Упражнения для работы с текстом на текстовом этапе.
1. «Слушаем и считаем». Учитель читает текст, а учащиеся слушают и одновременно ведут прямой или обратный счет. Затем идет пересказ текста.
2. «Слушаем и повторяем». Упражнение позволяет развить навыки восприятия речи на слух, проводится с использованием ноутбуков с возможностью индивидуальной звукозаписи, и речь учащихся записывается на ленту. Учитель вслух читает текст, а учащиеся слово в слово повторяют текст вполголоса. Учитель не делает пауз, а читает текст в нормальном разговорном темпе. При обсуждении используют две или три звукозаписи. Затем текст пересказывают.
3. «Эхо-упражнение». Упражнение проводится с использованием ноутбука с возможностью индивидуальной звукозаписи, и речь записывается на ленту. Учащиеся по предложениям прослушивают текст (отрывок текста) и повторяют затем дословно каждое предложение. Во время прослушивания нельзя делать заметки. В итоге учитель раздает текст, его читают и пересказывают.
4. «Чтение по диагонали». Учитель дает рабочий лист с текстом . Учащиеся прикрывают листом бумаги часть текста по диагонали и читают видимую часть. Затем учитель собирает тексты, и учащиеся по памяти отвечают на следующие вопросы: Что является темой? Какой точки зрения придерживается автор? И т.д. После этого текст читают и пересказывают.
5. «Кто читает?» Учащиеся получают небольшой текст (отрывок текста) для выразительного чтения, вместе с тем учитель дает им список возможных ролей. Каждый учащийся выбирает себе роль, которая, по его мнению, оптимально подходит к тексту (отрывку текста). После небольшой подготовки каждый учащийся читает текст (отрывок) также выразительно, как, по его мнению, прочитал бы его выбранный персонаж. Класс должен угадать, кто это читает и в какой ситуации.
Предлагаемые роли: ведущий новостей, первоклассник, марафонец во время бега, диск-жокей, сказочник, спортивный репортер во время футбольного репортажа, офицер, поп-звезда во время интервью и т.д.
6. «Диктант-фантазия». Учитель диктует начало истории (текста). Затем он предлагает продолжить историю одним-двумя предложениями. При этом учащимся нельзя предугадывать сам сюжет истории, а следует расширить и приукрасить продиктованное. Сюда подходят небольшие истории, притчи, короткие детские сказки, анекдоты. В конце каждый учащийся зачитывает свою историю, затем учитель читает вслух сам оригинал.
7. «Текст и словарь». Учитель дает короткий текст для перевода. Учащиеся работают в трех подгруппах: одна подгруппа работает без словаря, другая – с одноязычным, а третья – с двуязычным словарем. При обсуждении сравниваются все три версии перевода.
8. «Редактирование перевода». Учитель раздает разные короткие тексты (на одну тему). Учащиеся в подгруппах готовят перевод (на родной или иностранный язык). Подгруппы обмениваются текстами перевода, оставляя при себе исходные тексты. Перевод редактируется и оценивается в подгруппах: перечисляются лексические, синтаксические, идиоматические недостатки.
9. «Бинго». Учитель дает таблицу, в которой находятся определенные слова. Учащиеся слушают текст, в котором есть слова, присутствующие в таблице, и, во время прослушивания отмечают их. Тот, кто отметил все слова, кричит БИНГО! По окончании учитель раздает текст, учащиеся читают его и пересказывают.
10. «Текст с пропущенными словами». Вариант А. Учитель раздает лист с текстом, где пропущены слова. Учащиеся работают в группах по двое и заполняют пропуски самостоятельно.
Вариант Б. Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами, которые расположены в алфавитном порядке. Учащиеся работают над текстом в маленьких группах.
12. «Puzzle». Учитель предварительно разрезает несколько текстов и перемешивает их. Ученики работают в маленьких группах и реконструируют данные тексты в нужной последовательности. Учитель может также к данным текстам добавить сюжетные фотографии, картинки, отрывки из других текстов.
While-reading tasks (text «Tea» 4 kl).
Answer the questions:
1. Who likes tea?
2. How many cups of tea do English families have?
3.Do English people drink tea from glasses?
4. What tea is “Russian tea”?
Choose the right variant:
1.English people drink tea from...
a)glasses
b)cups
c)bottles
2.They like to have tea with...
a)milk
b)sweets
c)lemon
3.They call tea with lemon...
a)Russian
b)English
c)African
Say true or false:
1.English people don’t drink tea.
2.They have tea for breakfast, lunch, dinner, supper.
3.English people drink tea from cups.
4.They call tea with lemon “English tea”.
Complete the sentences:
tea lemon glasses call people teatime
1.Russian_________like tea.
2.They have ________for breakfast.
3.Some families have two cups of tea at _________.
4. English people don’t drink tea from ________.
5.They like to have tea with milk, not with ________.
6.They ______it “Russian tea”.