СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Куликовская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка посвящена одному из ключевых событий русской истории - Куликовской битве

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Куликовская битва"»

Районный конкурс стендовых уроков для молодых специалистов













Методическая разработка

стендового урока истории

«Куликовская битва в истории Руси»

для 6 класса общеобразовательной школы















Разработала: учитель

истории и обществознания

МБОУ СОШ № 1

г. Михайловска

Ермакова Т.А.







2015 г.

Тема урока: «Куликовская битва в истории Руси»

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: урок с применением мульти-медиа ресурсов.

Цель урока: сформировать у обучающихся понимание значения Куликовской битвы в истории нашей страны, развивать образное и критическое мышление, воспитывать чувство гордости за великое прошлое русского народа.

Задачи урока:

  1. Рассмотреть ситуацию, сложившуюся в Московском и других русских княжествах во второй половине XIV века.

  2. Изучить причины, участников и ход битвы на поле Куликовом.

  3. Проанализировать образы персонажей и событий, показанных в фильме.

  4. Оценить вклад Дмитрия Донского в победу над татарами.

  5. Определить, какое значение имела Куликовская битва для русского народа.

  6. Развивать чувство патриотизма, гордости и сопричастности к великой и славной истории русского народа.



Место и роль темы во всем курсе: Данный урок – это второй по счету урок, посвященный Куликовской битве, изучение которой запланировано в рамках курса изучения истории России, а именно Московской Руси. Данная тема раскрывает всю остроту борьбы русских князей с ордынским владычеством, необходимость сплочения перед страшным внешним врагом и возвышение при этом Москвы как центра сопротивления.

Оборудование и материалы, применяемые на уроке:

  • Мультимедийный проектор, ПК.

  • Презентация «Куликовская битва» – призвана активизировать внимание учащихся, нацелить их на изучение нового материала, используется для самопроверки по ключевым вопросам, рефлексии.

  • Видео – мультфильм «Лебеди Непрядвы», киностудия «Союзмультфильм», 1980 г.

  • Карточки с вопросами – предназначены для устного ответа по группам.

  • Бланки для самопроверки.

Методы и приемы, используемые на уроке:

  • Монологический метод применяется при объяснении новой темы и вовлечении в учебный процесс учащихся.

  • Метод контроля в виде работы с карточками – необходим для выявления степени усвоения материала предыдущих тем, на базе которых осваиваются новые знания, а также важен для контроля за правильностью трактовки и понимания зрительных образов, увиденных в фильме.

  • Метод анализа используется для выявления главного и установления причинно-следственных связей.

  • Метод временных ограничений – для мобилизации творческой активности при работе на уроке.

Урок нацелен на получение следующих результатов:

Личностные УУД:

- формирование собственной позиции ученика

- повышение мотивации к изучению истории своей страны

- самоанализ своей деятельности

- способность к оценке событий и исторических личностей

- способность к самооценке.

Познавательные УУД:

- установление причинно-следственных связей

- построение логической цепи рассуждений

- выдвижение гипотез и их обоснование

- формулирование проблемы

- развитие критического мышления

- самостоятельное создание способов решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД:

- целеполагание

- планирование деятельности

- оценка

- саморегуляция



Содержание урока



Этапы урока

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Мотивация учебно-познавательной деятельности (2 мин.)

3. Актуализация опорных знаний (6 мин.)

4. Просмотр учебного фильма (15 мин.)

5. Работа по карточкам, самопроверка (12 мин.)

6. Итоги (3 мин.)



ХОД УРОКА

1. Организационный момент (2 мин.) Организация детей, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.

2. Мотивация (2 мин.)

- Сегодня мы продолжаем изучать вопросы, касающиеся Куликовской битвы. Если на прошлом уроке мы познакомились с московским князем Дмитрием Ивановичем и Московским княжеством его времен, изучили ход Куликовской битвы, то сегодня на уроке мы будем говорить о…?

Ученики сами выводят тему «Значение Куликовской битвы» или «Куликовская битва в истории Руси»

Слайд 1.



Битва на Куликовом поле… И современники её, и люди следующих поколений считали её величайшей битвой, страшной, кровопролитной, битвой за веру, битвой за русскую землю. Её герои живут в наших летописях, преданиях, на фресках и иконах православных храмов. Так какую же роль сыграла Куликовская битва в истории нашего народа?



3. Актуализация (5 мин.)

– Прежде чем приступить к просмотру второй части фильма, необходимо вспомнить с чем подошла Русь к 1380 году.

Фронтальный опрос:

- Какие два молодых княжества на Руси в XIV веке усилились так, что их князья стали оспаривать право на владимирский великий престол?

(Московское и Тверское)

- Какое княжество одержало победу в этой борьбе? (Московское)

- На основе каких признаков мы говорим об усилении Московского княжества? (рост территории, сильное войско, белокаменный кремль – единственный во всей Северо-Восточной Руси, богатство, отказ от выплаты дани хану в 1374 г.)

- Чего ожидал князь Дмитрий после отказа от выплаты дани? (нашествия, стал готовиться к решающей битве).



4. Просмотр учебного фильма.

– Сейчас вы просмотрите вторую часть учебного мультфильма. Обращайте внимание на символическое, образное изображение тех или иных явлений, высказывания героев.

Комментарии учителя:

- Дмитрий собрал небывалую по тем временам рать, летопись нам сообщает о ста и более тысячах воинов. Мамай тоже привел несметные полчища ордынцев и наемных воинов.

- Татарский богатырь Челубей выехал и похвалялся перед войском русских, кто посмеет с ним сразиться. Смельчаков было несколько, но все ждали решения князя. Дмитрий разрешил иноку Пересвету участвовать в поединке.

- Битва начинается с обстрела противниками друг друга градом стрел. Сегодня лучников заменяет артиллерия, хороший командир всегда проводит артподготовку перед боем, то есть обстрел врага из пушек, гаубиц, реактивных установок.

- Засадный полк выжидает нужного момента. Что по вашему мнению легче: ждать или броситься в атаку раньше положенного?

- Много русских людей полегло на поле Куликовом. В житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что во время битвы старец, за много километров от места сражения, молился в своей кельи и поименно называл каждого, кто погибал в тот момент. Он же первым сообщил братии о великой победе!



5. Работа по карточкам, самопроверка.

Класс условно разбивается на группы: 4-5 человек. Вопросы в виде небольших карточек-билетов предлагается выбрать ученику, вопрос зачитывается вслух, если ученик затруднятся в ответе, то группа помогает. В том случае если группа не может ответить, вопрос адресуется классу.

Вопросы:

- Что по вашему мнению символизируют белые лебеди? (души погибших русских воинов)

- Что символизирует темный всадник на коне? (беду, дурную весть, приближение опасности, монголо-татарское иго, призрак Чингисхана)

- Кто этот старец, который выходит на встречу князю? (Сергий Радонежский)

- Зачем приезжает князь к старцу? (за благословением, чтобы заручится Божией поддержкой, поднять дух воинов, подчеркнуть характер битвы – за сохранение веры)

- Как звали монахов, которые последовали вместе с князем на битву? (Пересвет и Ослябя, а в иночестве Александр и Родион)

- В чем сила Руси по словам старца? (в самой русской земле, в русском народе)

- Чем были вооружены простые люди, идущие на битву? (грабли, дубинки, топоры, вилы, редко мечи)

- Зачем князья объезжают поле будущей битвы? (чтобы изучить местность, выбрать для себя наиболее выгодную позицию, распланировать расстановку полков)

- Почему хан высек плетью своего гонца, который доложил о том, что Дмитрий Московский перешел реку Дон? (он принес дурную весть)

- Зачем князь поменялся одеждой с одним из воинов? (чтобы разделить общую участь, сражаться со всеми в одном ряду, воодушевлять своим примером других)

- Что символизировал исход поединка двух богатырей перед самой битвой – оба погибли, но русский всадник остался на коне, а татарский - упал на землю? (победа достанется русским воинам, но с обеих сторон погибнет множество людей)

- Чего выжидал засадный полк? (нужного момента для нападения, чтобы наверняка разбить неожиданным ударом войска Мамая)

- Почему войско русское символически изображено в виде острого меча? (войско как меч нападает быстро, сметает все на своем пути, «стальной характер» атаки)



- Итак, что же принесла победа русскому народу в этой битве? (Надежду на окончательную победу, понимание необходимости объединения Руси).

- Каков вклад Дмитрия Донского в победу? (смог собрать войска почти всех русских княжеств, талантливо руководил войсками и спланировал ход битвы, личным примером воодушевлял воинов на поле битвы, получил благословение у святого старца Сергия Радонежского, глубоко почитаемого на Руси).



Теперь мы знаем какую великую цену заплатили наши предки на Куликовом поле, как они прославили Дмитрия, называемого с тех пор Донским, и других героев. Теперь нам понятно, почему вокруг Москвы, словно вокруг сердца Русской земли, сплотились другие княжества.

Чтобы узнать хорошо ли вы усвоили сегодняшний урок, проведем самопроверку.





Слайд №2.



Слайд №3.



Слайд №4.











Слайд №5.



Слайд №6.



Слайд №7.



6. Итоги урока.

Рефлексия: продолжите любую фразу на выбор.

Итоги: оценки наиболее активным ученикам.

Домашнее задание: параграф 18, задания в рабочей тетради №3-5.