Методическая разработка учебного занятия
Специальность: 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Дисциплина: БД.01 Русский язык
Тема: «БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
Разработчик: Чернявская Анастасия Борисовна
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины БД.01 Русский язык по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность предусматривает проведение занятия по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».
Данная методическая разработка представляет подробный план-конспект занятия по указанной теме.
Урок русского языка построен в рамках системно-деятельностного подхода. Групповая форма работы способствует активному взаимодействию обучающихся друг с другом и учителем. Урок, организованный в рамках системно-деятельностного подхода эффективно формирует УУД обучающихся. Обучающиеся проявляют самостоятельность, инициативу, развивают личностные качества.
Цели учебного занятия:
Обобщение, систематизация и углубление знаний обучающихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.
Развитие навыков постановки знаков препинания между частями в БСП.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Анализировать бессоюзные сложные предложения, расставлять знаки препинания в них в соответствии с правилами пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила пунктуации.
Метапредметные:
Уметь сопоставлять и сравнивать БСП с различными знаками препинания, владеть приемами отбора материала на изученную тему.
Владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления.
Вести самостоятельный поиск.
Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы.
Определять цели учебной деятельности и оценивать достигнутые результаты.
Личностные:
Осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность в группе.
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Свободно выражать свои мысли.
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Вид занятия: информационно-развивающий.
Тип занятия: изучение и закрепление нового материала.
Педагогические технологии:
Формы обучения:
Средства обучения:
Технические: проектор, компьютер.
Мультимедийные: компьютерная презентация.
Организационно-педагогические средства: раздаточный материал с заданиями для групповой работы, справочный материал по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП».
Программное обеспечение: MS Power Point.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Перед началом занятия включается презентация. Каждому студенту выдается справочный материал по теме занятия (Приложение 1).
Организационный момент (1 минута)
Приветствие. Проверка отсутствующих.
Преподаватель: Ребята, мы продолжаем повторять синтаксис и пунктуацию, и сегодня предстоит большая работа, где вы сможете применить свои знания в постановке знаков препинания. Успешной вам работы.
Актуализация знаний и постановка учебной задачи (20 минут)
Преподаватель: Работу я предлагаю начать с повторения ранее изученного материала. Посмотрите на слайд 1. На нем вы видите облако слов. В этом облаке зашифровано несколько сложных предложений. Составьте из этих слов 1 сложносочиненное предложение и 1 сложноподчиненное предложение. (Предполагаемые ответы: Маша увидела, как большая серая птица села на ветку берёзы. Налетел ветер, и летят с деревьев разноцветные листья, кружась в осеннем хороводе. Цвели яблони, и пахло медом. Отец завещал, чтобы мы не забывали родину.).
Преподаватель: Какое предложение называется сложносочиненным? (Предполагаемый ответ: сложное предложение, соединенное интонацией и сочинительными союзами). Какое предложение называется сложноподчиненным? (Предполагаемый ответ: сложное предложение, части которого связаны интонацией, подчинительными союзами или союзными словами). Какими знаками препинания оформляются придаточные части в СПП с несколькими придаточными? (Предполагаемый ответ: запятая, точка с запятой).
Преподаватель: Ребята, откройте тетради и запишите дату. Оставьте две строчки для темы занятия.
На слайде 3 представлены 4 предложения. Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
(Предполагаемые ответы: День безветренный, но морозец крепкий, январский. Свежеет ветер, меркнет ночь, а море злей и злей бурлит, и пена плещет на гранит, то прянет, то отхлынет прочь. Мать доказывала необходимость работы, но Павел заупрямился, и она согласилась. Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни.)
Преподаватель: Вновь обратимся к презентации. На слайде 4 вы видите зашифрованное слово. Отгадайте это слово и вы узнаете тему занятия.
Преподаватель: Итак, назовите тему занятия (Предполагаемый ответ: Бессоюзное сложное предложение). Верно. Запишите тему в своих тетрадях.
Преподаватель: Давайте вспомним, что такое сложные бессоюзные предложения? (Предполагаемый ответ: Это сложное предложение, части которого связаны интонацией, поэтому смысловые отношения между частями выражены менее четко, чем в союзных сложных предложениях). Какие смысловые отношения между частями бессоюзных предложений имеются? (Предполагаемый ответ: Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны разными смысловыми отношениями: перечисления, противопоставления, пояснения, причины, следствия). (слайд 5).
Преподаватель: Работа в тетрадях. Перед вами на слайде 6 представлены предложения. Выпишите в тетрадь только бессоюзные сложные предложения, выделите в них грамматические основы.
Преподаватель: давайте проверим правильность выполнения вами этого задания. Обратите внимание на слайд 7.
Преподаватель: Итак, какие знаки препинания разделяют части БСП? (Предполагаемый ответ: Запятая, тире, точка с запятой, двоеточие). Но не всегда понятно, какие же знаки препинания нужны в конкретном предложении. Поэтому что еще сегодня нам необходимо повторить? (Предполагаемый ответ: Пунктуацию в БСП). Дополните тему урока: Пунктуация в БСП. Как вы считаете, какие задачи мы с вами будем решать сегодня на уроке? (Предполагаемый ответ: Углубить знания о сложном предложении с бессоюзной связью; развивать умение правильно расставлять знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях).
Решение учебной задачи (40 минут)
Разделение учебной группы обучающихся на три микрогруппы.
Преподаватель: Вы разделились на три микрогруппы. Перед каждой группой стоит определенная задача: создать мини-проект по теме занятия с целью систематизации ваших знаний и представить его остальным обучающимся. Мини-проект может быть представлен в виде таблицы, схемы, опорного конспекта. Для успешного осуществления поставленной задачи необходимо распределить обязанности между членами микрогруппы. Круг обязанностей каждая микрогруппа определяет самостоятельно, важно, чтобы в разговоре мог участвовать каждый; говорить нужно спокойно, ясно, только по делу; свое мнение надо не навязывать, а доказывать. Таковы правила успешной групповой работы.
Преподаватель: Ознакомьтесь со справочным материалом и приступайте к работе. Время на подготовку проекта – 30 минут, время на защиту всех проектов – 10 минут. Успехов! (слайд 8).
Первичное закрепление знаний обучающихся (25 минут)
Преподаватель: Продолжаем работать в группах. Обратимся к слайду 9. Найдите среди предложенных предложений бессоюзное сложное предложение. (Ответ: в, г).
На слайде 10 представлено следующее задание: Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых между простыми предложениями следует поставить запятые. (Ответ: а, б).
Слайд 11: Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить точку с запятой. (Ответ: в).
Преподаватель: Проверочная работа с самопроверкой (слайд 12). Выпишите номера бессоюзных сложных предложений, между частями которых следует поставить двоеточие.
Преподаватель: Проверьте правильность выполнения и оцените себя согласно представленным на слайде 13 критериям.
Преподаватель: Вернемся к работе в группах. Предлагаю выбрать одного представителя от каждой микрогруппы, который будет определять, какое же задание его группа будет выполнять в течение следующих 5 минут. (групповая работа по карточкам, Приложение 2).
Рефлексия (3 минуты)
Преподаватель: Итак, наше занятие подходит к концу. Какую тему мы изучили? Удалось решить поставленные задачи?
Преподаватель: Огромное спасибо вам, ребята, за работу на занятии, вы все молодцы, все принимали активное участие на каждом этапе уроке.
Преподаватель Предлагаю поделиться своими впечатлениями от занятия (оценить занятие по критериям: «занятие вызвало положительные/отрицательные эмоции», «удовлетворены занятием»).
Домашнее задание (1 минута)
Преподаватель: Найти в любом тексте три бессоюзных сложных предложения с разными знаками препинания и записать в тетрадях. Знать теорию, подготовиться к проверочной работе по пройденной теме (слайд 14).
Приложение 1
Справочный материал
Бессоюзное сложное предложение.
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
Бессоюзное сложное предложение состоит из нескольких независящих друг от друга простых предложений, связанных по смыслу и интонацией. В таких предложениях возможна постановка следующих знаков препинания: точки, точки с запятой, тире и двоеточия.
Между частями БСП ставится ЗАПЯТАЯ, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И.
Например: Звезды стали бледнеть, первые лучи солнца скользнули по башенке, по куполам, потом спустились прямо на нас.
Между частями БСП, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены предложения, причастные или деепричастные обороты, уточнения).
Например: Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван.
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ может быть поставлена также в таком БСП, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых.
Например: На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита.
Приложение 2
Карточки для групповой работы
Группа 1. Соотнесите предложения с подходящими смысловыми отношениями.
1. Молвит слово - соловей поёт. | 1. Первое указывает на время того, о о чём говорится во втором предложении. |
2.Ставень стукнет - он вздрогнет и побледнеет. | 2. Первое предложение указывает на условие того, о чём говорится во втором предложении. |
3. Песенка кончилась - раздались обычные рукоплескания. | 3. Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго. |
2 группа. Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.
Исходный вариант | Перестроенное предложение |
Было видно, как по реке плыли льдины. | |
Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой. | |
В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг. | |
Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней. | |
Если цветы не поливать, они засохнут. | |
Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить. | |
3 группа. «Найти третье лишнее предложение»
1) Помни про школу:
только с ней
станешь строителем радостных дней.
(В. Маяковский.)
2) Таким друзьям на свете
не страшно ничего:
один за всех в ответе
И все за одного.
(С. Михалков.)
3) Как отчий дом, как старый горец горы
люблю я землю: тень её лесов,
и моря рокоты, и звёзд узоры,
и странные строенья облаков.
(В. Брюсов)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Драбкина С. В., Субботн Д. И. Русский язык. 11 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ: [учебное пособие] / С. В. Драбкина, Д. И. Субботин. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018. – 184 с.
Русский язык и литература. Часть 1. Русский язык : учебник / под ред. А. В. Алексеева. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 363 с.
Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 165 с.