III. РАЗРАБОТКА (взаимосвязь материала урока, актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений Составление плана, стратегии по разрешению затруднения, развитие действия) IV. РЕПРИЗА (рефлексия, обобщение и итог урока) | - выход на форму проведения урока; Этап подготовки учащихся к освоению нового материала ЗВУЧИТ (фон) Ноктюрн № 20 Ф.Шопена. (без объявления) Проблемное задание: Можно ли, прослушав данное произведение, не зная всех тонкостей и нюансов, сделать вывод о данном жанре? Дидактическая задача – дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале; добиться от учащихся восприятии, осознания, осмысления и систематизации знаний. 3.1. Освоение теории - работа в группах на основе раздаточного материала (на партах 2 варианта текста); Слушание: В.А.Моцарт Ноктюрн (D dur) Слушание: Ф.Шуберт «Серенада», Слушание . А.Бородин Ноктюрн №2 (3 часть) Работа с учебниками. Слушание: А.П.Бородин Квартет № 2 (3-я часть) Просмотр иллюстраций картин Рассмотрение иллюстраций картин А.Куинджи "Ночь на Днепре".: К.Фридрих "двое созерцающие луну"; Дж.Уистлер. Ноктюрн: Синее и золотое - старый мост Баттерси. V. Этап закрепления материала Дидактическая задача – определить уровень первичного осмысления нового содержания материала. VI. Вокально – интонационная работа Дидактическая задача – развитие навыков вокального интонирования VII. Этап инструктаж учащихся по выполнению домашнего задания VIII. Подведение итогов работы Дидактическая задача – сформулировать выводы, итоги, значение учебного материала. (обращение к эпиграфу урока) Рефлексия урока. - завершение урока | Учащимся дается задание в группах: во время звучания ноктюрна написать размышление о характере, образах звучащей музыки. По окончании музыки – мини-сочинения зачитываются. Вводная беседа о преемственности изучаемого материала, о задачах, которые предстоит решить на уроке,. Учащиеся предлагают назвать тему урока. Устанавливают цели и задачи. Французское слово «nocturne», как и итальянское «notturno», в буквальном переводе означает – ночной. Название это было известно еще с эпохи Возрождения и означало инструментальную музыку легкого развлекательного характера (слайд 2). Вопрос: назовите хронологические рамки эпохи Возрождения (начало XIV - конец XVI веков). Почему ее так называют? (происходит как бы «возрождение» античной культуры). Какая отличительная черта данной эпохи? (проявляется интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Широкое распространение ночная музыка получает в XVIII веке. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. Особенно пышно расцвел этот жанр в Вене - городе, жившем в то время интенсивной и весьма своеобразной жизнью. Вопрос: Вена является столицей какого государства? (Австрия). Каких австрийских композиторов вы знаете? (Й.Гайдн, Ф.Шуберт, В.А.Моцарт). Музыка составляла важную сторону различных развлечений венцев: она звучала всюду – в домашней обстановке, не улице, во многих кабачках. На городских гуляньях. Вторгалась музыка и в ночную тишину города. Многочисленные музыканты-любители устраивали ночные шествия с музыкой, исполняли серенады под окнами своих избранниц. Тот факт, что ноктюрны предназначались для исполнения на открытом воздухе, определил особенности жанра и средства исполнения. Вопрос: Как вы думаете, какие инструменты могли сопровождать исполнителя? (Духовые, струнные, т.е. те, которые можно носить с собой). Интересно отметить, что ночная музыка XVIII века вовсе не носила томно-лирического характера, который возникает в нашем представлении, когда мы говорим о ноктюрне. Такой характер произведения этого жанра приобрели значительно позже. Ноктюрны же XVIII века, напротив, отличаются бодрым, отнюдь не «ночным» тоном. Нередко такие сюиты начинались и заканчивались маршем, как бы изображая приход или уход музыкантов. Образцы таких ноктюрнов встречаются у Й.Гайдна и В.А.Моцарта. Помимо инструментальных ноктюрнов, в XVIII веке существовали также ноктюрны вокальные: сольные и хоровые. исполнение трио на немецком языке, присутствует на слайдах перевод. В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишиной, ночными думами. Применим этот термин и к литературе. Известны своими ноктюрнами такие русские поэты, как Ф.И.Тютчев и А.А.Фет (на слайде 3 – стихотворение А.Фета). Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью, широким дыханием. Жанр ноктюрна выработал свою «ноктюрнообразную» фактуру сопровождения; она представляет собой колышущийся фон, ассоциирующийся с пейзажными образами. Композиционное строение – 3-частная форма (3-я часть повторяет 1-ю). Крайние части более спокойные, светлые. Им противопоставляется взволнованная и динамичная средняя часть. Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Однако середина обычно пишется в более оживленном темпе. В подавляющем большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного инструментального исполнения, и в основном для фортепиано. Но в русской камерной классике есть жемчужина - Струнный квартет № 2 А.П.Бородина, где 3-я часть - удивительно красивый ноктюрн (слайд 4). Вопрос: Что такое квартет? (музыкальный ансамбль из четырех музыкантов-исполнителей). Какие инструменты входят в состав струнного квартета? (2-е скрипки, альт, виолончель) (слайд 5). Прочитайте строки письма А.П.Бородина к своей жене (слайд 6,7). Вопросы на слайдах 8,9 презентации К жанру ноктюрна обращались многие западноевропейские и русские композиторы: Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, Э.Григ, М.Глинка, П.Чайковский, С.Рахманинов и др. Анализ репродукций картин Дыхательные упражнение по методике Стрельниковой. . - дыхание; - распевка; Разучивание песни "Моя мечта" муз. и сл. Альховцева (1 куплет) Дидактическая задача – сообщить учащимся о выполнении творческого д/з: "Ноктюрн в моем воображении " Вопрос: Что интересного вы узнали? Какое для себя открытие сделали? Звучит Ф.Шуберт «Ноктюрн» – выход из класса |