СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия "БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка представляет подробный план-конспект занятия по русскому языку на 1 курсе СПО. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия "БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП"»

















Методическая разработка учебного занятия



Специальность: 40.02.02 Правоохранительная деятельность

Дисциплина: БД.01 Русский язык

Тема: «БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»







Разработчик: Чернявская Анастасия Борисовна















































АННОТАЦИЯ



Рабочая программа учебной дисциплины БД.01 Русский язык по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность предусматривает проведение занятия по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Данная методическая разработка представляет подробный план-конспект занятия по указанной теме.

Урок русского языка построен в рамках системно-деятельностного подхода. Групповая форма работы способствует активному взаимодействию обучающихся друг с другом и учителем. Урок, организованный в рамках системно-деятельностного подхода эффективно формирует УУД обучающихся. Обучающиеся проявляют самостоятельность, инициативу, развивают личностные качества.



Цели учебного занятия:

  1. Обобщение, систематизация и углубление знаний обучающихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.

  2. Развитие навыков постановки знаков препинания между частями в БСП.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  1. Анализировать бессоюзные сложные предложения, расставлять знаки препинания в них в соответствии с правилами пунктуации.

  2. Выполнять пунктуационный анализ предложения.

  3. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).

  4. Соблюдать правила пунктуации.

Метапредметные:

  1. Уметь сопоставлять и сравнивать БСП с различными знаками препинания, владеть приемами отбора материала на изученную тему.

  2. Владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления.

  3. Вести самостоятельный поиск.

  4. Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы.

  5. Определять цели учебной деятельности и оценивать достигнутые результаты.

Личностные:

  1. Осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность в группе.

  2. Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

  3. Свободно выражать свои мысли.

  4. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Вид занятия: информационно-развивающий.

Тип занятия: изучение и закрепление нового материала.

Педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающая;

  • проектная;

  • проблемного обучения;

  • коммуникативная в рамках педагогики сотрудничества.

Формы обучения:

  • групповая;

  • фронтальная.

Средства обучения:

  • Технические: проектор, компьютер.

  • Мультимедийные: компьютерная презентация.

  • Организационно-педагогические средства: раздаточный материал с заданиями для групповой работы, справочный материал по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП».

  • Программное обеспечение: MS Power Point.



ХОД ЗАНЯТИЯ



Перед началом занятия включается презентация. Каждому студенту выдается справочный материал по теме занятия (Приложение 1).

  1. Организационный момент (1 минута)



Приветствие. Проверка отсутствующих.

Преподаватель: Ребята, мы продолжаем повторять синтаксис и пунктуацию, и сегодня предстоит большая работа, где вы сможете применить свои знания в постановке знаков препинания. Успешной вам работы.



  1. Актуализация знаний и постановка учебной задачи (20 минут)



Преподаватель: Работу я предлагаю начать с повторения ранее изученного материала. Посмотрите на слайд 1. На нем вы видите облако слов. В этом облаке зашифровано несколько сложных предложений. Составьте из этих слов 1 сложносочиненное предложение и 1 сложноподчиненное предложение. (Предполагаемые ответы: Маша увидела, как большая серая птица села на ветку берёзы. Налетел ветер, и летят с деревьев разноцветные листья, кружась в осеннем хороводе. Цвели яблони, и пахло медом. Отец завещал, чтобы мы не забывали родину.).

Преподаватель: Какое предложение называется сложносочиненным? (Предполагаемый ответ: сложное предложение, соединенное интонацией и сочинительными союзами). Какое предложение называется сложноподчиненным? (Предполагаемый ответ: сложное предложение, части которого связаны интонацией, подчинительными союзами или союзными словами). Какими знаками препинания оформляются придаточные части в СПП с несколькими придаточными? (Предполагаемый ответ: запятая, точка с запятой).

Преподаватель: Ребята, откройте тетради и запишите дату. Оставьте две строчки для темы занятия.

На слайде 3 представлены 4 предложения. Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

(Предполагаемые ответы: День безветренный, но морозец крепкий, январский. Свежеет ветер, меркнет ночь, а море злей и злей бурлит, и пена плещет на гранит, то прянет, то отхлынет прочь. Мать доказывала необходимость работы, но Павел заупрямился, и она согласилась. Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни.)

Преподаватель: Вновь обратимся к презентации. На слайде 4 вы видите зашифрованное слово. Отгадайте это слово и вы узнаете тему занятия.



Преподаватель: Итак, назовите тему занятия (Предполагаемый ответ: Бессоюзное сложное предложение). Верно. Запишите тему в своих тетрадях.

Преподаватель: Давайте вспомним, что такое сложные бессоюзные предложения? (Предполагаемый ответ: Это сложное предложение, части которого связаны интонацией, поэтому смысловые отношения между частями выражены менее четко, чем в союзных сложных предложениях). Какие смысловые отношения между частями бессоюзных предложений имеются? (Предполагаемый ответ: Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны разными смысловыми отношениями: перечисления, противопоставления, пояснения, причины, следствия). (слайд 5).

Преподаватель: Работа в тетрадях. Перед вами на слайде 6 представлены предложения. Выпишите в тетрадь только бессоюзные сложные предложения, выделите в них грамматические основы.





Преподаватель: давайте проверим правильность выполнения вами этого задания. Обратите внимание на слайд 7.



Преподаватель: Итак, какие знаки препинания разделяют части БСП? (Предполагаемый ответ: Запятая, тире, точка с запятой, двоеточие). Но не всегда понятно, какие же знаки препинания нужны в конкретном предложении. Поэтому что еще сегодня нам необходимо повторить? (Предполагаемый ответ: Пунктуацию в БСП). Дополните тему урока: Пунктуация в БСП. Как вы считаете, какие задачи мы с вами будем решать сегодня на уроке? (Предполагаемый ответ: Углубить знания о сложном предложении с бессоюзной связью; развивать умение правильно расставлять знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях).

  1. Решение учебной задачи (40 минут)



Разделение учебной группы обучающихся на три микрогруппы.

Преподаватель: Вы разделились на три микрогруппы. Перед каждой группой стоит определенная задача: создать мини-проект по теме занятия с целью систематизации ваших знаний и представить его остальным обучающимся. Мини-проект может быть представлен в виде таблицы, схемы, опорного конспекта. Для успешного осуществления поставленной задачи необходимо распределить обязанности между членами микрогруппы. Круг обязанностей каждая микрогруппа определяет самостоятельно, важно, чтобы в разговоре мог участвовать каждый; говорить нужно спокойно, ясно, только по делу; свое мнение надо не навязывать, а доказывать. Таковы правила успешной групповой работы.



Преподаватель: Ознакомьтесь со справочным материалом и приступайте к работе. Время на подготовку проекта – 30 минут, время на защиту всех проектов – 10 минут. Успехов! (слайд 8).

  1. Первичное закрепление знаний обучающихся (25 минут)



Преподаватель: Продолжаем работать в группах. Обратимся к слайду 9. Найдите среди предложенных предложений бессоюзное сложное предложение. (Ответ: в, г).

На слайде 10 представлено следующее задание: Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых между простыми предложениями следует поставить запятые. (Ответ: а, б).



Слайд 11: Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить точку с запятой. (Ответ: в).





Преподаватель: Проверочная работа с самопроверкой (слайд 12). Выпишите номера бессоюзных сложных предложений, между частями которых следует поставить двоеточие.



Преподаватель: Проверьте правильность выполнения и оцените себя согласно представленным на слайде 13 критериям.





Преподаватель: Вернемся к работе в группах. Предлагаю выбрать одного представителя от каждой микрогруппы, который будет определять, какое же задание его группа будет выполнять в течение следующих 5 минут. (групповая работа по карточкам, Приложение 2).



  1. Рефлексия (3 минуты)



Преподаватель: Итак, наше занятие подходит к концу. Какую тему мы изучили? Удалось решить поставленные задачи?

Преподаватель: Огромное спасибо вам, ребята, за работу на занятии, вы все молодцы, все принимали активное участие на каждом этапе уроке.

Преподаватель Предлагаю поделиться своими впечатлениями от занятия (оценить занятие по критериям: «занятие вызвало положительные/отрицательные эмоции», «удовлетворены занятием»).



  1. Домашнее задание (1 минута)



Преподаватель: Найти в любом тексте три бессоюзных сложных предложения с разными знаками препинания и записать в тетрадях. Знать теорию, подготовиться к проверочной работе по пройденной теме (слайд 14).































































Приложение 1

Справочный материал

Бессоюзное сложное предложение.

Пунктуация в бессоюзном сложном предложении



Бессоюзное сложное предложение состоит из нескольких независящих друг от друга простых предложений, связанных по смыслу и интонацией. В таких предложениях возможна постановка следующих знаков препинания: точки, точки с запятой, тире и двоеточия.

Между частями БСП ставится ЗАПЯТАЯ, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И.

Например: Звезды стали бледнеть, первые лучи солнца скользнули по башенке, по куполам, потом спустились прямо на нас.

Между частями БСП, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены предложения, причастные или деепричастные обороты, уточнения).

Например: Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ может быть поставлена также в таком БСП, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых.

Например: На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита.















Приложение 2

Карточки для групповой работы

Группа 1. Соотнесите предложения с подходящими смысловыми отношениями.

1. Молвит слово - соловей поёт.

1. Первое указывает на время того, о

о чём говорится во втором предложении.

2.Ставень стукнет - он вздрогнет и побледнеет.

2. Первое предложение указывает на

условие того, о чём говорится во втором предложении.


3. Песенка кончилась - раздались обычные рукоплескания.

3. Содержание первого предложения

сравнивается с содержанием второго.





2 группа. Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.

Исходный вариант

Перестроенное предложение

Было видно, как по реке плыли льдины.


Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.


В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.


Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.


Если цветы не поливать, они засохнут.


Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.






3 группа. «Найти третье лишнее предложение»

1) Помни про школу:

только с ней

станешь строителем радостных дней.

(В. Маяковский.)



2) Таким друзьям на свете

не страшно ничего:

один за всех в ответе

И все за одного.

(С. Михалков.)

3) Как отчий дом, как старый горец горы

люблю я землю: тень её лесов,

и моря рокоты, и звёзд узоры,

и странные строенья облаков.

(В. Брюсов)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Драбкина С. В., Субботн Д. И. Русский язык. 11 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ: [учебное пособие] / С. В. Драбкина, Д. И. Субботин. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018. – 184 с.

  2. Русский язык и литература. Часть 1. Русский язык : учебник / под ред. А. В. Алексеева. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 363 с.

  3. Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 165 с.