают научные и житейские знания и опыт. Например, преподаватели передают научные знания из области медицины студентам, старшие по возрасту (родители) – житейский опыт.
2. Особенности человеческой коммуникации.
Для общения человеку необходима информация. Информация не только передается, но и создается, уточняется, развивается, условием чего является понимание.
В общении проявляется взаимовлияние, т.е. воздействие на поведение другого человека, изменение типа отношений между участниками коммуникаций.
Для взаимовлияния необходима взаимная и сходная система кодификации и декодификации для обеспечения понимания (т.е. говорить так, чтобы тебя поняли).
Коммуникацию между общающимися обеспечивает язык.
Коммуникатор – человек, адресующий информацию другому человеку.
Реципиент – тот, кто принимает информацию.
Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации (разные языки), то они не могут добиться взаимопонимания и успеха в совместной деятельности. Например, медработник использует латинскую терминологию, а собеседник использует в своей речи иностранные слова.
Причины плохой коммуникации:
1. Стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем.
2. «Предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное.
3. Плохие отношения между людьми, поскольку, если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда.
4. Отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя, с помощью этой информации можно получить желаемое.
5. Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы при отсутствии достаточного количества фактов.
6. Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.
7. Неверный выбор стратегии и тактики общения.
3. Функции общения.
Функции общения - его системные свойства, детерминирующие специфику проявления.
Общение выполняет следующие функции:
1. Познавательная (информативная) – получение, обмен информацией.
2. Эмоциональная (эмотивная) – обмен эмоциями между партнерами (улыбка – первый эмоциональный отклик, начальный момент появления общения).
3. Взаимодействие и восприятие себя через другого – умение поставить себя на место собеседника.
4. Регуляторная – регуляция отношений.
5. Контактная.
6. Оказание влияния.
7. Установление отношений.
8. Понимание.
4. Виды общения.
1. "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.)
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
4. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
5. Манипулятивное общение - направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
6. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
7. Ролевое общение, когда содержание и средства общения регламентированы социальной ролью партнеров по общению.
8. Ритуальное общение – представляет собой некоторые характерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным). Личности общающихся в таком случае представлены минимально.
9. Личностно-ориентированное общение – вид общения, содержание и средства которого определяются знанием конкретной личности партнера по общению.
Кроме того, существуют и следующие виды общения:
1. Межличностное, групповое, массовое.
2. Доверительное, конфликтное.
3. Прямое, косвенное.
4. Терапевтическое, деструктивное.
5. Развитие общения.
Общение развивается, меняются его содержание, цели, средства.
Основные этапы онтогенетического развития общения:
1. Возраст от рождения до 8-10 месяцев. Общение преимущественно служит удовлетворению органических потребностей ребенка. Основные средства общения: мимика, жестикуляция.
2. Возраст от 8-10 мес. примерно до 1,5 лет. Переход к использованию языка как средства общения.
3. Возраст от 1,5 лет до 6-7 лет. Возникновение предметной деятельности и игры. Становление произвольности в использовании разнообразных средств общения.
4. Школьный возраст. Дифференцируются цели, совершенствуются средства общения. Разделяются и относительно самостоятельно развиваются деловое и личностное общение.
5. Взрослый человек. Постепенное накопление культуры общения. Совершенствуется способность сознательной саморегуляции общения.
Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техникой и знания правил общения.
Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений – говорить и слушать.
Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.
Уровни общения в группе (исследовании А.У. Хараша):
ТРЕТИЙ (высший), для него характерно:
- учитываются личностные особенности каждого;
- учитывается отношение друг к другу;
- учитываются общие нормы и способы реализации общих целей.
ВТОРОЙ (средний), для него характерно:
- кристаллизируется общая цель деятельности.
- вырабатываются групповые нормы поведения, способствующие достижению цели.
- формируются стереотипы общения.
- личностные особенности друг друга не учитываются.
ПЕРВЫЙ (низший), для него характерно:
- общение на уровне совместного пребывания.
- отсутствует общий предмет деятельности.
- объединяют только одинаковые цели.
- личностные особенности друг друга не учитываются.
6. Деловое общение: понятие, виды.
Деловое общение — вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов.
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере.
Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, решение конкретных задач.
Специфической особенностью данного процесса является его регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Деловой этикет — совокупность правил и норм общепринятых в деловой сфере и международном экономическом сотрудничестве, которые регламентируют нормы делового общения (порядок встреч и проводов делегаций, подписи документов и т.д.).
Деловой этикет включает в себя две группы правил:
1. Горизонтальные нормы - нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива.
2. Вертикальные нормы – наставление, определяющее характер контакта руководителя и подчиненного.
Основные требования делового этикета:
- приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий;
- соблюдение речевого этикета – разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовывать этикетные ситуации: приветствия, просьбы, благодарности и т.д.;
- служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела, что повышает трудовую и творческую активность.
Этапы делового общения (чтобы взаимодействие происходило без проблем):
1. Установка контакта (знакомство). Предполагается понимание другого человека, представление себя другому человеку.
2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
3. Обсуждение интересующей проблемы.
4. Решение проблемы.
5. Завершение контакта (выход из него).
Формы делового общения:
1. деловая беседа;
2. деловые переговоры;
3. деловые совещания;
4. публичные выступления.
Виды делового общения:
1. По способу обмена информацией:
а) устные виды делового общения:
- монологические (приветственная речь, информационная речь, доклад и т.д.);
- диалогические (деловой разговор, беседа, переговоры, дискуссия, совещание).
б) письменные виды делового общения – многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записки, акт, заявление, договор, устав, положение и др.
2.По содержанию:
- материальное – обмен предметами и продуктами деятельности;
- когнитивное – обмен знаниями;
- мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
- деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
3. По средствам общения:
- непосредственное – осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
- опосредованное – связано с использованием специальных средств и орудий;
- прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающихся людей в самом акте общения;
- косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Наиболее распространенная форма делового общения - деловая беседа.
Деловая беседа – речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.
Одна из главных задач деловой беседы – убедить партнера принять конкретные предложения.
Функции деловой беседы:
- взаимное общение работников из одной деловой сферы;
- совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;
- контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;
- поддерживание деловой активности;
- стимулирование деловой активности.
Основные этапы деловой беседы:
- начало беседы;
- информирование партнеров;
- аргументирование выдвигаемых положений;
- принятие решений;
- завершение беседы.
Максимальную трудность представляет начало беседы – своеобразный мостик между собеседниками.
Задачи, которые стоят в начале беседы:
- установить контакт с собеседником;
- создать благоприятную атмосферу для беседы;
- привлечь внимание к теме разговора;
- пробудить интерес собеседника.
Деловые переговоры – имеют более официальный, конкретный характер и, как правило, предусматривают подписание документов, определяющих взаимные обязательства сторон (договоров, контрактов и т.д.)
Приемы понимающего реагирования – совокупность различных поведенческих реакций или актов в реальном взаимодействии партнеров.
1. Неоценочные вопросы, проясняющие позицию собеседника.
2. Выражение внимания и интереса с помощью простых фраз.
3. Проверка правильности понимания путем перефразирования высказываний партнера.
4. Выяснение мыслей и чувств собеседника, не выражаемых открыто.
5. Интерпретация как вариант зондирования не полностью осознаваемых переживаний партнера.
6. Зондирование и приведение партнера к осознанию причин эмоциональных состояний.
7. Использование молчания как прием реагирования;
8. Использование невербальных реакций;
9. Подбадривания и заверения.
10. Резюмирование.
Основная задача переговоров в психологическом плане – убедить собеседника, заставить его принять ваше предложение. Ни при каких обстоятельствах не стоит стремиться к достижению односторонних выгод.
Успешное ведение деловых переговоров во многом зависит от соблюдения партнерами таких этических норм и принципов, как точность, честность, корректность, такт, умение выслушать, конкретность.
Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.
Этапы подготовки и проведения публичного выступления:
1. Докоммуникативный:
- определение темы и цели выступления;
- оценка аудитории, обстановки;
- подбор материала;
- создание текста;
- репетиция.
2. Коммуникативный:
- произнесение речи;
- ответы на вопросы, ведение полемики.
3. Посткоммуникативный:
- анализ речи.
Способы произнесения речи:
1.Чтение текста (речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официального содержания).
2. Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст) – создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями.
3. Свободная импровизация (экспромт) – требует большой мобилизации памяти, энергии, воли, возможна только на базе больших знаний, владения риторическими навыками.
Ораторское искусство — это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства (подача) и психологических техник. Цель ораторского искусства — изложение оратором его позиции перед оппонентом или аудиторией, защита собственной точки зрения. Этой цели он достигает, используя подготовленную речь и технику ораторского мастерства.
Внимание аудитории можно поддержать с помощью ораторских приемов:
- вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы, сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам;
- переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес;
- прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность;
- прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предлагать, размышлять;
- опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям;
- показ практической значимости информации;
- использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию;
- краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть»;
- замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).
Жесты в ораторском искусстве:
- ритмические жесты – подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз;
- эмоциональные – передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, отрубающая фразу рука и т.д.)
- указательные – рекомендуется использовать очень редко, когда есть предмет, наглядные пособия, на которые можно указать.
- изобразительные – наглядно представляют предмет, показывают его;
- символические – несут определенную информацию (жест категоричности, жест противостояния, разъединения, обобщения, объединения и т.д.)