Районный фестиваль уроков учителей общеобразовательных организаций Центрального района Санкт-Петербурга «Петербургский урок»
Номинация «Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов в 5-11-х классах»
Подноминация «Лучшие педагогические практики на уроке»
Методическая разработка урока физической культуры
«Совершенствование передачи двумя руками
сверху, снизу и нападающего удара в волейболе»
для обучающихся 7 класса
Абрамова Юлия Романовна, учитель физической культуры ГБОУ
гимназии № 209 Центрального района Санкт-Петербурга «Павловская гимназия»
Санкт-Петербург
2021-2022 учебный год
Информационный лист участника
Фамилия, имя, отчество участника Фестиваля: Абрамова Юлия Романовна, учитель физической культуры.
Полное наименование образовательной организации: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга «Павловская гимназия».
Контактные телефоны участника: +7(921)6441134.
Адрес электронной почты: yuliya.kim.2015@mail. ru
Стаж педагогической деятельности: 10 лет.
Номинация Фестиваля, для участия в которой представляется конкурсная работа: «Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов в 5-11-х классах».
Подноминация: «Лучшие педагогические практики на уроке».
Аннотация
Данный урок проводится в разделе «Спортивно-оздоровительная деятельность. Спортивные игры» по программе 7 класса. В ходе урока систематизируются знания и отрабатываются умения, полученные на предыдущих уроках данного раздела. Происходит также оценка умений выполнения ряда технических приемов игры в волейбол. Закладываются предпосылки для командной игры на последующих уроках.
На уроке применяется педагогическая технология дифференцированного обучения двигательным действиям и здоровьесберегающие технологии.
Дифференцированный подход важен для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Дифференциация достигается при организации деятельности и нагрузок с учётом пола, физического развития, двигательной подготовленности, состояния здоровья обучающихся. Для этого предварительно учитель знакомится с результатом тестирования обучающихся и медицинских осмотров.
Для достижения цели необходимо делить учеников класса на группы по знаниям, интересам, возможностям и желаниям. В ходе урока используется фронтальная, и ролевая работа в микро-группах (парах). При организации работы в парах один из учеников выступает в роли учителя, затем меняются ролями.
Данный урок проводится в разделе «Спортивно-оздоровительная деятельность. Спортивные игры» в программе 7 класса. В ходе его систематизируются знания и отрабатываются умения, полученные на предыдущих уроках данного раздела. Происходит также оценка умений выполнения ряда технических приемов игры в волейбол. Закладываются предпосылки для командной игры на последующих уроках.
На уроке применяется педагогическая технология дифференцированного обучения двигательным действиям и здоровьесберегающие технологии.
Дифференцированный подход важен для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем неинтересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.
Дифференциация достигается при организации деятельности и нагрузок с учётом пола, физического развития, двигательной подготовленности, состояния здоровья обучающихся. Для этого предварительно учитель знакомится с результатом тестирования обучающихся и медицинских осмотров.
Дифференцированный подход предполагает благоприятные эмоциональные и материально-технические условия. При организации такого урока уместно вспомнить высказывание автора учебников и пособий по физкультуре Ю.Г. Коджаспирова: «Хорошо бы заниматься на фоне положительных эмоций, а не принуждать себя и детей работать вопреки желанию, через «Не хочу!», стиснув зубы и мобилизовав всю свою силу воли. Иметь счастливую возможность учить и учиться с удовольствием, а не по принуждению». Поэтому этапы урока выстроены в единую логическую цепочку, которая учитывает увеличение интереса к занятию по мере его осуществления.
Для достижения цели необходимо делить учеников класса на группы по знаниям, интересам, возможностям и желаниям. В ходе урока используется фронтальная, и ролевая работа в микро-группах (парах). При организации работы в парах один из учеников выступает в роли учителя, затем меняются ролями.
В канву урока включены эффективные приемы технологии дифференцированного обучения:
1) Формирование учебно-познавательных мотивов: постановка проблемного вопроса, краткая беседа с учениками с целью дать им необходимые теоретические знания;
2) выделение детьми с помощью учителя общих двигательных способностей: скоростных, скоростно-силовых, силовых и выносливости. Это создает основу для обучения двигательным действиям и предпосылки обучения отдельным видам движений;
3) изучение и повторение движений, характерных для волейбола, в форме игры с целью их совершенствования;
4) формирование представлений об общих биомеханических основах движений в процессе комментирования упражнений учителем и впоследствии учениками;
5) контроль учителя за учениками при освоении движений, самоконтроль и взаимный контроль учащихся правильности выполнения друг другом движений, сравнивают их.
Обучение согласно технологии дифференцированного обучения проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и «разведением» их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся с целью более качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для него составе операций, что станет основой для формирования индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности.
Эффективным в основной части урока является групповой метод работы, когда класс делится на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела программы. Рационально давать разные учебные задания каждой группе: одной – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой – усложнённые подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д.
На уроке применяется нестандартное оборудование (набивные мячи), проводятся упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными.
Физические нагрузки контролируются с помощью измерения пульса. Для определения функционального состояния обучающихся в процессе физических нагрузок различного характера не только сравнивать величину сдвигов пульса с характером и величиной нагрузок, но и прослеживать быстроту восстановления пульса во время отдыха.
Представленный урок физической культуры является примером организации дифференцированного подхода, который применяется регулярно, благодаря чему в обучении повышаются положительная мотивация к урокам физической культуры; результативность учебного процесса; интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Совершенствование передачи двумя руками сверху, снизу и нападающего удара в волейболе».
Тип урока: комбинированный
Цель урока. Создание условий для совершенствования навыков выполнения различных технических приемов волейбола.
Задачи.
Образовательные: совершенствовать приём мяча сверху; провести учёт выполнения нападающего удара.
Оздоровительные и развивающие: организовать здоровьесберегающую деятельность: формировать правильную осанку; развивать силу мышц рук и брюшного пресса; развивать быстроту реакции и координацию движений.
Воспитательные: организовать взаимный контроль в совместной деятельности, посредством учета интересов сторон и сотрудничества, воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручку.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: представления о способах передачи мяча, приема мяча, нападающего удара, способность проявлять инициативу и доброжелательно и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей здоровья и физической подготовленности, способность формулировать цели и задачи занятия, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
Личностные: формирование положительного отношения учащихся к занятиям физкультурной деятельностью, умение использовать ценности физической культуры для достижения личностно значимых результатов в физическом совершенствовании, способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
Метапредметные: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств, уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности, добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий.
Условия проведения урока: спортивный зал, оборудованный для проведения спортивных игр
Материально- техническое обеспечение: маты, скамейка, волейбольная сетка, волейбольные мячи по количеству занимающихся, набивные мячи, секундомер, свисток.
ХОД УРОКА
Содержание деятельности | Дозирование нагрузки | Организационно-методические указания |
I. Вводно-подготовительная часть. 1.Организоватьучащихся к уроку |
1) Построение, приветствие. | 20сек | Проверка наличия формы. |
2) Ответ на проблемный вопрос: «От каких основных действий игрока зависит успех игры в волейбол» | 30 сек | Формы организации: поточная, в парах, по отделениям, индивидуальная. |
3) Психологический настрой детей на предстоящее занятие. 4) Проверка пульса. | 40 сек | Считать за 6 сек, умножить на 10. Каждый ученик запоминает свою цифру. |
2. Подготовить запястные, коленные и голеностопные суставы к работе в основной части урока. |
Ходьба: 1) на носках, руки вверх, вращения кистями; 2) на пятках, руки перед грудью, пальцы скрепить в замок, предплечья сомкнуты, вращения кистями; 3) на внешней стороне стопы, кисти в замок, ладони прижать к груди, локти в стороны, на каждый шаг руки вытягивать вперёд, ладони поворачивать от себя; 4) на внутренней стороне стопы, руки внизу сзади, кисти в замок, на каждый шаг мах руками назад вверх; 5) перекатом с пятки на носок, левая рука вверху, правая внизу. | 10 сек 0,5 круга | Влево, вправо. Восьмёркой. Во время движения учащихся по кругу, учитель находится в кругу или движется чуть впереди колонны, объясняя положение рук и показывая упражнения. Во время ходьбы и бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении. |
3. Подготовить организм учащихся к работе в основной части урока. |
Перестроение для бега в движении. Бег по кругу во встречных колоннах в чередовании с ходьбой в полуприседе, скрёстным шагом, семенящим бегов в конце. Ходьба с выполнением дыхательных упражнений и получением набивных мячей. | 15 сек 2 мин 40 сек | Команда юношам: «Кругом!» Юноши бегут по кругу в быстром темпе. Сигнал к смене бега - голосом. Поднять руки через стороны вверх, выполнить вдох носом, опуская руки вниз, выполнить наклон, одновременно выдыхая ртом со звуком: «У-У-Х!» Выдох должен быть длиннее вдоха. |
4. Развивать внимание, укреплять мышцы рук, ног, брюшного пресса и спины. |
ОРУ с набивными мячами 1) броски мяча двумя руками из-за головы; 2) броски мяча правой рукой; 3) броски мяча левой рукой. 4) Один выполняет броски мяча над собой (имитация передачи над собой), партнёр передвигается на пальцах рук по кругу. 5) Приседания с мячом в вытянутых вперёд руках и броски партнёру при вставании (имитация приёма мяча снизу). 6) Перенос ног над мячом с упором сзади. 7) Прыжки с доставанием мяча (имитация блока). Подсчёт пульса. Сравнение с начальным значением. Замена набивных мячей на волейбольные - один на пару в I отделении, один на четвёрку – во II отделении. Подготовка мест занятия. | 6 мин по 10 бросков по 8 бросков по 8 бросков 20 – юноши 2 круга по 10 раз по 10 раз 1 мин | Предварительно, для выполнения ОРУ, разделить класс на пары, встать навстречу друг другу поперёк зала в 3-х метрах друг от друга. Юноши получают набивные мячи по 2кг. Акцентировать внимание учащихся на движение кистей, включать в работу мышцы брюшного пресса, мяч провожать прямыми руками. Рука прямая, хлёсткое движение кисти; нога, противоположная бросающей руке выставлена вперёд. Следить за положением пальцев на мяче, углом сгибания рук в локтевых суставах, наклоном головы. Бросок выполнять за счёт согласованной работы ног и рук, вперёд не наклоняться, провожать мяч прямыми руками от плеча. Сесть навстречу друг другу, стопы с разных сторон мяча; перенос выполнять поочерёдно, ноги прямые. Партнёр с мячом стоит на скамейке; кисть при касании напрягать, пальцы раздвинуть. Вести контроль над выполнение упражнений словесно и индивидуально, I отделение – не имеющие навыка владения волейбольным мячом; II отделение – учащиеся, имеющие навык и посещающие волейбольную секцию. |
II.Основная часть. 1. Совершенствовать передачу мяча сверху и снизу. |
I отделение. Передачи мяча в парах сверху и снизу с выходом под мяч. II отделение. Передачи мяча во встречных колоннах с последующим перемещением в противоположную колонну. | 5 мин | Назначить ответственных в каждом отделении. Второму отделению дать задание вести само- и взаимоконтроль. В I отделении контроль учителя над выполнением упражнений, обращать внимание учащихся на ошибки, своевременно исправлять их. Чередовать высоту верхней передачи. Своевременно определять способ передачи. Меняться ролями после выполнения 10 ударов. Акцентировать внимание на движении руки, положении кисти на мяче, добиваться хлёсткого удара расслабленной кистью. |
2. Совершенствовать нападающий удар. |
I отделение. В парах: один выполняет нападающий удар без прыжка с собственного подбрасывание, партнёр принимает мяч снизу. II отделение. В тройках: один принимает мяч и направляет его поочерёдно партнёрам; два партнёра выполняют нападающий удар без прыжка по летящему мячу. I отделение. Нападающий удар с трёх шагов разбега по неподвижному мячу. II отделение. Нападающий удар по летящему мячу со второй передачи после 3-5 шагов разбега. 3. Подсчёт пульса. | 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин | Мяч держит учитель, затем назначенный учителем ученик (можно привлечь учащегося, освобождённого от занятий в основной группе). Объяснить, как определять высоту мяча для учащихся, разного роста. Связующими назначить двух учащихся, умеющих выполнять стабильную и точную передачу. После 8-10 передач меняться. После выполнения удара, выполнить 10 ударов в пол, стоя на коленях на матах напротив стены. |
3. Провести учёт выполнения нападающего удара. |
Напомнить учащимся зачётные требования: полная координация удара; -соблюдение ритма шагов разбега; -кистевой удар прямой рукой. Принимать зачёт во II отделении, I отделение продолжает совершенствовать нападающий удар. Принимать зачёт в I отделении, II отделению дать упражнения для развития внимания, быстроты реакции и координационных способностей. | | Учащийся сам определяет допущенные ошибки (если таковые встречаются), затем учитель оценивает выполнение нападающего удара. Используем самооценку и взаимооценку |
III. Заключительная часть | | |
1. Восстановление дыхания снижение ЧСС. 1) Построение в шеренгу, подсчёт пульса. 2) Релаксация: «представьте себя на берегу моря, светит солнце вам приятно, вы не чувствуете усталости, вы бодры и полны сил. С таким же чувством вы сейчас пойдёте на следующий урок, где будете также активно и качественно работать и получать знания». 3) Подведение итогов урока. 4) Рефлексия: 1) Всем ли понятны критерии оценки; 2) Все ли согласны с выставленными отметками; 3) Чувствуете ли вы сдвиги в положительную сторону в выполнении волейбольных упражнений; 4) У кого-то появился интерес к волейболу 5) Выполнены ли нами поставленные задачи? Домашнее задание: 1 уровня – учебное – закрепление полученных навыков в практическом действии; 2 уровня – творческое - составить сообщение на тему «Основные технические приемы волейбола» (по желанию). 2. Организованное завершение урока. | | 20 сек 30 сек 1 мин 1 мин 1 мин | Сравнить полученные значения ЧСС с начальными. Закрыть глаза, расслабиться, выполнить полный вдох и медленный протяжный выдох. Оценить работу учащихся на уроке, их активность, самостоятельность; отметить организацию работы по отделениям, зачитать выставленные отметки. Учащиеся убирают на место мячи, маты, набивные мячи. |
4