Методическая разработка урока по предмету "Художественная керамика" на тему "Город" предназначена для учащихся четвертого класса пятилетнего обучения и седьмого класса восьмилетнего обучения в детских художественных школах, обучающихся по предпрофессиональной образовательной программе "Живопись". Предмет "Художественная керамика" является вариативной частью.
Цель и задачи.
Развитие пространственного мышления при построении архитектурной композиции. Передать характерные пропорции и особенности архитектурного комплекса. Научиться приемам изготовления гнутого пласта, работа с фактурными тканями для декоративной рамки. Создать декоративную композицию.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Город»»
МБУДО «ДХШ» ГО г. Нефтекамск РБ
Методическая разработка урока «Город»
Разработала Вычужанина И.Л.
преподаватель МБУДО «ДХШ»
2018 г.
ТЕМА: «Город».
Цель и задачи.
Развитие пространственного мышления при построении архитектурной композиции. Передать характерные пропорции и особенности архитектурного комплекса. Научиться приемам изготовления гнутого пласта, работа с фактурными тканями для декоративной рамки. Создать декоративную композицию.
Материалы для учителя.
Наглядный материал: готовые изделия, фотографии и репродукции архитектурных сооружений, ноутбук для демонстрации наглядного материала, глина, фактурные ткани, пласты для наглядной демонстрации, эскизы для демонстрации, стеки, шликер.
Материалы для учащихся.
Несколько вариантов эскизов на заданную тему (домашняя работа), лист А3, стеки, фактурные ткани.
План урока.
Вводная беседа об архитектуре по фотографиям, репродукциям и готовым изделиям. (5 минут).
Обработка предварительно созданных эскизов. Проработка деталей декоративной композиции. (25 минут).
Практическая работа. Выполнение рамок и композиции по утверждённым эскизам в материале. (50 минут).
Подведение итогов. (10 минут).
Ход урока.
Сообщение темы урока. Вводная беседа об архитектуре по фотографиям, репродукциям и готовым изделиям из глины. Учащиеся с прошлого урока знают о том, что в архитектуре большое внимание уделяется образному звучанию сооружения, тому настроению, которое создаётся у человека при восприятии объекта. Талантливые предки донесли до нас понимание красоты, где основные выразительные средства – пластика объёма, масштабность, режим, пропорциональность, фактуре и цвета. Знание о глубинно-пространственной композиции, образной язык архитектурных объемов, язык силуэтов и линий – всё это позволяет выполнить следующие задание.
О композиции при создании своей композиции на заданную тему должны были продумать сюжет дома и принести свои проекты в 3-4 эскизах. Напомню основные правила при помощи, которых мы создаём декоративную и любую другую композицию. Декоративное (упрощённое) изменение внешнего вида объектов окружающего мира с сохранением их характерных особенностей. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также от передачи объёма. Но, чтобы изображение было узнаваемым, выразительные формы объекта нужно подчеркнуть или преувеличить, а малозначительные удалить.
Все объекты должны быть выстроены по принципу большое, среднее, маленькое и так далее, то есть, используем ритм. Предметы недолжны, быть одного «роста».
Используем принцип заслонения, то есть предметы должны «прятаться» друг за другом. На много интереснее композиции, когда одни предметы перекрывают другие. Могут быть варианты, когда предметы располагаются группами. Например, два дома перекрывают друг друга, а третий стоит один и их объединяет только мостовая или дерево или вывеска или водосточная труба и так далее.
Пластика объема. В декоративной работе особенно можно использовать принцип, чем «кривее» тем лучше, то есть, наклоны стен домов могут не параллельными, ассиметричными.
Цветовое решение можно использовать разные по цвету глины, можно продумать и об использовании глазури.
Масштаб немало важная форма необходимо учитывать размер вашей композиции и формат основания изделия. У нас есть возможность сегодня её подкорректировать. Ведь на прошлом задании мы с вами приготовили три пласта, из которых сегодня будем изготавливать нашу работу.
Я вам напомнила принципы композиции и сейчас приступаю к проверке домашнего задания – эскизы…
Чьи эскизы проверены можно, увеличивать в натуральную величину.
Эскизы утверждены у всех, объясняю последовательность выполнения следующего этапа нашего урока.
Перед собой выкладываем на ткань готовый пласт, тот который самый «толстый» накрываем сверху другой тканью и ещё раз откатываем скалкой. Затем берём эскиз, укладываем его на готовый пласт и с учётом на подгиб (1-1,5см с каждой стороны) вырезаем основание изделия.
Загибаем края пласта со всех во внутреннюю сторону, предварительно срезав нужные края. Оставляем свои инициалы и год создания композиции на изделии. Вдвоём переворачиваем на лицевую сторону, загнув предварительно ткань вовнутрь, уложив следующую ткань сверху, полиэтиленовую плёнку, доску.
Укладываем следующий пласт «потоньше». Откатываем его ещё раз, сверху укладываем фактурную ткань и откатываем узор на пласте. Проводим по самой длиной стороне прямую линию и ещё одну прямую на расстояние 3-3,5 см. Таких полосок мы делаем 4 штуки.
Затем из готовых заготовок изготавливаем рамки для основания, путём сгибания пополам всех деталей по очереди. Затем срезаем края рамок, заостряя их.
На основу по краям наносим шликер и прикрепляем рамку аккуратно и симметрично, стараемся не повредить фактуру рамки. Концы рамки аккуратно опускаем вниз и прикрепляем внахлёст.
Затем определяемся с отверстиями для верёвочки, симметрично делаем отверстия.
Практическая часть.
Объяснение практической части закончено приступаем к работе в материале
Подведение итога.
На этом урок заканчивается, у всех разная скорость выполнения работы, все видят, сколько успели выполнить задания сегодня. Делаем выводы кому надо будет работать быстрее, а кому аккуратнее, похвалить тех, кто вовремя уложился с выполнением задания. И у вас осталось 10 минут на завершение и уборку рабочего места. Все ткани за собой необходимо сполоснуть и повесить сушить, вымыть инструменты и стол. Остальную часть и будем выполнять на следующем уроке.