А) Знакомство с книгами о народном искусстве. -Вот строки из произведения Е.Осетрова «Краса ненаглядная» «Сто крылец, сто колец, сто коней, сто вестей…» - так начинаются сказки. Спросим у первого скакуна: -Откуда ты примчался? О чём твоя весть? -Я из лесов дремучих. Моя весть о хохломе огненной. О той, что краше золота…» Б) Чтение стихотворений о росписи Не могу налюбоваться, взглядом долгим оторваться От причудливых узоров и фантазии просторов. Ты душою глубока и торжественно легка. В твоих кудрях золотых солнечный играет блик, Травник весело кружится, гордая сидит Жар-птица, Песни счастья нам поет, красны ягоды клюет. Что за дивная посуда? Роспись льется - просто чудо. Здесь цветы, луга, поля - все чем славится земля, И березовый листок, и пшеницы колосок В) Рассказ учащихся о происхождении удивительного искусства. 1.Существует легенда о том, как пришла на волжскую землю «Хохлома» и где она взяла свои огненные краски. 1 ученик. Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец Андрей Лоскут. Царь высоко оценил его мастерство и щедро наградил его за труды. Любил мастер свое мастерство, но еще больше любил он свободу. И однажды он покинул царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и принялся за своё ремесло. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки. Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да любоваться этой красотой. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере дошла и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное мастерство. Знать, кисть у художника была необычной – она была из солнечных лучей. 2 ученик. Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу жар – птица и он её угостил. И вдруг птица – жар прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой. Вот такое поверье ходит в народе. Считается, что родоначальником Хохломы является Семён - ложкарь, который вооружил целую армию деревянными ложками. А художник Г. Матвеев, под руководством которого была создана школа росписи и токарного искусства, развил этот кустарный промысел до промышленного производства. Он собирал традиционные рисунки и обучал мастеров. Растительный орнамент, исполненный в насыщенных красках осеннего русского леса, становится главной темой творчества художников. Город Семенов, превратился в столицу золотой хохломы. В настоящее время у хохломской росписи два центра – город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник». Г). Знакомство с технологией изготовления изделий с хохломской росписью. (Видеоролик «Золотая Хохлома») https://www.youtube.com/watch?v=w67VV75mcDs Д) Работа с учебником с.88-89. Знакомство с элементами росписи. Приложение 1 Чтение и запись основных элементов травяного орнамента в словарях. Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" — это роспись, включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. |